SHERWOOD-Таверна

SHERWOOD-таверна. Литературно-исторический форум

Объявление

Форум Шервуд-таверна приветствует вас!


Здесь собрались люди, которые выросли на сериале "Робин из Шервуда",
которые интересуются историей средневековья, литературой и искусством,
которые не боятся задавать неожиданные вопросы и искать ответы.


Здесь вы найдете сложившееся сообщество с многолетними традициями, массу информации по сериалу "Робин из Шервуда", а также по другим фильмам робингудовской и исторической тематики, статьи и дискуссии по истории и искусству, ну и просто хорошую компанию.


Робин из Шервуда: Информация о сериале


Робин Гуд 2006


История Средних веков


Страноведение


Музыка и кино


Литература

Джордж Мартин, "Песнь Льда и Огня"


А ещё?

Остальные плюшки — после регистрации!

 

При копировании и цитировании материалов форума ссылка на источник обязательна.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



А вы как думаете?

Сообщений 31 страница 60 из 155

31

Я уже не решусь. В смысле, не обязательно босиком. В огромных резиновых сапогах, босиком - без разницы, в джинсах или в лохмотьях - тоже не важно. Вообще, всё не важно... :)

0

32

Еслибы я жила в Средневековье и не знала про все достижения нашей эпохи, я бы вероятно была счастлива :)
Очень мне нравится всё, что связано с рыцарями, обычаи, принципы, а прежде всего - гербы рыцарей :)

0

33

Nasir написал(а):

Я уже не решусь.

Хм. В Москве я бы тоже не решился. А в Хевроне - плевать. Босиком, в сапогах, в ботинках, в кросовках,  в сандалиях зимой.

0

34

если бы я жила тогда....то точно бы не знала о том что через пару веков всё будет лучше...
Кто-то в веке 26 скажет "Господи как они там жили в 21!!!"

0

35

Vara написал(а):

Кто-то в веке 26 скажет "Господи как они там жили в 21!!!"

Об том и речь.  :yes:

0

36

Bobby написал(а):

Босиком по асфальту я и сейчас могу

я сейчас тоже могу по асфальту. и на мальчишек смотреть тоже не разучилась пока  :rofl:  :rofl:
и костер могу и километры шагать... :) и вообще походы люблю.

0

37

Cathy написал(а):

Bobby написал:
Босиком по асфальту я и сейчас могуя сейчас тоже могу по асфальту.

Лет десять назад я вышла из автобуса и поняла, что шагу в туфлях ступить не могу. Натерла ногу. Без проблем сняла туфли и пошла в офис Национального страхования. Мне туда надо было по делам.
Люди смотрели так странно. Я ужасно стеснялась, потому что тогда была уверена, что взрослые 22-летние дамы босиком по улицами, и  тем более по оффисам не ходят. :) Дурная.  :lol:
Сейчас не пробовала босиком. Необходимости не было :)
А на мальчиков смотрю :) Хи-хи-хи

0

38

:rofl:  :fans:

0

39

milka написал(а):

взрослые 22-летние дамы босиком по улицами, и  тем более по оффисам не ходят.

А сейчас?  :rofl:  :give_rose:

0

40

Иван Франко

Идеалисты
Збірка "З вершин і низин"

Под старой колодой в гниющем болоте
Столетьями черви болотные жили.
В болоте рождались, и гибли в болоте,
Болотную тину и ели, и пили.
И снилось им, бедным, в болотной неволе
Огромное, яркое солнце весною,
И в этом всесолнечном ярком раздолье
Они обретали все счастье земное.
И сны свои черви слагали в системы,
(и каждый четвертый слыл дерзким поэтом),
Писали романы, слагали поэмы
О жизни счастливой
под солнечным светом.
И люди пришли. Пень гнилой отвалили.
В болото ударило солнечным раем.
И черви сдыхали на солнце, и выли,
Убийственный солнечный
свет проклиная.

+2

41

всяко бывает  ^_^

0

42

Злобно. И даже страшно. Не про нас это, нет!

0

43

Для романтических девЮшек - жёсткая правда о жизни в средневековье, точнее о гигиене романтических  времён Робин Гуда..

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Разные эпохи ассоциируются с разными запахами. Средневековье вполне заслуженно пахнет нечистотами и смрадом гниющих тел. Города отнюдь не походили на чистенькие павильоны Голливуда, в которых снимаются костюмированные постановки романов Дюма.

Патрик Зюскинд в ужасе описывал зловоние европейских городов позднего средневековья: "Воняли реки, воняли площади, воняли церкви, вонь стояла под мостами и во дворцах. Даже от короля дурно пахло".

Королева Испании Изабелла Кастильская (конец XV в.) признавалась, что за всю жизнь мылась всего два раза - при рождении и в день свадьбы. Дочь одного из французских королей погибла от вшивости. Папа Климент V погибает от дизентерии, а Папа Климент VII мучительно умирает от чесотки (как и король Филипп II). Герцог Норфолк отказывался мыться якобы из религиозных убеждений. Его тело покрылось гнойниками. Тогда слуги дождались, когда его светлость напьется мертвецки пьяным, и еле-еле отмыли.

Давно гуляет по анекдотам сохранившаяся записка, посланная имевшим репутацию прожженного донжуана королем Генрихом Наваррским своей возлюбленной, Габриэль де Эстре: «Не мойся, милая, я буду у тебя через три недели». Сам король, кстати, за всю свою жизнь мылся всего три раза. Из них два раза по принуждению.

Русские послы при дворе Людовика XIV писали, что их величество "смердит аки дикий зверь". (Кстати, русское слово "смердеть" и происходит от французского "мерд" (говно). Самих русских по всей Европе считали извращенцами за то, что те ходили в баню не менее раза в месяц - неприлично часто.

В руководстве учтивости, изданном в конце 18-го(!) века (Manuel de civilite. 1782.) формально запрещается пользоваться водой для умывания, «ибо это делает лицо зимою более чувствительным к холоду, а летом к жаре».

Европейские города утопали в нечистотах:

Жители домов выплескивали все содержимое ведер и лоханок прямо на улицу, на горе зазевавшемуся прохожему. Застоявшиеся помои образовывали смрадные лужи, а неугомонные городские свиньи, которых было великое множество, дополняли картину». (Книга для чтения по истории Средних веков. Ч. 2./ Под ред. С.Д. Сказкина. – М., 1951. – С. 12 – 13.)

