Английское Рождество до 1066 гг.
В тот далекий период, когда Британия была всего лишь римской провинцией (а это целое столетие!), островитяне жили более или менее в манере метрополии, особенно при императоре Константине. И Рождество там праздновали в соответствии с римскими традициями. Строились церкви, избирались епископы (в Лондоне, Йорке и нынешнем Колчестере), устанавливалась иерархия, писались законы. На смену римлянам пришли анго-саксоны и датчане, и христианству пришлось временно отступить перед обрядами и верой северян. Досон очень трогательно пишет: «It was their custom to kill or make slaves of all the people they could, and so completely did they conquer that part of Britain in which they settled that they kept their own language and manners and their own heathenish religion, and destroyed or desecrated Christian churches which had been set up. Hence Christian missionaries were required to convert our ancestral worshippers of Woden and Thunder, and a difficult business it was to Christianise such pagans, for they stuck to their false gods with the same tenacity that the northern nations did».
На практике все выглядело не столь драматично: эти воины Тора и Одина вовсе не считали себя язычниками. Они считали себя христианами, хотя идея жертвенности и кроткости была настолько далека от их менталитета, что формы раннего христианства среди северных наций – это отдельная тема. Но здесь идет речь о праздновании Рождества, и англо-саксоны его праздновали, только, скорее, как свой исконный праздник Солнцестояния, Колеса – с добавлением в молитвах и восславлениях Христа к Тору и Одину. Впрочем, молитвы в этих праздниках занимали очень скромную часть, люди сосредотачивались на жизненном: еде и питье, сборах кланов, заключении союзов политических и брачных. Кстати, римский император Александр Северус тоже поставил Орфея рядышком с Христом и Моисеем, так что зря Досон считает скандинавов дикарями.
В Англии христианство насаждалось с двух сторон: с юга – из Рима, августинцами, с севера – кельтскими миссионерами из Ионы, терцианцами (или колумбийцами, почему-то – могу и ошибаться в этом названии). Со временем, в результате политических объединений и из соображений удобства, во всей стране был принят уклад римского христианства, и случилось это на синоде в Витби в 664 году. А вот Кент и Эссекс охристианились чисто и быстро под влиянием августинцев, и отпраздновали Рождество 597 года тем, что в Кенте приняли крещение около десяти тысяч человек сразу.
Так христианство и проникло в уклад английской жизни: не столько через проповеди, уговоры и угрозы карами, сколько через слияние с уже существующими традициями и работой над умами в уже подготовленных областях уклада. Например, обычай раздавать помощь малоимущим в декабре существовал всегда. Это была практическая необходимость среди воюющих наций, живущих в суровых климатических условиях. При христианстве практицизм действия был подменен моральной обязанностью сильных заботиться о слабых, что, разумеется, не встретило никакого сопротивления в умах.
В общем, народ радовался празднику, пил эль и мед, и заедал свининой. Удивительно мало изменились рождественские блюда на севере с тех времен: без свиного окорока нет Рождества. Как писал еще Чосер:
"Janus sits by the fire with double beard,
And drinketh of his bugle horn the wine:
Before him stands the brawn of tuskéd swine,
And 'Nowel' cryeth every lusty man."
Помимо еды и питья, праздник требовал и развлечений:
"When they had dined, as I can you say,
Lords and ladies went to play;
Some to tables, and some to chess,
With other games more and less."
Играли в кости, в триктрак, в шахматы. Время Рождества считалось также благоприятным для гаданий, потому что англо-саксоны, причудливо смешав традиционные верования с историей о поклонении волхвов, решили, что в Рождество можно гадать, не опасаясь того, что контакт с духами и ведьмами может человеку навредить. Шекспир упоминает об этом в «Гамлете»:
"Some say that ever 'gainst that season comes,
Wherein our Saviour's birth is celebrated,
The bird of dawning singeth all night long:
And then, they say, no spirit dares stir abroad;
The nights are wholesome; then no planets strike,
No fairy takes, nor witch hath power to charm»
Во времена Альфреда Великого духовная часть праздника, 12 дней после Рождества, была отделена от фестиваля как такового. Ирония судьбы: если бы Альфред не решил отдыхать и молиться 12 дней, датчанам, возможно, не удалось бы завоевать его королевство в 878 году, когда они объявились, согласно хроникам, «внезапно» в Чиппенхейме: "they rode through the West Saxons' land, and there sat down, and mickle of the folk over sea they drove, and of others the most deal they rode over; all but the King Alfred; he with a little band hardly fared after the woods and on the moor-fastnesses." Но люди любили короля Альфреда, и сложили красивую легенду о том, что он, переодевшись рождественским менестрелем, пришел в оагерь датчан, и развлекал их пением несколько часов, пока не увидел все, что хотел увидеть.
Из датских королей Англии с Рождеством особенно связан король Кнут, который начал плохо, но продолжил хорошо. Этот король обожал церковные рождественские песнопения, и даже сочинил нечто свое: "Merrily sang the monks in Ely when Cnut King rowed by". Этот же король весьма своеобразно отметил еще одно Рождество, воздав по заслугам предателю Эдрику-Саксону: 'Then let him receive his deserts, that he may not betray us as he betrayed Ethelred and Edmund!', - сказал он эрлу Нортумберленду, который тут же одним махом снес интригану голову.
Эдуард Исповедник, воспитанный в Нормандии, привез с собой в Англию норманнские традиции праздновать Рождество, и придал ему больше духовного блеска, тогда как его предшественники сосредоточились больше на земных радостях. Опять же, иронично, что время правления этого более, чем набожного монарха вспоминается несколькими довольно жесткими событиями, произошедними на Рождество. В Глочестере, в 1053 году, на Рождество был казнен Рис, брат короля Южного Уэльса. На Рождество 1065 года был предательски убит эрл Тостинг, поддерживающий Харальда, когда он приехал ко двору в Лондон праздновать. Вряд ли Эдуард придал этому значение: он торопился освятить свое любимое детище, Вестминстерское аббатство, в котором и был похоронен буквально через несколько дней, умерев 5 января 1066 года. Харальд не успел отпраздновать королем ни одного рождества. В 1066 году в Англии началась эра норманнов.