Шотландка, плед, тартан
Есть у нас паутинка шотландского старого пледа.
Ты меня им укроешь, как флагом военным, когда я умру.
О. Мандельштам. Полночь в Москве (1931)
Старый выношенный плед, о котором говорит поэт, и впрямь мог напоминать паутинку, поскольку обладал чудесным свойством протираться до состояния легчайшего кружева, не теряя своих главных качеств — прочности, уютности и теплоты.
В воспоминаниях Георгия Иванова мелькает фигура Мандельштама, когда он только что вернулся из путешествия по Европе с клетчатым пледом, перекинутым через левую руку. Известно, что шотландский плед был характерным элементом студенческого костюма: его носили для тепла поверх осеннего пальто, накидывая на плечи, причем не складывая его по диагонали (Кирсанова 1995: 216). Очевидно, плед на плечах молодого Мандельштама как раз и был элементом такого вольного студенческого стиля.
Однако что же именно за ткань покрывала плечи поэта? Как правильно ее назвать? Здесь будут равно уместны три слова: шотландка, плед, тартан. В русском языке закрепилось название «шотландка», восходящее к XIX столетию. Тогда же было распространено название «экосез», восходящее к французскому слову ecossaise — «шотландская» (Там же: 339).
Во многих странах клетчатую шерстяную ткань называют «плед», и шотландку нередко путают с пледами. Это объяснимо историей терминов. В переводе с гальского слово plaid (плед) означало «одеяло», а в шотландском костюме пледом называли большой отрез клетчатой материи (тартана). Неудивительно, что и сейчас термины «плед», «шотландка» и «тартан» во многих случаях функционируют как синонимы.
Техническое определение шотландки гласит: «Шотландка — ткань с рисунком в клетку из цветных нитей основы и утка. Вырабатывается из шерстяной пряжи саржевым или мелкоузорчатым (чаще креповым) переплетением. В качестве просновок при образовании клеток иногда применяют фасонную пряжу» (Орленко 1996: 331). Это же определение полностью применимо и к термину «тартан». Однако в английском языке слово tartan имеет более широкий смысл, чем plaid. Термин «тартан» используется в двух значениях: во-первых, как орнамент в клетку из полосок разной ширины, который применяется в шотландском национальном костюме, и, во-вторых, как обозначение самой материи.
Как правило, отдельные разновидности тартана связывают с шотландскими тканями, но история тартана на самом деле не столь проста. В истории мировой культуры клетчатые ткани известны примерно с 3000 года до н.э. Аналогичный орнамент широко использовался в Японии (Faiers 2008: 280–281). И все же только в Шотландии клетчатая ткань стала атрибутом национальной самоидентификации.
Первое упоминание тартана в Шотландии мы встречаем в III веке н.э., что подтверждается археологическими свидетельствами[1]. Во времена галлов (предков современных шотландцев и ирландцев) основным предметом одежды была длинная рубашка под названием «лейне» (leine). Она шилась из плотного льна — отсюда и название, означающее «льняная». Обычно ее окрашивали шафраном: в письменных источниках упоминаются желтые рубашки. Носили рубашку как женщины, так и мужчины. Она доходила до колен и ниспадала свободными складками на манер древнегреческой туники. Считалось, что обилие складок на рубашке указывает на высокий социальный статус, так как богатый человек мог позволить себе потратить на свое одеяние больше ткани.
Поверх рубашки для тепла надевали шерстяную накидку, которую в Ирландии называли brat, а в Шотландии — plaid. Именно эту накидку и делали из клетчатой ткани, и со временем стали применять довольно изощренные способы фиксировать материю, заправляя ее в пояс и драпируя широкими складками. Плед, который надевали, скрепляя на талии поясом, послужил прототипом килта. В Шотландии до сих пор используется вариант так называемого «большого килта» (great kilt), который представляет собой плед, заправленный в пояс. Первое упоминание подобного одеяния встречается в 1594 году в произведении «Жизнь рыжего Хью О’Доннелла» Л. О’Клери, где детально описывается отличительный костюм из клетчатых пледов шотландских торговцев. Одно из первых изображений подобного костюма относится к первому десятилетию XVII века. В дальнейшем из «большого килта» выделилась упрощенная «малая накидка» (phillabeg), закрывавшая только нижнюю часть тела от пояса до колен, — эта «юбка» по форме была ближе всего к современному килту.