--------------------------------------------------------------------------------

"Французский король Филипп II Август, привыкший к запаху своей столицы, в 1185 году упал в обморок, когда стоял у дворца, и проезжающие мимо него телеги взрывали уличные нечистоты…". (Лев Гумилев)

--------------------------------------------------------------------------------

"Ночные горшки продолжали выливать в окна, как это было всегда – улицы представляли собой клоаки. Ванная комната была редчайшей роскошью. Блохи, вши и клопы кишели как в Лондоне, так и в Париже, как в жилищах богатых, так и в домах бедняков. (Ф. Бродель. Структуры повседневности. Т.1. – М., 1986. – С. 317 – 332.)

--------------------------------------------------------------------------------

Увернуться от льющегося из окон дерьма было ох как не просто:

Наиболее типична улица шириной в 7 – 8 метров (такова, например, ширина важной магистрали, которая вела к собору Парижской Богоматери). Маленькие улицы и переулки были значительно уже – не более двух метров, а во многих старинных городах встречались улочки шириной и в метр. Одна из улиц старинного Брюсселя носила название «Улица одного человека», свидетельствующее о том, что два человека не могли там разойтись. Уличное движение составляли три элемента: пешеходы, животные, повозки. По улицам средневековых городов часто гнали стада». (А.Л. Ястребицкая. Западная Европа XI – XIII веков. – М., 1978. – С. 52.)

--------------------------------------------------------------------------------

Антисанитария, болезни и голод - вот лицо средневековой Европы. Даже знать в Европе не всегда могла есть досыта, из десяти детей выживало хорошо если двое-трое, а при первых родах умирала треть женщин... Освещение - в лучшем случае восковые свечи, а обычно - масляные светильнички или лучина. Голодные, обезображенные оспой, проказой и, позже, сифилисом лица выглядывали из окон, затянутых бычьими пузырями...

Историк Дрэпер представил в своей книге «История отношений между религией и наукой» довольно яркую картину условий, в которых жило население Европы в средние века . Вот главные черты этой картины:

--------------------------------------------------------------------------------

"Поверхность континента покрыта была тогда большей частью непроходимыми лесами; там и сям стояли монастыри и города. В низменностях и по течению рек были болота, простиравшиеся иногда на сотни миль и испускавшие свои ядовитые миазмы, которые распространяли лихорадки. В Париже и в Лондоне дома были деревянные, вымазанные глиной, крытые соломой или тростником. В них не было окон и, до изобретения лесопилен, в немногих домах существовали деревянные полы... Печных труб не было. В таких жилищах едва ли была какая защита от непогоды. О водосточных канавах не заботились: гниющие остатки и мусор просто выкидывались за дверь. Опрятность была совершенно неизвестна: высокие сановники, как например, архиепископ Кентерберрийский, кишели насекомыми. Пища состояла из грубых растительных продуктов, таких как горох или даже древесная кора. В некоторых местах поселяне не знали хлеба". 
--------------------------------------------------------------------------------

"Удивительно ли после этого", - отмечает далее историк, - что во время голода 1030 года жарилось и продавалось человеческое мясо или что в голодный 1258 год в Лондоне умерло с голоду 15 тысяч человек?"

Как Европа докатилась до такой жизни?

Европа вышла из грязи

--------------------------------------------------------------------------------

Моющих средств, как и самого понятия личной гигиены, в Европе до середины ХIХ века вообще не существовало... Однако атмосферу отравляли не только экскременты. Мясники забивали скот прямо на улицах и там же потрошили туши, разбрасывая кишки и сливая кровь на тротуары. Вонь распространялась на всю округу.

В позднем Средневековье люди научились перерабатывать мусор и экскременты. Мочу, например, собирали для обработки кожи и отбеливания ткани, а из костей животных делали муку. В старину художники ставили возле ферм бочки для мочи, на которой они замешивали краски (в Древнем Риме использовали даже мочу из общественных уборных — ее продавали красильщикам шерсти и дубильщикам кожи). То, что не подлежало переработке, оставалось валяться на улице.

Улицы мыл и чистил единственный существовавший в те времена дворник — дождь, который, несмотря на свою санитарную функцию, считался наказанием господним. Дожди вымывали из укромных мест всю грязь, и по улицам неслись бурные потоки нечистот, которые иногда образовывали настоящие реки. Так, например, во Франции возникла речушка Мердерон («мерд» в переводе — дерьмо).

Если в сельской местности рыли выгребные ямы, то в городах люди испражнялись в узеньких переулках и во дворах...

Но и сами люди были ненамного чище городских улиц. «Водные ванны утепляют тело, но ослабляют организм и расширяют поры. Поэтому они могут вызвать болезни и даже смерть», — утверждал медицинский трактат ХV века. В Средние века считалось, что в очищенные поры может проникнуть зараженный инфекцией воздух. Вот почему высочайшим декретом были упразднены общественные бани. И если в ХV — ХVI веках богатые горожане мылись хотя бы раз в полгода, в ХVII — ХVIII веках они вообще перестали принимать ванну. Правда, иногда приходилось ею пользоваться — но только в лечебных целях. К процедуре тщательно готовились и накануне ставили клизму. Французский король Людовик ХIV мылся всего два раза в жизни — и то по совету врачей. Мытье привело монарха в такой ужас, что он зарекся когда-либо принимать водные процедуры.

Все гигиенические мероприятия сводились только к легкому ополаскиванию рук и рта, но только не всего лица. «Мыть лицо ни в коем случае нельзя, — писали медики в ХVI веке, — поскольку может случиться катар или ухудшиться зрение». Что же касается дам, то они мылись 2 — 3 раза в год.

Большинство аристократов спасались от грязи с помощью надушенной тряпочки, которой они протирали тело. Подмышки и пах рекомендовалось смачивать розовой водой. Мужчины носили между рубашкой и жилетом мешочки с ароматическими травами. Дамы пользовались только ароматической пудрой.

