Грошовое чтиво
"Это на все времена не потому, что очень уж красиво... Просто такое читали и будут читать всегда!"
Грошовое чтиво, то есть penny dreadful (оно же penny horrible, penny awful, penny number и penny blood) – это такое нечто, которое неплохо продавалось в Англии XIX-го века (заокеанский родич нечта из Штатов называется dime novel) и выходило по одному свежему выпуску в неделю, а потом бодро шагнуло в век XX-ый. Название проистекает из того факта, что сие богатство печатали на дешевой бумаге не самыми дорогими чернилами в мире, и стоило оно пенни за штуку.
Так, Black Bess or Knight of the Road («Черная Бесс, или рыцарь дороги») – типичный представитель обширного семейства такого чтива. Представляет собой Дика Терпина плюс романтизЬм. Считайте, Робин Гуд в несколько более поздних исторических декорациях для подрастающего работяжного поколения, ну всё, всё для людей.
Началась эта милая масскультурная волынка, которая penny dreadful, в 30-е годы оного XIX-го века, как рабочеклассовая альтернатива мэйнстриму, который печатался в журналах по принципу «история с продолжением» или «по главе романа в каждом номере нашего журнала для приличных барышень» (Чарльз Диккенс и иже), но уже к 50-м годам целевая аудитория грошового чтива состояла сплошь из подростков, которые обитали в рабочих кварталах, тогда как сначала предполагалось, что читателями-то будут их родители, ну да ладно! Главное – прибыль. А она была, и еще какая!
Сюжеты грошового чтива вращались вокруг да около «захватывающих» приключений, «неземной» любви и «страшилок», которые просто обязаны леденить кровь. Разумеется, эти книжонки были поверхностно-никакими. Пипл восторженно хавал. Анчар колосился и становился всё выше и неохватнее. Впрочем, стоит зайти в современный нам с вами книжный или заглянуть в газетный киоск на автобусной остановке… разве что-то так уж сильно изменилось с тех пор? Но вернемся к грошовому чтиву. Оно отражало эпоху вполне и явно, как и чаяния своих читателей.
А денежки на нем зарабатывали такие издатели, как Альфред Хармсворт (англ. Alfred Harmsworth; 15 июля 1865-14 августа 1922), бизнесмен и общественный деятель, создатель желтопрессовой газеты Daily Mail, которая известна помимо прочего и тем, что в 30-х годах ХХ века опубликовала несколько пронацистских статей лорда Ротермира, а ныне более 50% читателей её – женщины. Хармсворт прекрасно знал, что правильная цена – одна из вех на пути к миллионам, а потому и его газета стоила полпенни (тогда как большинство тогдашних ежедневных газет – целый пенс), и грошовое чтиво продавалось на ура за те же полпенни, убивая конкурентов демпингом. Как говорил создатель Винни-Пуха Алан Милн, Альфред Хармсворт поднял грошовое чтиво на новую высоту, превратив его в полугрошовое чтиво.
Два персонажа вышли из грошового чтива, обретя относительное бессмертие: Jack Harkaway и Sexton Blake. Последний был детективом, в 2003 году профессор Jeffrey Richards (Джеффри Ричардс) назвал его «Шерлоком Холмсом бедняков», хотя таким Блейк стал не сразу. Экшена вокруг него было наверчено в разы больше, чем вокруг Холмса, опять же, а приключенческо-расследовательские истории о нем писали в Англии и за ее пределами разные авторы, оные приключения печатали в грошовом чтиве на разных языках, начали в 1893-ом году, а закончили аж в 1978-ом, а секретаршу Блейка звали Марион.
История не пощадила грошовое чтиво: оно считалось малоценным элементом повседневной жизни, нужным, но не таким, что стоит особого ухода и заботы. Пожары, переезды, сбор макулатуры времен Первой мировой… В общем, старые выпуски сохранились из рук вон плохо. Теперь за ними гоняются коллекционеры. Тень эпохи, то, что читали мальчики рабочего Лондона позапрошлого века, экономя на еде. Впрочем… Значит ли это, что грошовое чтиво вымерло? И да, и… не совсем.
Считается, что мало-помалу оно трансформировалось… в комиксы, что и в наши дни процветают в Англии, «но это уже совсем другая история».
И несколько ссылок…
1) Гилберт Честертон замолвил словечко за грошовое чтиво, написав “A Defense of Penny Dreadfuls” – в частности, он уточнил, что привилегия рабочего класса в том, что он никогда не станет безнадежным, а потому народная литература всегда будет шумной и кровавой, с шумом жизненным и кровью человеческой. О Роб Рое и прочих внезаконцах в этой апологетике грошового чтива тоже есть, что почитать.
2) Здесь можно почитать, кто и как иллюстрировал грошовое чтиво. Плюс посмотреть на иллюстративный материал из фондов Британской библиотеки.
3) О киновоплощении, которое вдохновилось грошовым чтивом, которое в свою очередь как-то связано с пьесой, в которой играл Николас Грейс, можно почитать здесь.
Отредактировано Alga (31-10-2010 09:11:10)