SHERWOOD-Таверна

SHERWOOD-таверна. Литературно-исторический форум

Объявление

Форум Шервуд-таверна приветствует вас!


Здесь собрались люди, которые выросли на сериале "Робин из Шервуда",
которые интересуются историей средневековья, литературой и искусством,
которые не боятся задавать неожиданные вопросы и искать ответы.


Здесь вы найдете сложившееся сообщество с многолетними традициями, массу информации по сериалу "Робин из Шервуда", а также по другим фильмам робингудовской и исторической тематики, статьи и дискуссии по истории и искусству, ну и просто хорошую компанию.


Робин из Шервуда: Информация о сериале


Робин Гуд 2006


История Средних веков


Страноведение


Музыка и кино


Литература

Джордж Мартин, "Песнь Льда и Огня"


А ещё?

Остальные плюшки — после регистрации!

 

При копировании и цитировании материалов форума ссылка на источник обязательна.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » SHERWOOD-таверна. Литературно-исторический форум » Литература » Фэнтези. Все что вы хотели узнать, сказать, спросить


Фэнтези. Все что вы хотели узнать, сказать, спросить

Сообщений 1 страница 30 из 34

1

milka написал(а):

Ну а теперь о фэнтези.

Теперь о фэнтези. :)

milka написал(а):

Я его не люблю. ... Все упирается в качество. Ну да, в него.

Именно так. "Смотря как сделаешь".

milka написал(а):

Но все равно, у меня фэнтези вызывает  ассоциацию с испорченной детской сказкой, мораль которой проста и ясна, как дверь, но при этом слишком много всего намешано.

Основная идея "Преступления и наказания" тоже проста, как дверь: "не пытайся переступить через мораль". Куда уж проще? Однако у Достоевского - целый кирпич - именно кирпич, потому как книга тяжела и для чтения и в прямом физическом смысле. А уж всякой дряни там намешано...

milka написал(а):

То есть, это прежде всего создание мира, отличного от реального, и население и его существами, отличными от обычных людей нашего мира. В мире фэнтези возможно все, от плохого до хорошего.

Вот именно. Если фэнтези - это, в первую очередь, мир с колдунствами, то получается, что это оболочка, метажанр. И эту оболочку можно наполнить, чем угодно. Это может быть любовный роман про эльфиек. Это может быть эпос про гномов. Это может быть боевик про фэнтезийных наёмников или детектив про принципиально не колдующего товарища в пропитанном магией мире. Это может быть социальная сатира, или психологический триллер с Гисборном, мельником и ёлками, т.д., и т.п. В общем, как в Винни-Пухе: "Это очень полезный горшочек. В него можно класть... Всё, что хочешь можно класть."
Но тут возникает другой вопрос: зачем писать фэнтези, если то же самое можно сделать на реальном материале? Тут может быть несколько ответов. Например, тяга человека к сказке. Свобода автора конструировании мира - весьма относительная, впрочем. Вспомним, что писал Профессор о мире с зелёным солнцем. Есть ещё и такой вариант. Фэнтези позволяет написать о "здесь и сейчас", сдобрив это лошадиной дозой эскапизма. Окружающая действительность, при сколько-нибудь внимательном взгляде на неё, не сильно радует. Чем страшнее тут, тем больше люди стремятся в вымышленные миры. То есть, получается, фэнтези - это опиум для народа?
Неа. Для любого произведения, действие которого происходит в принципиально иных мирах (будь то фэнтезийные королевства, колонии коммунистов на Марсе или Пиринеи под гнётом ацтеков) есть три ступени качества. Как ни странно, они относятся к преломлению в книжке или фильме реальной действительности. Вариант номер один: вывести в произведении реальный мир, просто перекроив его по вкусу автора. Вот такой горе-клепальщик выведен и Филиппом де Брока в "Великолепном". В этом варианте и водятся всевозможные Мэрьки на ехидных конях, перекидывающиеся в рояль.
Вариант номер два: автор пишет об остроактуальных вещах, перенося их в фэнтезийный или фантастический мир. Как правило, это сатира. Качеством она может быть неплоха, но по мере старения книги актуальность пропадает, и... "Что это было, Бэрримор?"
Вариант номер три: автор на фэнтезийном материале пишет про все времена и все миры - потому, что он пишет про человеческую природу. "Человек мера всех вещей". Уровень абстракции здесь намного выше. Причём, что любопытно, качество здесь зависит не от намерений автора, а от размера его таланта. Шекспир писал "Макбета" потому, что ему требовалась в репертуаре пьеса под текущий политический момент - а получилось произведение, актуальное на все времена. Кстати, "Макбет" - это тоже, в определённой мере, фэнтези.
Вот и получаем, что высококлассное фэнтези, с одной стороны, позволяет уйти от окружающего мира, тем самым доставляя читателю комфорт, но... уйти не дальше, чем это позволительно. Просто выйти на новый уровень обобщения. Могут это и другие метажанры, но фэнтези под такую задачу подходит лучше всего.

milka написал(а):

Если автор хорошо прописал свой мир, будет интересно читать. Если поленился - будет все плохо. Ну, короче, литература не бывает второй свежести. Она или есть, или тухлая, то есть, очень плохая.

