Всем известно, что евреев из Англии изгнали в 1290г. Так почему же такое странное название?
Мне в руки попалась книжка под названием "Дьявол и евреи: Средневековые представления о евреях и их связь с современным антисемитизмом" Джошуа Трахтенберга. Занимательное чтение, скажу я вам!
Так вот, мне всегда казалось, что в Англии отношение к евреям в средние века было более "мягким", что ли... Инквизиция бушевала меньше, опять таки - изгнали евреев и точка, никаких проблем...
О нет! Как я заблуждалась!
Позвольте процитировать выбранные места из книги "Дьявол и евреи" - обо всем, что касается евреев и Англии.
Евреи и средневековая Англия
Сообщений 1 страница 30 из 47
Поделиться120-03-2007 22:46:19
Поделиться220-03-2007 22:50:24
Валяй!
Поделиться320-03-2007 22:53:17
Нас интересуют 10-13вв. Что же, начнем с коронации Ричарда 1го.
"считалось, что у евреев дурной глаз. Делегацию евреев не пустили на коронацию Ричарда 1 в 1189г. Как сообщает хроника тех лет," собрались также самые богатые и влиятельные евреи, целая поднести подношения государю , но злые люди начали клеветать, что не приличиствует евреям смотреть на государев венец, когда монахи и священники возложат корону на его главу". Видно, что "злые люди" боялись, что короля евреи сглазят.
В общем, евреев прогнали.
Поделиться420-03-2007 22:56:48
А потом перебили! А Ричард потом сделал вид, что он тут белый и пушистый, и велел казнить погромщиков.
прям как наш шерифушка в кино.
Поделиться520-03-2007 22:59:30
"После 1290г. евреям было запрещено проживание в Англии, но в 1310 г. Эдуард 2й пожаловал врачу-еврею право вьезда в страну, а столетие спустя Генрих 4 выписал из Лукки (Италия)2х искушенных в медицине евреев, Элию ди Сабато и Давида ди Нагарелли, и еще одного врача-еврея, некоего Сампсона из Мирабо (Франция). Названные врачи предназначались для лечения его королевской персоны; кроме того, король разрешил им остаться в Англии на неопределенно долгий срок."
Поделиться620-03-2007 23:00:50
Комментировать цитаты из книги пока не буду - просто покидаю их (цитаты) сюда.
Поделиться720-03-2007 23:01:21
Ну это нормально. Гражданами Англии евреи быть не могли, а проживать можно было. В Англии было много евреев-иностранцев, в основном, врачей.
Поделиться820-03-2007 23:05:24
Давай цитатки. Интересно будет поговорить.
Поделиться921-03-2007 00:37:08
Кровавый навет.
"О первой "жертве" евреев, мученике Уильяме из Норвича, пропавшем в 1144 г, хронист пишет так:" Евреи Норвича купили христианского отрока перед христианской Пасхой и подвергли его всем мучениям, каковые претерпел Господь наш, а на Страстную Пятницу повесили его на кресте, злобствуя на Господа нашего, после чего закопали". Рассказ этот основан на показаниях некоего Теобальда из Кентенбери, крещеного еврея , который охотно дал об'яснения: ежегодно на христианскую Пасху евреи должны приносить в жертву христианского мальчика.
Поделиться1021-03-2007 00:44:10
Далее.
В 1168г. другой хронист пишет:" Отрок Харольд ... был тайно похищен евреями 21 февраля, и они прятали его до 16 марта. Той ночью ... собрались там евреи со всей Англии... они подвергли отрока сугубым мучениям. Хотя верно и то, что при сем деле не присутствовал, а также ничего не видел и не слышал ни один христианин, а из евреев никто не сознался в совершении названных злодейств... Однако же, коль скоро раны, нанесенные отроку, были должным образом освидетельствованы, то имеется вероятность того, что отрока постигли пытки и мучения> Несомненно, что отрок прославился во Христе как мученик".