Одна из легенд связывает происхождение укороченного килта с именем англичанина Томаса Роулинсона, владельца металлургического цеха в Высокогорье в 1730 году. Поскольку большинство работающих у него шотландцев носили традиционные пледы с поясом и мучались от жары, он велел отрезать верхнюю часть пледа, оставив лишь нижнюю, — так находчивый англичанин, получается, «изобрел» шотландскую национальную одежду. С этой легендой не согласны многие исследователи шотландского костюма (хотя она и приводится в большинстве трудов), логично указывающие, что есть немало свидетельств существования укороченного килта в Шотландии до 1730 года. Следует отметить, что килт долгое время драпировали — его собирали в сборки на талии с помощью пояса, и только в 1790 году появился скроенный килт с зашитыми складками.
Для женских одеяний обычно использовались тартаны светлых и кремовых оттенков, а длина платья была ниже колен. Постепенно тартан эволюционировал из повседневной одежды горцев в праздничную и стал чаще использоваться для торжественных случаев.
Изначально клетчатые ткани в Шотландии изготавливались в каждой местности вручную, и можно было с той или иной степенью вероятности указать на характерный локальный орнамент, хотя каждый ткач, разумеется, мог давать свой вариант узора. Цвет тартана определялся естественными красителями, доступными в данной местности, и ассортиментом привозных красителей. Заметим, что в ранний период четкой привязки орнамента к определенному клану не существовало.
К XVII столетию тартан стал считаться типичным признаком костюма шотландских горцев и приобрел отчетливое символическое значение. Именно поэтому после поражения шотландцев в битве при Каллодене в 1746 году английский парламент специальным указом запретил шотландцам носить национальный костюм — это была попытка бороться с вольнолюбивыми горцами методом не только политического, но и культурного диктата. Однако, несмотря на запрет, многие продолжали носить тартан в знак протеста — так в семантике тартана появился оттенок оппозиционности, ведь шотландцам удалось добиться отмены дискриминационного указа только в 1782 году.
В конце XVIII века, когда в Англии уже давно завершилась промышленная революция, появилось немало фирм, специализирующихся на изготовлении тартана. Они использовали ткацкие станки и могли производить тартан крупными партиями. Наибольшей известностью среди них пользовалась компания William Wilson & Son’s of Bannockburn («Уильям Уилсон и сыновья из Баннокберна»). Эта фирма была основана в 1765 году и вскоре получила лицензию, став единственным поставщиком тартана для шотландской армии (к счастью, Баннокберн находился вне юрисдикции запрета на ношение шотландского платья. В бою солдаты должны были носить тартан своего командира, чтобы без труда опознавать своих.
Армия была одним из основных заказчиков тартана у производителей шотландского сукна[2]. Именно тогда возникла необходимость в унификации и стали применяться стандартные сочетания цветов, которые вначале шли под определенными номерами, и лишь позднее некоторые стали обозначаться именами шотландских кланов, а также названиями отдельных городов и местностей. Эти названия уже в 1780 году служили скорее торговой номенклатурой для удобства различения разных расцветок. Так, в книге образцов компании Wilson из 250 вариантов тартана было только около сотни именных расцветок (для сравнения укажем, что сейчас насчитывается около 3 тысяч именных тартанов), причем ряд образцов собирался по отдельным местностям Шотландии, а некоторые придумывались непосредственно работниками фирмы. Книга образцов компании Wilson 1780 года считается старейшим письменным документальным источником по истории тартана, а наиболее знаменитая и полная книга образцов компании Wilson относится к 1819 году.
