SHERWOOD-Таверна

SHERWOOD-таверна. Литературно-исторический форум

Объявление

Форум Шервуд-таверна приветствует вас!


Здесь собрались люди, которые выросли на сериале "Робин из Шервуда",
которые интересуются историей средневековья, литературой и искусством,
которые не боятся задавать неожиданные вопросы и искать ответы.


Здесь вы найдете сложившееся сообщество с многолетними традициями, массу информации по сериалу "Робин из Шервуда", а также по другим фильмам робингудовской и исторической тематики, статьи и дискуссии по истории и искусству, ну и просто хорошую компанию.


Робин из Шервуда: Информация о сериале


Робин Гуд 2006


История Средних веков


Страноведение


Музыка и кино


Литература

Джордж Мартин, "Песнь Льда и Огня"


А ещё?

Остальные плюшки — после регистрации!

 

При копировании и цитировании материалов форума ссылка на источник обязательна.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » SHERWOOD-таверна. Литературно-исторический форум » Англия » Реформация в Англии


Реформация в Англии

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Королевская реформация в Англии: консерватизм и новации
Осокина И.

     На пороге Нового времени произошел особый род перемен в области религиозной организации и отправления культа.
     Эти перемены известны под названием Реформации, затронувшей организационную, обрядовую и догматическую стороны жизни католичес-кой церкви во многих странах Западной Европы.
     Главными идеями реформаторов церкви в Новое время помимо борьбы с торговлей индульгенциями и критикой догмата о папской непогрешимости стали идеи свободы индивида в отправлении религиозных обрядов и поддержка популярной в целом ряде европейских стран идеи верховенства власти народа.
     В Англии реформация имела свои отличительные черты. В XVI веке Англия была страной крепнувшего абсолютизма, вступившего в острый конфликт с папством, итогом которого стал акт 1534 о супрематии (верховенстве), в силу которого король стал главой англиканской церкви.
     Джеймс Фроуд (James Froude) писал: «Я убежден, что Реформация стала величайшим в истории Англии событием, мощной силой, распространившей англосаксов по всей планете и оставившей след английского гения и характера в жизни человечества» . Дэвид Гум (David Gume) утверждал, что английская Реформация стала via media между папизмом и радикализмом.
     Главной целью Королевской реформации в Англии стало освобождение от Ватикана и прямое подчинение английской церкви королю. Важное, если не главное, значение имело стремление короля секуляризировать монастырские земли. Английская буржуазия была заинтересована в «дешевой и простой» церкви. Весь этот комплекс причин положил начало английской Реформации.

Ослабление влияния церкви в Англии и реформы Генриха VIII
С государственной точки зрения современной Англии как государства не существует, поскольку название это не входит в официальную титулатуру правителя страны.
Монарх правит не Англией, а Соединенным Королевством Великой Британии и Северной Ирландии и другими Владениями и Территориями.
Англия представляет собой одну из четырех частей Соединенного королевства, где проживает около 4/5 его населения.
Англия стала первым европейским государством, в котором стал складываться уже в средние века общенациональный (общегосударственный) характер внутренней политики и управления. Этому во многом способствовали не только внешнеэкономические и политические факторы сами по себе, но и прежде всего их сочетание с островным положением страны.
     Теоретическая концепция нации-государства возникла в Новое время. До этого население идентифицировало себя по месту обитания, по принадлежности к городской или религиозной общине либо по принадлежности тому или иному феодальному господину.
     Со временем властные полномочия местных феодалов стали приходить в столкновение и противоречие с полномочиями королей. Короли в свою очередь стали брать под опеку и защиту людей, которые лишились своих покровителей вследствие их гибели в крестовых походах и войнах или вследствие их пленения.
     Победителями в этом соперничестве оказались короли (так же как и в других средневековых обществах), которые начали осуществлять жестокие репрессии в отношении непокорных и строптивых феодальных владык.
     К этому времени ослабевает влияние церкви в делах государства. Короли уже не хотели мириться с надгосударственной лояльностью служителей церкви. С этой целью они поддержали антикатолическое движение реформаторов и сепаратистов (диссидентов), в чем нашли поддержку у купеческого и промышленного сословий.
     Заметное усиление королевской власти пришлось на период деспотического правления Тюдоров, особенно Генриха VII, которому удалось усмирить наиболее мятежных феодалов из знатных семейств, ввергших страну в 30-летнюю гражданскую войну. При нем был учрежден специальный суд, где разбирались дела мятежников, названный по месту разбирательства судом Звездной палаты (официальное название этого судилища над политическими противниками – Совет Звездной палаты).
Его сын и наследник Генрих VIII возглавил реформаторов церкви, которые еще с XIV века всесторонне критиковали папство (Дж.Уиклиф и др.).
     Фактически у истоков английской королевской реформации лежала романтическая история любви короля Генриха VIII и фрейлины двора его первой жены Анны Болейн.
     Королю захотелось оформить свои отношения с фрейлиной браком, для чего нужен был развод с Екатериной Арагонской. К тому же выяснилось, что Екатерина не может дать наследника Генриху.
     В целом окончательный разрыв с папой и установление независимой и обособленной церковной организации в Англии произошли после того, как папа Климент VIII отказался одобрить расторжение брака Генриха с Екатериной Арагонской.