Поделиться1121-03-2007 00:47:30
"В 1202г. еврею Бонефанду из Бредфорда было предьявлено обвинение в том, что он "целиком отрезал половые части у Ричарда, племянника Роберта де Саттона: дознание установило, что в таковом преступленииБонефанд невиновен и посему с последнего снято означенное обвинение".
Поделиться1221-03-2007 16:56:40
дознание установило, что в таковом преступленииБонефанд невиновен и посему с последнего снято означенное обвинение
Это о чем говорит? О том, что закон работал. Благодаря Генриху второму, разумеется.
Могли бы без всякого дознания убить, ан нет! Следствие у них. Чтоб все честь по чести!
"Никто не скажет, будто я тиран и сумасброд".
Поделиться1322-03-2007 20:42:42
Hear, hear!
Поделиться1423-03-2007 17:01:28
Люди, совершенно не хотела убивать ваш спор. По-моему, евреи более-менее (скорее менее) мирно жили в Англии под протекцией короля до самого правления Эдуарда I, который обошелся с ними очень круто. Затем аж до Кромвелевских времен евреи группами не поселялись...
Но им доставалось как до, так и после...
Поделиться1523-03-2007 17:22:59
Так ждем дальше цитат от Марии Мирабеллы.
По поводу евреев были у нас споры и раньше, в основном по серии "Дети Израиля". Скорей всего, евреи действительно жили относительно спокойно, не считая мелких неприятностей.
Поделиться1624-03-2007 22:05:04
Продолжаю цитировать книжку.
"Интересно отметить, что своего рода побочным продуктом клеветы на евреев в период Черной Смерти стала фигура Шейлока из пьесы Шекспира "Венецианский купец". Ростовщик, требующий фунт человеческой плоти в возмещение долга - известный персонаж средневековых легенд и рассказов, популярных в Европе, хотя его возникновением мы обязаны сказкам и легендам Востока. В этих первоночальных версиях ростовщик был язычником или христианином; в некоторых из них жертвой кровожадного христианина кредитора становится защиточный еврей. Впервые последний выступает в роли ростовщика в сборнике народных сказок и легенд, изданном в 1378 г. Джованни Фиорентино под названием "Баран". Многие исследователи средневековой литературы согласны в том, что эта трансформация скорее всего имела место в результате своего рода инерции, поскольку четверть века до выхода в свет вышеупомянутого сборника наветы и преследования были привычным уделом евреев и мало кто сомневался в правдивости выдвигаемых против них обвинений. Впоследствии образ еврея - жестокого ростовщика - занял прочное место в европейской устной и литературной традиции, откуда его и извлек Шекспир и сделал бессмертным."
Поделиться1725-03-2007 12:03:31
Понятно, почему плоть требовал язычник - варвар, что с него возьмешь? И, опять же, человеческие жертвы.
Христианин - с некоторой натяжкой понять тоже можно. Народ на востоке слышал, что христиане едят "тело Христово", ничего не поняли, и придумали страшилку.
Но с какого боку евреи - я до сих пор не понимаю причин кровавых наветов. Употребление крови в пищу евреям строго запрещено, резать живую плоть тоже, даже у животных.
Откуда этот бред?
(Вопрос риторический)
Поделиться1826-03-2007 09:50:40
Далее.
