SHERWOOD-Таверна

SHERWOOD-таверна. Литературно-исторический форум

Объявление

Форум Шервуд-таверна приветствует вас!


Здесь собрались люди, которые выросли на сериале "Робин из Шервуда",
которые интересуются историей средневековья, литературой и искусством,
которые не боятся задавать неожиданные вопросы и искать ответы.


Здесь вы найдете сложившееся сообщество с многолетними традициями, массу информации по сериалу "Робин из Шервуда", а также по другим фильмам робингудовской и исторической тематики, статьи и дискуссии по истории и искусству, ну и просто хорошую компанию.


Робин из Шервуда: Информация о сериале


Робин Гуд 2006


История Средних веков


Страноведение


Музыка и кино


Литература

Джордж Мартин, "Песнь Льда и Огня"


А ещё?

Остальные плюшки — после регистрации!

 

При копировании и цитировании материалов форума ссылка на источник обязательна.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » SHERWOOD-таверна. Литературно-исторический форум » Англия » Быт средневековой Англии


Быт средневековой Англии

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

У англичан в «приличных» домах содержимое ночных горшков выливалось в камины. Не возбранялось и попросту мочиться в пылающий огонь. Пованивало, конечно, но зато в огне погибали зловредные бациллы. В начале XIV века в королевском дворе Лондона была устроена, рядом с банкетным залом, «частная комната», ее можно увидеть и сегодня. В этой комнате стоял стульчак, содержимое которого по покатому желобу скатывалось в расположенный под стеной замка ров с водой. Рвы, как известно, служили замкам защитой. Вскоре эти рвы превратились в источники бедствия.

Простые же люди, не владеющие каминами и «частными комнатами», также, как и по всей Европе, выливали продукты своей жизнедеятельности из окон. Разница была только в том, что власти, не полагаясь на сознательность граждан, не выпускали, как в Париже, заведомо неисполняемые указы, запрещающие выливать дерьмо на головы соседям, а учредили специальных городских сторожей. Одной из главных забот этих сторожей было предупреждение ночных прохожих об опасности. Сторож был обязан следить за окнами второго этажа, и если оттуда показывалась рука с горшком, то страж порядка кричал, предупреждая прохожего. Введена эта должность была первоначально указом английского короля, так как по по тогдашним устоям морали не было ничего более обидного, чем попасть под выплеск ночной вазы или помоев. А для горожан это был неплохой спорт, так как не было более веселого занятия, чем окатить говном вельможу познатнее. При этом вломиться тут же, по горячим следам, в дом обидчика было нельзя. Правда вламывались, и закалывали кинжалами - но тогда и сами подвергались судебному преследованию. В общем в городе оказалось проще ввести ночного смотрителя, чем изменить мораль и построить закрытую канализацию. На стороне такой морали стояла инквизиция, так как все происходившее ночью считалось кознями Дьявола. И признаться что тебя облили - позор, так еще и горожанин всегда мог сказать что это не он плеснул на графа, а нечистый.

Говно текло по улицам и переулкам, а воду брали в основном из колодцев - естественно, для питья и приготовления пищи. Заметьте - в итоге это была одна и та же вода. Грязная вода просачивалась в подземные водоносные горизонты, отравляя колодцы. Поэтому так и получалось, что вода оказывалась средой переноса всякой дряни. Когда эпидемии чумы и холеры унесли больше жизней, чем многочисленные войны, постепенно пришло осознание того, что чистое белье и тщательное мытье тела - лучшие предохранительные средства от повальных болезней. Английский парламент даже издал в XVII в. специальный билль о постройке бань, прачечных и об удешевлении стоимости воды. И опять скажем спасибо инквизиции - человек не мог уединится для принятия водных процедур под страхом обвинения в колдовстве, а такие обвинения чреваты были костром. А бани (ею же, церковью) были признаны безнравственными. Поэтому, несмотря на билль о банях, еще в конце XVIII века по Лондону ходила реплика одной знатной дамы, которой во время ужина сделали замечание по поводу ее грязных рук, на что она возмущенно парировала: «И это вы называете грязью? Видели бы вы мои ноги!» Только к середине XIX века уход за телом постепенно становился правилом приличия.