Вопрос о престолонаследии в средние века всегда был первостепенным для монархов. Дать разрешение на развод мог только папа римский. Климент VII отказался узаконить развод.
     Принципиальность Климента VII и его преемника Павла III определялась вескими мотивами: первая жена Генриха VIII была сестрой испанского короля и германского императора Карла V, во владения которого входила большая часть Италии. К тому же Карл V проводил широкую внешнюю политику по созданию вселенского католического государства. Идеологически эта политика совпадала с теократической позицией пап. Бракоразводный процесс Генриха VIII стал поводом для давно назревавшего разрыва Англии с Римом.
     Однако предпосылки для осуществления реформации в Англии сложились, как и всюду в Европе, в начале XVI в. Среди них: экономические (за счет секуляризации церковных земель и имуществ монархия надеялась пополнить государственную казну, дворянство – поправить свое материальное положение, молодая буржуазия – приобрести дополнительные прибыли); политические (король стремился превратить церковь в часть государственного аппарата, подчинив ее монарху); идеологические (широко распространяются в стране сформулированные еще в конце XIV века идеи Д.Виклифа по коренной реформе католицизма, с континента в Англию проникает гуманизм с его критикой безнравственности, невежества католического духовенства, роскошного образа жизни клира, богатств в церкви).
     Специфика процесса формирования английской протестантской церкви была в значительной степени обусловлена тем, что отделение от римской церкви шло не в результате широкого реформационного движения, как например в Германии, а как следствие проведения в жизнь принципов политики абсолютизма. Поэтому реформация началась с установления государственной церкви.
Далее

+2

2

О Джоне Уиклифе, стоявшем у истоков Реформации
О его жизни известно если не так уж много, но и не так уж мало в сравнении с другими его современниками, например, поэтом Уильямом Лэнглендом, все данные о котором можно уместить в две строки. Джон Уиклиф (единой традиции в написании его имени по-русски нет, встречаются и такие варианты — Виклеф и Виклиф) родился в семье мелкопоместного дворянина в деревне Ипсвел, графство Йоркшир. До сих пор нет единого мнения о годе рождения Уиклифа — справочники называют «1320 или 1324», «между 1320—1330», «около 1330». По-видимому, в достаточно юном возрасте он поступил в Оксфордский университет, где сначала учился, а потом остался преподавать. Высокое Средневековье было золотой порой для оксфордской научной школы. Островное положение Англии способствовало развитию независимой университетской традиции, которой было трудно существовать на континенте, где университеты постоянно находились в поле зрения папства и панически боялись ересей. Из стен Оксфорда вышли такие крупнейшие учёные, как Роберт Гроссетест (1175—1253), Роджер Бэкон (1214—1294), Иоанн Дунс Скотт (1265—1308), Уильям Оккам (ок. 1288—1348). Как ни неожиданно это прозвучат, но научная школа английских университетов придёт в упадок в эпоху Ренессанса и восстановит свою славу только в XIX в., при королеве Виктории, когда будет радикально реформирована их академическая структура и учебная программа. Но пока, в XIV в., Оксфорд ещё оставался местом, где ценили оригинальную мысль и исследовательский энтузиазм. Лекции и проповеди Уиклифа привлекли внимание короля Эдуарда III. И с 1371 г. Уиклиф вовлекается в государственную политику.