"Убийство Хью из Линкольна 1255г., которое получило широкую огласку. Большая группа евреев находилась тогда в Линкольне по случаю бракосочетания Баласет, дочери Магистра Бенедикта Мозеса. На следующий день в пруду обнаружили тело мальчика, пропавшего 3 недели назад. Вполне возможно, что он сам упал туда играя, однако предпочтение было отдано другой, более драматичной версии его гибели. "отрока поначалу обильно откармливали ровно 10 дней белым хлебом и молоком, а по истечении означенного срока чуть ли не всех евреев Англии пригласили на его распятие" - рассказывает хронист. Еврея по имени Коупин вынудили "признаться" в том, что мальчик был распят in injuriam et contumeliam Jesu. В результате около 100 евреев были арестованы, и 19 из них, включая Коупина, повесили без суда и следствия. Ходатайство ученого францисканского монаха Адама Марша, обеспокоенного судьбой остальных евреев, ни к чему не привели. Однако уже после осуждения и вынесения приговоров, их тем не менее выпустили на свободу, поскольку за них вступился Ричард Корнуэльский. (Кто это? - мой вопрос. М.Мирабелла) дело в том, что евреи королевства находились под его юрисдикцией и платили ему налоги, поэтому он был непостедственно заинтересован в том, чтобы сохранить свою собственность".
Поделиться1926-03-2007 09:59:16
"Описав распятие отрока Хью из Линкольна (впоследствии мальчик был причислен к лику святых мучеников), хронист пишет следующее:" Когда же отрок был уже мертв, он (евреи) вняли его с креста и вынули из него все внутренности, но с какой целью это было совершено - нам неизвестно; однако говорят, что внутренности нужны им для того, чтобы заниматься магией". Коупин, у которого под пыткой вырвали "признание" в том, что его соплеменники виновны в совершении ритуального убийства, раскрыл их гнусные цели такими словами:" А когда он умер, они решили спрятать мертвое тело, но его нельзя было закатывать в землю. Ибо мертвое тело невинного ребенка не годится для ворожбы, поэтому его выпотрошили, чтобы можно было колдовать".
Поделиться2026-03-2007 10:02:36
Евреи ка предатели.
"Во время восстания баронов в Англии лондонских евреев грабили последователи Симона де Монфора (1263г.) на том основании, что теякобы намеревались сдать город роялистам и "изготовили дубликаты ключей, дабы отворить ворота, а также ''Греческий огонь", дабы поджечь дома".
Поделиться2128-03-2007 20:28:53
А вот интересно, они правда изготовили дубликаты, или это был повод для очередного погрома?
Если все было так плохо, не удивительно, что через 27 лет всех евреев из Англии попросили.
Я даже где-то понимаю логику его величества.
Убрать козлов отпущения, и самим разбираться со своими проблемами.
Поделиться2229-03-2007 11:35:25
"Самой яркой иллюстрацией глубокой антипатии по отношению к евреям может служить следующий факт: христиан, которые женились на еврейках или сожительствовали с ними, обвиняли в bestialitas, т.е. в содомии. В 1222г., в Оксфорде один дьякон, после разбирательства, учиненного архиепископом Лангтоном, был сожжен по обвинению в содомии. Его вина заключалась в том, что он принял иудаизм, намереваюсь жениться на еврейке. E.P. Evans пишет по этому поводу:" Христианским законодателям следовало бы усвоить еврейские установления, запрещающие совокупления с животными, а потом расширить их, чтобы поставить под запрет и сексуальные контакты с самими евреями". Средневековые юристы со всей серьезностью решали проблему: можно ли считать актом содомии сожительство христианина с еврейкой, или, соответственно, еврея с христианкой? Damhouder отвечал на этот вопрос утвердительно, а Nicholas Boer привел в качестве примера некоего парижанина, Иоганнеса Алардуса, или Жана Аларда, который жил с еврейкой и имел от нее нескольких детей. На основании обвинения в содомии его осудили и казнили через сожжение вместе с его любовницей, "ибо совокупление с еврейкой есть в точности то же самое дело, как если бы мужчина совокупился с псицей".
Поделиться2329-03-2007 11:51:08
"В Англии во 2й пол. 11 в., когда там проживало около 2000 евреев (при этом численность коренного населения составляла примерно 1,5 миллиона), евреи были обязаны ежегодно отчитываться за 1/12 суммы королевского дохода (3000 фунтов из 35000), в 1187 г. посредством всевозможных штрафов, сборов, пошлин, специальных податей и пр., королевский казначей взимал с евреев 6000 фунтов, когда вторая половина суммы королевского дохода со всей Англии составляла 7000 фунтов!