Кстати. Чтобы хорошо прописать свой вымышленный мир, нужно обладать вполне серьёзными знаниями о мире реальном. Достаточными, чтобы написать годную книжку о реальных событиях. :)

milka написал(а):

Есть вид фэнтези, который нормальный. Это нечто пограничное между возможным и невозможным. Вроде как сериал "РоС". Херн и колдовство действуют в стране легенд, в Шервуде, там, где находится полусказочный Робин Гуд. В обычном мире норманского правления ничего такого нет, герои ведут себя вполне реалистично.

Кто-то проговорился. :) Фэнтезийность-таки зависит от того, насколько реалистично поведение героев. :)

milka написал(а):

Воскрешение Беллема можно отнести к тому самому средневековому колдовству, в которое все верили, но было ли это воскрешение реально - этого никто не доказал!

То есть, им всем померещилось, и замок обвалился сам собой?

milka написал(а):

Такого рода литература может быть захватывающей, интересной и вообще классной. Если сделать хорошо.

"Смотря как сделаешь" :)

+4

2

Клаус Штертебеккер написал(а):

Именно так. "Смотря как сделаешь".

Это, по-моему,  относится ко всему, что человек делает. И даже к яичнице, между прочим. Можно ее спалить, а можно сделать обалденно вкусной, с добавками, с пряностями и все такое.
Но если я совсем не люблю есть яичницу, мне пофигу, как она сделана. Как говорил персонаж Гоголя: "Хоть сахаром эту лягушку облепите, есть я ее не буду!"

Клаус Штертебеккер написал(а):

Основная идея "Преступления и наказания" тоже проста, как дверь: "не пытайся переступить через мораль".

"Преступление и наказание" - не сказка. Это совсем другой жанр и к нему предъявляются другие требования.
Я говорила о том, что фэнтези для меня - это испорченная сказка. Взять "Курочку рябу" и превратить ее в фэнтезийную сагу в трех томах - это можно быть очень интересный литературный опыт, но сказка будет испорчена. Даже если будет написано классно, это уже не "Курочка ряба".

Клаус Штертебеккер написал(а):

Фэнтези позволяет написать о "здесь и сейчас", сдобрив это лошадиной дозой эскапизма. Окружающая действительность, при сколько-нибудь внимательном взгляде на неё, не сильно радует. Чем страшнее тут, тем больше люди стремятся в вымышленные миры. То есть, получается, фэнтези - это опиум для народа? Неа.

Да, да, и еще раз да! Вообще-то, любое литературное произведение в какой-то мере и опиум и эскапизм. Читая, человек погружается в описанный автором мир и вылетает из действительности. Но я считаю, что далекие улеты, особенно в места, которых не существует в природе, занятие не слишком хорошее. Можно же там зависнуть навсегда, начать воображать себя Избранным на ехидной лошади. Или смотреть на реальный мир как на тюрьму и всех вокруг презирать, можно вообще рехнуться головой. Вместо того, чтобы жить здесь, сейчас, предпочитают эфемерную мечту неясных очертаний.  Вместо того, чтоб под влиянием хорошей книги задуматься о своей жизни и об окружающем мире, сделать выводы и совершать поступки.
 

Клаус Штертебеккер написал(а):

Вот и получаем, что высококлассное фэнтези, с одной стороны, позволяет уйти от окружающего мира, тем самым доставляя читателю комфорт, но... уйти не дальше, чем это позволительно. Просто выйти на новый уровень обобщения. Могут это и другие метажанры, но фэнтези под такую задачу подходит лучше всего.

Я не согласна, что фэнтези подходит лучше всего. Ну, не для всех. Для меня не подходит. Потому что не верю я во все это! Ну не верю, и мне кажется, что автор меня дурачит.

Клаус Штертебеккер написал(а):

психологический триллер с Гисборном, мельником и ёлками,

Задолбали уже Гизборнами и мельниками! Сговорились, что ли? Если уж на то пошло, то это не фэнтези, а суровая средневековая правда. Которая задолбала однообразием! Хоть бы Гизборн и горшечник, или шериф и торговец. Триллер. Страшный!   

Клаус Штертебеккер написал(а):

Чтобы хорошо прописать свой вымышленный мир, нужно обладать вполне серьёзными знаниями о мире реальном. Достаточными, чтобы написать годную книжку о реальных событиях.

Обязательно. Но только тут есть минимум два момента. Первый - многие и многие авторы, которые считают себя авторами, вовсе так не думают, а лепят какую-то дикую хрень. Второй момент - зачем выдумывать велосипед? Любой вымышленный мир, если он хорошо прописан, будет напоминать реальный с нереальными вставками. Не проще и не полезней ли для всех писать про мир реальный? То же средневековье для нас уже как другой мир. А древний мир? Древний Восток? Это же кладезь! Без всяких элльфиек, гномов и колдунств!

Клаус Штертебеккер написал(а):

Кто-то проговорился. :) Фэнтезийность-таки зависит от того, насколько реалистично поведение героев.

Ты меня не так понял. Говоря о РоС, я имела в виду, что в сериале как бы существуют два мира реальный и фантастический. Фантастический - это Шервуд с Херном, а реальный - рядом, в Ноттингеме и вообще в Англии. Все, кто живет  в реальном мире, поступают не фэнтезийно, а реалистично в рамках жанра. А вот те, кто с Херном, живут в другом мире и поступают фэнтезийно.   

Клаус Штертебеккер написал(а):

То есть, им всем померещилось, и замок обвалился сам собой?

