SHERWOOD-Таверна

SHERWOOD-таверна. Литературно-исторический форум

Объявление

Форум Шервуд-таверна приветствует вас!


Здесь собрались люди, которые выросли на сериале "Робин из Шервуда",
которые интересуются историей средневековья, литературой и искусством,
которые не боятся задавать неожиданные вопросы и искать ответы.


Здесь вы найдете сложившееся сообщество с многолетними традициями, массу информации по сериалу "Робин из Шервуда", а также по другим фильмам робингудовской и исторической тематики, статьи и дискуссии по истории и искусству, ну и просто хорошую компанию.


Робин из Шервуда: Информация о сериале


Робин Гуд 2006


История Средних веков


Страноведение


Музыка и кино


Литература

Джордж Мартин, "Песнь Льда и Огня"


А ещё?

Остальные плюшки — после регистрации!

 

При копировании и цитировании материалов форума ссылка на источник обязательна.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » SHERWOOD-таверна. Литературно-исторический форум » Литература » Фрида Абрамовна Вигдорова


Фрида Абрамовна Вигдорова

Сообщений 1 страница 8 из 8

1

Фрида — большое сердце, самая лучшая женщина, какую я знал за последние 30 лет.
Корней Чуковский
Все, кто хоть немного знал Фриду Абрамовну Вигдорову <…> — тот всегда и навеки ей благодарен за то, что она жила на земле, в СССР, в Москве — среди нас.
Мария Юдина
Все помнят, как доблестно она себя вела на процессе Бродского весной 1964 года. Когда какой-то доброхот обратил внимание суда на то, что она записывает весь ход заседания, и судья сказала: «Отнять у неё записи», — Фрида выпрямилась во весь свой 150-сантиметровый рост и тихо ответила: «Попробуйте». А сразу после заседания она пришла в наш дом и — стояла и плакала на лестнице, не в силах подняться на наш этаж и позвонить.
Нина Дьяконова
Фрида была сродни не только диккенсовским героиням, но и самому Диккенсу: в жизни она творила то, что Диккенс придумывал в своих повестях, — превращала чужую беду в сказку с хорошим концом.
Лидия Чуковская
Пусть её светлый образ навсегда останется с нами как помощь, утешение и пример высокого душевного благородства.
Анна Ахматова

Фрида Абрамовна Вигдорова родилась в 1915 году в г.Орша, Могилевской губернии. Окончила в 1937 г. литературный факультет Московского педагогического института. Литературная деятельность Вигдоровой началась в 1938 г. Книги Вигдоровой посвящены детям, воспитанию характера, моральным проблемам. Вигдорова стремилась говорить о благородстве и душевной красоте человека (повести «Мой класс», 1949; «Дорога в жизнь», 1954; «Это мой дом», 1957; роман «Семейное счастье», 1961). В начале 1960-х гг., работая очеркисткой в газете «Известия», Вигдорова сумела в некоторых статьях провести мысль о невозможности духовной творческой жизни в условиях стандартизации и идеологического единомыслия. В марте 1964 г. Вигдорова присутствовала на процессе И. Бродского и записала ход процесса. Эта запись получила мировую известность, став важным фактором в борьбе за права человека в СССР.