Тогда же появляются зачатки канализации и унитазы (как тот, голландский фаянсовый, XIX века, в «квартире» Шерлока Холмса на Бейкер Стрит). Бывало, случались казусы - иногда унитазы делали такими красивыми, что гости с непривычки принимали их за супницы, как и расписные ночные горшки раньше. До того же времени, например в английских пабах высокого класса (для эсквайров и джентльменов), стулья всегда были с дырой по центру и горшком внутри.

Вплоть до середины XIX века окна английского парламента практически никогда не открывались, потому что они выходили на Темзу, куда стекали все городские нечистоты. А даже просто постоять возле Темзы, игравшей таким образом роль главного коллектора городской канализации, было испытанием не для слабонервных.

В домах от вони было, конечно, также не спрятаться, как окна не завешивай. Эразм Роттердамский еще в начале ХVI в. писал об Англии: «Все полы здесь из глины и покрыты болотным камышом, причем эту подстилку так редко обновляют, что нижний слой нередко лежит не менее 20 лет. Он пропитан слюной, экскрементами, мочой людей и собак, пролитым пивом, смешан с объедками рыбы и другой дрянью. Когда меняется погода, от полов поднимается такой запах, какой, никак не может быть полезен для здоровья».

+5

2

Лучше темы для сего пока не нашла я.
Тема довольно интересная, особенно что касается "древних времен", 12 - 15 веков, т.е. А здесь говорится уже скорее о 19 - 20 веках.

Домашняя прислуга  в Англии
(История)

http://s005.radikal.ru/i211/1003/f5/225a4c5833e8.jpg

"Домашняя прислуга (слуги, уст. обслуга, дворня, дворовый, прислужник, служитель, служка, челядинец, челядь) — те, кто работает, и, обычно, живёт в доме работодателя и выполняет различные работы по дому.

При рабовладельческом строе и феодализме в качестве домашней прислуги как правило использовались рабы и крепостные соответственно.
В средние века слуг также набирали из полузависимых вассалов.
Служанками работали, как правило, горожанки из беднейших слоев и выходцы из деревни, которые предпочитали такую работу наемному труду в сельской местности.
Слуги жили или в донжоне или в доме лорда или в специальном доме во внутреннем дворе замка.
Затем прислуга стала наёмной, то она есть получает за свою работу определённую плату и имеет право при желании оставить свою работу и сменить место жительства.

Прислугу можно было нанять несколькими способами. В течении столетий функционировали особые ярмарки (statute or hiring fair), на которые собирались работники, ищущие место. С собой они приносили какой-либо предмет, обозначающий их профессию – например, кровельщики держали в руках солому. Чтобы закрепить договор о найме, требовалось всего-навсего рукопожатие и выплата небольшой суммы авансом (этот аванс назывался fastening penny). ()
  Кроме того, слугу можно было найти через биржу труда или специальное агентство по занятости. В начале своего существования, такие агентства печатали списки слуг, но эта практика пошла на спад когда увеличились тиражи газет. ()
Среди слуг так же существовало собственное «сарафанное радио» - встречаясь в течении дня, слуги из разных домов могли обмениваться информацией и помогать друг другу найти новое место.
Слугу могли уволить, уведомив его об увольнении за месяц или выплатив ему месячное жалование. Впрочем, в случае серьезного происшествие – скажем, кражи столового серебра - хозяин мог уволить слугу и без выплаты месячного жалования. ()

