МОТЕТ (фр. motet, от mot — слово) — жанр вокальной многоголосной музыки, зародившийся во Франции в XII в. До XVI в. оставался важнейшим жанром духовной и светской музыки в Западной Европе. Первоначально мотет объединял несколько самостоятельных мелодий с различными текстами, где нижний голос (тенор) исполнял свою партию на латинском языке, а второй голос, находящийся над тенором (так наз. motetus), и дополнительные голоса (duplum и triplum) исполнялись на разговорном французском языке. Содержание французских текстов было бытовым, иногда любовного или шутливого характера. Каждый голос мотета согласовывался лишь с соседним по высоте, поэтому в звучании целого нередко встречались диссонантные сочетания. Существовали мотеты для хора а капелла и для хора с инструментальным сопровождением. Дальнейшее развитие мотет получил в творчестве Г. Дюфаи, И. Окегема, Жоскена Депре (который первым стал применять единый для всех голосов текст), О. Лассо, Палестрины. Мотет XV—XVI вв.— это развитое, сложное, торжественное по характеру хоровое произведение с хорошо согласованными в ритмическом и гармоническом отношении голосами. В XVII в. развитие мотета в творчестве X. Хаслера, Г. Шютца, Л. Виаданы сыграло роль в создании духовной кантаты. Вершиной развития жанра являются 8 мотетов И. С. Баха. В дальнейшем к мотету обращались Г. Ф. Гендель, В. А. Моцарт, И. Брамс, А. Брукнер и др.
О Симоне де Монфоре и мотете в его честь
Конечно, музыки XII-XIV веков сохранилось столько, что и за жизнь не исполнить , но иногда бывают случаи, когда произведение доходит до нас не полностью. Чаще всего это происходит английскими источниками. Существует довольно большое число английских произведений дошедших до нас фрагментарно. Иногда эти фрагменты велики, иногда – совсем маленькие.
Понятно, что виной тому особенности английской культуры и истории. В XII-XIV веках в отличие от континентальной Европы, где центрами культуры становились города, на Острове такими центрами стали монастыри. Литургическая, паралитургическая и вовсе светская музыка писалась чаще всего на латыни. Так что во время английской реформации и разорения монастырей многим музыкальным рукописям сильно досталось. Многое вовсе не сохранилось, а часть сохранившегося уцелела в плохом состоянии. Иногда нотный текст портится от неумелой реконструкции рукописи в более позднее время.
Подобное произошло и с 2х-голосным мотетом Salve Symon Montisfortis. Вот факсимиле (Cambridge, Jesus College library, Ms. QB5, p139)
Как видно, тенор (нижний голос) сохранился полностью, а вот верхний голос пострадал при реформировании (пересшивании) рукописи. Утеряна полностью первая строка. Не видно некоторых нот на второй. К счастью, текст мотета доступен по другой сохранившейся рукописи.
И этот текст удивителен: он посвящен Симону де Монфору (1208-1265), 6-му графу Лестеру, фактическому правителю Англии в 1263-1265 гг.Его отец, также Симон, был военным руководителем печально известного альбигойского крестового похода и ,затем, графом тулузским. При осаде Тулузы он и погиб в 1218 году. Сам же Симон, как младший сын, после смерти отца унаследовал английские владения и стал приближенным короля Генриха III. И даже стал мужем его сестры, Элионоры (причем разрешения на этот брак Симон сумел добиться у Папы Григория IX, поскольку Элионора дала в 16 лет обет безбрачия.