SHERWOOD-Таверна

SHERWOOD-таверна. Литературно-исторический форум

Объявление

Форум Шервуд-таверна приветствует вас!


Здесь собрались люди, которые выросли на сериале "Робин из Шервуда",
которые интересуются историей средневековья, литературой и искусством,
которые не боятся задавать неожиданные вопросы и искать ответы.


Здесь вы найдете сложившееся сообщество с многолетними традициями, массу информации по сериалу "Робин из Шервуда", а также по другим фильмам робингудовской и исторической тематики, статьи и дискуссии по истории и искусству, ну и просто хорошую компанию.


Робин из Шервуда: Информация о сериале


Робин Гуд 2006


История Средних веков


Страноведение


Музыка и кино


Литература

Джордж Мартин, "Песнь Льда и Огня"


А ещё?

Остальные плюшки — после регистрации!

 

При копировании и цитировании материалов форума ссылка на источник обязательна.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » SHERWOOD-таверна. Литературно-исторический форум » Города и замки Средневековья » Средневековый замок. Внутреннее убранство>>


Средневековый замок. Внутреннее убранство>>

Сообщений 1 страница 30 из 103

1

Нашла тут кое что интересное об интерьере средневековых замков:

Взято отсюда http://www.stroykaweb.ru/diz_in_47.php :

Средневековье

     Началом Средневековья принято считать Рождество 800 года н. э. - дату коронации Карла Великого. Его называли новым Константином, поскольку империя, которую он основал на Западе, была подобием Римской.  Стиль интерьеров эпохи Карла условно именуют средневековым. Увы, сложно найти достаточное количество наглядных примеров для его иллюстрации, о многом приходится лишь догадываться. А кое-что становится понятнее при рассматривании средневековых миниатюр. Многие тогдашние залы и покои в настоящее время кажутся крайне скудно обставленными. На то были свои причины. Обширные владения феодалов требовали постоянного наблюдения, которое включало в себя не только управление делами, но и подчас военные действия. Поэтому "среднестатистический" феодал и его челядь были весьма мобильны (на средневековом уровне). Нехитрый их скарб состоял из мебели, драпировок, посуды, провизии и прочих необходимых вещей, часто перевозимых с места на место. По прибытии в замок все это размещалось сообразно потребности. Полноценно обставленными или декорированными средневековые интерьеры назвать нельзя. Большое распространение в те времена получила настенная роспись, изображавшая батальные или придворные сцены и геральдические знаки. Помимо этого, плоскости украшались растительными орнаментами или имитациями драпировок. Реальные драпировки - шпалеры - развешивались рядами по каменным стенам или в арочных проемах. Шпалеры служили для утепления и украшения помещений и обыгрывали те же сюжеты, что и настенные росписи. Внутреннее убранство замков менее всего соответствует определению "мрачное Средневековье". Стены помещений покрывались светлой темперной краской или побелкой (разведенным в воде толченым мелом). Последний слой краски иногда дополнялся тонкими красными линиями, изображающими кирпичную кладку. Довольно часто применялась так называемая белая штукатурка, изготовленная из извести, песка и щетины. В некоторых случаях, когда требовалась особо изысканная текстура, в смесь добавлялся жженый гипс. Такая штукатурка называлась парижской или французской (franco plastro).Значительную роль в убранстве залов играли охотничьи трофеи, не говоря уж о доспехах, оружии, боевых знаменах и геральдических щитах, призванных демонстрировать воинскую доблесть хозяина замка. Доспехи, надо сказать, не всегда выставлялись напоказ. Порой они убирались в своеобразные "шифоньеры" - нечто вроде вертикальных сундуков, украшенных резьбой или геометрическими орнаментами. Но со временем стиль жизни средневекового замка менялся. Период постоянных сражений уступил место обустройству завоеванного пространства. И хотя говорить о полном затишье было бы безосновательно, тем не менее в XIII веке в странах Европы уже началась эпоха стабильного культурного развития. Что и позволило постепенно сформироваться стилю, который мы называем готикой.
   
Готика

     Готика - стиль на редкость цельный. Во всех странах Западной Европы памятники архитектуры того времени похожи друг на друга, как братья. Помимо этого, готический стиль чрезвычайно ярок. Сочные краски, позолота и диковинные орнаменты (заимствованные у византийцев), стрельчатые арки (влияние арабской архитектуры), искусная резьба по дереву и камню складывались в удивительно воздушный, вознесенный в небо образ. Многие специалисты считают готический стиль продолжением романского и, более того, наивысшей степенью его развития. В советских учебниках по истории архитектуры долгое время упорно декларировалось, что готика создана дикарями, не сумевшими понять романскую архитектуру. Однако этот средневековый стиль, впитавший в себя византийскую роскошь и позаимствованную у арабов цветовую и световую организацию пространства, никак не может быть результатом излишней впечатлительности невежд. В каком-то смысле готика была стилем сотворения иллюзий. Мощь каменных сводов растворялась в ажурности пучков колонн и обилии разнообразных резных украшений. Дневной свет, блуждая в интерьере, порождал удивительную игру теней. А окрасившись при помощи витражей, создавал ощущение парения человека в лучах иного, возвышенного мира. Тот же эффект божественного присутствия возникал в византийском искусстве благодаря мозаике. Но лишь свет, проходящий сквозь цветные стекла, придавал этому действу объемность. В раннем Средневековье замковые залы были многофункциональными. Место для пиршеств становилось ночью спальней, здесь же по необходимости устраивали склад оружия. Готическая эпоха породила зонирование. Хотя, строго говоря, оно было декоративным и носило символический характер. В частности, такой элемент, как балдахин, был известен еще в странах Древнего Востока, в Греции и Риме, а потом и в Византии. Однако в средневековой Европе он получил распространение именно как один из способов зонирования. Балдахин служил для выделения хозяйского ложа из общего пространства, где могла разместиться челядь. Когда со временем появились интимные покои, ложе перекочевало туда вместе с балдахином, который постепенно стал чисто декоративным элементом. Нередко он изготавливался из той же ткани, что и настенные драпировки. Подарить кому-либо нарядное убранство для спальни считалось хорошим тоном. Драпировки и балдахин выполнялись из дорогих материй и расшивались золотыми и серебряными нитями. Применялась также техника гобелена и роспись по ткани. Сюжеты были самые разные.  "Король Франции Иоанн владел тремя шпалерными гарнитурами соответственно основным христианским праздникам - Пасхе, Дню Всех Святых и Рождеству. Все композиции были выдержаны в цвете, символика которого соответствовала данному празднику. Рождественский стиль включал в себя шесть шпалер с изображением герба Франции по углам, стеганые покрывала, подспинники (на спинку кресла или на кровать), балдахин и занавес для отгораживания ложа. Все они были зеленого цвета с синими полосами и расшиты серебряными звездами. Ансамбль дополнялся покрывалами для кресел из синего бархата и зеленого шелка, а также зелеными шторами из саржи на окна и у кровати в тон". (Ч. Мак-Коркодейл "Убранство жилого интерьера от античности до наших дней".)  Определением "каминный зал" мы также обязаны Средневековью. Причем если в самом начале Средних веков камин был подобием грубого очага, то к XIII веку он стал весьма значимой деталью интерьера. Мог изготавливаться двойным или даже тройным, в зависимости от объема отапливаемого помещения. Внушительные размеры камина позволяли придавать ему облик архитектурного сооружения. Украшался крепостными башенками, шпилями, фризами с изображениями рыцарских турниров, картин охоты или иронических сценок на бытовые темы. Что касается мебели, то в готическую эпоху она еще мало чем отличалась от примитивных средневековых образцов. Кресла, табуреты, сундуки и буфеты имели вид откровенно "походных" предметов. Превращение мебели в обстановку завершилось только в эпоху барокко.
   