Ну нет же! Замок обвалился, потому что старый был, потому что под него подкоп сделали, потому что началось землетрясение, да не знаю я почему! Могло быть как угодно и почему угодно. Просто не обязательно, что там правда шлялся воскресший труп. А если он там шлялся, зачем он собственный замок рушил? Он идиот? Вот вам и черный властелин! Гы!

Клаус Штертебеккер написал(а):

Шекспир писал "Макбета" потому, что ему требовалась в репертуаре пьеса под текущий политический момент - а получилось произведение, актуальное на все времена. Кстати, "Макбет" - это тоже, в определённой мере, фэнтези.

Нифига подобного! То есть, не фэнтези! Потому что такого жанра во времена Шекспира не было. Он написал актуальную пьесу, но поскольку был гением, пьеса осталась актуально по сей день. И вся волшебная атрибутика там всего лишь антураж, без которого такая пьеса была невозможна по законам жанра театра того времени.
И главное там не волшебницы совсем!
Короче говоря, вывод такой. Если фэнтезийные элементы используются как инструмент для того, чтоб подчеркнуть основную мысль, и если использует умело и по делу, и автор и читатель понимают, зачем это нужно - такая книжка может быть очень хорошей. А когда горы, колдунства и летающие рояли затмевают людей  и человеческие отношения - это жуть и кошмар.
А вообще, каждый пишет как он дышит, конечно. Я не собираюсь запрещать фэнтези и вопить, что это всегда плохо. Просто это не мой жанр. Несмотря на то, что именно я писала в Игре про всяких колдунов, это не значит, что мне такое занятие нравится. У меня возникает ощущение, что я обманываю читателя. И еще от этих колдунств у меня голова болит.

+4

3

Кто-то считает фэнтези низким жанром и вообще презирает, кто-то жить без него не может.
Так давайте разбираться вместе!

0

4

milka написал(а):

Кто-то считает фэнтези низким жанром

А кто вообще сказал, что фэнтези - жанр? У нас это уже где-то всплывало, что жанр - это роман, повесть, рассказ, новелла, поэма, драма. А "фэнтези" жанром не является.

0

5

Княгиня написал(а):

А кто вообще сказал, что фэнтези - жанр?

Нам давали определение, что это малый литературный жанр, одна из ветвей.
А вот словарь:

Фэ́нтези[1] (от англ. fantasy — «фантазия») — жанр фантастической литературы, основанный на использовании мифологических и сказочных мотивов. В современном виде сформировался в начале XX века

0

6

Вот неплохо про фэнтези

"На сегодняшний день дать определение жанру фэнтези очень сложно. С одной стороны, этот жанр полностью сформировался ещё в середине XX века, а с другой стороны, он стоит на одной ступени популярности с современным детективом и женским романом. Так, что это: классика, повсеместно признанная как качественный и ценный продукт мировой литературы или всего лишь популярный нынче жанр..."

"Роберт Ирвин Говард*[2] стал классиком жанра героическая фэнтези (сам термин, кстати, появился где-то в середине шестидесятых). Этот жанр был необходим обществу, уже разуверившемуся в Великой Американской Мечте, воспетой Джеком Лондоном, и уставшему от чудесных сказок Эдгара Райса Берроуза. А приключенческие романы Жюля Верна просто-напросто перестали читать – нельзя очаровать человека страной, куда можно за неделю доплыть на пароходе. И вот на страницах журнала «Сверхъестественные истории», где печатались самые известные авторы фэнтези и научной фантастики, появилась плеяда[3] могучих героев Говарда. В бурном водовороте смешались реальность и вымысел. Даже в произведениях о Конане[4] сквозь тонкую вуаль сказки проглядывают реальные страны, история которых хорошо известна всем. Однако за счёт фэнтезийного искажения они приобретают своеобразный загадочный колорит, не уводя в сказку, как у Берроуза, но и не забрасывая своих героев в Индию, куда и так можно было съездить без особых хлопот. Кроме того, в те времена под натиском прогресса растворилась личность, и общество требовало от литературы создания идеальных героев, сопереживая которым, можно было вырваться из тисков повседневности".

Истоки фэнтези как  литературного жанра

В "идеальном" Средневековье, имевшем, разумеется, весьма мало общего с реальностью, человек мог свободно путешествовать из конца в конец ведомой Ойкумены[12]; мог быть самим собой, не оглядываясь на Закон, который запрещает куда чаще, нежели разрешает. Сам, опираясь только на свои силы, человек мог достичь очень многого - например, сделаться королем...

......Обращение же авторов этого направления к образам эпохи средневековья свидетельствует о большей демократичности тогдашнего, внешне жестокого общества по сравнению с нынешним» [11]. Действительно, в то время расстояние от верхнего до нижнего уровня в диапазоне человеческих возможностей было гораздо меньше, чем на сегодняшний день.

         Фэнтези, несомненно, выросла из сказки – самого живого, самого бессмертного жанра литературы. Ведь их рассказывают самым благодарным слушателям – детям. От сказок в фэнтези всё-таки присутствует некая назидательность, но, как и в лучших сказках, она завуалирована. Кроме того, фэнтези сделала шаг вперёд в том отношении, что в ней теперь нет деления на плохих и хороших.

