Из истории женского образования в Европе
Школы для девочек.
Первые женские начальные школы в некоторых странах Европы возникли в 16—17 вв. Цель их была ограниченной — обучение и воспитание будущей жены, хозяйки и матери. Учились в этих школах девочки из имущих классов.
Развитие машинного производства и массовое применение женского труда в промышленности вызвали необходимость дать женщине хотя бы элементарное образование в начальных школах.
Во 2-й пол. 19 в. в наиболее развитых странах возникло небольшое число не только средних, и высших женских учебных заведений. Однако объём знаний в женских учебных заведениях был значительно меньшим, чем в мужских. Сохранялось неравноправное положение женщины в обществе. Затруднен был путь к получению профессионального образования. Из-за этого женщина-труженица обрекалась на неквалифицированную или малоквалифицированную работу в ограниченном кругу женских профессий. Одной из острейших проблем, связанных с правом женщины па труд, в европейских странах оставалась дискриминация женщин в области образования [2,65].
В Германии женские начальные школы возникли в период Реформации. В 1555 во Фрейбурге и др. городах были открыты женские школы повышенного типа, но они просуществовали недолго и возродились в отдельных городах лишь в конце 17 в. В конце 18 в. открываются в ряде городов женские средние учебные заведения, но их было мало и они не давали права поступления в высшие учебные заведения. В середине 19 в. стало допускаться совместное обучение мальчиков и девочек в начальной школе.
В середине XIX века многие страны охватило движение женщин за равноправие и свободный доступ к образованию.
Во второй четверти XIX в. требования феминисток в разных странах стали облекаться в форму общественных компаний и акций. Поначалу на первом месте в Европе и США стоял вопрос о доступе женщин к высшему образованию (в Азии, Латинской Америке и на Ближнем Востоке, где было мало грамотных женщин, вопрос о женском образовании поднимался мужчинами) [8,59].
Луиза Отто Петерс - одна из основательниц «Всеобщего германского женского союза» (1847). В своих выступлениях ее сторонницы требовали для женщин политических свобод, права на образование и работу, экономической независимости, права голосовать. Луиза Отто Петерс добилась разрешения посещать девушкам неполные женские школы с последующим обучением в частных школах и пансионатах семейного типа. В 1850 г. в Гамбурге были открыты воскресные школы.
Так, в 1857 г. было разрешено женщинам присутствовать на лекциях в Петербургском университете, а в 1895-1896 гг. в университетах Гёттинга и Берлина в качестве вольнослушателей. Затем последовал очередной запрет властей на присутствие женщин в высших учебных заведениях (особенно медицинских и юридических). Реакцией на запрет властей стало создание частных женских кружков.
В Германии при содействии женского движения "Реформа" в 1889 году были открыты женские гимназии и университеты.
К 80—90-м гг. 19 в. в Германии сложилась следующая система женского образования: начальная школа, совместная (городские училища для девочек в возрасте от 6 лет до 15 лет) и средние учебные заведения («повышенные женские школы») для привилегированных классов, которые тем не менее не давали нрава поступления в университет.
Высшими женскими учебными заведениями были открытый в 1867 лицей Виктории в Берлине и частные высшие женские курсы в нескольких городах. Если в конце 60—70-х гг. женщины некоторое время допускались в университеты, то затем посещение университетов им было запрещено до начала 90-х гг.
Во Франции еще при феодализме, помимо начального, осуществлялось повышенное женское образование в монастырях для девушек дворянского сословия, где они обучались хорошим манерам, изящным рукоделиям, музыке, пению, поэзии и воспитывались в духе благочестия и покорности мужу.
В 17 в. была организована Сен-Сирская школа — первая государственная женская школа повышенного тина, закрытое учебное заведение для бедных дворянок. По её образцу в 17—18 вв. создаются другие женские воспитательные учреждения для девочек из дворянских семей. В период французской буржуазной революции конца 18 в. были открыты светские женские школы. Однако Реставрация вернула женские школы под надзор церкви.
К 1880 были установлены 3 типа женских школ: начальные школы, обучение в которых велось по единым программам с мужскими школами (Ecoles primaires), средние (Lycecs et colleges de jeunes filles) и учительские семинарии (Ecole normales). Женские лицеи» коллежи давали меньший объём знаний, чем мужские, и не давали права поступления в университет. Для поступления в университет женщины должны были сдавать экзамен на звание бакалавра в объеме программы мужских учебных заведений. Наряду с государственными. сохранялись частные школы и пансионы для дочерей крупных буржуа и чиновников. В средних и тем более высших учебных заведениях обучались представительницы имущих классов, девочки из народа получали только общее начальное образование.
В Англии женское образование до сер. 19 в. находилось в руках духовенства и подчинённых ему организаций благотворительного типа. В начале 19 в. начинают создаваться паблик скула для девочек из привилегированных семей.
По закону 1870 о введении обязательного обучения для лиц обоего пола начальная школа развивается как школа совместного обучения. Наблюдается некоторое развитие среднего женского образования, ряд школ становится доступным для девочек, учреждается Общество женского образования, открывается большое число средних женских учебных заведений (High schools for Girls).
К концу 19 века Англия по развитию среднего женского образования занимала первое место в Европе, хотя, как и в других европейских странах, высшее и среднее женское образование было доступно в основном только представительницам привилегированных классов.
Высшее женское образование возникает в середине 19 в. В 1868 организуются публичные университетские курсы для женщин. При Оксфордском и Кембриджском университетах открываются женские колледжи.
В 1876 парламентским актом университета предоставлено право присуждать женщинам учёные степени.
К концу 19 века в ряде стран Европы уже было введено обязательное начальное обучение детей обоего пола, были приняты законы о предоставлении женщинам права па получение среднего образования не только в совместных, но и в специальных женских школах. Тем не менее, девочки составляли лишь 25—30% учащихся всех школ (включая и женские).
В Швейцарии в 1903 г. была создана ассоциация лицеев и гимназий, которая предоставляла возможность женщинам получить образование и заниматься наукой и журналистикой.