http://www.alta-d.ru/encyclopedia/design/280403.htm :
     Средневековье принято считать мрачным периодом в истории Европы. В городах быт был очень примитивен: помои выливались прямо на улицу, люди в буквальном смысле тонули в грязи (известен исторический анекдот - рыцарь утонул на главной площади в грязной луже, будучи верхом на коне). Своеобразна архитектура того времени: в городах ремесленники и беднота строили дома в несколько этажей, очень близко друг к другу, а чтобы увеличить "жилплощадь", достраивали "козырьки" над улицей, из-за этого улицы были темные и очень узкие. Дома и улицы освещались факелами, что часто вызывало пожары. Богатые феодалы - от короля до баронов - строили в своих владениях замки, каменные дома-крепости, для жилья и обороны от врага. Замок обносили толстой крепостной стеной со рвом. Жилые строения тоже возводились из камня и были многокомнатными с обязательной центральной залой и очагом, служившей и гостиной и столовой. Внутреннее убранство дома было скудным. Пол был обычно земляным, только в очень богатых домах мостился камнем, иногда при этом выкладывался примитивный орнамент. В замках постоянно тянуло сырость и холодом от булыжных стен и земляного пола, который для тепла устилали соломой. Каменные стены украшались и утеплялись коврами, вначале привозимыми с Востока. Такой ковер был роскошью, многим недоступной. И тогда в Европе развивается искусство изготовления гобеленов - тканых ковров со сложными сюжетными картинами. Мебель средневековых замков (а трудовой люд мебели практически не имел) была тяжелой, прочной и грубо практичной. Самой универсальной мебелью был сундук, служивший скамьей и кроватью дома, чемоданом в дороге. Из него же произошел и шкаф - сундук вытянулся вверх, обрел дверцы и ножки. Стул был не просто предметом мебели - по высоте его спинки определялась знатность владельца. Стулья не имели обивки, были жесткими с прямой спинкой. Кровати покрываются балдахинами, больше не для украшения, а защиты от сквозняков. Итак, мебель того периода примитивна и интересна только с исторической точки зрения, т.к. цели украшения жилища она не служила. Конец XIV - начало XV веков - готический период средневековья в Европе. Мрачные оборонные постройки сменились яркими ажурными формами готики. В соответствии с архитектурой в интерьере появляется роскошь. Полы стали дощатыми или кафельными, иногда уже покрываются коврами. Стены тоже облицовывают деревом, украшают росписью ярких цветов и гобеленами. Особенно роскошны изделия фламандских и бургундских мастеров: ковры, подушки, шпалеры. Окна начинают стеклить, занавесей на них еще нет, но появляются витражи - картины из кусочков цветного стекла, которые, пропуская свет, создавали ни с чем не сравнимую игру красок. Живопись в интерьере была представлена только настенной росписью, позднее появляются портреты маслом и гравюры. Во Франции и Англии того времени центром интерьера становится камин, в Германии та же роль принадлежит кафельным печам. Деревянная мебель копирует готическую церковную архитектуру, широко применяется резьба. И хотя сундук в обстановке еще держит свои позиции, но все более популярен шкаф и появляется буфет. Сам готический стиль, породив развитие ремесел, впоследствии почти не использовался, т.к. человечество вновь обращается к античному искусству - в Италии начинается период Возрождения. В противоположность устремленным ввысь линиям готики, в архитектуре, а вслед за ней и в мебели, возвращаются спокойные и удобные горизонтальные формы. Пространство жилого дома стали делить на зоны, в отдельную от жилой зоны выделяют кухню.В домах зажиточных горожан появляются кабинеты для хозяина. Цветовое решение их спокойное, светлые стены, темная удобная мебель. На окнах появляются шторы, жалюзи от солнца и ставни для защиты жилья. Совсем в другом стиле строятся загородные дворцы богачей. В них сказывается мода на собирание произведений античного искусства. Интерьеры дворцов украшают уцелевшие античные статуи, фрагменты мозаик, мраморных рельефов. Во дворцах широкие стрельчатые окна, мраморные полы и лестницы, внутренние дворы с галереями, беседки в садах. Итальянская мебель эпохи Возрождения, опираясь на античный стиль, становится более легкой, подвижной, разнообразной и богато декорированной. В мебели мастера стараются сохранить естественный цвет и фактуру древесины, используется резьба, инкрустация, позолота. Из сундука развивается предок дивана - ларь-скамья с подлокотниками и спинкой. Кровать, помимо балдахина, имеет занавески. Появляются "авангардные" мебельные особи: стол на одной ноге, табурет на трех ногах. С эпохи Возрождения, по сути, и начинаются знакомые нам виды европейской мебели, отсюда же берут начало и приемы декорирования жилища, украшения интерьера. Культура Средневековой Европы была своего рода шагом назад по сравнению с античностью, однако, именно она породила великую эпоху Возрождения, эпоху научных открытий, изобретений и гениальных художественных произведений.