В середине 19го века, горничная среднего звена получала в среднем 6 – 8 фунтов в год, плюс дополнительные деньги на чай, сахар и пиво. Горничная, которая прислуживала непосредственно хозяйке (lady's maid) получала 12-15 фунтов в год плюс деньги на дополнительные расходы, ливрейный лакей – 15-15 фунтов в год, камердинер – 25- 50 фунтов в год. Кроме того, слуги традиционно получали денежный подарок под Рождество. Помимо выплат от нанимателей, слуги получали и чаевые от гостей. Обычно при найме хозяин сообщал слуге, как часто и в каких количествах в этом доме принимают гостей, так что новичок мог подсчитать, на какие чаевые ему рассчитывать. Чаевые раздавались при отъезде гостя: вся прислуга выстраивалась в два ряда возле двери, и гость раздавал чаевые в зависимости от полученных услуг или же от своего общественного статуса (т.е. щедрые чаевые свидетельствовали о его благосостоянии). В некоторых домах, чаевые получали только слуги мужского пола.
()
До начала 19го века, слугам не полагались выходные. Считалось, что поступая в услужение, человек понимал что отныне каждая минута его времени принадлежит хозяевам. Так же считалось неприличным, если к слугам приходили в гости родственники или друзья – и в особенности друзья противоположного пола. Но в 19м веке хозяева стали разрешать слугам время от времени принимать родственников или же давать им выходные. ()
     Откладывая сбережения, слуги из богатых домов могли накопить значительную сумму, особенно если их наниматели не забывали упоминать их в завещаниях. После выхода на пенсию, бывшие слуги могли податься в торговлю или открыть трактир. Так же слуги, прожившие в доме много десятилетий, могли доживать свой век с хозяевами – особенно часто это происходило с нянями.

Положение слуг было двойственным. С одной стороны, они были частью семьи, знали все секреты, но им запрещено было сплетничать. ()
Изначально личность слуги, его сексуальность как бы отрицалась. Например существовал обычай, когда хозяева давали служанке новое имя. ()

() прислугу более высокого ранга – вроде дворецкого или личной горничной – называли исключительно по фамилии. Яркий пример такого обращения мы находим опять таки в книгах Вудхауза, где своего камердинера Берти Вустер называет «Дживз,» и лишь в The Tie That Binds мы узнаем имя Дживза – Реджинальд. Так же Вудхауз пишет, что в разговорах между слугами, лакей зачастую отзывался о своем господине фамильярно, называя его по имени – например, Фредди или Перси. В то же время остальные слуги называли упомянутого джентльмена по титулу – лорд такой-то или граф такой-то. Хотя в некоторых случаях дворецкий мог одернуть говорящего, если считал что тот «забывается» в своей фамильярности.

У прислуги не могло быть личной, семейной или сексуальной жизни. Служанки были зачастую не замужем и без детей. Если же служанке случалось забеременеть, она должна была сама позабоится о последствиях. Процент инфантицида среди служанок был очень высок. Если же отцом ребенка был хозяин дома, то служанке приходилось хранить молчание. ()
Ванну слуги имели право принимать только один раз в неделю.

В Англии было принято звать по фамилии дворецкого, экономку (если она была вдовой или замужем -- Миссис Такая-то), камердинера, личную горничную и няню. Это было знаком их высокого ранга. Также одевались они в не совсем униформу, скорее в очень скромную городскую одежду.
Горничная леди, например, обычно не была обязана носить передника и наколки, хотя разные авторы книг по домоводству придерживались разного мнения в этом отношении. Также очень важным занятием личной горничной леди было шитье -- она чинила и чистила одежду хозяйки и вообще отвечала за гардероб; и стирала особенно нежные вещи, вроде кружев.

Гувернантки очень редко стояли выше экономок и дворецких -- скорее наоборот, ценились примерно на одном уровне с личными горничными и камердинерами. А вообще в домах с большим количеством детей часто случалось, что заправляла всем домом няня -- иногда находясь при этом с сосотоянии войны с экономкой. В очень роскошных домах держали также секретаря/-ей, которые занимались светскими ангажаментами хозяев.