Фэнтези находится в генетическом родстве одновременно с народной сказкой и мифом. От мифа фэнтези унаследовало эпичность[13] повествования и некую исходную трагичность. Особенно ярко эти тенденции видны в романах Ника Перумова «Гибель богов» и Генри Лайона Олди «Герой должен быть один». Возможно, дело заключается в предопределённости эпического повествования. Герой обязан свершить предназначенное, хотя бы это и грозило ему гибелью. Проблема борьбы в безвыходной ситуации окрашивает в трагические цвета весь героический эпос народов Европы.
Современная фэнтези добавляет к ней идею нравственного выбора. Герой фэнтези не столь детерминирован[14], как персонаж мифологических сказаний, и посему здесь открывается простор для создания противоречивых, мятущихся, живых человеческих образов.

Идеальный мир рыцарских романов, где все неприятности решаются с помощью меча и зачастую коня, также имеет некую связь с миром фэнтези. В них обоих главнейшими качествами человека являются честь и мужество. Справедливость же в фэнтези хоть и ценится так же высоко, как в рыцарском романе, но вот только не всегда одерживает победу. Однако вечная борьба со злом и ложью имеет место быть в обоих этих жанрах. Герой фэнтези, как и герой рыцарского романа, стремиться к свободе и независимости. Он также желает зависеть только от своих решений, бравого коня и стали в ножнах

Фэнтези действительно выросла именно из сказки и мифа, из рыцарского романа; она вобрала в себя громадный пласт европейских литературных традиций и именно своей традиционностью она и сильна сегодня. Сказания о Вторичных Мирах хороши сами по себе - если написаны с любовью, фантазией и талантом. Что же касается поднимаемых в них проблем... Совершенно не обязательно они, эти проблемы, должны быть во всем идентичны морально-этическим проблемам наших дней, нашего времени. Есть "вечные" темы и "вечные" вопросы, на которые можно отвечать по-разному. И фэнтези сохраняет свое очарование только в случае следования традициям. "Осовременивание" ведёт к выходу за пределы жанра. Мы получаем либо мистику, либо ужасы, но никак не то, что изначально хотели получить () ...."

И т.д.
Источник
http://olmer.ru/arhiv/text/fantasy/7.shtml

+3

7

От себя добавлю - Верно, сейчас этот жанр пользуется спросом наравне с детективами, фантастикой и боевиками. Продается довольно стабильно.

0

8

А альтернативная  реальность это фэнтези или фантастика? Мой муж в последнее время расслабляется этим.

0

9

клэр написал(а):

А альтернативная  реальность это фэнтези или фантастика? Мой муж в последнее время расслабляется этим.

Если альтернативная история, то ближе к фантастике.

0

10

milka написал(а):

Если альтернативная история, то ближе к фантастике.

Может я не так сформулировала. Не история, в смысле дела давно минувших дней, а наши дни, но в параллельном мире. Про историю я читала только Асприна, меня тогда позабавило, но на этом все и закончилось. Хотя, все это действительно ближе к фантастике.

0

11

клэр написал(а):

Не история, в смысле дела давно минувших дней, а наши дни, но в параллельном мире.

Это фэнтези.

0

12

Княгиня написал(а):

А кто вообще сказал, что фэнтези - жанр?

Ну, например литературоведческий словарь говорит.

ЖАНР ЛИТЕРАТУРНЫЙ - (от франц. genre - род, вид) - форма, в которой реализуются основные роды литературы: эпос, лирика и драма (см.), характеризующаяся теми или иными общими сюжетными и стилистическими признаками. Различают Ж. л.: в эпосе - роман, повесть, рассказ, очерк, сказка, былина и др., в лирике - стихотворение, ода, элегия и др., в драме - трагедия, комедия, драма и др. Каждому Ж. л. свойственно определенное "жанровое содержание" (тематика, проблематика, масштаб охвата изображаемого мира). Ж. л. может иметь типологические разновидности (например, роман: социально-психологический ("Герой нашего времени" М.Ю. Лермонтова), идеологический ("Преступление и наказание" Ф.М. Достоевского), роман-эпопея ("Война и мир" Л.Н. Толстого) и т. п.)

ФЭНТЕЗИ - (англ. fantasy) - разновидность фантастики: произведения, изображающие вымышленные события, в которых главную роль играет иррациональное, мистическое начало, и миры, существование которых нельзя объяснить логически. В Ф. действуют боги, демоны, добрые и злые волшебники, гномы, великаны, говорящие животные и предметы, привидения, вампиры, мифологические и сказочные существа и т. п.
Ф. - своеобразное соединение сказки, фантастики и приключенческого рыцарского романа. Подобно средневековому рыцарю, герою мифа или сказки, главное действующее лицо Ф., выступая в путь (нередко в поисках некоего волшебного предмета), сталкивается с различными препятствиями, врагами, борется со злыми силами и побеждает. Как правило, герой Ф. - носитель своеобразного кодекса чести, благородный и добрый, стремящийся восстановить гуманный и справедливый миропорядок, нарушенный каким-либо событием или вмешательством злых сил. Миры, нарисованные в Ф., не имеют географической и временной конкретности: действие происходит в условной реальности, зачастую в параллельном мире, иногда имеющем сходство с реальным. Важна для Ф. и романтическая традиция с ее идеей двоемирия и героем - исключительной, сильной личностью, в одиночку противостоящей злу.