***

Отредактировано Alisa (18-06-2008 23:39:52)

+7

2

http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/903/ :
Музею Клюни принадлежит уникальная по своей сохранности коллекция античных и средневековых тканей. До конца романской эпохи Западная Европа производила только простую ткань, а потому византийские шелка и восточный текстиль пользовались большим спросом. Торговля этими товарами была важной частью средневековой экономики. С XIII века европейский рынок постепенно заполняют изделия из драгоценных тканей местного производства. Особое место среди них занимают гобелены. В средневековой Европе они использовались не только для украшения замков и храмов, но и для сохранения в них тепла. Гобелены прикрывали холодные шершавые каменные стены. Обычно на них изображались нравственные, исторические и библейские сцены. Стоимость исходных материалов и сложность художественного замысла ковров свидетельствовали об уровне доходов заказчика. Изображение на готических гобеленах обычно плоскостное, угловатое, сдержанное по цветовой гамме.В Музее Клюни хранится несколько наивный по сюжету, но оттого еще более трогательный гобелен «Подношение сердца» (начало XV века). «Репортажная» серия ковров «Сцены из жизни сеньоров» посвящена повседневной жизни знати начала XVI века: «Вышивание», «Чтение», «Прогулка», «Охота», «Купание» и «Галантные сцены». Из числа религиозных композиций очень хороши «Освобождение Св. Петра из темницы» (середина XV века) и «Житие Св. Стефана» (около 1500 года). Все гобелены выполнены чрезвычайно изящно, но, только попав в зал № 13, понимаешь, что такое настоящий шедевр. Кстати, сам зал в форме ротонды был специально сооружен для демонстрации этого самого знаменитого экспоната — серии ковров «Дама с единорогом» (конец XV века, юг Нидерландов). Они представляют собой замечательный образец стиля «мильфлер» («тысячи цветов»), в котором фон понимается как декоративная плоскость, плотно заполненная изображениями цветов и зверушек. В данном случае главными героями из числа представителей животного мира оказываются лев и единорог. В искусстве Средних веков и Ренессанса единорога было принято изображать как белое животное, напоминающее коня с винтообразным рогом во лбу. По утверждению средневековых источников, заслуживающих всяческого доверия, единорог отличался неукротимым нравом. Животное яростно боролось при малейшей попытке поймать его, но девственница могла приручить единорога одним прикосновением руки. Поэтому единорог символизировал целомудрие и чистоту. В христианском искусстве он иногда выступает в качестве атрибута Девы Марии. Что касается льва, то этому зверю приписывались многие значения. Согласно бестиариям (средневековым сборникам статей о реальных и фантастических животных) детеныши льва рождались мертвыми, и только через три дня отец возвращал их к жизни своим дыханием. Поэтому в Средние века лев символизировал Воскресение. Сочетание льва с единорогом, таким образом, может трактоваться как символ спасения, дарованного праведницам. Первые пять гобеленов серии посвящены аллегориям чувств — «Зрение» (Дама с единорогом, смотрящим в зеркало), «Слух» (Дама слушает музыку), «Вкус» (Дама пробует сладости), «Обоняние» (Дама вдыхает аромат цветов) и «Осязание» (Дама касается рога единорога). Последний гобелен называется «Моему единственному желанию». На нем изображена Дама, которая заключает все свои чувства в ларец, чтобы, освободившись от них, целиком посвятить себя Богу — ее «единственному желанию».

Ближайший родственник гобелена — витраж. Они оба связаны с архитектурой, входят как составные части в общий декоративный ансамбль здания. В отличие от гобелена витраж не столько воспроизводит действительность, сколько преображает ее, придавая реальным предметам долю иррациональности и мистицизма. Свет, проходя через витражное стекло, видоизменяет сделанный на нем рисунок, окрашивает детали обстановки в новые цвета, разбрасывает по интерьеру красочные пятна. Они движутся вместе с солнцем, постоянно меняя свою яркость и насыщенность. Витраж изготавливался так. Художник рисовал так называемый «картон» — детальный набросок будущей композиции в размер окна. Затем намечал на этом картоне основные линии композиции и прокладывал по ним свинцовые перемычки. Пустоты в каркасе заполнялись кусками разноцветного стекла, которые предварительно обрезались под размер. После этого композиция устанавливалась на стеклянной подставке против света и расписывалась специальными прозрачными красками. На последней стадии витраж обжигали, в результате чего стекла вплавлялись в свинцовую оправу. Окна из кусочков цветного стекла вошли в употребление во времена поздней античности. Но еще много веков витраж оставался чисто орнаментальным. Изображения с фигурами появились только в конце X столетия. К числу ранних сохранившихся образцов принадлежат витражи, изготовленные для базилики Сен-Дени и датирующиеся 1144 годом, — гордость коллекции Клюни. Своего подлинного расцвета искусство витража достигло в XIII веке, чему немало способствовало развитие архитектурных конструкций. Готика перенесла тяжесть сводов на столбы, систему аркбутанов и контрфорсов. Стена перестала выполнять функции опоры, что позволило прорезать в ней большие окна.К этому периоду относятся витражи, привезенные в Клюни из Сент-Шапель и замка в Руане. Отреставрированные в середине XIX века клюнийскими мастерами, они так и остались в знаменитом особняке. Руанские витражи интересны тем, что форму в них моделирует не только краска, но и само стекло, имеющее разную толщину в различных частях композиции. Кроме того, эти витражи выполнены с применением техники гризайль (монохромная роспись). Такое соседство многоцветного стекла с одноцветным не только позволяло лучше освещать помещения, но и придавало витражам особую изысканность. Об одном из них, называющемся «Шахматисты», хочется рассказать немного подробнее. Это едва ли не самый древний сохранившийся витраж с галантной сценой: дама и кавалер играют в шахматы. Конечно, эту картину на стекле неверно рассматривать как чистое произведение бытового жанра. В литературе и искусстве позднего Средневековья игра в шахматы являлась метафорой любви. Тем не менее в «Шахматистах» довольно точно переданы стиль и дух эпохи. Дама одета и причесана в соответствии с модой XV столетия: лоб подбрит (что зрительно делает его более высоким), на ней характерный головной убор и длинное платье с меховой оторочкой.

Кое что о замках (хотя это в основном по их архитектуре, но интересно):
http://www.petrotour.ru/excur.php?id=45
http://blogs.privet.ru/community/Arhitecture/41999098
http://art-apple.ru/thumbnails.php?album=57
http://www.allcastles.ru/
http://www.countries.ru/library/middle_ … rchzap.htm

+3

3

Alisa написал(а):

помои выливались прямо на улицу, люди в буквальном смысле тонули в грязи (известен исторический анекдот - рыцарь утонул на главной площади в грязной луже, будучи верхом на коне)

Господи, представляю, какие там были миазмы!

Рыцарю не повезло - утонуть в дерьме та еще перспективка.

Alisa, спасибо за интересную информацию!

0

4

М. и Ч.Г Борн Вкеннгеллы
"Повседневная жизнь в Англии во времена англосаксов, викингов и норманнов".

+1

5

Стиль сурового Средневековья
На протяжении целого тысячелетия человечество находилось под гнетом строгой христианской морали, запретов, аскетизма. И все это пришло на смену величественному стилю Римской империи, который внес в Европу торжественность и роскошь. Но без этого стиля, без этой ступени развития эстетических ценностей не было бы логического продолжения в эпохе Ренессанса, классицизма, не было бы всех последующих.