Jacobs пишет по этому поводу следующее:" Для королевской казны евреи были своего рода губкой; они аккумулировали свободные деньги по всей стране, а время от времени их из них выжимали в сокровищнижу короля... Таким образом, королю была выгодна ростовщическая деятельность евреев, и в своей стране он сам фактически выступал в роли архиростовщика".
Более того, принадлежащее королю и оговоренное законом право конфискации имущества ростовщиков евреев весьма усиливало политическую власть короля над баронами и клиром, чьи долговые обязательства, таким образом, в конечном итоге попадали в его руки".
Поделиться2429-03-2007 12:01:54
Опять про "кровь христианских младенцев".
В 13 в. обвинения евреев в распятии христианских младенцев имели место в Лондоне в 1276 г. и в Нортемптоне в 1279 г. Эти обвинения служат ярким примером того, к каким практическим выводам может привести христианское учение, когда оно делает акцент на том, что распятие Иисуса - событие, современное для всех христиан, в силу чего оно должно занимать центральное место в сознании каждого верующего.
Психологию, которая поощеряет подобные обвинения, можно показать на следующем примере: 8 мая 1147 г. , когда крестоносцы из Франции вошли в городок Rameru , они стали преследовать местных евреев; схватив выдающегося ученого, рабби Якова Тама, они, как сообщают евреи , очевидцы этого события , "пять раз ранили его в голову, говоря при этом:" Коль скоро ты самый знаменитый и прославленный муж в Израиле, то через тебя мы отомстим вам, евреям, за страдания Распятого, и пусть у тебя будет столько же ран, сколько вы нанесли Господу нашему".
Поделиться2531-03-2007 20:52:09
Аарон ощущает дьявола. Свиток из Эссекса. 1277г.
Поделиться2631-03-2007 20:57:53
Первая и возможно единственная средневековая английская карикатура, изображающая еврейских ростовщиков и дьяволов.
Поделиться2708-09-2008 15:12:16
Евреи в Англии
Надо полагать, что евреи поселились на Британских островах еще при римском владычестве, но точные сведения о заселении Англии евреями относятся к более позднему времени, когда после победы под Стингсом в 4826 (1066) году Вильгельм Завоеватель утвердил в Англии правление норманнов.
Во время Первого и Второго крестовых походов в Англии евреев не преследовали так сурово, как это происходило в Германии или Франции, поэтому многие евреи переселились туда. Король Генри I предоставил им автономию. В общественной жизни евреи пользовались относительной свободой. Они сами управляли делами общины и вершили суд на основании положений Талмуда.
Король считал евреев рабами короны. Он предоставлял им защиту, так как они служили ему источником гарантированного дохода. Налоги с евреев взимали по любому поводу и в любое время.
По законам католической церкви христиане не могли одалживать единоверцам деньги под проценты, поэтому знать и короли пользовались услугами евреев-ростовщиков. Чтобы иметь возможность выплачивать налоги, евреи были вынуждены давать деньги в долг под высокий процент, но большую часть их дохода король присваивал себе. Простые англичане, не понимая сути происходящего, ненавидели евреев, «выжимающих» у них деньги. В конечном счете средства перетекали в королевскую казну и карманы знати.
Ненависть к евреям поддерживалась католическими священниками, но первые норманнские короли защищали евреев от подстрекателей.
Со временем ненависть черни и зависть священников стали представлять серьезную угрозу еврейской общине. Во время коронования короля-Ричарда I (Львиное Сердце) в 4949 (1189) году на лондонских евреев напали горожане, среди которых было много крестоносцев, готовившихся к Третьему крестовому походу. Они разрушали еврейские дома, грабили и убивали всех, кто попадался им под руку. В числе убитых был раби Яаков из Орланша (Орлеана) - известный комментатор Талмуда. Погромы перекинулись на другие города.
