Г.Ф. Лавкрафт - один из авторов, которых я перечитываю относительно часто. Биография у этого американского писателя более-менее типовая (работал много, получал мало, умер рано, за подробностями можно обратиться к Вики), при жизни он не получил большой известности, однако, по сумме достижений мало кто повлиял на массовую литературу (а то и вобще на массовую культуру) 20 века больше, чем Лавкрафт. Наряду со своим другом, Робертом Говардом (автором Конана), он стоял у истоков жанра "низкого" фэнтези. Вообще, вокруг Лавкрафта сложилась целая группа писателей, которые в своих произведениях часто делали отсылки друг к другу, что придавало вымышленным мирам дополнительный объём и достоверность. Разумеется, Лавкрафт серьёзнейшим образом повлиял и на литературу ужасов - творчество того же Кинга, например.
Чем же, собственно, книги Лавкрафта так хороши? Язык у него добротный, плотный, немного архаичный - так (или примерно так) писали викторианцы; идейное содержание тоже вполне вменяемое, хоть и сводится, зачастую, к "не влезай, убьёт". Но таких писателей много; чем Лавкрафт отличается от них?
В книгах Лавкрафта описан оригинальный и удивительный мир, где ведьмы и колдуны связаны с невероятными чудовищами из Космоса, прилетевшими с находящихся за пределами нашего мира звёзд; наша реальность представляется лишь зыбким и ненадёжным миражом поверх непостижимого человеческим разумом ужаса; до нашей цивилизации на Земле существовали многие другие, таинственные и могучие, погибшие от неких не менее таинственных и зловещих причин. Едва ли не первым в мире Лавкрафт сумел объединить в своих книгах традиционные пугалки человечества - тех же злых волшебников, и злых древних божков - с ужасающими пришельцами и межзвёздными глубинами, поражающими воображение, и растянуть знаменитую формулу "остерегайтесь ходить на болота ночью" на всю Вселенную.
Но лучше один раз увидеть. Поэтому
Говард Филипс Лавкрафт
Сообщений 1 страница 19 из 19
Поделиться131-03-2015 11:03:57
Поделиться231-03-2015 11:38:03
Язык у него добротный, плотный, немного архаичный - так (или примерно так) писали викторианцы
Вот это нужное слово! Потому что я хотела сказать, что нашла его слог несколько старомодным - что в моём случае, скорее, комплимент.
сводится, зачастую, к "не влезай, убьёт"
Между прочим - полностью согласна с этим посылом.
Однако замечу, что Лавкрафт, в целом, не мой писатель - хотя и не настолько не мой, как Кинг. Думаю, что Лавкрафта я смогу перечитывать, хотя и без полной увлечённости.
Про особенности моего восприятия. Надо мной при чтении висит большой плакат: "Не верю!" Не верю я в эти ужасти, их просто не бывает, а если что-то померещилось, то надо перекреститься и сказать: "Изыди!" Поэтому мне было почти не страшно. Но - я считаю неразумным лезть хоть в гробницу, хоть в подземелье, не имея напарника для страховки (сказала она, мысленно выбираясь из гробниц и подземелий Морровинда...), и потусторонняя мистика тут ни при чём.
Если говорить конкретно про "Декстера Варда", то начитанному человеку там загадки нет: я всё поняла про подмену ещё до того, как она произошла. Всё-таки я испорчена детективами. А вот от способа, каким был нейтрализован злодей, у меня осталось ощущение рояля: ну надо же было доктору так вовремя и так не подумавши произнести слова, да ещё и сохранить их в памяти!.. Ну-с, тем не менее, лучше так, лишь бы от злодея избавиться.
P.S.Кстати, чтению Лавкрафта мешает то обстоятельство, что на флибусте сканы кривоваты: где-то ощущения пропущенных слов, где-то хронически отсутствуют запятые. Но увы - на Мошкова обнаружились те же пропуски, так что это не личный флибустовый недостаток.
Поделиться331-03-2015 11:50:43
Потому что я хотела сказать, что нашла его слог несколько старомодным
Мне это некоторые рассказы Конан Дойла напомнило.
Между прочим - полностью согласна с этим посылом.
Посыл очень хороший. Но мне у него больше нравится другой: "не твори зло, потому что последствия могут тебя не порадовать".