Интерьер этого времени на первый взгляд может показаться массивным и угрюмым. Большие массивные замки строятся по принципу романского дома. Сквозь маленькие окна в комнаты проникают скудные лучи дневного света. Поэтому для освещения приходится использовать множественные светильники и большие факелы.

Весь интерьер чаще всего был украшен растительным орнаментом, который применялся как подражание природе. Переплетенные ветви винограда, листья дуба, цветки лилий, стебли и цветки чертополоха, шиповника, остролиста, гороха, табака и хмеля изображались везде: на стенах, на потолке, на мебели, на различных украшениях и статуэтках.

Древние римляне не случайно называли остальных европейцев варварами. Мебель раннего Средневековья настолько примитивна, что в современной квартире ее вряд ли можно использовать. За простым, неказистым столом собиралась вся семья, а сидела она на обрубках деревьев — поистине варвары. Впоследствии такие обрубки стали обрабатываться, и из них получались трехногие стулья и табуреты.

Стол перед трапезой всегда собирался и разбирался после еды. Для этого использовали козлы, а на них настилали сбитые на скорую руку доски. Скрыть все это невежество помогали дорогие скатерти.

Во время королевских церемоний во главу угла ставилось кресло для сеньора, которое также сбивалось из досок и украшалось различными вставками из слоновой кости, драгоценных камней и цветного стекла.

Достаточно часто в эпоху раннего Средневековья использовались складные стулья, доставшиеся еще от Римской империи. Но и та и другая мебель украшалась излюбленным орнаментом в виде различных розеток, ромбов, арок.

Достаточно часто использовались металлические украшения в виде голов хищников или фигурок человека.

Цвету обстановки здесь уделялось очень большое внимание. Это и многочисленные витражи, обилие цветного орнамента, мозаичное покрытие полов, мелкая пластика. Яркие цвета, игра красок во многом преображали интерьер средневекового замка, делали его динамичным.

Еще в период раннего Средневековья полы стали выкладывать керамической плиткой с гравированным рисунком, который проступал сквозь прозрачную глазурь. Мотивы гравировки различны. Это и изображения животных, и растительный орнамент, и рыцарь на коне, и сказочные, мифологические животные. Достаточно излюбленный орнамент представляли собой чередовавшиеся в шахматном порядке лилии на высоких стеблях или четыре лилии, перевязанные друг с другом.

Ткани, привозимые из восточных стран, и шпалеры (тканые ковры, рисунок которых представлял собой органичное сочетание с фоном) закрывали мрачные стены и хоть как-то скрашивали их облик. Они не только украшали интерьер, но и утепляли холодные комнаты замка. Вешали такие шпалеры не только на стены, но и на окна в виде портьер. Излюбленными мотивами, которые использовали старые мастера при ткачестве, были сюжеты из средневековых романов, Священного Писания. ‘Достаточно часто на коврах, изображались герб рода, рыцарские поединки, орнаментальные узоры.

Из деталей, украшавших интерьер средневекового замка, нельзя что-то выбросить. Все здесь, начиная от посуды и заканчивая небольшими коробочками, имело свое место и свое назначение. И те и другие предметы делались из глины, затем покрывались глазурью и окисью олова, а после обжига расписывались сочными красками. Нередко предметы быта изготавливались и из слоновой кости, дорогого для Европы поделочного материала. Из него же вырезались и туалетные принадлежности — гребни и коробочки для зеркал. Именно такую конструкцию сейчас имеет большинство компактных пудр.

Из кости и моржовых клыков вырезались и фигуры для шахмат и триктрака — излюбленных развлечений средневековых рыцарей.

Интерьер зданий позднего Средневековья наиболее подходит для обустройства современной квартиры. Возвышенные прямолинейные конструкции более известны нам, чем архитектура раннего Средневековья. Новая конструкция построения дома — каркасная система, состоявшая из двух пересекавшихся арок, — позволила наполнить естественным светом все пространство дома. Большие окна, которые украшались своеобразным растительным орнаментом, становились более изящными и привлекательными.

Да и сам орнамент менялся. Здесь все больше отдавалось предпочтение витиеватости и замысловатости хитрых переплетений, растительный орнамент наполнялся сказочностью и фантастикой. Витражи становились менее сочными, но взамен приобретали большую выразительность рисунка, который оживал при солнечных лучах, играя всеми цветами на стенах.

Но и стены становились более красивыми, чем раньше. Это достигалось не только за счет витражей, но и за счет нанесенных на стены узоров. Для этого использовалась масляная краска, которой выписывались картины современной жизни.

Некоторые изменения касались и мебели. С изобретением двуручной пилы мебель стала не только сложнее по конструкции, но и более удобной для ее владельца. Так, появились сундуки с горизонтальным и вертикальным положением досок. Для их украшения использовались различные металлические детали, вставки из слоновой кости и цветного стекла. Практически все свободное от вставок пространство расписывалось орнаментом или изображением рыцарских турниров.

По типу сундука теперь изготавливались специальные буфеты для хранения посуды, которые прислоняли к стене и ставили на четыре невысокие ножки. Здесь были и открытые полки, и закрытые шкафчики.

Впервые появились специальные письменные столы-конторки, которые делались наподобие ларей. Верхняя крышка имитировала пюпитр и украшалась резным неглубоким рельефом. Под этой крышкой располагались различные ящички, в которых хранили бумаги и деньги.

Стулья, кресла и табуреты теперь шлифовались и украшались всевозможной резьбой. Чаще всего использовался орнамент в виде трилистника.

Из раннего Средневековья сохранилось кресло главы семейства, но только это был уже не тот грубый большой стул. Теперь оно представляло собой большое кожаное складное кресло на металлической основе.

Стол так и остался прежним: сбитая из досок столешница на двух или трех козла)

Кровать — неотъемлемый атрибут обстановки любого дома — устраивалась из большого массивного основания, которое устанавливалось на четыре ножки, продолжавшиеся в стойки. На эти стойки крепился полог из тяжелых плотных тканей. Немного позже кровать стали делать со спинкой, которая вместе с балдахином украшалась резьбой и вставками из слоновой кости и металлов. Над каждой кроватью можно было увидеть распятие из фарфора или дерева, но обязательно раскрашенное. Именно оно символизировало чудотворное начало и надежду на счастье, которое так поддерживается христианской моралью.

Но не только святое распятие обладает чудодейственным свойством. Множественные украшения, предметы роскоши наделены таким же магическим началом, которому в то время придавалось большое значение. Чаще всего подобные, казалось бы, безделушки изготавливались из сердолика — камня, отгоняющего злых духов, или из аме-; тиста и лазурита, которые способны избавить от болезней. Большинство этих драгоценных амулетов, так же как,и ткани, ввозилось в Европу по Великому шелковому пути. Правда, некоторые из них делались и в самой Европе, как, например, расписные эмали, которые украшали ларцы, конторки, оклады книг, распятия, различные сосуды.

