milka написал(а):А кто-нибудь видел, как она преображается?
В житиях святых об этом пишут.
Lampa написал(а):Как написано в Булгаковской энциклопедии:
То, что перечислено в цитате, ещё не тянет на биографичность. Слишком мало данных. Ну, было бы герою на год больше или меньше - что бы это изменило? Что касается "любви к третьей жене", которая якобы была передана Мастеру - в свете обсуждаемой "любви" героев это под большим вопросом.
milka написал(а):Хорошая книга, тем более, гениальная книга, написанная человеком, остается вне религии, и не может трактоваться с религиозных позиций какой-либо религии.
Тем не менее, религиозную принадлежность автора и его предполагаемой аудитории тоже надо учитывать. Это, если угодно, объективная историческая реальность. Более того, без понимания этой принадлежности не всегда можно понять и автора, ибо в одном, казалось бы, контексте, католик будет иметь в виду одно, буддист другое, лютеранин третье, а что может иметь ввиду мусульманин, я даже и представить не могу.
— Когда индус заговорил с вами, — доверительно и тихо начал патер, — на меня словно озарение нашло. Он просто трижды повторил одно и то же, а я вдруг увидал и его самого, и все его мироздание. Он в первый раз сказал: «Мне ничего не нужно», и я почувствовал, что ни его, ни Азию нельзя постигнуть. Он повторил: «Мне ничего не нужно», и это значило, что он, как космос: ни в ком и ни в чем не нуждается — в Бога не верит, греха не признает. Блеснув глазами, он повторил свои слова еще раз. Теперь их следовало понимать буквально: ничто — его обитель и заветное желание, он алчет пустоты, как пьяница — вина. И эту жажду разрушения и отрицания…
«Неведение отца Брауна», Гилберт Честертон
milka написал(а):но книга все равно остается вне религии. Иначе как "МиМ" сможет понять какой-нибудь современный язычкник, или вот евреи, которые ни разу не христиане?
Ну как, как... Изучением контекста, в котором писал автор. Кто сказал, что он старался облегчить жизнь читателям? Он же писал, как ты сама заметила, о вечном, а не о том, кто его будет сиюминутно расшифровывать. (Не пойму, я понятно выразилась?)
Lampa написал(а):А я еще нашла такую версию в интернете: оказывается, прототипом Мастера был Горький, Маргариты - М.Ф.Андреева, Воланда - Ленин (!!!), Левия Матвея - Лев Толстой! Автор версии - некий литературовед А.Барков, книга называется "Роман Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита": Альтернативное прочтение".
Круто. Ну вот видишь, не обязательно притягивать биографичность автора. Хотя мне это тоже не кажется убедительным. Не люблю, когда в любой книге обязательно ищут политическую подоплёку и намёки на конкретных людей. Это, впрочем, относится и к поиску "биографичности".
Всегда я рад заметить разность
Между Онегиным и мной,
Чтобы насмешливый читатель
Или какой-нибудь издатель
Замысловатой клеветы,
Сличая здесь мои черты,
Не повторял потом безбожно,
Что намарал я свой портрет,
Как Байрон, гордости поэт,
Как будто нам уж невозможно
Писать поэмы о другом,
Как только о себе самом.
Bobby написал(а):Мастер говорит с Бездомным о Воланде так, будто знаком с ним. Кураев, кстати, тоже об этом говорит, о знакомстве до появления мастера в нехорошей квартире после бала.
У Кураева этой мысли не помню; напротив, он обращает внимание, что Воланд при встрече с Мастером после бала делает вид, что видит его впервые. А то, что говорит Мастер в романе, никак не указывает на личное знакомство. Он же говорит, что Берлиоз должен был бы догадаться, если бы Воланд не запорошил глаза, а Берлиоз с Воландом точно не был знаком.
Bobby написал(а):Но сатана в моём представлении всё-таки посланец Бога, как любой другой ангел.
Ну так это в твоём понимании. Совпадает ли оно с булгаковским? Тут ключевой момент - конфессиональное совпадение. С точки зрения христианства, Бог попускает сатане творить зло, но обращает это зло во благо. Так что сатана действует, с одной стороны, по собственной инициативе (в отличие от светлых ангелов, которые только выполняют волю Бога), а с другой - по Божьему попущению. И если из его деятельности выходит благо, то это - не его заслуга и не его желание. Напомню эпиграф романа: "— Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо". Этот персонаж волей Бога не озабочен.
Bobby написал(а):Он принадлежит ей и должен быть ей возвращён. Так поступают все эгоисты, чьи души пусты как бездонные бочки. Сколько ни вбухай - будет мало. Не наполнится душа, пока не будет в ней света.
О, и не зря в этот момент Булгаков подчёркивает судорогу на её лице. Он в этом смысле весьма точен.
По поводу всего остального о людях и их духовном/душевном состоянии - вполне согласна.