Не верю я в эти ужасти, их просто не бывает
В том и прелесть. Пугают, и всякие иномирные ужасы показыват - но как-то очень уютно.
я считаю неразумным лезть хоть в гробницу, хоть в подземелье, не имея напарника для страховки
Я бы точно не полез. Говорю, как человек, который большую часть детства преспокойно ходил через кладбище.
то начитанному человеку там загадки нет: я всё поняла про подмену ещё до того, как она произошла
Так он не рассчитывал на детективоначитанных.
Кстати, чтению Лавкрафта мешает то обстоятельство, что на флибусте сканы кривоваты: где-то ощущения пропущенных слов, где-то хронически отсутствуют запятые. Но увы - на Мошкова обнаружились те же пропуски, так что это ни личный флибустовый недостаток.
А Флибуста, по-моему, часть текстов у Мошкова и брала. Или у них был общий источник? Хотя, могу ошибаться.
Поделиться431-03-2015 12:08:47
Говорю, как человек, который большую часть детства преспокойно ходил через кладбище.
Наземного кладбища я бы не побоялась (хотя в наше время там может ночевать кто-то вполне нашемирный, но опасный). А вот под землю без страховки - ни-ни. Напарник хотя бы доложить должен, что случилось - это в самом худшем случае.
Но мне у него больше нравится другой: "не твори зло, потому что последствия могут тебя не порадовать".
А этого посыла я у него не нашла пока что. В явном виде, по крайней мере.
Пугают, и всякие иномирные ужасы показыват - но как-то очень уютно.
Угу. Знаешь, я таки в Морр переиграла. Обычно я, когда начитаюсь чего-нибудь, сижу и боюсь обернуться, а ещё хуже - выглянуть за угол в другую комнату через тёмный коридор/прихожую. В такие минуты кажется, что обернусь - а там что-то страшное; не знаю - что, но СТРАШНОЕ, и этим оно ещё страшнее! А в этот раз страшное мне представлялось в одном виде: дремора (такой монстр гуманоидный), который появляется за твоей спиной (непременно за спиной!), когда грабишь даэдрическое святилище и забираешь с блюдечка с приношением меченную драгоценность (в каждом святилище своя, иногда это не камешек вовсе, а артефактный меч, и если на память не знать - не угадаешь; я из-за этого после каждого камушка резко оборачиваюсь с топором наготове). Так вот, если представлять за спиной такого дремору, то уже не страшно. Но это я не в ту тему писать пошла, однако...
Возвращаясь к пугалкам - вот когда мне страшно было в последний раз по-настоящему, это когда я читала "Непобедимого" Лема. И страшно было среди белого дня, не ночью! В собственной квартире! Так меня даже Кинг не пугал.
Так он не рассчитывал на детективоначитанных.
Наивный... А казалось - не так уж и давно писал.
А Флибуста, по-моему, часть текстов у Мошкова и брала. Или у них был общий источник?
Думаю, что у Мошкова. Хотя сам Мошков тоже у других что-то брал.
Поделиться531-03-2015 14:47:09
А вот под землю без страховки - ни-ни. Напарник хотя бы доложить должен, что случилось - это в самом худшем случае.
Это да. ТБ - наше всё.
А этого посыла я у него не нашла пока что. В явном виде, по крайней мере.
Навскидку - рассказ (не помню, как называется) о том, как три отморозка хотели ограбить одинокого старика.
Обычно я, когда начитаюсь чего-нибудь, сижу и боюсь обернуться, а ещё хуже - выглянуть за угол в другую комнату через тёмный коридор/прихожую. В такие минуты кажется, что обернусь - а там что-то страшное; не знаю - что, но СТРАШНОЕ, и этим оно ещё страшнее! А в этот раз страшное мне представлялось в одном виде: дремора (такой монстр гуманоидный), который появляется за твоей спиной (непременно за спиной!), когда грабишь даэдрическое святилище и забираешь с блюдечка с приношением меченную драгоценность (в каждом святилище своя, иногда это не камешек вовсе, а артефактный меч, и если на память не знать - не угадаешь; я из-за этого после каждого камушка резко оборачиваюсь с топором наготове). Так вот, если представлять за спиной такого дремору, то уже не страшно.
Ты очень глубоко погружаешься в то, что читаешь.