Средневековые «чистюли» часто меняли белье — считалось, что оно впитывает в себя всю грязь и очищает от нее тело. Однако к смене белья наши предки относились выборочно. Чистая накрахмаленная рубашка на каждый день была привилегией состоятельных людей. Вот почему в моду вошли белые гофрированные воротники и манжеты, которые свидетельствовали о богатстве и чистоплотности их владельцев. Бедняки не только не мылись, но и не стирали одежду — у них не было смены белья... 

Античный мир возвел гигиенические процедуры в одно из главных удовольствий, достаточно вспомнить знаменитые римские термы. До победы христианства только в одном Риме действовало более тысячи бань. То, что христиане первым делом, придя к власти, закрыли все бани, общеизвестно, но объяснения этому действу я нигде не видел. Тем не менее причина, вполне возможно, лежит на поверхности. Христиан всегда раздражали ритуальные омовения конкурирующих религий - иудаизма и, позже, ислама. Еще Апостольскими Правилами христианам запрещалось мыться в одной бане с евреем. А где взять баню без еврея? Вот придешь в баню - и смотри в оба, кто там еврей. А вдруг не узнаешь и во грех войдешь? Это потом нацисты головы и носы будут сравнивать, а тогда еврея и по носу то не отличишь от римлянина - те тоже носатые. Проблема, однако. Чтобы не впасть в грех, бани и разрушили. Нет бани - нет проблем! К тому же мерзкие язычники обвиняли христиан (сейчас и не подумаешь) в разврате, так как первые христиане ходили в бани с бабами. Архетипичный, кстати, путь развития тоталитаризма - первые большевики тоже будут вооружаться принципом общих бань и лозунгом "долой стыд", а потом будет "секса у нас нет". Они не придумали ничего нового, это был уже пройденный христианами путь.

Для тех, кто Апостольские Правила подзабыл, правилами Трулльского ("Пятошестого", 691 - 692 г.) Вселенского Собора бывшее 11-ое правило было подтверждено: запрещено пользоваться услугами врачей-иудеев и, опять же, мыться с евреями в одной бане. Заодно, как пережитки язычества,  запрещались, гадания, карнавалы ряженых, и даже ученые медведи. Позже фраза "обвиняемый был замечен принимающим баню" стала обычной в отчетах инквизиции, как несомненное доказательство ереси.

Символом победы христианства над банями могли бы послужить ворота римской постройки Порта Нигра (Porta Nigra, "черные ворота") в Трире (родине Карла Маркса) - старейшем городе Германии и бывшей столице римской провинции Бельгика Прима, стоящие среди развалин римских бань (и даже бань, в которых еще мылись первые христиане - термы св. Варвары, 2 век н.э.). В этих воротах древнего Трира, символе города, замуровал  себя св. Симеон. Еду ему просовывали в окошко, и замурованный Симеон просидел там лет десять, оставив своих фекалий полную башню. Там же, в своей келье, он и был окончательно замурован после смерти (наступившей от... ладно, ладно, молчу :-). За такой истинно христианский "подвиг" набожный Симеон-затворник был канонизирован Папой Бенедиктом IX и стал Святым Симеоном Сиракузким, а над воротами и вокруг них христиане под руководством архиепископа Поппо надстроили церковь св. Симеона (позже разобранную Наполеоном в 1803 г.). Вонь от испражнений Св. Симеона у ворот Порта Нигра, среди всех этих разрушенных термов - символ пришедшего христианского Средневековья.

В CHRONICA REGIA COLONIENSIS (Кельнская королевская хроника) за 1186 год мы можем прочитать, что "В Трире на Троицу, выпавшую на 1 июня, когда отмечался также праздник святого Симеона, некие люди наполнили печь хлебом, который они должны были выпечь, однако он весь превратился в кровь." (http://vostlit.narod.ru/Texts/rus8/Koel … /text3.htm). Обычные христианские евхаристические страшилки и каннибалистические мотивы в этой записи не главное. К этому мы уже привыкли - то христианам сжигаемый мученик кажется хлебом (св. Поликарп), то хлеб кровью... А забавно здесь то, что св. Симеону удалось опять послужить символом христианства, которое сначала утопило Европу в говне, а затем - и в крови: первые "еретики" сгорали на кострах именно около Трира в 1232 г. Еретики эти действительно совершили страшное деяние - осмелились перевести Библию на немецкий язык. Позже в архиепископстве Трира будет сожжено 6500 "еретиков" и "ведьм"...

Дуализм христианства проповедовал ничтожность тела и "умерщвление плоти". Тело - ничто, только душа имела значение.

--------------------------------------------------------------------------------

Первая видимость — это тело. Его следовало принизить. Григорий Великий называл тело «омерзительным одеянием души». «Когда человек умирает, он излечивается от проказы, каковой является его тело», - говорил Людовик Святой Жуанвилю.
Монахи, служившие средневековым людям примером для подражания, беспрестанно смиряли свою плоть, культивируя аскетические привычки. В монастырских уставах указывалось максимальное количество дозволенных ванн и туалетных процедур, поскольку все это считалось роскошью и проявлением изнеженности. Для отшельников грязь была добродетелью. Крещение должно было отмыть христианина раз и навсегда в прямом и переносном смысле. (Жак ле Гофф "Цивилизация средневекового Запада").

--------------------------------------------------------------------------------

Христианство выкорчевало из памяти народа даже мысли о банях и ваннах. Столетия спустя, крестоносцы, ворвавшиеся на Ближний Восток, поразили арабов своей дикостью и грязью. Но франки (крестоносцы), столкнувшись с таким забытым благом цивилизации, как бани Востока, оценили их по достоинству и даже попытались вернуть в XIII веке этот институт в Европу. Безуспешно, конечно, - во времена вскоре наступившей Реформации усилиями церковных и светских властей бани в Европе вновь были надолго искоренены как очаги разврата и духовной заразы.

