Очень странно, что до сих пор у нас не было темы о творчестве этого писателя.
мое отношение к нему и его творчеству постоянно меняется. От восторга, возникшего в пятом классе, при чтении сокращенного варианта "На краю Ойкумены" до возмущения "Туманностью Андромеды". От любви к Элладе до полного неприятия авторских идей вообще.
От удивления "Лезвием бритвы" к интересу и попыткам понять в "Часе быка".
Ефремов, по-моему, очень неоднозначный автор. Я не верю в его коммунистические идеи! И никогда в них не верила. Она кажутся везде чужеродными! Как будто он заставляет нормальных героев нести чушь о всеобщем счастье коммунизма. Или показывает этот коммунизм таким, что совсем туда не хочется. Может, это мне теперь так кажется, а когда все было написано, выглядело и читалось по-другому.
Но в том же "Лезвии бритвы", если коммунистические заходы пропускать, книга не страдает от них. Правда, в ней есть натуральный Марти, но у Ефремова вообще проблема с живыми героями. Они не картонные, а металлические. Рупоры авторских идей без прикрас.
Что меня бесит в его книгах, так это манера героев выражаться и постоянно читать лекции! Ну не могут живые люди так себя вести! А они и не претендуют на живых, по-моему. Они именно и созданы для того, чтоб нести свет знания. Вместо них можно было бы роботов наклепать, чтоб просвещали темный народ.
Но при всем при этом есть в его книгах мысли и идеи, которые заставляют думать и спорить.
И живые люди тоже есть, та же Таис Афинская, она живая. Она почти не читает лекций, ошибается, меняется, взрослеет.
Герои "Часа быка" лишены вообще возможности меняться.
Интересные статьи о творчестве писателя:
http://iae.newmail.ru/Publicism/HB.htm
http://www.lib.ru/RUFANT/REWICH/perekre … es.html#16
http://fantlab.ru/autor181
Биография: http://www.rusf.ru/litved/biogr/efremov.htm
И немножко цитат:
Женщины знают, как хрупка жизнь, как близка смерть, а мужчины мечтают о бессмертии и убивают без конца по всякому поводу.
Мужчина, отказывающий женщине в страсти, кто бы она ни была, совершает большой грех.
Зачем рыдать под звездой, которую всё равно не снять с неба? Она совершит начертанный ей путь. А ты совершай свой.
(Таис Афинская)
Как ни называть, важно, чтобы искусство несло утешение, а не развлечение, увлекало на подвиг, а не давало снотворное, не занималось исканием дешевого рая, не превращалось в наркотик.
Не постарела, а поумнела, — улыбнулся ей учитель. — Умнеть всегда нелегко. Теперь вы становитесь взрослее, если постигли, что познания, которые дает вам школа, и испытания, которым она вас подвергает, совсем не для того, чтобы набить ваши головы простой суммой законов и фактов. Это коридор необходимости, через который надо пройти каждому, чтобы выпрямить свои инстинкты, научиться чувству общественного сознания, и прежде всего осторожности в действиях и тонкости в обращении с людьми. Коридор предельно узок и труднопроходим.
(Час быка)