Здесь необходимо сделать отступление и рассказать, в какой исторической обстановке Уиклиф вступил на поприще политической деятельности. XIV век представлял собой переломную эпоху в истории Англии. Впервые после норманнского завоевания 1066 г. английский король Эдуард III отказался признавать вассальную зависимость от Франции. Он зашёл так далеко, что в 1337 г. провозгласил себя претендентом на французский трон и объявил Франции войну (ещё не зная, что она затянется надолго и при его жизни ей завершиться не суждено — это будет Столетняя война 1337—1453 гг.). Но в первую половину правления Эдуарда Англия одерживала в этой войне грандиозные успехи. В битве при Креси 1346 г. английские лучники обратили в бегство французских рыцарей, а в битве при Пуатье 1356 г. сам французский король попал в плен и был вынужден заплатить за своё освобождение огромный выкуп. И хотя позднее, ещё при жизни Эдуарда, военные удачи пошли на спад, воодушевление английского народа было колоссальным. Именно в то время выковывалось его национальное самосознание. Этот и без того бурный процесс дополнительно подстёгивался королевской пропагандой: английские короли, начиная с Эдуарда III, почувствовали, какой мощный источник политической энергии появился у них в руках. Эдуард прекращает посягательства на французский трон и вместо этого начинает апеллировать к самоидентификации англичан. Центральным актом его новой национальной политики стало возвращение английскому языку статуса государственного — при его предшественниках вся важнейшая документация составлялась на французском или латыни. Это касалось, впрочем, и художественной литературы. Никто официально не предписывал поэтам и романистам избегать английского, но после норманнского завоевания родной язык воспринимался как «дикий», «некультурный». Указ Эдуарда положил конец этой инерции: как по сигналу, во второй половине XIV в. возникает множество замечательных литературных памятников, среди которых — поэзия Джеффри Чосера, ставшего для английской литературы тем же, чем Пушкин для русской. Английская нация обретает голос — и в буквальном, и в переносном смысле.
Но какое отношение всё это имеет к религиозным взглядам Уиклифа, и почему учёный — богослов и филолог — оказался в центре политических событий?

Для того чтобы ответить на подобный вопрос, нужно вспомнить о политических традициях Франции. Она всегда выступала на стороне папства. В любых конфликтах Франция и Рим были готовы поддержать друг друга. Мало того, XIV в. — это период т.н. «авиньонского пленения», когда местопребыванием пап был не Рим, а французский Авиньон. (На самом деле «пленником» стал только первый из авиньонских пап, насильственно туда перевезённый, другие просто придерживались возникшей традиции). Противостояние Франции, таким образом, неизбежно означало в том или ином виде противостояние Католической церкви.

Удивительно, но многие представители самой Церкви внутри Англии оказались на стороне короля, а не Авиньона. Произошло это именно благодаря умелой политике национальной консолидации, проводимой Эдуардом: среди влиятельных иерархов Церкви было много коренных этнических англосаксов, возводивших свою родословную к донорманнским временам. К ним принадлежал и Уиклиф. Однако в его случае куда более важную роль сыграл нравственный максимализм учёного, беззастенчиво использованный королевским двором для решения политических вопросов.

В 1371 г. Уиклифа привлекают в качестве эксперта по ключевой проблеме в отношениях с Францией: нужно ли выплачивать ежегодные сборы в пользу папства? Эдуарда III терзали подозрения, что поступающие в Авиньон деньги передаются королю французскому и, таким образом, Англия финансирует войну против себя. В то же время выплаты папе были своеобразным долгом благочестия, и открытый отказ от них мог навлечь на всю страну угрозу отлучения от Церкви (что для англичан влекло за собой немало невзгод, т.к. при интердикте запрещались не только богослужения, но также крестины, свадьбы и похороны по христианскому обряду). Потому Эдуард III и обратился к Уиклифу, рассчитывая освятить его богословским авторитетом назревшее решение о прекращении выплат.

Далее

+4


Вы здесь » SHERWOOD-таверна. Литературно-исторический форум » Англия » Реформация в Англии