Представление о гигиене средних веков можно получить, посмотрев фильм "13-ый воин", где лоханка, в которой умывается и куда сморкается и плюется один, переходит по кругу. Пару лет назад англоязычную часть интернета обошла статья «Жизнь в 1500-х годах» («Life in the 1500's», тут же названная христианами «антикатолической ложью»), в которой рассматривалась этимология различных поговорок. Авторы утверждали, что именно такие грязные лоханки спровоцировали живую и поныне идиому «не выплеснуть с водой ребенка». Действительно - в грязной воде можно было и не заметить. Но в реальности и такие лоханки были большой редкостью. В те смутные времена уход за телом считался грехом. Христианские проповедники призывали ходить буквально в рванье и никогда не мыться, так как именно таким образом можно было достичь духовного очищения. Мыться нельзя было еще и потому, что так можно было смыть с себя святую воду, к которой прикоснулся при крещении. В итоге люди не мылись годами или не знали воды вообще. Грязь  и вши считались особыми признаками святости. Монахи и монашки подавали остальным христианам соответствующий пример служения Господу:

--------------------------------------------------------------------------------

"По-видимому, монахини появились раньше, чем монахи: не позднее середины III столетия. Некоторые из них замуровывали себя в гробницах.
На чистоту смотрели с отвращением. Вшей называли "Божьими жемчужинами" и считали признаком святости. Святые, как мужского, так и женского пола, обычно кичились тем, что вода никогда не касалась их ног, за исключением тех случаев, когда им приходилось переходить вброд реки". (Бертран Рассел)

Отредактировано Hugo (06-05-2007 19:07:40)

0

44

Ну как, дорогие друзья, вам всё ещё хочется поехать пожить в эпоху  Робин Гуда?  Продолжу.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

История канализации хранит сведения о роскошных уборных (фриках), которые в Древнем Риме служили местом встреч и бесед под журчание сливных ручьев. Развитию сортиров не помешал даже налог на латрины (общественные туалеты), введенный в I-ом веке римским императором Веспасиану. Этот туалетный налог обогатил мировой лексикон выражением "деньги не пахнут" (Pecunia non olet). Что касается территории современного Евросоюза, то единственное упоминание о сортире - в саге о Торстейне Морозе, а это - Исландия века как максимум XI -го. Исландия, как известно, и сегодня - страна языческая, христианство там не прижилось.

С приходом христианства будущие поколения европейцев забыли о туалетах со смывом на  полторы тысячи лет, повернувшись лицом к ночным вазам. Роль забытой канализации выполняли канавки на улицах, где струились зловонные ручьи помоев. Забывшие об античных благах цивилизации люди справляли теперь нужду где придется. Например, на парадной лестнице дворца или замка. Французский королевский двор периодически переезжал из замка в замок из-за того, что в старом буквально нечем было дышать. Ночные горшки стояли под кроватями дни и ночи напролет. К мытью тела тогдашний люд относился подозрительно: нагота – грех, да и холодно - простудиться можно. Горячая же ванна нереальна - дровишки стоили уж очень дорого, основному потребителю - Святой Инквизиции - и то с трудом хватало, иногда любимое сожжение приходилось заменять четвертованием, а позже - колесованием.

С вонью и антисанитарией Средневековья пытались бороться деятели эпохи Возрождения. Вот формула одного из изобретений Леонардо да Винчи: "Сиденью нужника так поворачиваться, как окошечку монахов, и возвращаться в свое первое положение противовесом. Крышка над ним должна быть полна отверстий, чтобы воздух мог выходить". Но теоретические разработки Да Винчи на практике оказались никому не нужны. Народ продолжал испражнятся где придется, а королевский двор - в коридорах Лувра. Впрочем, ограничиваться коридорами уже не приходилось - в моду вошло  отправление нужд прямо на балу. Позже для спасения от вони будет найден  другой, альтернативный предложениям Да Винчи, выход: люди начнут пользоваться духами.

В городах же ходить по улицам становилось все более затруднительно.

--------------------------------------------------------------------------------

Из-за постоянной грязи почти все члены думы ходят в думу в деревянных башмаках, и когда сидят в зале совета, деревянные башмаки стоят за дверью. Глядя на них, можно отлично сосчитать, сколько человек явилось на заседание…
(Книга для чтения по истории Средних веков. Ч. 2./ Под ред. С.Д. Сказкина. – М., 1951)

--------------------------------------------------------------------------------

Позже деревянные ботинки уже не будут спасать от грязи и дерьма, и в моду войдут ходули, как единственное возможное средство передвижения по засранным улицам средневековых городов...

Отдельные экзотические попытки "унитазостроения" были лишь забавой. В XVI веке сэр Джон Харрингтон порадовал английскую королеву Елизавету (которая гордилась тем, что мылась раз в месяц) занятной вещицей под названием "ватерклозет" - устройством с автоматическим смывом того, что туда наложили (в Китае аналогичный "ватерклозет" был за две тысячи лет до того). Над изобретением Харрингтона посмеялись, как над забавной безделушкой, и забыли о нем на пару веков, продолжая выбрасывать содержимое всех ночных горшков и помойных ведер на улицы.

                                      Франция

Романтический Париж времен трех мушкетеров представлял собой зловонную выгребную яму.

"Тот, кто освободил бы город от страшной грязи, стал бы самым почитаемым благодетелем для всех его обитателей, и они воздвигли бы в его честь храм, и они молились бы на него" - писал французский историк Эмиль Мань в книге "Повседневная жизнь в эпоху Людовика XIII". Но таких "освободителей" никак не находилось.

С тех пор, как король Франции Филипп-Август в XII веке упал в обморок от невыносимой вони, поднявшейся от проезжавшей мимо дворца телеги, взрыхлившей наслоения уличных нечистот, с антисанитарией в Париже ничего не менялось вплоть до середины XIX века.

За отсутствием запрещенных христианством бань цивилизованный и просвещенный Париж плескался в городских фонтанах средь бела дня. Остальные граждане не мылись вовсе.

В Лувре, дворце французских королей, не было ни одного туалета. Даже типа описанных выше башенок с отверстиями и соломой. Опорожнялись во дворе, на лестницах, на балконах. При "нужде" гости, придворные и короли либо приседали на широкий подоконник у открытого окна, либо им приносили "ночные вазы", содержимое которых затем выливалось у задних дверей дворца.

комментарий Циника: Приседать на широкий подоконник для дефекации не очень то удобно. Жопа может перевесить, особенно если пьян или бесы вокруг летают от спорыньи. Наверняка и падали пачками. Логичнее было бы продлить окно до пола, но защитить проем решеткой... Кажется, мы говорим об истории появления так называемых "французских балконов"?