В конце XVIII — начале XIX века возникла концепция, согласно которой названия конкретных расцветок обязательно связываются с историей определенных кланов. Во многом это был маркетинговый ход, опиравшийся на интерес к национальным культурам, характерный для эпохи романтизма (Trevor-Roper 2007). На волне подобного интереса чуть раньше нашли спрос поддельные «Песни Оссиана» Макферсона, а шотландский колорит «Роб Роя» Вальтера Скотта снискал автору беспрецедентный коммерческий успех. Шотландские эмигранты, жившие за пределами своей страны, стали усиленно интересоваться национальной историей, пытаясь сохранить культурное наследие (Pittock 1991). Они собирали коллекции предметов шотландской старины, и некоторые из них специализировались именно на тартанах. Одна из самых ранних известных коллекций принадлежала сэру Вильяму Кокберну.
В 1778 году было основано лондонское общество Высокогорья — своего рода клуб шотландских экспатов, а 1815 году это общество отправило письма вождям шотландских кланов с просьбой прислать образцы кланового тартана. И тут выяснилось, что вожди сплошь и рядом не знали свой тартан и спрашивали совета у ветеранов своего клана. Так, вождь клана Робертсон, обратившись к старейшинам, получил от них несколько различных вариантов и в итоге послал в Лондонское общество разновидность «охотничьего» тартана с синими, зелеными и черными полосками. Другие вожди, чтобы разрешить возникшее затруднение, попросту обращались на фирму Wilson с просьбой отправить им тартан своего клана. При этом многие расцветки приписывались тому или иному клану чисто случайно.
Например, тартан № 43 в книге образцов фирмы Wilson сначала назывался «Каледония». Его приобрел некий шотландец Кидд, и в книге образцов появилась отметка «№ 43, Кидд». Далее эту же материю продали клиенту из Вест-Индии по фамилии Макферсон, и его имя было также отмечено в книге. А когда вождь клана Макферсон попросил прислать образец кланового тартана, служащие фирмы Wilson послали ему именно этот тартан, основываясь на совпадении фамилий. Но это ничуть не помешало этому образцу стать тартаном клана Макферсон! Вождь представил эту шотландку в Лондонское общество, и поныне она является символом клана Макферсон.
В 1822 году британский король Георг IV посетил Эдинбург, и по этому случаю был устроен большой национальный праздник, организатором которого выступил сэр Вальтер Скотт. Все вожди кланов должны были приветствовать короля одетыми в цвета своего клана. И опять повторился конфуз семилетней давности: целый ряд вождей не имели никакого представления о «собственном» тартане. В этой ситуации одни, очевидно, изобрели новые варианты расцветок, которые и стали клановыми эмблемами, а другие попросту переименовали уже существующие тартаны.
На протяжении XIX столетия, когда Шотландия постепенно утрачивала политический вес, тартан стал мощным культурным фактором, объединяющим шотландцев. Лишенные реальных политических прав, шотландские вожди сосредоточили свои усилия на уточнении расцветок клановых тартанов. В этой ситуации появились очередные подделки: в 1842 году была издана печально знаменитая книга Vestiarium Scoticum братьев Собески-Стюарт, якобы воспроизводящая подлинный манускрипт XVI века. Однако на самом деле описания многих тартанов в этой книге были сфабрикованы ее авторами. Сэр Вальтер Скотт, на суд которого было предварительно представлено это «открытие», первым заподозрил подделку (Trevor-Roper 2007: 171–172). Фальшивка была окончательно разоблачена вскоре после публикации. Однако для шотландских эмигрантов, разъехавшихся по всему миру, килт и тартан уже стали средством самоидентификации, способом найти своих и подтвердить свою национальную принадлежность.
Еще одним важным фактором, стимулирующим интерес к тартану в XIX веке, стали регулярные визиты королевы Виктории в свою шотландскую резиденцию Балморал — именно там принц Альберт создал собственный дизайн тартана «Балморал», который украшал залы королевской резиденции. Историки не без юмора окрестили последующую викторианскую моду на тартан «балморализацией» (Faiers 2008: 181–211).