()
Принято было нанимать хотя бы одну служанку – так в конце 19го века даже самые небогатые семьи нанимали «step girl», которая субботним утром чистила ступеньки и подметала крыльцо, таким образом попадаясь на глаза прохожим и соседям. Врачи, юристы, инженеры и другие профессионалы держали как минимум 3х слуг, ну а в богатых аристократических домах прислуга исчислялась десятками. Количество слуг, их внешность и манеры, сообщали о статусе их хозяев.

До Первой мировой войны самую большую самостоятельную группу населения в любой стране составляли крестьяне, фермеры.
()
Второй (после фермеров ) по численности группой трудоспособного населения в каждой из развитых стран в начале XX столетия была домашняя прислуга. Наличие домашней прислуги считалось таким же "естественным явление", как и преобладание сельскохозяйственного населения. Проведенная в 1910 году перепись населения Великобритании определяла "нижний уровень среднего класса" как семью, количество прислуги в которой не превышало трех человек.
В то время как доля фермеров в населении (в том числе в трудоспособном населении) на протяжении XX столетия неуклонно сокращалась, численность домашней прислуги — как в абсолютном, так и в процентном выражении — столь же неуклонно повышалась вплоть до Первой мировой войны.
Спустя 80 лет домашняя прислуга в развитых странах практически исчезла. Лишь очень немногие люди, родившиеся после Второй мировой войны (т.е. лишь немногие из нынешних 50-летних), видели прислугу в жизни, а не по телевизору.
Однако (как пишет  The Telegraph)
«Почти в каждом десятом доме в Великобритании в настоящее время хозяева нанимают прислугу, чтобы она занималась уборкой, приготовлением еды или глажением».

Виды прислуги.

Женская прислуга.

Камеристка
Личная горничная хозяйки  (lady's maid) – помогает хозяйке причесываться и одеваться, готовит ванну, следит за ее драгоценностями и сопровождает хозяйку во время визитов.

Приживалки.

Примерно то же самое, что и компаньонки. Часто бедные родственницы хозяина или хозяйки. Обедневшие подруги.
Компаньонки при богатых дамах  выполняли обязанности экономки, личного секретаря и камеристки.

Экономка  /   housekeeper

Вела хозяйство, производила закупки, управляла остальной прислугой. Отвечала за спальни и комнаты прислуги. Присматривала за кладовой и за поведением служанок (чтобы не допустить распутства с их стороны). Руководила уборкой.
Чаще всего экономки служили в домах вдовцов и старых холостяков.

Горничная / housemaids

Женщина, относящаяся к прислуге богатого дома,
а также служащая гостиниц (уборщица).
– подметали во дворе (на рассвете, пока господа спят), убирали в комнатах (когда господа обедали).
В ее обязанности  входило  приготовление пищи, уборка, закупка продуктов и предметов быта, выгул домашних животных и забота о маленьких детях в отсутствие родителей.
В XIX веке горничные считались атрибутом аристократических и купеческих резиденций.
Когда горничных было больше, они делились на категории. Parlour-maid прибирает только в комнатах нижнего этажа, т.е. в гостиной, столовой и пр., причем не занимается тяжелой работой вроде чистки камина. Pantry-maid, scullery-maid -- рангом пониже.
Еще были  мальчики-посыльные ("Buttons").

Няня

Няня — профессия человека в обязанности которого входит уход за чужими детьми, по причине высокой степени ответственности, человек осуществляющий данную деятельность должен иметь медицинское и/или педагогическое образование, умение ладить с детьми, хорошее психическое здоровье.

Кастелянши

Ведали бельем — столовым и спальным, держали их только в больших богатых домах.

Судомойка

Судомойка вставала обыкновенно в шесть утра.
Она  разогревала  кухонную плиту, чтобы вскипятить воду для чая,
Работала судомойка по 16 часов и ей было запрещено подниматься на второй этаж.
Одновременно с судомойкой просыпался
мальчик-слуга, который чистил обувь и выносил ночные горшки.

Домработница / Maid
Убирала в доме, ходила на рынок и т.д.