То же творилось и в Версале, например во время Людовика XIV, быт при котором хорошо известен благодаря мемуарам герцога де Сен Симона. Придворные дамы Версальского дворца, прямо посреди разговора (а иногда даже и во время мессы в капелле или соборе), вставали и непринужденно так, в уголочке, справляли малую (и не очень) нужду. Известна история, которую так любят рассказывать Версальские гиды, как однажды к королю прибыл посол Испании и, зайдя к нему в опочивальню (дело было утром), попал в неловкую ситуацию - у него от королевского амбре заслезились глаза. Посол вежливо попросил перенести беседу в парк и выскочил из королевской спальни как ошпаренный. Но в парке, где он надеялся вдохнуть свежего воздуха, незадачливый посол просто потерял сознание от вони - кусты в парке служили всем придворным постоянным отхожим местом, а слуги туда же выливали нечистоты.

Король-Солнце, как и все остальные короли, разрешал придворным использовать в качестве туалетов  любые уголки Версаля и других замков. Стены замков оборудовались тяжелыми портьерами, в коридорах делались глухие ниши. Но не проще ли было оборудовать какие-нибудь туалеты во дворе или просто бегать в тот, описанный выше, парк? Нет, такое даже в голову никому не приходило, ибо на страже Традиции стояла ...диарея. Беспощадная, неумолимая, способная застигнуть врасплох кого угодно и где угодно. При соответствующем качестве средневековой пищи понос был перманентным. Эта же причина прослеживается в моде тех лет (XII-XV вв.) на мужские штаны-панталоны состоящие из одних вертикальных ленточек в несколько слоев.

комментарий Циника: "Та парижская мода на большие широкие юбки, очевидно, вызвана теми же причинами. Хотя юбки использовались также и с другой целью - чтобы скрыть под ними собачку, которая была призвана защищать Прекрасных Дам от блох, но проблема диареи явна более глобальна. Представь - на балу вдруг прихватило, а юбка - узкая. Проблема. Или юбку испачкаешь, или задирать придется, да и не успеть можно. А с широкой юбкой - отбежала к стене, присела в реверансе на минутку, да и дальше пляшешь.

Естественно, набожные люди предпочитали испражняться лишь с Божией помощью - венгерский историк Иштван Рат-Вег в "Комедии книги" приводит виды молитв из молитвенника под названием: "Нескромные пожелания богобоязненной и готовой к покаянию души на каждый день и по разным случаям", в число которых входит "Молитва при отправлении естественных потребностей".

комментарий Циника: Ну, видимо, "Господи, избавь меня от дристания! Я не успеваю менять панталоны!". Хотя, они их, наверное и не меняли... Сам Рат-Вег, кстати, текста молитвы не приводит, но для интересующихся дает ссылку: (1843, без обозначения места издания. См.: Wander К. F. W. Deutsches Sprichworter- Lexicon. Leipzig, 1867, I. 1382)

(История туалета из журнала Консьержъ )

--------------------------------------------------------------------------------

В СРЕДНЕВЕКОВОМ ПАРИЖЕ ОТХОДЫ ВЫЛИВАЛИ В ОКНО

Средние века не принесли нововведений в части туалетостроения. Крестьяне по-прежнему ходили в уличные туалеты, а в обнесенных стенами городах и крепостях появились сортиры, встроенные в стены. Результаты человеческих усилий стекали за стены города. Представьте себе запах, окружающий средневековые города!

Невзирая на новинки инженерной мысли в виде покатых желобов, города продолжали плохо пахнуть. Особенно в этом преуспел Париж. Изданный в 1270 году закон гласил, что «парижане не имеют права выливать помои и нечистоты из верхних окон домов, дабы не облить оным проходящих внизу людей». Не подчиняющимся следовало платить штраф. Однако этот закон вряд ли исполнялся – хотя бы потому, что через сто лет в Париже был принят новый закон, разрешающий-таки выливать помои из окон, прежде трижды прокричав: «Осторожно! Выливаю!» Тех, кто оказывался внизу, спасали только парики.

Однако не только простые парижане лили друг другу на головы свои отходы, этим же занималась и французская знать. В 1364 году человек по имени Томас Дюбюссон получил задание «нарисовать ярко-красные кресты в саду или коридорах Лувра, чтобы предостеречь людей там гадить – чтобы люди считали подобное в данных местах святотатством». Добраться до тронного зала было само по себе очень «запашистым» путешествием. «В Лувре и вокруг него, – писал в 1670 году человек, желавший строить общественные туалеты, – внутри двора и в его окрестностях, в аллеях, за дверьми – практически везде можно увидеть тысячи кучек и понюхать самые разные запахи одного и того же – продукта естественного отправления живущих здесь и приходящих сюда ежедневно». Периодически из Лувра выезжали все его знатные жильцы, чтобы дворец можно было помыть и проветрить.

Леонардо да Винчи был настолько напуган парижским зловонием, что спроектировал для короля Франсуа Первого туалет со смывом. В плане великого Леонардо были и подводящие воду трубы, и канализационные трубы, и вентиляционные шахты, однако... Как и в случае с вертолетом и подводной лодкой, Леонардо поторопился и с созданием туалета – всего-то на каких-нибудь пару сотен лет. Туалеты построены не были.

В те же времена среди знати был популярен некий вид «портативного унитаза» – банкетки с дыркой сверху и вынимающимся изнутри резервуаром. Мебельщики изощрялись, вуалируя стульчаки под стулья, банкетки, письменные столы и даже книжные полки! Все сооружение обычно богато украшалось деревянной резьбой, тканевой драпировкой, позолотой.
В те времена помпезность туалетных процедур могла означать действительно реальную власть. Король Франсуа (правил с 1515 по 1547 год) был первым, кто придумал «королевские приемы на горшке». Королева-мать Екатерина Медичи также устраивала у себя подобные приемы, а когда ее муж умер, сменила бархат на стульчаке на черный. Следуя моде, вся французская знать также ввела в свой обиход «тронные приемы».

Но наконец впереди забрезжило будущее без запаха. В 1775 году некий британец по имени Александр Каммингс догадался-таки согнуть отводную трубку унитаза в виде буквы «V», чтобы небольшое количество воды не выпускало запах испражнений. Каммингс – тот самый человек, перед которым за изобретение современного туалета со смывом человечество должно склонить голову.