Хотя клановые тартаны наиболее известны, символика шотландки отнюдь не сводится к этой роли. Город, район, корпорация, семья, отдельный человек, важное событие — все может стать поводом для создания тартана. Возраст тартана не имеет значения, гораздо важнее официальное подтверждение его символической функции. В качестве официальной инстанции может выступить вождь клана, совет компании или общество по изучению шотландской культуры, как, например, «Общество Высокогорья».
Наиболее компетентной организацией считается Общество шотландских тартанов (Scottish Tartans Society — STS), основанное в 1963 году. В этом Обществе был впервые создан каталог всех известных тартанов. Позднее, в 1996 году, от него отделилось Управление шотландских тартанов (Scottish Tartans Authority — STA), которое также завело свою базу данных — Международный индекс тартанов (International Tartan Index — ITI). На сегодняшний день это две самые крупные справочные базы по тартанам.
Членами STA стали крупнейшие производители тартанов — Johnstons of Elgin, Lochcarron, House of Edgar, Strathmore, Ingles Buchan. Вместе с тем в это Общество входят и академические исследователи, изучающие тартан, — Питер Макдоналд, Джеймс Скарлетт, Боб Мартин. Однако все упомянутые общества являются частными и не имеют государственной поддержки.
В последнее время в шотландском парламенте обсуждается вопрос о создании официальной государственной комиссии регистрации тартанов (Keeper of Tartan). Подобная комиссия будет призвана объединить существующие базы данных и создать единый регистр тартанов.
Для учета существующих вариантов тартанов принята унифицированная система, которую впервые ввел в обиход в 1950 году Дональд Стюарт, автор влиятельной книги «Сочетания ниток в шотландских тартанах» (The Setts of the Scottish Tartans) (Stewart 1950), в которой каждому тартану присваивается определенный код по количеству ниток каждого цвета. Этот код называется «синдекс» и состоит из комбинации букв и цифр, буквами обозначается цвет, а цифрами — количество ниток. Например, синдекс тартана Макдоналд из Слит таков: R72 G4 R10 G32. Это означает, что орнамент составляют 72 красных нитки, далее 4 зеленых, 10 красных и 32 зеленых. Далее эта комбинация повторяется в обратном порядке, поскольку в большинстве тартанов орнамент симметричен. Сокращенная цветовая формула (slog) этого тартана будет RGR:GRG (красный-зеленый-красный : зеленый-красный-зеленый).
Ранним прототипом этой системы, возможно, были палочки с намотанными в определенном порядке чередующимися цветными нитками (sett-sticks) — это наглядное пособие для начинающего ткача фиксировало орнамент каждого тартана и служило орудием традиции, инструментом коллективной памяти ремесленников.
На сегодняшний день производители шотландки насчитывают примерно 500–700 вариантов тартана. Однако существует более 4 тысяч формально зарегистрированных вариантов тартана.
В исторической литературе о тартане иногда встречаются мнения, что по цвету шотландки можно сделать выводы о богатстве клана. Например, в старину красный цвет считался особенно престижным, поскольку его трудно получить из натуральных красителей. Яркие тартаны демон стрировали статус владельца, уверенность в себе и желание привлечь внимание. Темные расцветки, сливающиеся с окружающим ландшафтом, напротив, свидетельствовали о желании быть незаметным. Неудивительно, что они наиболее популярны среди любителей охоты и составляют особую группу «охотничьих» тартанов, которые используются для пошива охотничьих костюмов.
Более четкую информацию несут цвет и тип орнамента шотландки. Так, сходный орнамент у двух кланов может свидетельствовать о родственных узах. К примеру, тартаны клана Макдоналд из Кланраналда и клана Макдоннел из Гленгарри являются разновидностями тартана клана Макдоналд, различающимися только одной белой полоской. Это говорит о принадлежности к одному родовому клану.