У истоков жанра Ф. стоит английский писатель У. Моррис, создавший в конце XIX в. семь романов-Ф. Наиболее известными авторами Ф. в ХХ в. являются Дж.Р.Р. Толкиен (трилогия "Властелин колец"), К.С. Льюис ("Хроника Нарнии"), переработавшие скандинавскую, кельтскую и античную мифологию, а также средневековые легенды цикла о приключениях короля Артура и рыцарях Круглого стола. В России уже в XIX в. фантастические элементы в своих произведениях использовали В.Ф. Одоевский, А. Погорельский, А. Бестужев (Марлинский), позже В. Брюсов, Л. Андреев, А. Грин, М. Булгаков.

http://gramma.ru/LIT/?id=3.0&page=1 … p;bukv=%D4

+2

13

А я фэнтази не люблю. Не моё это.
Хотя честно прочла и "Хроники Амбера", и почти всего Желязны. Да, талантливо и интересно... НО! Не цепляет.  Все, как говорят дети - "понарошку".
А вот вопрос - творчество бр. Стругацких можно отнести к фэнтази?"Сказка о Тройке", к примеру?

0

14

milka написал(а):

ЖАНР ЛИТЕРАТУРНЫЙ - (от франц. genre - род, вид) - форма, в которой реализуются основные роды литературы: эпос, лирика и драма (см.), характеризующаяся теми или иными общими сюжетными и стилистическими признаками. Различают Ж. л.: в эпосе - роман, повесть, рассказ, очерк, сказка, былина и др., в лирике - стихотворение, ода, элегия и др., в драме - трагедия, комедия, драма и др.

milka написал(а):

У истоков жанра Ф.

Но - но - но! По первой классификации в какой род литературы попадёт "жанр" фэнтези? В эпос, лирику или драму? Легко представляю фэнтезийную повесть или роман, могу представить фэнтезийную поэму (хотя не встречала вживе), с трудом, но можно представить фэнтезийную комедию или драму. Так получается - фэнтези само может быть в разных жанрах?

milka написал(а):

Наиболее известными авторами Ф. в ХХ в. являются Дж.Р.Р. Толкиен (трилогия "Властелин колец"), К.С. Льюис ("Хроника Нарнии"), переработавшие скандинавскую, кельтскую и античную мифологию, а также средневековые легенды цикла о приключениях короля Артура и рыцарях Круглого стола.

Автор этой статьи Льюиса, похоже, не читал. Ибо "Хроники Нарнии" - аллюзия на библейские события. Как минимум три книги из семи (остальные 4 более приключенческие, хотя и не без философского контекста).

Да, кстати: хОчу сделать из одного фрагмента "Хроник" нашу стилизацию. :) Я на отпуске их перечитывала, и поняла, что "вот это" может подойти.  :rofl: Но сначала попробую Булгаковскую дописать; или допишу, или совсем уж не пойдёт, тогда запрягу Льюиса.

Отредактировано Княгиня (08-08-2011 12:15:40)

0

15

Моё отношение к фэнтези - не фанат. Но могу по достоинству оценить фэнтезийную вещь, если она на мой взгляд того заслуживает.

Предлагаю для размышлений статью С. В. Логинова Русское фэнтези - новая Золушка

- Как, всё-таки, писать: фентези или фэнтези?

    - А как угодно, всё одно - фигня.

    Из разговора.

    Последние годы ведущие позиции в фантастической литературе заняло направление, условно называемое фэнтези. При этом понятие «ведущие позиции» может пониматься двояко. Во-первых, необходимо признать, что по объёму изданий и популярности у рядового читателя фэнтези оставило далеко позади все прочие направления фантастики. Оно уступает по количеству названий и объёмам продаж лишь дамскому роману и детективу. Другое значение слов «ведущие позиции» говорит о том, что среди всех литературных течений именно фэнтези наиболее быстро развивается, осваивая новые территории и привлекая всё больше читателей.
    Высоколобая критика (демократический аналог «официальной критики» застойных времён) демонстративно не замечает новой Золушки, так и быть, постфактум согласившись считать литературой тихо умирающую социально-философскую фантастику. В этом нет ничего удивительного, академическое литературоведение всегда отличалось любовью к бальзамированию, и уже самый факт, что высокоучёные гробовщики литературы заинтересовались научной фантастикой, показывает, что это направление изжило себя.
    А ведь некогда титул литературной Золушки по праву принадлежал фантастике социальной, и адепты «мечты бескрылой приземлённой» отказывали ей в праве называться литературой. Ныне история повторяется, с тем лишь исключением, что власти сегодня не преследуют печатное слово и всякий волен печатать то, что считает нужным. Я далёк от мысли проводить аналогии между литературной номенклатурой конца пятидесятых и сегодняшними патриархами научной фантастики, просто состарившееся поколение всегда не могло понять хулиганствующих юнцов, отчасти потому, что позабыло каким само было в молодости, отчасти из-за того, что оно хулиганило иначе. Я всего-лишь хочу сказать, что напряжённые отношения между научной фантастикой и фэнтези, сводятся к обычной проблеме отцов и детей.
    Оставленное без научного присмотра направление развивается причудливо и с нахальством юнца поплёвывает на потуги самопальных критиков загнать странное явление в какие-то рамки или хотя бы понять, что оно из себя представляет. Фентези не имеет даже устоявшегося названия, в самиздатовской критике мне приходилось встречать такие названия как: «фэнтези», «фентези», «фентази», «фэнтази» и, наконец, «fentasу». Последний вариант недвусмысленно указывает, откуда явилось новое течение. Родство с коммерческими направлениями литературной поп-индустрии весьма ощутимо даёт себя знать. Современная российская фэнтези с большим трудом избавляется от родимых пятен fentasу, готовясь в условиях рынка проходить тот путь, который её старшая сестра - научная фантастика, прошла в условиях тоталитарного общества.
    Чтобы подтвердить родство фэнтези и НФ, приведу ещё одну историческую параллель. В конце пятидесятых - начале шестидесятых годов самодеятельные литературоведы сломали немало копий в попытках определить, что же есть фантастика? Определения охватывали широчайший диапазон от: «Фантастика это всё, что не документальная проза», до «Фантастика это плохие (непременно - плохие!) романы о звездолётах». То же самое происходит сейчас с фэнтези. Мне приходилось слышать самые экстремистские определения: «Фэнтези это всякий облечённый в словесную форму продукт творческой фантазии», до «Фэнтези это плохие романы о драконах».
    То есть, мы наблюдаем этап развития литературы, полностью повторяющий историю с появлением социальной фантастики.
    Должен сразу оговориться, что в своей работе я сознательно не буду обращаться к западной фантастике. Западная фантастика живёт по своим законам и не имеет никакого отношения к русской литературе. Конечно, русское фэнтези, как уже было сказано, испытывает сильнейшее влияние англоязычного дядюшки, но мне кажется это влияние не идёт на пользу, лишь увеличивая количество коммерческих поделок и вторичных подражаний. Именно американские стереотипы невероятно сузили круг проблем, образов и сюжетов, разрабатываемых фэнтези. Средневековый антураж, традиционный квест, стандартный набор героев, всё это пришло в нам вместе с Толкиеном и Желязны, прижилось на книжном рынке и предъявляет права на литературное направление словно на торговую марку. Традиции Гоголя и Булгакова оказываются забытыми, многие «любители жанра», состыкававшись с его противниками, даже не считают эти произведения за фэнтези.