К женской прислуге применялись свои, особые (иногда негласные требования).
В некоторых случаях  служанка не могла быть моложе и красивее хозяйки, не должна была одеваться более стильно и модно. Компаньонка не должна была жаловаться на жизнь и просить дать ей денег взаймы. Няни должны были быть любимы детьми и уважаемы соседями. Хорошо воспитаны.

Мужская прислуга.

Камердинер, valet, ранее – оруженосец. 

От нем. Kammerdiener — комнатный слуга при господине в богатом дворянском доме.
Личный слуга хозяина дома. Заботился  о его одежде, готовил багаж к путешествию, подавал  клюшки для гольфа (ранее оружие в бою).

Дворецкий
Butler or majordom.

Отвечал  за порядок в доме. У него почти нет обязанностей связанных с физическим трудом, он выше этого. Обычно дворецкий присматривал за слугами мужского пола и полировал серебро.

Повар.

() помимо поваров-универсалов, были и «узкие специалисты»: повара-супники, повара-соусники (самая высокая квалификация), повара — специалисты по дичи, по мясу, по рыбе, по холодным закускам, не говоря уж о кондитерах. Полный «ассортимент» поваров могла содержать только знать и купцы-миллионеры (в России).
Для приготовления пищи в домах «средней руки» держали кухарок.

Лакей /  Lackey / footman

Помогал  заносить вещи в дом, приносл чай или газеты, сопровождал хозяйку во время походов по магазинам и носил ее покупки. Облаченный в ливрею, он мог прислуживать за столом и своим видом придавать торжественность моменту.

Старший лакей.

Заведовал  домашним хозяйством и домашней прислугой
Лаке́й (фр. laquais — солдат, ливрейный лакей, слуга, прислуга) — слуга в господском доме, трактире, гостинице или в другом публичном заведении.
There are several theories about the origins of the word. By one theory, it is derived from Medieval French laquais, "foot soldier, footman, servant".

Выездные лакеи были обязаны защищать своих хозяев от всевозможных опасностей в пути. Легкий экипаж часто вместо выездного лакея сопровождал так называемый «грум».
Часто грумами были мальчики лет четырнадцати-пятнадцати.
()
Ливреи (от франц. «livree» — выдаваемая государством и дворянством одежда для свиты).

Кучер
(нем. Kutscher) — управляющий запряжёнными в экипаж лошадьми.
Coachman (ямщик)

Дворник / Street sweeper

Профессия, связанная с поддержанием чистоты и порядка во дворе и на улице. В прошлом — домовой работник, в обязанности которого входила также охрана дома.
В каждом особняке держали одного или нескольких дворников, обязанности которых были весьма многообразны.
Дворники подметали и поливали дворы и улицы; зимой убирали снег, используя специальные деревянные снеготаялки; пилили, кололи и носили в квартиры дрова (в большинстве домов отопление было дровяное); выносили мусор.
Кроме того, они круглосуточно дежурили у ворот дома. В двенадцать часов ночи ворота и подъезды закрывались, и ночью дворник находился в подворотне, где спал на деревянном топчане.

Официант / Garçon / Мальчик  / Waiter.
Ранее Паж.

Швейцары
()
Помимо обязанностей привратника, на них возлагалась и функция гардеробщика.
Швейцаров обыкновенно набирали из бывших унтер-офицеров и солдат гвардейских полков, поэтому их отличали высокий рост и могучее телосложение. Украшением швейцара считалась большая борода или пышные бакенбарды с усами или без.
За садом ухаживал один или несколько садовников.