Сходным образом тартан клана Гунн отличается от тартана клана Маккей лишь одной красной полоской, добавленной на зеленое поле. Это связано с тем, что земли обоих кланов граничили друг с другом на севере Шотландии. А зеленый тартан клана Моррисон также очень похож на тартан клана Маккей, отличаясь от него лишь красной полоской на синем фоне.
Последнее время налицо обращение к символике тартана как сознательный прием, попытка поддержать культурную традицию. Так, в 1994 году был создан дизайн тартана американского штата Коннектикут. Его авторы, преподаватели колледжа, использовали следующую цветовую символику: синий — цвет вод возле Лонг-Айлендского пролива, зеленый — леса, красный и желтый — осенние листья, серый — гранит, белый — снег. Белая полоска в этом орнаменте расположена асимметрично, чтобы подчеркнуть редкость снегопадов в Коннектикуте. Заметим, что никакой общей символики цвета в современных тартанах не наблюдается: белый в тартане Коннектикута означает снег, а в тартане Оттавы символизирует местную белую сосну.
Особый случай представляют «именные» шотландки, созданные и названные в честь знаменитых людей. В XIX столетии на фабрике Wilson в Баннокберне были созданы тартаны в честь Вальтера Скотта и принца Альберта (супруга королевы Виктории). А известный шотландский поэт Роберт Бернс удостоился именной шотландки в 1959 году, к 200-летней годовщине со дня рождения. Источником вдохновения послужила «пастушеская» клетка, поскольку Бернс был родом из низкогорной местности. Для этих районов Шотландии характерен черно-белый орнамент, и в бернсовском тартане используются черный и белый цвет в одинаковой пропорции. Сходный вариант простой черно-белой клетки можно видеть в шотландках кланов Нортумберленд и Ханнай, также ведущих свое происхождение из низкогорных районов. Однако к базовому черно-белому орнаменту в бернсовском тартане были добавлены две полоски — зеленая, призванная напомнить о травяных склонах шотландских пастбищ, и бежево-серая (англ. hodden gray). Этот оттенок ткани упоминается в его стихотворении A Man’s A Man, которое в переводе С. Маршака называется «Честная бедность».
Интересно заметить, что именная бернсовская шотландка отнюдь не совпадает с родовым тартаном семейства Роберта Бернса. Этот тартан был зарегистрирован потомками поэта около 1930 года и имеет характерную красно-зеленую расцветку с вкраплениями синего и желтого. На сегодняшний день он производится только одной фабрикой — House of Edgar в подборке «старинных и редких тартанов». Однако этот бернсовский тартан имеет сугубо узкое назначение, указывая на принадлежность к семейству, в то время как именная шотландка Роберта Бернса привлекает самую широкую аудиторию по клонников поэта.
Клетчатый орнамент широко используется и в детской одежде, и в школьной форме. В подростковой одежде на Западе шотландка давно закрепилась как традиционный элемент так называемого «преппи лук» (англ. preppy look), функционируя как вестиментарный признак благонамеренного отличника из хорошей семьи. В XIX веке из шотландки стали шить школьную форму в Японии.
Некоторые исследователи костюма считают, что пристрастие к шотландке у взрослых свидетельствует о предсказуемом размеренном образе жизни, желании контролировать все в мелочах, педантизме и любви к порядку. Элисон Лури усматривает здесь семантику «упорядоченного усилия» (Lurie 1992: 208). Вероятно, подобные заключения базируются на регулярности и симметрии клетчатой ткани — во всяком случае, опровергнуть такие догадки столь же трудно, как и подтвердить.