    Итак, что же такое фэнтези? Отбросим в сторону высказывания экстремистов и будем рассматривать лишь те определения, которые действительно представляют интерес. Первое серьёзное определение: «Фэнтези - литература, занимающаяся конструированием миров». Увы, при этом юное направление алчно загребает в свои владения множество книг, давно и прочно обосновавшихся в смежных областях. Если принять это определение, то к фэнтези придётся отнести «Солярис» и «Непобедимый», «Трудно быть богом» и «Второе нашествие марсиан», «Гравилёт Цесаревич», а следом за ним и всю альтернативную историю.

Далее

+3

16

milka написал(а):

А. Погорельский,

А нам на лекции говорили, что его "Черная курица", это литературная сказка...  :)

0

17

Marion написал(а):

"Черная курица", это литературная сказка

Это и есть литературная сказка, просто она особенно литературная и немножко выходит за рамки определения классической сказки.

Княгиня написал(а):

По первой классификации в какой род литературы попадёт "жанр" фэнтези?

Во все. Ой. Потому он такой удобный. фэнтези может быть разных родов, но остается фэнтези, если присутствуют его составляющие.
А "Хроники Нарнии" - фэнтези, во-первых, потому что там присутствует выдуманный мир и невозможные существа. А во-вторых, автор статьи вполне мог относиться к Библии не как к Святому писанию, а как к фольклорному памятнику, сборнику мифов.

0

18

milka написал(а):

А во-вторых, автор статьи вполне мог относиться к Библии не как к Святому писанию, а как к фольклорному памятнику, сборнику мифов.

Не буду спорить с определением "Хроник" как фэнтези, но всё-таки автор поминал рыцарские легенды и скандинавские/кельтские/античные мифы, а слово "христианство" или "Библия" не звучало. Это при том, что в "Хрониках" трудно найти что-то скандинавское, кельтское или античное (вот разве что Вакх мелькает на периферии, но со специфическим примечанием).

0

19

Княгиня написал(а):

но всё-таки автор поминал рыцарские легенды и скандинавские/кельтские/античные мифы, а слово "христианство" или "Библия" не звучало.

Может, автор отнес Библию к античным мифам? Ой. Это все-таки восточные мифы, если уж придираться.
Ну, еще может быть автор не в курсе, что в "Хрониках" что-то библейское есть. Может, он Библию не читал. Что, конечно, чести ему не делает.

0

20

milka написал(а):

Ну, еще может быть автор не в курсе, что в "Хрониках" что-то библейское есть. Может, он Библию не читал.

Это надо очень постараться, чтоб не заметить. Это надо быть совсем уж в отрыве от европейской культуры. Или очень не хотеть заметить. Но кельтские/скандинавские где он там нашёл? Разве что гномов за таковые посчитал...

0

21

Княгиня написал(а):

Но кельтские/скандинавские где он там нашёл?

Так не обязательно, чтоб были кельтские или скандинавские. Важно, чтоб были мифы и выдуманный мир.
Еще надо посмотреть, в каком году издан словарь, где автор фестивалит. Может быть, как раз в те времена, когда про Библию вообще лучше было помалкивать. Вот и сделал вид, что ничего такого нет.

0

22

Кстати сам Клайв. С. Льюис утверждал, что специально аллюзию на Библию не делал. Просто был верующим и знал содержание Библии.
И написалось.

0

23

Marion написал(а):

Кстати сам Клайв. С. Льюис утверждал, что специально аллюзию на Библию не делал.