(История туалета Консьержъ 2 февраля 2004 года)

--------------------------------------------------------------------------------

Не имевшие канализации средневековые города Европы зато имели крепостную стену и оборонительный ров, заполненный водой. Он роль "канализации" и выполнял. Со стен в ров сбрасывалось дерьмо. Во Франции кучи дерьма за городскими стенами разрастались до такой высоты, что стены приходилось надстраивать, как случилось в том же Париже - куча разрослась настолько, что говно стало обратно переваливаться, да и опасно это показалось - вдруг еще враг проникнет в город, забравшись на стену по куче экскрементов. Стену надстроили. Но внутри, за стеной, было не лучше. В дождливые дни потоки дерьма неслись по улицам, бурля под десятками никогда не пустовавших виселиц - мрачного украшения города - от Гревской площади до Круа дю Тируар, от моста Сен-Мишель до Нового моста.

Иногда Париж пытались от говна чистить. Первый такой "коммунистический субботник" в Париже был произведен в 1662 г., и это событие так поразило современников, что по его поводу была выбита медаль.

--------------------------------------------------------------------------------

"Руанский сифилис и парижская грязь исчезают только вместе с теми, кого они коснутся", — говорит старинная пословица. Необходимость вдыхать удушающий запах этой грязи вынудила монсеньора Альфонса дю Плесси де Ришелье, кардинала-архиепископа Лионского, примаса Галлии, который, не дрогнув, лечил больных чумой в своей провинции, отказаться от поездок в Париж даже тогда, когда его призывали туда важные дела, связанные с религией. (Эмиль Мань Повседневная жизнь в эпоху Людовика XIII)

--------------------------------------------------------------------------------

Только в XIX веке во Франции произошел сдвиг в деле "сортиростроения" - появляются кабинки с короткими дверями, откуда всегда торчали чьи-то ноги. Стояли они не где-нибудь в тенечке, а на тротуарах главных улиц. Но в Латинском квартале Парижа еще в конце XIX века нечистоты просто пускали течь по улицам - там до сих пор в середине каждой улицы есть такая характерная ложбинка. Тогда дамам самое главное было - чтобы туда не попал подол платья...

                                    Англия

Лондон не сильно отличался от Парижа. У англичан в "приличных" домах содержимое ночных горшков выливалось в камины. Не возбранялось и попросту мочиться в пылающий огонь. Пованивало, конечно, но зато в огне погибали зловредные бациллы. В начале XIV века в королевском дворе Лондона была устроена, рядом с банкетным залом, «частная комната», ее можно увидеть и сегодня. В этой комнате стоял стульчак, содержимое которого по покатому желобу скатывалось в расположенный под стеной замка ров с водой. Рвы, как известно, служили замкам защитой. Вскоре эти рвы превратились в источники бедствия.

Простые же люди, не владеющие каминами и "частными комнатами", также, как и по всей Европе, выливали продукты своей жизнедеятельности из окон. Разница была только в том, что власти, не полагаясь на сознательность граждан, не выпускали, как в Париже, заведомо неисполняемые указы, запрещающие выливать дерьмо на головы соседям, а учредили специальных городских сторожей. Одной из главных забот этих сторожей было предупреждение ночных прохожих об опасности.  Сторож был обязан следить за окнами второго этажа, и если оттуда показывалась рука с горшком, то страж порядка кричал, предупреждая прохожего. Введена эта должность была первоначально указом английского короля, так как по по тогдашним устоям морали не было ничего более обидного, чем попасть под выплеск ночной вазы или помоев. А для горожан это был неплохой спорт, так как не было более веселого занятия, чем окатить говном вельможу познатнее. При этом вломиться тут же, по горячим следам, в дом обидчика было нельзя. Правда вламывались, и закалывали кинжалами - но тогда и сами подвергались судебному преследованию. В общем в городе оказалось проще ввести ночного смотрителя, чем изменить мораль и построить закрытую канализацию. На стороне такой морали стояла инквизиция, так как все происходившее ночью считалось кознями Дьявола. И признаться что тебя облили - позор, так еще и горожанин всегда мог сказать что это не он плеснул на графа, а нечистый.

Говно текло по улицам и переулкам, а воду брали в основном из колодцев - естественно, для питья и приготовления пищи. Заметьте - в итоге это была одна и та же вода. Грязная вода просачивалась в подземные водоносные горизонты, отравляя колодцы. Поэтому так и получалось, что вода оказывалась средой переноса всякой дряни. Когда эпидемии чумы и холеры унесли больше жизней, чем многочисленные войны, постепенно пришло осознание того, что чистое белье и тщательное мытье тела - лучшие предохранительные средства от повальных болезней. Английский парламент даже издал в XVII в. специальный билль о постройке бань, прачечных и об удешевлении стоимости воды. И опять скажем спасибо инквизиции - человек не мог уединится для принятия водных процедур под страхом обвинения в колдовстве, а такие обвинения чреваты были костром.  А бани (ею же, церковью) были признаны безнравственными. Поэтому, несмотря на билль о банях, еще в конце XVIII века по Лондону ходила реплика одной знатной дамы, которой во время ужина сделали замечание по поводу ее грязных рук, на что она возмущенно парировала: «И это вы называете грязью? Видели бы вы мои ноги!» Только к середине XIX века уход за телом постепенно становился правилом приличия. Тогда же появляются зачатки канализации и унитазы (как тот, голландский фаянсовый, XIX века, в "квартире" Шерлока Холмса на Бейкер Стрит). Бывало, случались казусы - иногда унитазы делали такими красивыми, что гости с непривычки принимали их за супницы. До того же времени, например в английских пабах высокого класса (для эсквайров и джентльменов), стулья всегда были с дырой по центру и горшком внутри. Вплоть до середины XIX века окна английского парламента практически никогда не открывались, потому что они выходили на Темзу, куда стекали все городские нечистоты. А даже просто постоять возле Темзы, игравшей таким образом роль главного коллектора городской канализации,  было испытанием не для слабонервных.

В домах от вони было, конечно, также не спрятаться, как окна не завешивай. Эразм Роттердамский еще в начале ХVI в. писал об Англии: «Все полы здесь из глины и покрыты болотным камышом, причем эту подстилку так редко обновляют, что нижний слой нередко лежит не менее 20 лет. Он пропитан слюной, экскрементами, мочой людей и собак, пролитым пивом, смешан с объедками рыбы и другой дрянью. Когда меняется погода, от полов поднимается такой запах, какой, по моему мнению, никак не может быть полезен для здоровья».