Особой страницей в биографии Вигдоровой как общественного деятеля стало её участие в судебном деле Иосифа Бродского, к которому она привлекла внимание многих известных деятелей культуры. В феврале 1964 г. Вигдорова присутствовала на суде над Бродским и сделала запись судебных слушаний, которая получила широкое распространение в самиздате: собственно, с этой записи, получившей название «Судилище», наряду с некоторыми ранними произведениями Александра Солженицына, и начинается история общественно-политического самиздата в России. А. Гинзбург посвятил Вигдоровой свою «Белую книгу» о процессе Синявского-Даниэля.
Запись также была многократно опубликована в разных странах и вызвала широкое движение западных интеллектуалов левой ориентации в защиту Бродского; благодаря вмешательству Жана-Поля Сартра Бродский был в сентябре 1965 г. освобождён из ссылки. К этому моменту Вигдоровой уже месяц как не было в живых; до последних дней (она умирала от рака поджелудочной железы) она постоянно интересовалась ходом дела Бродского и судьбой поэта.
Фрида Вигдорова оказывала разнообразную помощь и поддержку и другим писателям: так, при её активном участии была осуществлена публикация первых произведений И. Грековой и русского перевода сказки Сент-Экзюпери «Маленький принц».
Собственная литературная работа Вигдоровой началась с ряда публицистических публикаций — в частности, с выполненной ею литературной записи воспоминаний Л. К. Космодемьянской, матери Зои и Александра Космодемьянских. Далее последовали повести и романы: повесть о молодой учительнице «Мой класс» (1949), трилогия «Дорога в жизнь», «Черниговка» и «Это мой дом» (1961), посвящённые проблемам педагогики и становления личности подростка (романы написаны от лица С. А. Калабалина — у Вигдоровой (как и у Макаренко) Карабанов, — воспитанника А. С. Макаренко, также посвятившего себя работе в детских домах и его жены Галины Константиновны, в «Педагогической поэме» Макаренко названной Черниговкой), и дилогия «Любимая улица» и «Семейное счастье» (1965), в центре которых — психологический портрет молодой женщины, жены, матери.
В 1971 году повесть «Это мой дом» была экранизирована. Фильм под названием «Вчера, сегодня и всегда» снял кинорежиссёр Яков Базелян.

Памяти Фриды Вигдоровой посвящена песня Александра Галича «Уходят друзья»

(На последней странице печатаются
объявления о смерти, а на первых -
статьи, сообщения и покаянные письма)

Уходят, уходят, уходят друзья,
Одни - в никуда, а другие - в князья.
В осенние дни и в весенние дни,
Как будто в году воскресенья одни...
Уходят, уходят, уходят,
Уходят мои друзья!

Не спешите сообщить по секрету:
Я не верю вам, не верю, не верю!
Но приносят на рассвете газету,
И газета подтверждает потерю.

Знать бы загодя, кого сторониться,
А кому была улыбка - причастьем!
Есть - уходят на последней странице,
Но которые на первых - те чаще...

Уходят, уходят, уходят друзья,
Каюк одному, а другому - стезя.
Такой по столетию ветер гудит,
Что косит своих и чужих не щадит...
Уходят, уходят, уходят,
Уходят мои друзья!

Мы мечтали о морях-океанах,
Собирались прямиком на Гавайи!
И, как спятивший трубач, спозаранок
Уцелевших я друзей созываю.

Я на ощупь, и на вкус, и по весу
Учиняю им поверку... Но вскоре
Вновь приносят мне газету-повестку
К отбыванию повинности горя.

Уходят, уходят, уходят друзья!
Уходят, как в ночь эскадрон на рысях.
Им право - не право, им совесть - пустяк,
Одни наплюют, а другие - простят!
Уходят, уходят, уходят,
Уходят мои друзья!

И когда потеря громом крушенья
Оглушила, полоснула по сердцу,
Не спешите сообщить в утешенье,
Что немало есть потерь по соседству.

Не дарите мне беду, словно сдачу,
Словно сдачу, словно гривенник стертый!
Я ведь все равно по мертвым не плачу -
Я не знаю, кто живой, а кто мертвый.

Уходят, уходят, уходят друзья,
Одни - в никуда, а другие - в князья.
В осенние дни и в весенние дни,
Как будто в году воскресенья одни...
Уходят, уходят, уходят,
Уходят мои друзья!..

1963

+2

2

milka написал(а):

В 1971 году повесть «Это мой дом» была экранизирована. Фильм под названием «Вчера, сегодня и всегда» снял кинорежиссёр Яков Базелян.

Что-то не то...
Это музыкальное ревю+ какой-то др. режиссер.
Вот:
http://tfile.me/forum/viewtopic.php?t=357658

0

3

Мария Мирабелла, я тоже не нашла. Но на рутрекере в комментариях к этому ревю просят, если у кого есть, выложить киноповесть 1971 года с аналогичным названием. Так что фильм явно существует.