Вот скорей всего и не делал. Просто так у него получилось. Ему было это близко.

0

24

О фэнтези. Телеканал Петербург показывает, а писатель и преподаватель СПбГУ Андрей Астватцатуров рассказывает.

Фэнтези: больше, чем реальность?

Отредактировано Marion (13-12-2011 17:31:07)

0

25

К фентези у меня отношение положительное. Главное для меня это реализация. По поводу низкого качества миф- в фентези как и везде действует принципт 20 Х 80.

0

26

В каждой гадости есть своя прелесть, а от дураков и невежд бывает польза. Как бы странно это ни звучало. Очень редко, но бывает.
Получив в обсуждении творчества Желязны (NB!) перл вида "Толкин - родоначальник фэнтези", и вообще

Havelock, post: 2484253: Фэнтези в современном понимании как жанр началось именно с ВК. Спорить с этим просто глупо.

*** ВК - "Властелин колец"
я решила потратить некоторое количество времени, чтобы записать куски информации в об этом жанре, которые у меня собирались давно. Чтобы потом, когда очередной невежда  с апломбом, для которого и кельтская мифология, и сотворение мира (не говоря уже о фэнтези!) начинается с "Властелина колец", начнёт растопыривать пальцы, просто потыкать его носом. Так что эта "записка на манжете", в основном, для себя. Но может, ещё кому пригодится. Племя безграмотных идиотов удручающе многочисленно.  :(

Для начала вспомним даты - чтобы определиться во времени. Итак.
"Властелин колец": первая публикация - 1954-1955 гг. Т.е. середина прошлого века. Даже если ОЧЕНЬ захочется, выбросить уже сложившийся жанр (а фэнтези как таковой к первой трети XX века уже сложился) - не получится. Многие считают, что родоначальник жанра — Эдвард Джон Мортон Дракс Планкетт, восемнадцатый барон Дансени (1878 – 1957) — британский аристократ.

https://images.stopgame.ru/uploads/images/305425/form/2015/04/03/1428090041.jpg

Лорд Дансени создал воображаемую страну Пегана. Ей посвящены сборники «Боги Пеганы» (1905), «Время и боги», а также рассказы из книги «Сказания трех полушарий». Не менее известны и важны для истории жанра роман «Дочь короля Эльфландии» и сборник «Книга Чудес». Не Толкин, как многие думают, был первым писателем, создавшим несуществующий мир с его географией, мифологией и историей — а как раз Дансени. Его цикл рассказов «Боги Пеганы» был как раз посвящен этому миру, корни которого уходят в ирландский эпос. Потом был Говард, с Конаном и Хайборией, а только потом Толкин.
Для американцев, которым британские кузены не указ, прародителем фэнтези стал Роберт Говард со своим Конаном-Киммерийцем (1932 г.).
А ещё раньше был Льюис Кэрролл и его "Алиса в Стране Чудес" (1865),  У. Моррис и его романы о "Доме сынов волка" (1880-90-е гг.) и ещё много кто.
Вот неполный список авторов жанра, "не существовавшего" до Толкина:
1. Лорд Дансени. Боги Пеганы (1905)
2. Гилберт Кит Честертон. Человек, который был Четвергом (1908)
3. Элджернон Блэквуд. Долина зверей и другие рассказы (1910)
4. Артур Мэйчен. Ангелы Монса (1914)
5. Джеймс Кейбелл. Земляные фигуры (1921)
6. Лорд Дансени. Дочь короля эльфов (1924)
7. Хоуп Миррлиз. Луд-Туманный (1927)
8. Кларк Эштон Смит. Зотика (1929-1956)
9. Роберт Говард. Час Дракона (1932)
10. Г.Ф. Лафкрафт. Призрачные поиски неведомого Кадата (1934)
11. Чарльз Финней. Цирк доктора Лао (1935)
12. Лион Спрэг Де Камп. Кольцо тритонов (1940)
13. Л. С. Де Камп и Ф. Прэтт. Некомпетентный чародей (1940-1953)
14. Мервин Пик. Горменгаст (1946-1959)
15.Флетчер Прэтт. Колодец Единорога (1948)
16. Дж. Майерс Майерс. Серебряный Вихор (1949)
17. Джек Вэнс. Умирающая Земля (1950)
18. К. С. Льюис. Хроники Нарнии (1950-1956).

С хронологией и существованием жанра более-менее разобрались. Желающие более углубленного изучения легко найдут материалы в сети  есть - их там много. 
Дальше я решила выяснить, что же такое "Фэнтези в современном понимании".  Определение из вики повергло меня в некоторое... изумление (скажем так).

Фэ́нтези[1] (от англ. fantasy — «фантазия») — жанр фантастической литературы, основанный на использовании мифологических и сказочных мотивов. В современном виде сформировался в начале XX века. С середины века огромное влияние на формирование современного облика фэнтези оказал Джон Рональд Руэл Толкин[2].
Произведения фэнтези чаще всего напоминают историко-приключенческий роман, действие которого происходит в вымышленном мире, близком к реальному Средневековью, герои которого сталкиваются со сверхъестественными явлениями и существами. Зачастую фэнтези построено на основе архетипических сюжетов.