                                      Германия

С канализацией дела обстояли так же, как и повсюду в Европе. В богатых домах Германии рыли ямы для нечистот под домами. "История сохранила печальный случай, имевший место в 1183 году в Эрфуртском замке, где рыцари утонули в нечистотах. Под императором Фридрихом и его рыцарями провалился пол большого зала, и все попадали с 12-метровой высоты в выгребную яму и многие потонули, сами понимаете в чем" (А. И. Липков).

За последующие триста лет ничего, естественно, не изменилось, и император Фридрих III чуть было не повторил судьбу своего незадачливого предка: "Еще в конце XV века жители города Рейтлинга уговаривали императора Фридриха III (1440 – 1493) не приезжать к ним, однако он не послушался совета и едва не погиб в грязи вместе с лошадью…". (А.Л. Ястребицкая. Западная Европа XI – XIII веков. – М., 1978. – С. 53.) Это была общая проблема городов, куда новые жители из окружающих деревень переселялись вместе с домашним скотом и птицей – гуси, утки, свиньи бродили по улицам и площадям, загрязняя их экскрементами. По деревенской привычке мусор и экскременты из домов выбрасывали на улицу. Смрад стоял в воздухе, говно и грязь мутными потоками неслись по улицам, и проехать на телеге, не застрянув в дерьме, подобно Фридриху, было ох как не просто даже местному крестьянину. "На перекрестках обычно набрасывали большие камни или бревна на ширину шага - чтобы можно было перескочить через улицу как через широкий ручей. Но часто и этого оказывалось недостаточно..." (К.А. Иванов. Средневековый город и его обитатели. – СПб., 1915. – С. 12.)

Улицы утопали в грязи и дерьме настолько, что в распутицу не было никакой возможности по ним пройти. Именно тогда, согласно дошедшим до нас летописям, во многих немецких городах появились ходули, «весенняя обувь» горожанина, без которых передвигаться по улицам было просто невозможно.  Германская мода на ходули, с помощью которых только и можно было перемещаться по засранным улицам, распространилась так широко, что во Франции и в Бельгии в средние века даже проводились состязания на ходулях между двумя лагерями, на которые разделялись жители.

История Фридриха, чуть не утонувшего в нечистотах вместе с увязшей в них лошадью, не могла бы случиться в Нюрнберге – самом крупном и «благоустроенном» городе Германии того времени, где магистрат в ХIV веке в целях «очищения воздуха» решил запретить горожанам держать свиней на улицах. Как думаете, где их после этого указа в таком случае держали?

В германских замках иногда все же делали сортиры даже со сливом. Например в замке Бург Эльц в средние века туалет находился в круглой боковой башне. Наверху во время дождей собиралась вода, потом открывалась заслонка, и все смывалось. Но вот в засушливый год...

Вонь от городских речек стояла невыносимая, находиться рядом было невозможно, и названия таких речек от французских не отличались. Во Франции - "Дерьмовка", в Германии - "Вонючка".

Только в 1889 году было организовано "Немецкое общество народных бань" с девизом: "Каждому немцу баня - каждую неделю". Энтузиастов чистоты не особенно поддерживали, и к началу Первой мировой войны на всю Германию было только 224 бани, зато в центре Берлина еще существовали общественные выгоны для скота.

                                   Испания

Можно долго не писать - достаточно заглянуть на туристический сайт:

"Испания: Мадрид. Город имеет свою темную сторону, если пройтись по старым кварталам можно представить себе каким он был в средневековье, тяжелый запах до сих пор на его извилистых улицах, наверно не даром его когда то называли самой мрачной и грязной европейской столицей." (http://www.travel-club.com.ua/doc/7703.html)

То есть в Мадриде было еще "веселей", чем в Лондоне и Париже. Как говорится, комментарии излишни.

***
Профессор, доктор искусствоведения, А. И. Липков заинтересовался историей сортира, ибо, его же словами:  "что ж за культура без цивилизованного унитаза?" После глубокого изучения вопроса пораженный профессор воскликнул: "Я всегда был против того, чтобы именовать средние века темными. А сейчас, углубляясь в сортирологию, поневоле задумываюсь: "А так ли уж не правы так говорящие?" С плодами исследований основателя "сортирологии" можно ознакомиться в его статьях "Шаланды полные фекалий", "Лицо нации, или Всемирная история сортира" и в первом российском монументальном труде об уборных под названием "Толчок к размышлению". Из этих познавательных материалов можно узнать, что возрождение древней канализации - дело лишь очень недавнего прошлого.

Мыться после стольких лет христианских запретов Европа также научилась совсем недавно. Писатель Владимир Набоков вспоминает в своем мемуарном романе "Другие берега", что его спасением во время путешествий по Англии, Германии и Франции в 20-30-е годы XX века была резиновая походная ванна, которую он повсюду возил с собой. Ванные комнаты в Западной Европе - это в значительной мере достижение уже послевоенного времени.

Отредактировано Hugo (06-05-2007 19:30:13)

0

45

Hugo написал(а):

Ну как, дорогие друзья, вам всё ещё хочется поехать пожить в эпоху  Робин Гуда?

О том, что чистота залог здоровья, стало известно относительно недавно. Что следует из приведенных очерков, в частности.
Нам, привыкшим к гигиене, особенно если мы те самые, с кем в бане мыться запрещено,  :) разумеется, это странно.
Но не будем забывать, что те люди не знали иного. Для них окружающая вонь являлась нормой, не шокировала и не казалась чем-то отвратительным.
Кстати, по поводу отличя еврея и мусульманина  от христианина в бане... по-моему, не проблема.
Дело именно в умершвлени плоти. Чем меньше плотских утех испытываешь, тем ближе ты к богу. В таком ракурсе отвращение к водным процедурам вполне понятно.

0

46

Bobby написал(а):

не будем забывать, что те люди не знали иного. Для них окружающая вонь являлась нормой, не шокировала и не казалась чем-то отвратительным

Да, те люди не знали иного. Но мы-то знаем! И что, хочешь в средние века после этого?   :)

0

47

Мария Мирабелла написал(а):

Да, те люди не знали иного. Но мы-то знаем! И что, хочешь в средние века после этого?