Источники:
Википедия
http://www.prisluga.com/otnosheniya/tra … i-ostalnie
http://b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com/165516.html
+ дополнение  ermenengilda
http://www.smrbuild.ru/1,251.html
wwwproza.ru/2009/08/01/72
Питер Ф. Друкер - Энциклопедия менеджмента
Крестьяне и домашняя прислуга

Отредактировано Marion (16-03-2010 15:10:23)

+3

3

МИФЫ ОБ АНГЛИЙСКОМ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

Ричард – добрый король. (имеется ввиду Ричард Львиное Сердце)  ;)
Следует заметить, что этот миф – порождение гораздо более позднего времени и, скорее всего, результат неизбежной «легендаризации» всякой значительной личности. Недаром у всех народов так популярны сказки о добром короле, который инкогнито общается со своими подданными, дабы узнать их нужды (не миновала эта участь и Ричарда – в «Деяниях Робин Гуда» он, переодевшись монахом, отправляется прямо в разбойничье логово). Реальный же Ричард за несколько лет своего правления не провел в Англии и полугода кряду. С большей вероятностью, современникам он запомнился не как «милостивый король», а как ужесточитель «лесного закона» (штраф, тюремное заключение и изгнание за браконьерство он сменил смертной казнью и увечьем) и как человек, ради которого пришлось совершенно опустошить казну (сумма выкупа, назначенного Леопольдом за Ричарда, в несколько раз превышала годовой ВВП страны). Уплата этого выкупа тяжким бременем легла на всех англичан.

Пойманных с поличным браконьеров вешали или увечили прямо на месте преступления.
Неправда. Браконьера надлежало доставить в городскую или деревенскую тюрьму, где ему предстояло дожидаться суда. Причем хозяин манора, на землях которого совершилось браконьерство, не имел права карать преступника самолично даже в том случае, если это был его серв: браконьерство (посягательство на королевскую собственность) имело статус уголовного преступления, каковые разбирались в суде графства, под председательством шерифа или его заместителей. Любителям самосуда приходилось отвечать перед шерифом за превышение полномочий. Лесничий, «просто так» убивший в лесу подозрительного человека, рисковал, как минимум, потерей должности, и с вероятностью – штрафом или тюремным заключением. Не каралось разве что убийство аутло, оказавшего сопротивление при поимке, но и это поощрялось законодательством далеко не всех графств. В Ноттингемшире и Йоркшире, кстати, не поощрялось.

Средневековая Англия не знала ересей.
Знала. В конце XII в. в Оксфорде, например, состоялся судебный процесс над двумя профессорами-катарами. Катары, впрочем, отделались сравнительно легко – клеймением и изгнанием из страны. Да и в законодательстве меры за «ересь» вполне себе были прописаны, а в годы правления Генриха – отца Ричарда – еще и ужесточены: например, дом еретика надлежало разобрать до основания и впредь не селиться на том месте. А вот инквизиции в Англии не было, факт.

К смертной казни приговаривали буквально за любые преступления, не существовало никаких смягчающих обстоятельств, казнили самыми жестокими способами.
Во-первых, не за «любые», а за преступления, нарушающие «королевский мир» или посягающие на «королевскую собственность» (измена, убийство, грабеж, поджог, кража на сумму свыше шиллинга – кстати, это довольно крупная сумма в эпоху короля Ричарда, учитывая, что, например, полугодовая рента за небольшой крестьянский надел составляла ок. 8 пенсов). Существовали и амнистии, и смягчающие обстоятельства (бывало, что браконьер, пробывший несколько лет в добровольном изгнании и успевший совершить за это время паломничество, добивался у короля помилования; убийство, совершенное при защите себя или своего имущества, а также убийство преступника или поджигателя считалось «оправданным»; а мужеубийцу, совершившую преступление, как бы мы сказали, в состоянии аффекта, и доказавшую факт жестокого обращения, могли простить).
В XII-XIII вв. ассортимент казней был не так уж велик (отсечение головы, повешение, четвертование, для отравителей и мужеубийц – сожжение или зарывание в землю). Расцвет изощренно-жестоких казней (колесование, сварение заживо, повешение за ребро, обдирание и т.д.) придется, скорее, на эпоху Тюдоров.
Что характерно, в английской судебной практике пытки считались наименее приемлемым способом добычи показаний. Применять суровые меры (это не считалось собственно пыткой) официально дозволялось лишь в том случае, если обвиняемый вообще отказывался говорить в суде – т.е., не признавал себя ни виновным, ни невиновным. «Тогда его сначала растянут и положат на грудь камни, но не больше, чем он сможет выдержать, и этот вес будут понемногу увеличивать. Затем его обнаженным выставят на открытом месте, возле тюрьмы. И, наконец, его будут держать на самом черством хлебе, какой удастся достать, и воде, взятой из лужи или сточной канавы, и в один день ему будут давать только воду, а на другой день только хлеб, и так будет продолжаться, сколько он выдержит… иногда восемь или девять дней». Впрочем, умерший в ходе дознания не считался преступником, и его имущество не конфисковали.
Хотя систематическое использование пыток при расследовании преступлений не было утверждено в средневековом английском судопроизводстве официально, разумеется, они применялись против преступников или подозреваемых – не по произволу судей, но по санкции «свыше». Такое зачастую происходило, если суд имело дело с крупным преступлением: подстрекательство к мятежу, измена, заговорщицкая деятельность – но случалось и по более мелким поводам (убийство, грабеж, кража, конокрадство). В любом случае, на применение пытки требовался специальный ордер от вышестоящего представителя власти (например, от шерифа).
Возрастом полной юридической ответственности считались 14 лет у юношей и 12 у девушек. Заметим, что в XIX в., во время Диккенса, детей гораздо младше 16 лет в Британии вешали за кражу батистового носового платка.