+2

6

Мебель. 12 - 13 века: Сундуки.
Реконструкция.
http://s56.radikal.ru/i151/0808/92/f8b587e3697bt.jpg
Оригинал.
http://s61.radikal.ru/i171/0808/92/8e541b6bf24ct.jpg
Кровать:
http://s53.radikal.ru/i140/0808/ec/bea07e168d6at.jpg

Отредактировано Marion (19-08-2008 00:38:19)

+1

7

Об уборных в норманнских замках. Отрывок первый.

+5

8

Устройство замка
http://zamok.h14.ru/st0/st.html

Свет и тепло
Интерьер
Санитария
Годовой цикл
http://zamok.h14.ru/st4/st.html

Наследование ленов женщинами
http://zamok.h14.ru/sg/5_55.html

Отредактировано иннета (23-08-2008 19:49:27)

+4

9

Башня Абенберг (12 век) в разрезе.
http://s60.radikal.ru/i168/0809/a6/9e70c068be45t.jpg

+2

10

А это комната в замке, наконец - то удалось найти!
http://i079.radikal.ru/0809/7e/b70c4f7d8f03t.jpg
Крутая лестница там же.
http://s59.radikal.ru/i163/0809/71/529f97b847d4t.jpg

Подробнее здесь: Путешествия.mybb.ru

Отредактировано Marion (04-09-2008 12:48:13)

+3

11

Очень полезную для себя информацию я нашел на сайте ЛЕГО.
Они делают модели средневековых замков, и для этого изучают сохранившиеся постройки.
На картинках приводятся ПОЭТАЖНЫЕ ПЛАНЫ.
Список замков по странам
Ноттингема, увы, нет.
Для примера, вот Лондонский Тауэр:
http://www.carneycastle.com/Tower%20of%20London/legoplan.jpg

+9

12

Dimuchin
Отличный сайт, очень полезная информация. Спасибо.

0

13

В любом замке обязательно присутствовало отведенное для богослужебных нужд место, часть помещения или отдельная постройка, абсолютная необходимость для средневекового человека, тем более воспитанного в благочестии рыцаря.
Замковый капеллан или священник принадлежал, чаще всего, к числу обитателей замка. Кроме своих непосредственных духовных функций он также выполнял обязанности писаря и учителя.
В наиболее скромных случаях замковая капелла была лишь нишей в стене, где стоял небольшой алтарь. Ниша могла быть или высечена в толще стены, или выступать наружу как полукруглый или прямоугольный консольный эркер. Особенно часто замковая капелла встречается в привратной постройке или вблизи ее. Такой выбор места обусловлен предположительно тем, что жители замка надеялись получить божью помощь в самом уязвимом месте.

http://s45.radikal.ru/i109/0812/65/67f59fa6576e.jpg

Большой (рыцарский) зал (Rittersaal) с украшенными арочными окнами и к которому со двора ведет арка.

http://s58.radikal.ru/i162/0812/5e/c998d3675e83.jpg

http://s49.radikal.ru/i124/0812/ee/fb0a8a435ee4.jpg

Одна из комнат замка

http://s55.radikal.ru/i150/0812/c4/6b9d7668517d.jpg
http://www.castlesworld.com/node/61

Отредактировано иннета (17-01-2009 18:15:21)

+11

14

Ура!!!

Еще комната в замке, 11 век

http://www.reisegoettin.com/photo/pv.php?id=29

Ванная комната 17 век.

http://www.rosfoto.ru/shop/photo/14068/

Отредактировано Marion (28-12-2008 00:33:32)

+7

15

И еще: (где - то 15, 16 век примерно).
http://s39.radikal.ru/i086/0812/16/8c6f58a7e51ft.jpg

+6

16

Гобелен 14 век (фрагмент).
http://s44.radikal.ru/i106/0812/99/0712ebd6c855t.jpg

+6

17

Донжон замка Хедингем, Эссекс, XII век

+6

18

Ворота.
http://s52.radikal.ru/i138/0901/5c/3c2a670c70e3t.jpg

+4

19

Я вот думаю, какие они там все слепые были. Тьма ведь кромешная даже со свечами. А сколько зтих свечей нужно было... Хотя, факелы вроде яркие.

0

20

К внешним воротам замка ведет мост через ров.  В то время как внешняя часть моста закреплена, последний отрезок подвижен. Это так называемый подъемный мост.
Для приведения в движение подъемного моста служат устройства, как на самих воротах, так и с их внутренней стороны. Мост поднимается  на канатах или цепях, идущих через блоки в шлицах стены.

Для входа при закрытых главных воротах служит, расположенная сбоку от ворот калитка, к которой порой ведет отдельный подъемный трап.
Как наиболее уязвимое место замка, ворота запирают и защищают и другие устройства. В первую очередь это створки ворот, крепко сколоченные из двух слоев досок и для защиты от поджога обитые снаружи железом.
Чаще всего ворота двустворчатые, при этом в одной из створок есть маленькая дверь, через которую, согнувшись, может пройти один человек. Кроме замков и железных засовов, ворота запирает и поперечная балка. Она находиться в прорезанном в стене ворот канале и задвигается в находящееся в противоположной стене углубление. Поперечная балка может также заводиться в крюкообразные прорези в стенах. Она повышает стабильность ворот и не дает высадить их. Далее ворота защищает опускающаяся решетка: приспособление, известное уже римлянам.

http://i035.radikal.ru/0901/06/10f8d094b339.jpg

Донжон.
Так как башня была одновременно и сторожевой, она имела и соответствующую высоту. Этажи соединялись между собой либо деревянными лестницами, либо лестницей, идущей в толще стен. В то время как промежуточные этажи мало использовались, на верхнем находилось караульное помещение.

http://s47.radikal.ru/i117/0901/2b/4b7fd984a3a3.jpg

+9

21

Донжон (франц. donjon) — главная башня феодального замка, четырехугольная или круглая в плане, поставленная в самом недоступном месте и служившая убежищем при нападении неприятеля.
Это строение, предназначенное исключительно для обороны. В случае крайней необходимости, если враги уже прорвались внутрь замка, служило последним прибежищем. Соответствующим этому было и его устройство. Исключительная толщина стен делала его разрушение практически невозможным, как минимум для этого потребовалось бы немало времени. Вход находился над двором.
Вход в донжон расположен на втором этаже, к нему ведет внешняя лестница, огибающая восточный угол башни.
В верхней части лестницы находится подъемный мост.

http://i002.radikal.ru/0901/30/4d296f69ccfc.jpg

http://s57.radikal.ru/i158/0901/77/6ecd49a7c24d.gif

Внутреннее устройство башни поражает  многочисленностью и разнообразием  помещений.  На первом и четвертом этажах располагались хозяйственные помещения и склады. Второй и третий имеют почти одинаковую организацию. На каждом из них имеется 2 больших зала, 6 помещений меньшего размера и по 2 нужника в середине северо-западной стены. Комната второго этажа, расположенная в восточном углу, служило постом, отсюда контролировалась лестница и мост. Еще один пост находился в северной комнате третьего этажа – отсюда просматривались ворота и дорога к замку.

