О замке Монфор и Керак уже писали, продолжим теперь и о других.

Мецад Атерет

http://sf.uploads.ru/t/eHaBT.jpg

По пути из Дамаска в Израиль и далее в Египет, торговый путь Виа Марис пересекал Иордан к северу от озера Кинерет. Тенденция связывать эту переправу с именем праотца Иакова существует по крайней мере начиная с эпохи крестовых походов. Крестоносцы отчего-то решили, что именно здесь Иаков переходил реку, возвращаясь в Эрец Исраэль после двадцатилетнего пребывания в гостях, и посему окрестили переправу бродом Иакова (лат. Vadum Iacob или Vadum Jacob). Арабские оппоненты франков настаивали, что на этом самом месте Иакову сообщили о прискорбном инциденте с продажей его сына в рабство, и соответственно на названии Байт аль Ахзан (дом скорби). Наконец, большинство израильтян так или иначе слышали про расположенный там же мост дочерей Иакова... впрочем, не вполне ясно, имеются ли в виду дочери того самого Иакова или монахини из монастыря Св. Иакова в Цфате.

Но вернёмся к крестоносцам семидесятых годов двенадцатого века и их соседу, правителю Египта, курду по имени Салах ад Дин Юсуф ибн Аюб. После смерти Нур ад Дина в 1174, этот сосед прибрал к рукам Дамаск, став таким образом дважды соседом - положение, не сулившее крестоносцам ничего хорошего. Осенью 1177 Саладин вторгся в Иерусалимское Королевство из Египта, однако после сокрушительного поражения при Монжисаре подписал с прокажённым королём Балдуином IV соглашение о перемирии.
Дальше

Мецудат Хунин

http://s6.uploads.ru/t/3HxUW.jpg

Крепость Хунин (ар. Калат Хунин, ивр. Мецудат Хунин), она же франкский "новый замок" (фр. Chateau Neuf, лат. Castellum Novum), была впервые построена годах в 1105-1107, вероятно для изоляции тогда ещё мусульманского Тира; крепость позволяла франкам контролировать дорогу, соединявшую Тир с Дамаском. Поначалу собственность князей Галилеи, к 1115 крепость входит в состав феодального владения с центром в Тороне (Тибнин), которым в тот момент правил первый из четырёх Онфруа. Повидимому, в 1157 то ли сама крепость, то ли часть зависимых от неё земель фигурировали в какой-то сделке с госпитальерами. Впервые разрушил крепость Нур ад-Дин в 1167, возможно не без "содействия" франкского гарнизона - страничка Управления Древностей сообщает, что крестоносцы оставили Шатонеф, предварительно его подпалив. Так или иначе, сарацины с удовольствием поддержали почин. В 1178 Онфруа Второй восстановил крепость.

Несколькими годами позже Онфруа Четвёртый обручился с Изабеллой, сводной сестрой прокажённого короля Балдуина IV; oчевидно как часть сделки, Онфруа передал своему новому родичу Балдуину Торон и заодно Шатонеф, взамен получив ренту. Известный исторический анекдот гласит, что вскоре после того, как молодые (17 и 11 лет) сыграли свадьбу в ноябре 1983 в заиорданском замке Керак, замок был осаждён Саладином, но последний любезно согласился не обстреливать башню, в которой располагались Онфруа и Изабелла.

Время шло, "интересные" 1180-е становились всё интереснее. Балдуин IV умер в марте 1185, а год с небольшим спустя, в августе 1186, умер и малолетний Балдуин V, сын Сибиллы, сестры Балдуина IV. Онфруа вдруг оказался одним из наиболее перспективных кандидатов в короли, но крайне разочаровал свою "группу поддержки", предпочтя поддержать Ги де Лузиньяна, мужа Сибиллы. Наконец, смерть Сибиллы в 1190 сделала Онфруа и Изабеллу вроде бы совсем уж естественными претендентами на трон, к тому времени уже только именуемый иерусалимским. Но бароны, убедившись что Онфруа "не орёл", сумели добиться расторжения брака и выдали Изабеллу за Конрада Монферратского, бесспорного "орла" и дядю Балдуина V к тому же. Вместо теоретического Иерусалима Онфруа получил назад Торон с Шатонефом, ставшие к тому моменту не менее теоретическими (так, Шатонеф был взят сарацинами 26 декабря 1187 года).

Дальше