вот когда мне страшно было в последний раз по-настоящему, это когда я читала "Непобедимого" Лема. И страшно было среди белого дня, не ночью! В собственной квартире! Так меня даже Кинг не пугал.
Ну, Кинг не Кинг... Даррел себя пробовал не только в книжках про животных. Десять лет уже прошло, как я это читал. Я здоровый взрослый мужик, материалист притом. Но до сих пор после темноты стараюсь в зеркало не заглядываться.
А казалось - не так уж и давно писал.
Одновременно с ранней Агатой Кристи.
Поделиться631-03-2015 15:20:31
ТБ - наше всё.
Викторианские жентмуны такого слова не знали... правда, если бы знали, про них было бы меньше приключений.
Ты очень глубоко погружаешься в то, что читаешь.
Ну, а иначе какой смысл читать? Как вообще читать без погружения, если только это не учебник?
Даррел себя пробовал не только в книжках про животных.
Это мне не встречалось...
Я здоровый взрослый мужик, материалист притом.
Ну, а я, видишь ли, клинический материалист в быту, причём мой материализм усугублён моей же религиозностью: я ЗНАЮ, что этого и того быть не может. Может, поэтому ряд страхов относительно просто отгоняется. Трудней всего, если страх тот, что я писала выше: не знаю, ЧТО, но ЧУВСТВУЮ, что страшно. Как только начинаешь представлять - а что бы это могло быть, градус убывает на глазах.
Одновременно с ранней Агатой Кристи.
Да уж, по части загадок бабушка Агата далеко впереди. Мой папа не хочет верить, что кто-то мог превзойти Конан Дойля, но это потому, что он читать не хочет, увы. Дойль - безусловно, мэтр, но он был первым, и плохи те последователи, которые не стали хоть чуть-чуть выше начинателя (забавно - папа этот принцип исповедует в части конструкторского дела, но почему-то не хотел признать его в литературе).
Поделиться731-03-2015 16:24:53
Ну, а иначе какой смысл читать? Как вообще читать без погружения, если только это не учебник?
Зачем же вообще без погружения? Просто у меня, например, сопереживание героям получается, а совместный с ними страх - очень редко.
Это мне не встречалось...
Народ на Флибусте этот сборник комментирует так:
Юмористические рассказы милые, но последняя страшилка меня не особо обрадовала. Такое ощущение, что автор собрал все известные ему штампы жанра ужасов (и частично детективного жанра) и бездумно скомпоновал в одно небольшое произведение, совершенно не заботясь, как эти штампы сочетаются друг с другом. Конечно, «Переход» написан прекрасным языком, в отдельных эпизодах блестяще нагнетается атмосфера ужаса, но общая нелогичность и противоречивость сводят эффект на нет. Я хочу воздержаться от спойлеров, но даже такой момент, что персонаж без всякой логики то отражается в разных зеркалах, то не отражается, характеризует сюжет не с лучшей стороны. И таких нестыковок море.
Ну, а я, видишь ли, клинический материалист в быту, причём мой материализм усугублён моей же религиозностью: я ЗНАЮ, что этого и того быть не может. Может, поэтому ряд страхов относительно просто отгоняется. Трудней всего, если страх тот, что я писала выше: не знаю, ЧТО, но ЧУВСТВУЮ, что страшно. Как только начинаешь представлять - а что бы это могло быть, градус убывает на глазах.
Ну да, когда оознаёшь, что это только страх, прогнать его становится намного легче.
Да уж, по части загадок бабушка Агата далеко впереди.
"Убийство Роджера Экройда" - рулит!
Дойль - безусловно, мэтр, но он был первым, и плохи те последователи, которые не стали хоть чуть-чуть выше начинателя
Мне, честно говоря, характеры у него нравятся больше, чем у Кристи. Пусть тот же Холмс в большинстве рассказов и плоский, как камбала.
Поделиться831-03-2015 16:41:43
Просто у меня, например, сопереживание героям получается, а совместный с ними страх - очень редко.
Если подумать... то страх у меня сам по себе, безотносительно героев. А сопереживание - когда как. Иногда есть, иногда нет.
Мне, честно говоря, характеры у него нравятся больше, чем у Кристи. Пусть тот же Холмс в большинстве рассказов и плоский, как камбала.
Характеры или персонажи? Потому что "плоский как камбала" - это признак невысокого качества лит. работы.