Крестьяне – «живой товар»
Неправда. Виллане (крепостные крестьяне) не обладали личной свободой, но их нельзя было продавать, дарить, обменивать и т.д. В руки нового владельца они могли перейти лишь вместе с землей, на которой жили, и «полным комплектом», т.е. никого из них не отрывали от семей. Подлинный «живой товар» - рабы – в Англии в это время существовали, но их было относительно немного. В эпоху Вильгельма Завоевателя, по данным Doomsday Book, рабов в Англии было около 10 процентов от общего населения; за сто лет их количество сократилось значительно. Как правило, рабами считались экзотические пленники (чаще всего привезенные с востока) и «потомственные» слуги, исполнявшие определенные обязанности в хозяйской семье на протяжении многих поколений.

Шериф Ноттингемский эпохи Робин Гуда – глава города.
Распространенный в фильмах вымысел :). Официальным главой Ноттингема ноттингемский шериф стал лишь в XVI в.; в эпоху Ричарда эту обязанность осуществлял рив, затем мэр, а шериф имел к городскому управлению весьма косвенное отношение. Шериф объединял под своей властью два графства – Йоркшир и Ноттингемшир – и своей резиденцией избирал чаще Йорк как более крупный и «престижный» город.

В связи с суровым климатом мытье в средневековой Англии было особенно не в почете.
Хотя в отношении гигиенических и санитарных норм Средние века, несомненно, отличались от современности (нам кажется странным, что в одной и той же воде может купаться вся семья, начиная с отца и заканчивая детьми), не следует считать их временем поголовной неопрятности. В домах богатых людей устраивались отдельные ванные помещения (или же бадью с горячей водой слуги приносили прямо в хозяйскую спальню), а большинство простых горожан посещали общественные бани. До XV в. городские бани были смешанными, потом религиозные власти запретили совместные купания мужчин и женщин (в банях зачастую оказывались услуги интимного характера). В средневековой бане можно было не только помыться, но и получить консультацию у лекаря или повитухи, отбелить кожу, приобрести косметику и духи. На средневековых миниатюрах можно видеть деревянные чаны, скрепленные обручами и выстланные внутри простыней, которые служат как для мытья, так и для стирки. Не редкость такие чаны и в крестьянских домах.