0

4

Я не знаю ничего про фильм, а вот про книги хочу поговорить. Читала я только трилогию про Карабанова, и перечитав сейчас не только не разочаровалась, но и снова в восторге, несмотря на советский пафос. Сейчас модно ругать все советское, но я не буду этого делать, потому что эта трилогия не пафосна ни разу, она честная, это чувствуется. Когда автор верит по-настоящему в то, о чем пишет и что пишет, это ощущается, и тоже веришь. Были такие люди, и они есть. Сейчас да и тогда их могли бы назвать наивными и простыми, но они были. Я помню, как в школе одна девочка сказала, что ей не важна зарплата - нас тогда так учили, что копить нехорошо, и все мы в это верили. И в этой книге даже психологически объяснимая жажда накопительства Якушева выглядит и ощущается порочной, нехорошей. А в самом деле, разве копить хорошо? Сегодня внушается, что да. Сегодня это называется хозяйственностью. Да неужели? Есть же разница между хозяйственностью и плюшкинизмом.
В книгах Вигдоровой все герои живые и яркие. Даже те, кто появляется в эпизоде, запоминаются. О них думаешь, представляешь, как бы повела себя, оказавшись на их месте.
И о каждом погибшем персонаже скорбишь, как о добром своем знакомом. И чем проще написано, тем сильнее переживания. Это говорит о большом таланте автора.
Немножко цитат:

Садовод продолжает жить в садах, которые он взрастил, писатель оставляет в наследство людям свои книги, художник – полотна. А учитель? Учитель живёт в своих учениках, в их поступках и мыслях. В этом – его творчество и его доля бессмертия.

Я думаю, никакие человеческие отношения на свете не остаются неизменными – даже самые лучшие, проверенные и близкие. Они меняются, растут или убывают, становятся глубже, дороже или, напротив, вдруг застывают – и это плохо. Ведь в движении жизни движутся, меняются и люди, их чувства, привязанности. Порою едва приметно. Неслышно. Каждый новый день чем-то не похож на минувший. Если дружба остановилась, значит, она пошла на убыль, потеряла что-то. Она не растет, ее надо поддерживать, а что может быть хуже такой дружбы, которой нужны подпорки?

— Скучновато. Мне в этой повести не хватает освежающего дыхания отрицательного героя.
— Гм… Тут есть какая-то загадка. Ведь, в сущности, зачем человеку недостатки? Ведь они его не красят. Но в "Трех мушкетерах" я Атоса люблю, он такой шалый и выпивает, а в остальных частях только и делает, что произносит благородные речи, и до того становится невыносимый, просто беда.

0

5

Мне страшно нравится, как легко и точно попала автор в общий тон Макаренко, чей рассказ она продолжает. Герой Макаренко старше, опытней и ироничней, а Семен в силу молодости более энергичен, крут характером, напорист, но мягкий юмор, искренность и какая-то особенная чистота интонации в романах Вигдоровой продолжены и развиты.

milka написал(а):

Когда автор верит по-настоящему в то, о чем пишет и что пишет, это ощущается, и тоже веришь.

Тем более, что в тексте имеются прямые подтверждения правильности позиции Семена и Гали. Андрей Репин был всего лишь удачливым вором, неизвестно сколько продержавшимся бы на волне воровской удачи, - стал героем-летчиком. Митька-Король, Лира, Тоня, Шурка Дмитриев, - все они становятся из черт знает кого достойными, сильными, стойкими людьми.

milka написал(а):

Сейчас да и тогда их могли бы назвать наивными и простыми, но они были.

Они не наивные. Они благородные.

0

6

Эпона написал(а):

Они не наивные. Они благородные.