Узнав об этом, король Ричард велел наказать убийц, но когда он вскоре ушел в крестовый поход, погромы возобновились. Уже рассказывалось о евреях города Йорка, нашедших убежище во дворце короля и трагически погибших, но не изменивших вере. Убийцы же сумели избежать наказания.
Теперь евреи Англии находились в постоянной опасности и только большими подкупами могли обеспечивать относительную защиту властей. Когда Ричард был пленен, евреи внесли для освобождения короля в четыре раза больше денег, чем христиане.
Эскалация притеснений
В выжимании денег из евреев король Джон не знал меры. Он заключил в тюрьму всех евреев и освобождал их только за большие деньги. От одного богатого еврея он потребовал такую огромную сумму, что тот ужаснулся и отказался выполнить требование. Тогда король-садист приказал удалять ему зуб за зубом до тех пор, пока несчастный не отдал все, что у него было.
После Джона остался маленький Генри III. Вместо мальчика правил епископ Кентэрбэри. Власть он использовал для того, чтобы утвердить в Англии законы, принятые на Латернском соборе в 4975 (1215) году. Когда Генри III вырос и вступил на престол, он еще более ужесточил положение евреев.
Для него евреи были удобным источником дохода, поэтому он пригласил французских евреев поселиться в Англии. Вскоре король запретил евреям оставлять Англию и, чтобы выжать из них крупные суммы денег, спровоцировал кровавый навет, присудив еврейскую общину к уплате большого штрафа. Используя навет, он казнил многих евреев, конфисковал их имущество, а оставшиеся в живых отдали последнее, что имели.
Следующий король, Эдуард I, вступив на престол, к существовавшим антиеврейским законам добавил новые, ограничивающие места проживания евреев. Он также приказал нашить на одежду отличительный знак «позора» и запретил ссужать деньги под проценты.
В дни правления Эдуарда стали попадаться усеченные золотые и серебряные монеты. Король обвинил евреев в опиливании монет. По ложному обвинению около 300 человек было казнено. В 5047 (1287) году он повторил опыт короля Джона, заключив евреев в тюрьму, а освободил только тогда, когда евреи уплатили огромный выкуп. Спустя три года он велел всем оставшимся в живых евреям покинуть Англию, конфисковал их дома и земли, но разрешил взять с собой движимое имущество и наличные деньги.
После всех страданий и бедствий, которые евреи претерпели в Англии, изгнание уже не казалось им столь страшным. В 5050 (1290) году около 16 тысяч евреев было изгнано из Англии. Большинство из них нашло временное убежище во Франции. Только через 400 лет евреи вернулись в Англию.
Поделиться2803-02-2009 15:42:09
The badge, hat and clothing laws for Jews in the Middle Ages
French Jewish badges and Jewish clothing in the Middle Ages
The white and red badge no. 6: 14th century miniature. Paris, Biblithèque Nationale, ms. Français 820, fol. 192; In: Encyclopaedia Judaica 1971, Vol. 4, col. 65
Поделиться2903-02-2009 17:35:22
Одежда евреев в Западной Европе.
Собственно говоря, до IX в. о еврейской одежде в странах Западной Европы практически нет сведений. Впоследствии еврейская одежда здесь сохраняла отпечаток глубокого консерватизма. Консерватизм еврейской одежды проявлялся в том, что евреи не носили платье по последней моде, предпочитали темные цвета, особенно черный, и длинные, просторные одежды.
Определенное влияние на одежду евреев оказали дискриминационные меры властей и христианского духовенства, предписывавших евреям в разное время и в разных местах носить одежду, отличающую их от остального населения - это мог быть цвет одежды, цвет или форма головного убора, наконец, отличительный знак, нашитый на одежду. Последнее, кстати, свидетельствует, что евреи мало отличались в одежде от окружающего населения, и для того, чтобы специально выделить их, им предписывалось носить особые отличительные знаки или головные уборы.