В средние века в английском языке не существовало понятия «обсценной лексики».
Не стоит путать «не существовала» и «не находилась под запретом». Английская бранная лексика в XII-XII вв. существовала, особо не таясь – она еще не считалась настолько непристойной, чтобы последовало ее полное воспрещение. Так, согласно официальным документам, в Лондоне (и в некоторых других английских городах) на исходе XII в. существовал Whore Lane, где проживали дамы нетяжелой добродетели. Но, несомненно, эти выражения отчетливо осознавались как грубые, свойственные «низким людям»; в глазах высших сословий, для которых родным (или вторым родным) языком был французкий, местная брань вдобавок имела статус социально маркированной – ее считали присущей необразованным простолюдинам.
Разумеется, ругань ругани рознь. Назвать собеседника «собакой», «ростовщиком» или «вором» могло быть расценено как серьезное оскорбление и повлечь за собой вызов в суд и уплату штрафа (а за «содомита» и «еретика» могли и проломить голову). Но с точки зрения «общественной нравственности» куда более тяжким преступлением считалось богохульство. Божба и клятвы с упоминанием имени Господа, Иисуса или Девы Марии считались крайне непристойными. Тем, кто клялся, предположим, «телом Христовым» или «волосами Богоматери», грозили адскими муками. Нравоучительные баллады, в стихах и в прозе, повествующие о каре, которая настигла богохульника и сквернослова, были весьма популярны на ярмарках. За сквернословие и неумеренную божбу местные власти имели право «наказывать по своему усмотрению»: как правило, виновника ожидали порка, колодки или денежный штраф, женщинам грозили «позорный стул» в церкви или принудительное купание в пруду.
По шкале «грубости» средневековую экспрессивную лексику можно распределить следующим образом:
- прямые имена Бога или дьявола;
- косвенно связанное с Богом (принадлежащее Богу; святые, пророки, апостолы; папа Римский; святые места; все относящееся к загробной жизни);
- связанное с предками (например, «клянусь моим умершим отцом»);
- связанное с физиологией и частями тела;
- и, наконец, просто экспрессивные выражения (например, Hang it! или Bloody well!)

Самые популярные английские средневековые имена – Джек и Том.
К середине XII в. самыми распространенными именами во всех классах английского общества делаются Уильям, Ричард, Роджер, Хью – и, конечно, Роберт (Робин, Роб). «Уильям» до конца Средних веков останется едва ли не самым популярным именем – судя по приходским книгам, оно получает широчайшее распространение уже в XII в. А вот число англосаксонских имен резко сокращается. Тостиг, Сивард и Годрик ушли в небытие. В конце XII-начале XIII вв., судя по документам, еще попадаются традиционные англосаксонские имена (Осберт, Альбреда, Эрфрида), но их единицы…

источник  http://tal-gilas.livejournal.com/176271.html

+4

4

Oksi, спасибо! Очень интересно!

0

5

написал(а):

в эпоху Ричарда эту обязанность осуществлял рив

Эта обязанность возникла намного раньше.
"Рив" -слово англо-саксонское (магистрат города или района)

Точно датировать сложно, когда этот самый Рив вошёл в систему управления графства. Но первое упоминание было обнаружено в уставе 904 года.
В том документе есть данные, как какой-то епископ благодарит Рива по имени Werfrith  за обильные доходы от земли.
Wulfsige хвалили за его "верное, эффективное и смиренное служение" монархии. А был тот Рив священником.

написал(а):

Шериф объединял под своей властью два графства – Йоркшир и Ноттингемшир – и своей резиденцией избирал чаще Йорк как более крупный и «престижный» город.

Часто шериф был крупным землевладельцем того округа, где он и служил. До Великой хартии вольностей должность эта иногда передавалась по наследству /упоминания о том есть на период царствования Стефана/
Но дело не в этом вообще-то. Ведь если речь идёт о шерифе Ноттингемском, то он был главным административным и судебным должностным лицом Ноттингемшира и Дербишира. Администрации двух этих графств была разделена в 1560-е годы.
              Так что Йорк тут ни при чём, далеко он очень/где-то 112 км, по тем временам это расстояние огромное/. 
Должность шерифа была не из лёгких.
В тексте "Magna Carta" важная роль шерифа отмечена/упомянута/ девять раз.

+1


Вы здесь » SHERWOOD-таверна. Литературно-исторический форум » Англия » Быт средневековой Англии