Этажи соединяют две винтовые лестницы. Крыша у донжона плоская, с четырьмя башенками по углам. По периметру идет бруствер с прямоугольными зубцами.

http://s60.radikal.ru/i169/0901/60/93a13ff73ac7.jpg
http://zamok.h14.ru/dover/o.html

Отредактировано иннета (18-01-2009 13:11:40)

+9

22

Замок Эльц(Германия Дата постройки:1157г.)
Женская спальня.

http://s43.radikal.ru/i099/0901/2b/a60c73bdebbd.jpg

Спальни в замке были только женские, украшенные цветочным орнаментом, и детские.  Мужики большей частью  спали где и как попало, приучая себя к тяготам походной жизни. Ложа были традиционно короткими, что порождало ранее вымыслы о низкорослости средневековых людей. Всё из-за суеверий - во-первых лежачее положение - положение трупа, как бы не заснуть насовсем, во-вторых, если человек спит на спине у него может открыться рот - тут-то душа через него и вылетит! Во всяком случае ложа были рассчитаны на полусидячее положение и обязательный упор ногами, чтобы не сползти не дай Бог.

Кухня того же замка Эльц.

http://s51.radikal.ru/i132/0901/f8/a2b47452963a.jpg
Замки мира.http://www.castlesworld.com/node/91

Зал.
Название замка так и не нарыла, но он находится в Англии, постороен в 13 веке.

http://s56.radikal.ru/i151/0901/fe/38c70e21d1cb.jpg

Лестница из английского замка 12 века.

http://s56.radikal.ru/i151/0901/b9/3908187e51f2.jpg

Отредактировано иннета (19-01-2009 02:47:17)

+6

23

иннета написал(а):

Женская спальня.

Эххь... Как красиво и уютно :rolleyes:
Прямо пожить там захотелось :)

0

24

Часовня замка Дувр. Англия(12 в.)
http://i052.radikal.ru/0901/6b/d0992109c5e4.jpg

Одно из помещений с камином.
http://i012.radikal.ru/0901/5c/7c7fa25da706.jpg

+9

25

http://lengu.moifoto.ru/king-Eduard-room/
Комната Эдуарда I в Тауэре.
Для примера:
http://s42.radikal.ru/i095/0901/42/84d9792e7de0t.jpg

Отредактировано Marion (28-01-2009 20:43:59)

+3

26

Marion написал(а):

Ванная комната 17 век.

А это тоже ванная комната. В замке Лидс. Немного раньше по времени.
http://i017.radikal.ru/0901/9a/4213f7a379f7t.jpg

+6

27

Marion!
Какая симпатичная ванная!!! :) Хочу домой такую! :D

0

28

Ксения написал(а):

Marion!
Какая симпатичная ванная!!!

Ага. Мне тоже она понравилась! Дерево... тепло, уютно :)

0

29

Замок: внутренние ограды       

Каждый более или менее серьезный замок имел  хотя бы два ряда оборонительных сооружений (рвов, изгородей, куртин, башен, парапетов, ворот и мостов), меньших по размеру, но построенных по тому же принципу. Между ними оставляли довольно значительное расстояние, поэтому каждый замок выглядел маленьким укрепленным городом. В качестве примера можно вновь привести Фретеваль. Его ограды имеют круглую форму, диаметр первой — 140 м, второй — 70 м, третьей — 30 м. Последнюю ограду, называемую «рубашкой», возводили очень близко к донжону, чтобы закрыть к нему доступ.

Пространство между первыми двумя оградами составляло нижний двор. Там размещалась настоящая деревня: дома крестьян, работавших на господских полях, мастерские и жилища ремесленников (кузнецов, плотников, каменщиков, резчиков, каретников), гумно и хлев, пекарня, общинные мельница и пресс, колодец, фонтан, иногда пруд с живой рыбой, умывальня, прилавки торговцев. Подобная деревня представляла собой типичное поселение того времени с хаотично расположенными улицами и домами. Однако уже в конце правления Филиппа Августа планировка замка становится более упорядоченной, и эти постройки постепенно отодвигаются к внутренней части куртин для удобства прохода. Позже такие поселения стали выходить за пределы замка и обосновываться в его окрестностях по ту сторону рва. Их жители, как, впрочем, и остальные обитатели сеньории, укрывались за крепостными стенами только в случае серьезной опасности.

Между второй и третьей оградами находился верхний двор также со множеством построек: часовня, жилье для воинов, конюшни, псарни, голубятни и соколиный двор, кладовая со съестными припасами, кухни, водоем.

За «рубашкой», то есть последней оградой, возвышался донжон. Его обычно строили не в центре замка, а в его самой труднодоступной части, он одновременно служил и жилищем феодала, и военным центром крепости. По высоте он превосходил все остальные постройки, зачастую превышая 25 м: 27 м — в Этампе, 28 м — в Жизоре, 30 м — в Удене, Дурдане и Фретевале, 31 м — в Шатодене, 35 м — в Тонкедеке, 40 — в Лоше, 45 м — в Провене. Он мог быть квадратным (Лондонская башня), прямоугольным (Лош), шестиугольным (Турноэльский замок), восьмиугольным (Жизор), четырехлопастным- (Этамп), но чаще встречаются круглые диаметром от 15 до 20 м и толщиной стен от 3 до 4 м.

Как и дозорные башни, донжон делился внутри на этажи посредством деревянных перекрытий. В оборонительных целях его единственная дверь находилась на уровне второго этажа, то есть на высоте не менее 5 м над землей. Внутрь попадали по лестнице, лесам или мостику, соединенным с парапетом. Однако все эти сооружения были очень простыми: ведь их следовало очень быстро убирать в случае нападения. Именно на втором этаже находился большой зал, иногда со сводчатым потолком, — центр жизни сеньора. Здесь он ужинал, развлекался, принимал гостей и вассалов, а зимой даже вершил правосудие. Этажом выше располагались комнаты владельца замка и его супруги; туда поднимались по узкой каменной лестнице в стене. На четвертом и пятом этажах — общие комнаты детей, слуг и подданных. Там же спали гости. Верх донжона напоминал верхнюю часть крепостной стены своим зубчатым парапетом и дозорным путем, а также дополнительными деревянными или каменными галереями. К этому добавлялась дозорная башенка для наблюдения за окрестностями.