И тут мне стало сильно интересно: к какому периоду РЕАЛЬНОГО Средневековья близок "Властелин Колец"?!   [взломанный сайт]   Или "Земноморье" Ле Гуин? Или... кто там ещё из корифеев жанра?.. Про историчность и приключения вообще молчу.  [взломанный сайт]  Следуя этому определению, первыми фэнтези были подвиги Геракла (которые и привели к появлению Конана-варвара в конце концов) и приключения Одиссея (привет прапрапра... пра...дедушке Гомеру!  ;) ).
Кстати, что меня всегда отвращало от большинства творений этого жанра, так это откровенная вторичность: и по отношению к реальности, и по отношению к сказкам, мифам и легендам. Т.е. это и не реальность (или же её художественно переработанная проекция), и не сказка. Точнее, сказка вымученная, картонная, а потому - совершенно не интересная. Катарина Р. Симпсон писала в 1969 г.:

Толкин не оригинален…, зануден и сентиментален. Его прославление прошлого – комикс для взрослых …, он систематизирует отчаяние модернистов. «Бесплодная земля» с комментариями, без слез».

Ключевые слова в данном случае "комикс для взрослых". Хотя лично я считаю это комиксом для тинейджеров. К сожалению, реплика г-жи Симпсон справедлива не только по отношению к Толкину, но и к абсолютному большинству его последователей.  А поскольку  с воображением у многих авторов плохо (это только кажется, что сочинять сказки легко), как источники идей используются мифы и легенды. Всё "новое" - хорошо забытое старое. Хотя я до сих пор не понимаю, почему фэнтези - это новое???  %-)
Жанр использует в качестве основы как европейский рыцарский роман, мифы и легенды (древнегреческие, скандинавские, кельтские, артуровский цикл и пр.), так называемый готический роман, сочинения мистиков и романтиков ХIХ века. В Европе среди прародителей фэнтези можно назвать имена Гофмана и Уолполла, т.е. представителей немецкого романтизма и английского готического романа. В Великобритании нет, наверное, ни одного писателя, у которого не было хотя бы одного рассказа о привидениях. Даже такой реалист и бытописатель, как Ч. Диккенс, написал рассказ «Рождественский гимн», где одного нехорошего персонажа наставляет на путь истинный привидение. С. Моэм целый роман написал под названием «Маг», и содержание его полностью соответствует названию. Томас Мэлори написал "Смерть Артура" в конце XV века (первое издание - 1485 г.). И что такое "Сон в летнюю ночь" Шекспира, как не фэнтези? Про Льюиса Кэррола я
уже упоминала. У французов задолго до фэнтези был жанр, название которого лучше отражает суть этого явления - литературная сказка. Ну, и причина возникновения одна и та же - эскапизм. Французы пытались сбежать от классицизма и Просвещения с его рационализмом, Толкин и его коллеги - от технического и общественного прогресса.

Самый безумный замок, что когда-либо являлся из сумы великана в сумасшедшей гэльской сказке, не только гораздо менее безобразен, нежели машинная фабрика, но еще и (говоря современным языком) «в самом реальном смысле» на порядок более реален. Отчего бы нам не бежать от мрачной ассирийской абсурдности цилиндров или от морлокского кошмара фабрик – отчего бы нам не осудить их? (с) Толкин эссе «О волшебных сказках»

"Властелин колец" - всё та же, раздувшаяся до неприличия, литературная сказка. Не более того. Или филологический эксперимент, каковым его сам автор и считал. Сухой, скучный и неудачный. "Осетрина второй свежести" (с).
По сути дела, фэнтези - это литературные сказки для взрослых (или тех, кто таковыми себя считает). Как и в любом жанре, наибольшим успехом пользуется то, что попроще: плоский мир Добра и Зла, плоские герои (хороший человек = хороший король), и т.д.
Есть произведения, формально относимые к фэнтези, но написанных - по счастью - в традиции историко-приключенческого романа. К сожалению, это те самые исключения, которые подтверждают правила.  :(

Использованы материалы:

http://samlib.ru/s/sorochan_a_j/fantasy.shtml
https://stopgame.ru/blogs/topic/62236
http://www.intelros.ru/subject/figures/ … hanra.html

Ну, и вики, само собой.  :)

Отредактировано Oksi (21-06-2018 15:05:00)

+4

27

Oksi написал(а):

"Толкин - родоначальник фэнтези"

Началось фентези еще с тех сказок про эльфов у костра.
Ну да современный уровень фентези уже далеко не Дансени и не ВК. Непонятно почему авторы решили, что фентези не требует ни нормальной проработки мира, ни персонажей, ни языка и сюжета. ((( Но тогда с какого перепугу надо называть их писульки книгами?

Отредактировано Резчица (25-05-2017 19:37:52)

0

28

Резчица написал(а):

Но тогда с какого перепугу надо называть их писульки книгами?

Именно с такого, что есть "Властелин колец". Если профессор Оксфорда пишет комиксы, почему другим нельзя?  [взломанный сайт]  Главное, намешать в сюжете как можно больше фэнтезятины (магов, эльфей, гномей, мохнатых зомби и проч.) и выселить всё это в never-never land. "Алес гемахт, Маргарита Павловна!" (с)

+3

29

Oksi, спасибо за обзор!

+1

30

"Советы для авторов, пишущих фэнтези" Анджей Сапковский
"Советы для авторов, пишущих фэнтези"

0


Вы здесь » SHERWOOD-таверна. Литературно-исторический форум » Литература » Фэнтези. Все что вы хотели узнать, сказать, спросить