"Убийство Роджера Экройда"
Оуууу! Да, там до последней минуты не ожидаешь такого. Только когда Пуаро упоминает способность к механике, я ощутила некоторую озадаченность... но уже не осталось времени на построение правильной догадки. А "Смерть лорда Эджвера" читал? Там ещё прикол с переводом слова "Париж".
Поделиться931-03-2015 16:57:00
страх у меня сам по себе, безотносительно героев.
У меня такого с книгами не бывает. С фильмами - да. А когда читаю, страшно обычно за героев.
Характеры или персонажи?
Я вот думаю, что всё-таки, персонажи. В очень многих рассказах.
Потому что "плоский как камбала" - это признак невысокого качества лит. работы.
Цикл же очень неравноценный. Учитывая, что бОльшую часть рассказов Дойл писал попросту на "читатель ждёт уж рифмы 'розы'"... Из 50 с лишним рассказов я бы легко поменял половину на ещё одну "Собаку Баскервилей".
Да, там до последней минуты не ожидаешь такого. Только когда Пуаро упоминает способность к механике, я ощутила некоторую озадаченность... но уже не осталось времени на построение правильной догадки
Вот уже за одно это - Кристи великий писатель.
А "Смерть лорда Эджвера" читал? Там ещё прикол с переводом слова "Париж".
По-моему, не читал.
Поделиться1031-03-2015 17:31:06
А когда читаю, страшно обычно за героев.
Мне, наверное, за себя вместе с ними. Потому что я воплю мысленно: ну куда, ну вот куда ты лезешь - один!..
По-моему, не читал.
Будет время - попробуй.
Возвращаясь к Лавкрафту, с которого мы так быстро съехали: в одном из немногих на данный момент прочитанных мной рассказов главгерой изучает некий заброшенный город. Один!.. Без блокнота и фотоаппарата!.. У той же бабушки Агаты работа археологов описана куда детальней и профессиональней (она с этим была знакома по своему второму мужу). А этот герой там по сути просто гуляет и любуется. Впрочем, ясно: если бы туда нагрянула нормальная профессиональная экспедиция, рассказ бы не состоялся. Или состоялся бы совсем в другом духе.
Поделиться1131-03-2015 17:59:00
в одном из немногих на данный момент прочитанных мной рассказов главгерой изучает некий заброшенный город. Один!.. Без блокнота и фотоаппарата!.. У той же бабушки Агаты работа археологов описана куда детальней и профессиональней (она с этим была знакома по своему второму мужу). А этот герой там по сути просто гуляет и любуется. Впрочем, ясно: если бы туда нагрянула нормальная профессиональная экспедиция, рассказ бы не состоялся. Или состоялся бы совсем в другом духе.
Еслы пытаться объяснить это не авторским косяком , то это может быть штрих в характеристике героя - человек поверхностный и не очень умный.
Поделиться1231-03-2015 18:23:15
это может быть штрих в характеристике героя - человек поверхностный и не очень умный.
...или чересчур увлекающийся. Но это может быть авторский ход, а не косяк. Я же говорю - реалистичная экспедиция просто разрушила бы идею.
Поделиться1331-03-2015 19:35:35
...или чересчур увлекающийся.
Может быть.
реалистичная экспедиция просто разрушила бы идею.
Да, скорее всего. Я тут нашёл книжку Уэльбека "Г. Ф. Лавкрафт: Против человечества, против прогресса", там про его персонажей так сказано:
Читая его новеллы, часто спрашиваешь себя, почему герои тратят столько времени, чтобы постичь природу ужаса, который им угрожает. Нам
они кажутся откровенно тупыми. И в этом есть истинная сложность. Ибо, с другой стороны, если бы они понимали, что готовится произойти, ничто не могло бы им помешать бежать, преследуемым отвратительным ужасом. Что должно произойти лишь в конце рассказа.
Было ли у этого решение? Возможно. Можно себе представить, что его персонажи, хотя и полностью осознавая мерзейшую реальность, с которой им надо столкнуться, тем не менее решаются это сделать. Такая брутальная смелость была, наверное, слишком чужда темпераменту Лавкрафта, чтобы он мог решиться ее описывать.