Первый этаж, то есть этаж под большим залом, не имел ни одного отверстия, выходившего наружу. Однако он не был ни тюрьмой, ни каменным мешком, как предполагали археологи прошлого века. Обычно там находилась кладовая, где хранили дрова, вино, зерно и оружие. В некоторых донжонах в нижней комнате, кроме того, существовал колодец или же вход в подземелье, вырытое под замком и ведущее в открытое поле, что, впрочем, встречалось довольно редко. Кстати, подземелье, как правило, служило для хранения съестных припасов в течение года, а вовсе не для того, чтобы облегчить тайное бегство, романтическое или вынужденное.

Донжон: внутреннее убранство и мебель       

Интерьер жилища сеньора можно охарактеризовать тремя чертами: простота, скромность убранства, малое количество мебели. Мы уже описали расположение комнат внутри донжона. Добавим, что аналогичная планировка была и в городском доме сеньора (княжеском или епископском), и в неукрепленном имении, как, например, в Южной Англии в начале XIII века: здание могло иметь план удлиненного прямоугольника вместо квадрата или круга, но главная комната все равно занимала весь второй этаж, сообщение с внешним миром обеспечивало каменное крыльцо, а с часовней и другими жилыми помещениями (находившимися на том же или верхнем этаже) — многочисленные коридоры. Первый этаж освещался плохо, он служил кладовой или же местом размещения воинов.

Но вернемся к донжонам и главному залу. Каким бы он ни был высоким (от 7 до 12 метров) и просторным (от 50 до 150 метров), зал всегда оставался одной комнатой. Иногда его разделяли на несколько помещений какими-нибудь драпировками, но всегда лишь на время и в силу определенных обстоятельств. Отделенные таким манером трапециевидные оконные проемы и глубокие ниши в стене служили маленькими гостиными. Большие окна, скорее высокие, нежели широкие, с полукруглым верхом, устраивали в толще стены аналогично башенным бойницам для стрельбы из лука. Перед окнами располагалась каменная скамья, служившая для того, чтобы беседовать или смотреть в окно. Окна редко стеклили (стекло — дорогостоящий материал, применявшийся в основном для церковных витражей), чаще они закрывались небольшой решеткой из ивового прута или металла или же затягивались проклеенной тканью или промасленным листом пергамента, прибитого к раме. К окну прикреплялась откидная деревянная створка, чаще внутренняя, а не внешняя; обычно ее не закрывали, если только не спали в большом зале. Несмотря на то, что окна были немногочисленными и довольно узкими, они все же пропускали достаточное количество света для освещения зала в летние дни. Вечером или зимой солнечный свет заменял не только огонь камина, но и смоляные факелы, сальные свечи или масляные лампы, которые прикрепляли к стенам и потолку. Таким образом, внутреннее освещение всегда оказывалось источником тепла и дыма, однако этого все равно не хватало, чтобы победить сырость — настоящий бич средневекового жилища. Восковые свечи, так же как и стекло, предназначались только для самых богатых домов и церквей.

Пол в зале настилали из деревянных досок, глины или, реже, каменных плит, однако, каким бы он ни был, он никогда не оставался неприкрытым. Зимой его устилали соломой — или мелко нарубленной, или сплетенной в грубые циновки. Весной и летом — камышом, ветвями и цветами (лилиями, гладиолусами, ирисами). Вдоль стен клали душистые травы и благовонные растения, такие, как мята и вербена. Шерстяные ковры и покрывала из вышитых тканей, как правило, использовались для сидения только в спальных комнатах. В большом зале все обычно располагались на полу, подстилая шкуры и меха.

Потолок, он же и пол верхнего этажа, часто оставался необработанным, однако в XIII веке уже стали пытаться украшать его балками и кессонами, создавая при этом геометрические узоры, геральдические фризы или же витиеватый орнамент с изображением животных. Иногда так же расписывались и стены, но чаще их просто красили в какой-нибудь определенный цвет (предпочтение отдавалось красной и желтой охре) или покрывали рисунком, имитировавшим вид тесаного камня или шахматной доски. В княжеских домах уже появляются фрески с изображением аллегорических и исторических сцен, заимствованных из легенд, Библии или литературных произведений. Известно, например, что король Англии Генрих III любил спать в комнате, стены которой украшали эпизоды из жизни Александра Македонского, героя, вызывавшего в Средние века особое восхищение. Однако подобная роскошь оставалась доступной лишь суверену. Обычному вассалу, обитателю деревянного донжона, приходилось довольствоваться грубой голой стеной, облагороженной лишь его собственными копьем и щитом.

Вместо настенных росписей использовали гобелены с геометрическими, растительными или историческими мотивами. Впрочем, чаще это не настоящие гобелены (каковые обычно привозились с Востока), а в основном вышивка по толстой ткани, вроде так называемого «ковра королевы Матильды», хранящегося в Байе. Гобелены позволяли скрыть дверь или окно или разделить большое помещение на несколько комнат — «спален». Это слово довольно часто обозначало не комнату, где спали, а совокупность всех гобеленов, вышитых полотен и различных тканей, предназначенных для внутреннего убранства. Отправляясь в путешествие, гобелены всегда брали с собой, ведь они составляли основной элемент украшения аристократического жилища, способный придать ему черты индивидуальности.

Мебель в XIII веке существовала только деревянная. Ее постоянно передвигали ( Слово «мебель» и происходит от слова mobile (фр.) — подвижный. (Примеч. пер.)), поскольку, за исключением кровати, остальные предметы меблировки не имели единого предназначения. Так, сундук, основной вид мебели, служил одновременно шкафом, столом и сиденьем. Для выполнения последней функции он мог обладать спинкой и даже ручками. Однако сундук — это только дополнительное сиденье. В основном сидели на общих скамьях, иногда разделенных на отдельные сиденья, на небольших деревянных скамеечках, на маленьких табуретках без спинки. Кресло предназначалось хозяину дома или почетному гостю. Оруженосцы и женщины сидели на охапках соломы, порой накрытых вышитой тканью, или же просто на полу, как слуги и лакеи. Несколько досок, положенных на козлы, составляли стол, на время трапезы его устраивали в центре зала. Он получался длинным, узким и несколько выше современных столов. Сотрапезники садились с одной стороны, оставляя другую свободной для подачи блюд.

Мебели было немного: кроме сундуков, в которые как попало пихали посуду, домашнюю утварь, одежду, деньги и грамоты, иногда имелись шкаф или буфет, реже — сервант, куда самые богатые помещали драгоценную посуду или ювелирные изделия. Часто подобную мебель заменяли ниши в стене, завешиваемые драпировкой или закрываемые створками. Одежду обычно не складывали, а свертывали и ароматизировали. Также свертывали грамоты, написанные на пергаменте, перед тем как положить их в полотняную сумку, служившую чем-то вроде сейфа, где, кроме того, сохранялись один или несколько кожаных кошельков.