я тоже об этом думала. на нам в эти средние века можно бы попасть двумя путями:
1 сразу там родиться - тогда все нармально
2 перенестись какой-то силой - вот тут надеюсь, что сила будет достаточно сильна, чтоб дать мне возможности не замечать кариозных зубов, повального педикулеза и тараканов в пиве.
интересно, а тем людям в нашем времени что  показалось бы наиболее диким и неприемлимым?
:offtopic:
вы вот Скотта ругаете, а у него как раз сэры сидят в продуваемых ветрами замках и  собаки мусолят мордами бархатные костюмы

0

48

Мария Мирабелла написал(а):

И что, хочешь в средние века после этого?   :)

Я говорил, что хочу? :)

olga_shamrock написал(а):

2 перенестись какой-то силой - вот тут надеюсь, что сила будет достаточно сильна, чтоб дать мне возможности не замечать кариозных зубов, повального педикулеза и тараканов в пиве.

Скажу я вам, господа, такую вещь. Все это в изобилии можно найти и в наше время. Мы живем в цивилизованном обществе, но ведь всякое может случиться. Человек ко всему привыкает, если хочет выжить.

0

49

olga_shamrock написал(а):

интересно, а тем людям в нашем времени что  показалось бы наиболее диким и неприемлимым?

Ванны. :) Ленность наша. Гуманизм и политкорректность.

0

50

У меня проблем меньше всех с этим вот. Я запахов не чувствую вообще. Никаких.
Без душа плохо, очень плохо. Я уже говорила, что если нет возможности вернуться, я бы туда ни за какие деньги не отправилась.
Если бы тогда родилась, было бы другое дело.
И вообще, при чем тут романтика и романтические девушки? Иногда возникает чувство, что там было бы лучше, но проверить это никак нельзя. И значит остается только мечтать. А в мечтах всегда все красиво, подробности неприятные можно опустить.
А когда сильно хочется быть средневековой кем-то, нужно пересматривать мультик из сериала Смешарики под названием "Бабочка".

+1

51

Bobby написал(а):

Ванны.  Ленность наша. Гуманизм и политкорректность.

конечно, дикость - мыть тело, каждый день открывая поры для доступа всем болезням, а потом пить бесовские пилюли, чтобы болезни, которые сам же и впустил, внутри побороть. где же логика?

milka написал(а):

У меня проблем меньше всех с этим вот. Я запахов не чувствую вообще. Никаких.

и духи?!

0

52

olga_shamrock написал(а):

и духи?!

И духи :(  Совсем никаких. Но как слепой от рождения не понимает, чего он лишен, я тоже не понимаю, что такое запах

0

53

Мытьё - это зло. Шериф в сериале однозначно продал душу дьяволу.

0

54

А я и вовсе из тех извращенцев, что мылись неприлично часто.  В принципе на Руси было принято ходить в баню каждую неделю, но видимо, в Европе делать это было труднее и они мылись реже. Но всё равно извращенцы.

Кстати, у русских очень редко были вши, потому что в парилке они не выживали. Если человек регулярно посещает её, конечно.

0

55

На Руси все-таки христианство не такое. как в Европе. Может быть, поэтому и отношение к купанию другое?
Я вспомнила одну вещь. Говорят, что евреи и арабы часто мылись? Ха-ха! Есть какой-то трактат иудейский, где написано вот такое: "Те, у кого в обычае мыть голову перед субботой, должны это сделать рано утром в пятницу". Значит, были такие, кто не мыл голову хотя бы раз в неделю? А вы говорите о чистоплоности. Фи!

А вши честно не выживают в парилке? Надо это запатентовать. В Израиле педикулез как насмор :(

0

56

Bobby написал(а):

Мытьё - это зло. Шериф в сериале однозначно продал душу дьяволу.

:lol: неоднократно и регулярно! и принц Джон - два раза в неделю.

milka написал(а):

Но как слепой от рождения не понимает, чего он лишен, я тоже не понимаю, что такое запах

ух ты... так это с самого рождения? ну и ладно! зато у тебя под началом - куча воинов! и - вот!  :give_rose:
у меня пропадало как-то обоняние после гриппа, на пару месяцев. и первое, что я учуяла, была пепельница с окурками на работе. то еще, знаешь, ощущение...
а как ты смотрела "парфюмера"?! ты же его совсем по-другому понимать должна! как анти-герой!

0

57

olga_shamrock написал(а):

и принц Джон - два раза в неделю.

Потому-то и сказал де Леон, что принц необычный человек. А Гизборн как удивился! :)
Шервудцы благоразумно не мылись, предпочитая окунать в водоемы врагов.

0

58

На Руси все-таки христианство не такое. как в Европе. Может быть, поэтому и отношение к купанию другое?

Когда христианство пришло на Русь, духовенство боролось со многими вещами, но три из них так и не удалось победить до сих пор - баня (парилка), поминальная тризна (поминки) и праздники Ярилино поле ( сейчас называемое Иваном Купалой) и Масленница.

Я и сам парюсь каждую неделю. Четверг - святой день. Мы с друзьями собираемся  в бане, паримся с веничками, пьем пивко, общаемся. Что-то вроде душевного клуба.

А вши от пара действительно дохнут, и яйца их тоже. В армии есть специальные паровые фургоны, где обрабатывают матрасы и пр. бельё от педикулёза.

Отредактировано Hugo (07-05-2007 00:01:04)

0

59

olga_shamrock написал(а):

а как ты смотрела "парфюмера"?! ты же его совсем по-другому понимать должна! как анти-герой!

Смотрела и читала. Может быть, я не поняла главного, что там есть. Я читала описание запахов, но не понимала, о чем речь. И очень обижелась на автора  из-за мадам Гаяр, или как ее зовут? Которая из-за отсутствия обоняния не чувствовала ничего. В шутку обиделась.
У меня от этого Парфюмера крыша чуть не съехала.
Без обоняния жить можно, если не знаешь, чего лишена. Прям в тему нашу про средневековье. Они не знали, что живут в темные  века, и им было нормально.

0

60

Bobby написал(а):

Шервудцы благоразумно не мылись, предпочитаю окунать в водоемы врагов.

так это акт проклятия!
(хотя друг друга они тоже окунали)

0