В 1215 г. на IV Латеранском соборе отмечалось, что евреев и сарацин по одежде зачастую невозможно отличить от добрых христиан, поэтому евреям было предписано носить одежды определенного покроя и цветов, кроме того, для них выл введен обязательный отличительный знак. В Австрии и Силезии евреи должны были носить отличительный знак на одежде и особую остроконечную шапку, в некоторых странах определялся цвет шапки - желтый, красный, белый или желто-красный; шапки могли быть разных форм, в том числе конической, по-видимому, традиционная шапка персидских евреев., Знаки могли быть в виде желтого, красного или красно-белого кружка, звезды разных цветов и нашиты на одежду - на грудь, на плечо или на спину.
В Испании евреям одно время предписывалось носить длинную черную одежду типа рясы с капюшоном и пр. Во многих странах женщины на головных покрывалах должны были носить две нашитые голубые ленты (или просто покрывало с голубыми полосками). Иногда стремились ограничить ношение тех или иных тканей или отделки, например, в Кельне евреям было запрещено отделывать платье мехом и кружевами; кроме того, предписывалась определенная ширина и длина платья. На практике это далеко не всегда соблюдалось, евреи откупались от отличительных знаков и прочих выделяющих их элементов одежды, уплачивая особый налог или попросту давая взятку. В целом избегание ношения таких знаков и головных уборов свидетельствует о том, что евреи не стремились выделяться в одежде среди остального европейского населения. Судя по средневековым гравюрам и миниатюрам, евреи одевались в целом, как европейские горожане. Мужчины носили узкие панталоны и длинную тунику с поясом, а также плащ: женщины - длинные платья с узкими рукавами и с поясом, разнообразные чепцы и накидки. В XIV в. получает распространение кафтан с широкими рукавами и капюшоном - каппа.
Первоначально он был распространен среди христиан, но потом стал отличительной одеждой евреев. Мужчины, преимущественно ученые люди, раввины, носили также длинное темное одеяние до земли, под ним поверх туники надевали таллит катан с цицит. Вместе с тем, на довольно многочисленных картинах более позднего времени (XV в.) можно видеть мужчин евреев в просторном одеянии поверх туники, а также каппе или остроконечной шапке, у женщин та же просторная одежда поверх длинного платья и каппа, скрепленная под подбородком брошью.
В эпоху Возрождения еврейский костюм испытывает все больше влияние европейской моды, представляя сочетание модных и анахроничных черт. Только раввины носили длинные просторные одеяния - длинную тунику и плащ с капюшоном и своеобразного головного убора типа тиары.
В XVII - XVIII вв. евреи переняли костюм горожан - камзолы, плащи, плоеные воротники, шляпы и пр. В мужском костюме сохранялись некоторые старомодные черты - большие круглые плоские шляпы типа беретов, круглый большие воротники, кафтаны без рукавов. Женщины чаще одевались по последней моде – в употреблении были корсеты со шнуровкой, рукава с буфами, вырезы, воротники, пышные юбки в складку и пр.
Значительно дольше удерживались элементы синагогальной одежды. До конца XVIII в. евреи в синагогу надевали шулмантл - черный складчатый плащ и берет или шабес декл - черную круглую фетровую или шерстяную шапку. В течение XIX в. синагогальный стиль меняется - в обиход входят приталенный кафтан, треугольная шляпа, короткие штаны и башмаки с пряжками - то есть в еврейской синагогальной одежде сохранились элементы городского костюма XVIII в.
http://berkovich-zametki.com/Nomer18/Nosenko1.htm
Поделиться3003-02-2009 23:28:14
Bobby, спасибо огромноет за информацию! Я довольно давно читала о положении евреев в Зап. Европе, но все почти забылось.
Кстати, кому интересно, у Фейхтвангера есть на похожую тему чудный роман "Испанская баллада"