Да, конечно. Но на фоне всяких педологов и партийных руководителей выглядят иногда наивными, может быть, именно потому, что благородны.
Они удивляются и оскорбляются, когда их подозревают в растратах и всяких нехороших махинациях. Да, конечно, это оскорбительно, я очень хорошо их понимаю. Но, с другой стороны, и Семен и Галя так удивляются, как будто не знают, что вокруг творится, что да воруют, что да ловчат. Для них это дико, они воспитывают детей соответственно своим понятиям, и они настолько уверены, что так и должно быть (а так и должно быть!), что их удивляет окружающая действительность.
Я тоже когда-то была убеждена, что религиозный еврей (это я про Израиль уже) никогда не посмеет обмануть своего, никогда не посмеет нарушить заповедь. Ну да. Мне очень быстро открыли глаза. Но даже тогда я не хотела верить в очевидное. Потому что воспитывалась на хороших книгах.

Эпона написал(а):

Тем более, что в тексте имеются прямые подтверждения правильности позиции Семена и Гали.

Особенной удачей я считаю Репина. Король, хоть и был шантрапа, в нем сразу было видно, что он потянется к доброму и чистому. А вот Репин был совсем другой. А каким стал! Какой педагог из него вышел, не говоря уже о воинских удачах!
Очень мне жалко Лепко, которого в тюрьму упекли. Ну можно же было что-то сделать! Если бы Семен был там, он бы, наверняка, что-то сумел сделать.

0

7

О-о, педологи - это отдельная сага, что у Макаренко, что у Вигдоровой. С одной стороны, их изображение почти карикатурно, с другой - в жизни такие карикатуры встречаются, что "Крокодил" нервно курит...

milka написал(а):

Для них это дико, они воспитывают детей соответственно своим понятиям, и они настолько уверены, что так и должно быть (а так и должно быть!), что их удивляет окружающая действительность.

Вот это и главное - то, что два человека воспитывают десятки людей, которым тоже будет дико и неприемлемо ловчить и воровать.

milka написал(а):

Я тоже когда-то была убеждена, что религиозный еврей (это я про Израиль уже) никогда не посмеет обмануть своего, никогда не посмеет нарушить заповедь.

Тю! Когда это религия кого-то останавливала? Религия сама по себе, я имею в виду. В мире дофига религиозных подонков и благороднейших атеистов, и наоборот. Если человек сволочь, то его даже страх перед высшим судом не остановит, потому что "до бога высоко". Дело только в моральных принципах, которые закладываются в нас где-то на других полочках, нежели конкретно вера в бога или богов.

milka написал(а):

Особенной удачей я считаю Репина.

Согласна. Очень сильный и неоднозначный вышел персонаж, яркая находка, помогающая лучше раскрыть и характеры соприкасающихся с ним. Чего стоит один их с Семеном интеллектуальный поединок - ведь достойный противник подобрался для молодого воспитателя, умный, развитый, циничный не по годам. И то, что Семен не просто тупо сломал его, а сумел перестроить мировоззрение, где-то сыграв в поддавки, где-то жестко надавив, сделал из него своего союзника, а впоследствии и сподвижника, - это большая педагогическая победа.

milka написал(а):

Очень мне жалко Лепко, которого в тюрьму упекли.

Слушай, а вот этого не помню, читала-то давным-давно. Не напомнишь эту историю?

0

8

Эпона написал(а):

Слушай, а вот этого не помню, читала-то давным-давно. Не напомнишь эту историю?

Я перечитывала недавно. Это произошло в эвакуации, когда Галина руководила домом. Дети от голода и страха воровали курей, хлеб, все, что плохо лежит. Но еще до того, как это началось, к дому подселили детей из детдома для трудных, и когда началис ь кражи, все подумали на этих трудных. В общем, они, конечно, тоже во всем участвовали, но умели прятать концы в воду. В общем, в первый раз, когда все выяснилось, ребят осудили условно.
А вот позже пропали деньги. И милиция нашла двух подозреваемых. Одного из трудных, я не могу вспомнить фамилию, был такой там философ "сам по себе", хромой и одноглазый, и рыжий Петя.
И Петя на допросе прокололся. Виноват был одноглазый, но против него не было улик. И посадили милого мальчика Петю. Галя ничего не могла сделать. А Семен бы что-то сделал, я уверена!

0


Вы здесь » SHERWOOD-таверна. Литературно-исторический форум » Литература » Фрида Абрамовна Вигдорова