Будучи классикой, шотландка редко выходит из моды, постоянно мелькая в коллекциях ведущих дизайнеров. В сезоне зима 2006/2007 эффектные платья из драпированного тартана предложил Александр Маккуин, явно вспомнив собственную шотландскую родословную. Вивьен Вествуд активно использовала тартан в своих творениях, отнюдь не ограничиваясь вариациями на тему традиционного шотландского платья. Фрагменты из шотландской ткани присутствовали у нее как в эротических нарядах, так и в классических мужских костюмах. Будучи патриотом британского ремесленного искусства, она даже придумала свой собственный вариант шотландки для коллекции «Англомания» (осень–зима 1993/1994). Эту ткань она назвала Макандреас в честь своего мужа Андреаса Кронтхалера. Однако надо признать, что в большинстве случаев Вествуд использует шотландку скорее иронически, в игровых целях, как элемент постмодернистского коллажа.
Столь же популярна шотландка у японских дизайнеров Рей Кавакубо и Юнии Ватанабе. В знаменитой коллекции Comme des Garcons осень–зима 2003 актуализировалась историческая протестная семантика шотландки: на клетчатые одеяния из тартана были нанесены слоганы «Большинство всегда неправо» и «Конформизм — язык коррупции». Необычайно выразительные модели из шотландки в свое время были представлены и в знаменитой коллекции Юна Такахаши «Сверхъестественный тартан» (2000).
Сейчас желающие создать собственный дизайн тартана могут попробовать свои силы на сайте Музея Виктории и Альберта, где есть соответствующая виртуальная рубрика. Клетчатое поле шотландки остается открытым для новых экспериментов.
Литература
Кирсанова 1995 — Кирсанова Р. Костюм в русской художественной культуре. М., 1995.
Мандельштам 1990 — Мандельштам О. Сочинения в 2 т. Т. 1 / Аверинцев С., Нерлер П. (сост.). М., 1990.
Орленко 1996 — Орленко Л. Терминологический словарь одежды. М., 1996.
Banks & la Chapelle 2007 — Banks J., la Chapelle D. Tartan: Romancing the Plaid. N.Y., 2007.
Cheape 2006 — Cheape H. Tartan: The Highland Habit. Edinburgh, 2006.
Collie 1948 — Collie G.F. Highland Dress. London, 1948.
Dunbar 1962 — Dunbar J.T. History of Highland Dress. Edinburgh, 1962.
Faiers 2008 — Faiers J. Tartan. Oxford; N.Y., 2008.
Lurie 1992 — Lurie A. The Language of Clothes. London, 1992.
Martin 2001 — Martin B. All About Your Kilt. Glasgow, 2001.
McClintock 1943 — McClintock H.F. Old Irish and Highland Dress. Dundalk, 1943.
Newsome 2003 — Newsome M.A.C. Early Highland Dress. Edinburgh, 2003.
Pittock 1991 — Pittock M. The Invention of Scotland: the Stuart Myth and the Scottish Identity, 1638 to the Present. London, 1991.
Scarlett 1985 — Scarlett J.D. The Tartan Weaver’s Guide. London, 1985.
Scarlett 1990 — Scarlett J.D. Tartan; the Highland Textile. London, 1990.
Smith & Johnston 1999 — Smith Ph.D., Johnston W.H. Tartans. Pennsylvania; Atglen, 1999.
Stewart 1974 — Stewart D.C. The Setts of the Scottish Tartans: With Descriptive and Historical Notes. London, 1974.
Thompson 1989 — Thompson J.C. So You're Going to Wear the Kilt! Edinburgh, 1989.
Trevor-Roper 2007 — Trevor-Roper H. The Highlander Myth // The Fashion Reader / Welters L., Lillethun A. (eds.). Oxford; N.Y., 2007. Pp. 167–174.
[1] Более подробно об истории тартана см. фундаментальное исследование Мэтью Ньюсома (Newsome 2003).
[2] В этом контексте мандельштамовская строчка о шотландском пледе «Ты меня им укроешь, как флагом военным, когда я умру» приобретает дополнительный смысл за счет историко-культурных реминисценций.
Источник: http://polit.ru/article/2009/06/04/vainshtein/
Отредактировано Княгиня (02-09-2013 16:11:01)