Для получения более полного представления о мебели и декоре главного зала донжона, нужно еще добавить несколько шкатулок, кое-какие безделушки и некоторые культовые принадлежности (реликварии, кропильницы). Как мы видим, в этом отношении весьма далеко до изобилия. В спальнях стояло еще меньше мебели: у мужчин — кровать и сундук, у женщин — кровать и что-то вроде туалетного столика. Никаких скамей и кресел, сидели на соломе, покрытой тканью, на полу или на кровати. Огромная квадратная кровать выглядела скорее широкой, чем длинной. По одному обычно не спали. Даже если хозяин замка и его жена имели отдельные спальни, у них все равно была одна общая кровать. В комнатах детей, слуг или гостей кровати также являлись общими. На них спали вдвоем, вчетвером или вшестером.

Кровать сеньора обычно стояла на возвышении, головой — к стене, ногами — к камину. Из деревянного каркаса создавали некое подобие свода, куда навешивали полог, чтобы отгородить спящих от внешнего мира. Постельные принадлежности почти ничем не отличались от современных. На соломенный тюфяк или матрас укладывали перину, поверх нее стелили нижнюю простыню. Ее покрывали верхней простыней, которую не заправляли. Сверху лежало пуховое или ватное одеяло, простеганное наподобие современных. Валик и подушки в наволочках также похожи на те, какими мы пользуемся сегодня. Белые вышитые простыни делали изо льна или шелка, шерстяные покрывала подбивали мехом горностая или белки. У людей менее зажиточных вместо шелка использовалась мешковина, а вместо шерсти — саржа.

В этой мягкой и просторной кровати (настолько широкой, что застелить ее можно было, лишь помогая себе палкой) обычно спали совершенно обнаженными, но с колпаком на голове. Перед тем как лечь спать, одежду вешали на вбитый в стену стержень вроде вешалки, выступавший почти до середины комнаты параллельно кровати, на себе оставляли только рубашку, но и ее снимали уже в кровати и, свернув, клали под подушку, чтобы вновь надеть ранним утром, перед тем как встать.

Камин в спальне топили не весь день. Его разводили лишь вечером во время семейного бдения, проходившего здесь в более интимной обстановке, чем в большом зале. В зале же был поистине гигантский камин, рассчитанный на крупные поленья; перед ним стояло несколько лавок, на которых могли расположиться десять, пятнадцать или даже двадцать человек. Вытяжной колпак конической формы с выступающими стойками образовывал нечто вроде домика внутри зала. Камин ничем не украшали, обычай помещать на нем семейный герб появился лишь в начале XIV века. В некоторых, более просторных залах иногда сооружали два-три камина, но не у противоположных стен, а все вместе в центре помещения; для их очага использовали цельный плоский камень огромных размеров, а вытяжной колпак возводили в виде пирамиды из кирпича и дерева.

Повседневная жизнь в замке         

Основная черта жизни в замке — ее монотонность. Оживление наступало лишь несколько раз в году: между Пасхой и Днем Всех Святых, когда замок действительно выполнял функцию военного, политического и экономического центра; во время ярмарок, праздников, после жатвы или сбора винограда, в дни, когда наступал срок выплаты оброков, созыва войска или суда. Впрочем, подобные случаи происходили не так уж часто, и в течение многих дней замок казался пустынным и печальным. Мужчины скучали за его стенами и старались покидать его как можно чаще; они выезжали на охоту, турниры или просто в поле. Свои силы они тратили на бесконечные распри с соседями, страстно мечтая о каком-нибудь дальнем походе, который подарил бы им возможность увидеть новые и чудесные горизонты. Женщины ждали их возвращения в неуютном зале донжона, проводя свои дни за вышивкой. Именно монотонностью повседневной жизни объясняется то, что поистине каждый гость встречался здесь с радостью. Будь это странник, чьи рассказы о путешествиях давали повод помечтать; или жонглер, фокусы и акробатические трюки которого всегда помогают развлечься; или трувер ( Трувер (trouvere, фр) — поэт средневековой Франции (Примеч. пер.)) со своей стихотворной повестью о приключениях короля Артура и его рыцарей, рождавшей восхищение в душе. Особую радость доставлял визит почетного гостя. Ему отводили парадную комнату рядом со спальней хозяина, где с гордостью выставляли напоказ все самое ценное из того, чем владели в замке.

XII век — настоящее время гостеприимства. И в замке, и в хижине любой гость оказывался желанным. Послушаем рассказ Кретьена де Труа о том, как Ланселот и два его товарища были приняты семьей одного из низших вассалов: «Выехав из леса, они заметили дом какого-то рыцаря. Его жена сидела у входа и казалась весьма приветливой. Едва завидев их, она поднялась, пошла им навстречу и радостно приветствовала, говоря: «Будьте желанными гостями. Я рада принять вас в своем доме. Сойдите с лошадей, вы найдете здесь гостеприимный приют». — «Мадам, мы благодарны вам. Раз вы нас просите, мы сойдем с лошадей и переночуем у вас». Они спешились. Имея много прислуги, дама тотчас велела позаботиться о лошадях. Она созвала сыновей и дочерей, все незамедлительно сбежались: рыцари, любезные и обходительные юноши, прекрасные девушки. Своим сыновьям она повелела снять седла с лошадей и привести их в порядок, на что те охотно согласились. Дочерей она просила помочь гостям снять их оружие. Те поспешно выполнили просьбу, после чего каждому из гостей они накинули на плечи короткий плащ. Затем их повели внутрь дома, облик которого показался им красивым. Хозяина еще не было: он охотился в лесу вместе с двумя сыновьями. Остальные дети вышли ему навстречу, они взяли у него крупную дичь и сказали: «Сир, знайте, что у нас в гостях два рыцаря». — «Да будет славен Господь за это», — ответил он. Пока отец и сыновья радостно приветствовали рыцарей, остальные домочадцы хлопотали по хозяйству. Каждый спешил выполнить свою часть работы: одни помогали в приготовлении пищи, другие в это время зажигали свечи. Третьи принесли полотенце, таз и воду для мытья рук и наливали ее, не жалея. Вымыв руки, каждый шел на свое место за столом. И все было приятным в этом доме, и ни в чем не было недостатка»

+7

30

:glasses:
еще одна иллюстрация к текстовым материалам.
http://s50.radikal.ru/i130/0903/12/ecc0576c6d74.jpg
так коротали долгие зимние вечера  не богатые рыцари и их домочадцы (рисунок современного художника).

Отредактировано Marion (05-03-2009 00:25:02)

+6


Вы здесь » SHERWOOD-таверна. Литературно-исторический форум » Города и замки Средневековья » Средневековый замок. Внутреннее убранство>>