И
Часто отмечалось, что персонажи Лавкрафта, с большим трудом отличимые друг от друга, особенно в «старших текстах», представляют все до одного проекции самого Лавкрафта. Конечно. При условии сохранения за словом «проекция» его упрощенного смысла. Они — проекции подлинной личности Лавкрафта примерно в таком же смысле, в каком плоскостная поверхность может быть ортогональной проекцией объема. Мы действительно узнаем общие признаки. Студенты или профессора в университете Новой Англии (желательно в университете Мискатоника); специалисты по антропологии или по фольклору, иногда по политической экономии или неэвклидовой геометрии; тихие и замкнутые характером, с вытянутым и исхудалым лицом, склонные, по профессии и по характеру, обращаться к наслаждениям скорее духовным. Это своего рода схема, фоторобот; и больше мы, как правило, о них не узнаём.
Лавкрафт непосредственно не решал выводить на сцену персонажей взаимозаменяемых и плоских. В своих юношеских рассказах он дает себе труд изображать каждый раз другого повествователя, со своей социальной средой, личной историей, и даже психологией.. . Порой этим повествователем бывает поэт или человек, обуреваемый поэтическими чувствами; впрочем, эта струя поведет к самым бесспорным промахам у ГФЛ.
Лишь постепенно приходит он к тому, чтобы признать бесполезность всякой психологической дифференциации. Его персона жам она едва ли нужна; им может хватать хорошо настроенного сенсорного аппарата. Их единственная настоящая функция, по существу, — это чуяние-чувствование.
Можно даже сказать, что намеренная уплощенность персонажей Лавкрафта способ ствует возрастанию убедительной силы его вселенной. Всякая психологическая черта, слишком резко очерченная, способствовала бы тому, чтобы исказить их свидетельство, лишить его некоторой прозрачности; мы бы вышли из области материального ужаса, что бы снова войти в область ужаса душевного.
А Лавкрафт желает описывать нам не психозы, а отвратительные реалии.
Тем не менее герои его приносят жертву стилевой формальности, столь дорогой писателям-фантастам, состоящей в утверждении, что, возможно, их рассказ всего лишь простой кошмар, плод воображения, воспаленного чтением нечестивых книг. Ничего особенно серьезного, мы в это ни на секунду не верим. Одолеваемые омерзительными перцепциями, персонажи Лавкрафта поведут себя на блюдателями немыми, оцепенелыми, совершенно бессильными, парализованными. Они бы хотели бежать или впасть в милосердное беспамятство обморока. Ничего не поделаешь. Они будут стоять в столбняке на месте,
между тем как вокруг них выстраивается кошмар. Между тем как чувствования зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные множатся и разворачиваются в гнусном крещендо.
То есть, если довести это до логического завершения, то получим персонажа веб-камеру. Невезучую веб-камеру.
Поделиться1414-04-2015 09:30:50
Добралась до "Ужаса Данвича". Ну вот ни чуточки не страшно. Гораздо больше меня зацепила неспособность местных жителей вовремя смыться с ношебными вещами: это повод для размышления в историческом масштабе.
Поделиться1514-04-2015 11:52:32
Гораздо больше меня зацепила неспособность местных жителей вовремя смыться с ношебными вещами: это повод для размышления в историческом масштабе.
У меня промежуточный вариант: сам бы свалил, как можно быстрее, но почему это не сделали персонажи, даже не задумался.
Поделиться1614-04-2015 12:12:11
почему это не сделали персонажи, даже не задумался
Странно, но это часто встречается. Людям говорят: "Опасно!" - а они мнутся и не уходят. И кто сказал, что "авось" - русское изобретение?
Поделиться1714-04-2015 12:54:42
Как рабочая гипотеза: дело в конформизме. "Никто не уезжает, а почему я должен быть первым?" Баги психики.
Поделиться1814-04-2015 13:37:49
Да просто бросить насиженное место - проблема. Всю жизнь здесь прожил, предки тут жили, этот дом строили... а что делать на другом месте, чем кормиться, где голову приклонить? В итоге это всё перевешивает осознаваемую опасность, и вообще - а вдруг обойдётся? Но да, если кто-то первым сорвётся с места, остальным будет проще.
Поделиться1914-04-2015 16:44:42
Да просто бросить насиженное место - проблема. Всю жизнь здесь прожил, предки тут жили, этот дом строили... а что делать на другом месте, чем кормиться, где голову приклонить? В итоге это всё перевешивает осознаваемую опасность
Да, это сильный фактор.