Дела давно минувших дней…
Советский экран. Конец 80-ых.
Бедный рыцарь .
Интервью с режиссёром Сергеем Тарасовым.
Упорство, с которым режиссёр С. Тарасов служит в кинематографе «рыцарской» теме, заслуживает большого уважения, особенно если учесть ту массу трудностей, с которыми ему приходится сталкиваться. «Стрелы Робин Гуда», «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго», «Чёрная стрела», «Приключения Квентина Дорварда, стрелка королевской гвардии» - все эти фильмы имели немалый успех у широкого зрителя. На чём же основан этот успех, какой ценой он даётся?
- Поверив в существование машины времени, кто согласился бы перенестись в средние века и стать странствующим рыцарем – то есть скитаться по разбитым дорогам под палящим солнцем и поливным дождём. В снег и бурю, жить впроголодь и посвятить свою жизнь борьбе за добро и справедливость?
Думаю, никто из взрослых. Нам милее «нормальная» жизнь, что идёт по своим расчетливым законам, далёким от наивно-рыцарских. Да и не верим мы в никаких добрых рыцарей…
А гениальные «воображалы» - дети – верят ! Они, как истинные актёры, верят в предлагаемые обстоятельства. У них и куклы оживают, и животные разговаривают, а посему и живут они сразу в нескольких измерениях.
Кинематограф без всякой фантастической машины позволяет путешествовать во времени. И я приглашаю маленьких «воображал» в мир рыцарства, где они перевоплощаются в понравившегося им героя, живут его жизнью, совершая его поступки, и , естественно, следуют его идеалам, которые незаметно становятся их идеалами. А ведь это идеалы самые высокие! Недаром слово «рыцарь» - синоним долга, преданности, чести…
И если, побывав в мире рыцарства, ребёнок что-то вынесет оттуда, «значит, нужные книжки ты в детстве читал», как писал Высоцкий в одной из баллад к фильму «Стрелы Робин Гуда». Самым трогательным для меня признанием фильма «Стрелы Робин Гуда» было письмо двух мальчишек из сибирского села, которые, посмотрев картину, решили больше не обижать соседскую девочку, а взять её под свою защиту…
- Но, Сергей Сергеевич, сказанное не исключает интереса к вашим картинам со стороны взрослых.
- И «Стрелы Робин Гуда», и «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго», и «Черная стрела» пользовались вниманием. Каждый из них посмотрело более 30 миллионов человек. Они были куплены многими странами. Признаюсь, меня это радует, примитивно считаю, что фильмы снимаются для того, чтобы их смотрели.
Не хочу скрывать, что работа над «рыцарскими» фильмами принесла мне много синяков и шишек, иной раз я доходил почти до отчаяния…
Снятый в 1975 году фильм «Стрелы Робин Гуда» был выпущен на экраны только после того, как из него была исключена, на мой взгляд, главная моральная, нравственная основа картины – 6 баллад В. Высоцкого. Фильму дали 3 категорию, а мне 8 лет не пришлось снимать художественных фильмов. Правда, впоследствии картина по результатам проката получила 1 категорию, в 1977 году на международном фестивале в Чехословакии ей присудили две премии. А позднее Союз кинематографистов рекомендовал выпустить на экраны авторскую версию «Стрел Робин Гуда» со всеми балладами Высоцкого.
Четыре из них в сокращённом варианте мне удалось включить в фильм «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго», снятом в 1983 году. Собственно, за экранизацию романа В. Скотта «Айвенго» я и взялся потому, что он по месту и времени действия и даже по именам героев совпадал со «Стрелами Робин Гуда». Это давало мне возможность вернуться к балладам Высоцкого. Если хотите, долг перед памятью обязывал меня к тому, чтобы баллады прозвучали с экрана хотя бы после его смерти.
Поначалу с картиной всё шло хорошо, но вдруг мне сообщили, что смету на постановку картины «режут». А у меня сложнейшие декорации и реквизит, исторические костюмы, оружие , конница! В ответ на мой «крик души» - как же можно за такие деньги снять такую постановочно сложную картину?! – бывший начальник главка производства фильмов сказал: «Это твоё дело. Хочешь – снимай. Не хочешь – не снимай…»
Только для того, чтобы зрители услышали баллады Высоцкого, я был обязан снять этот фильм. И я снял его, правда, с новой группой, так как оператор, художник и директор ушли с картины, не желая «снимать за бесплатно». Не буду говорить, чего стоили эти съёмки оператору Р. Веселеру, художнику С. Меняльщикову, режиссёру Л. Бицу, директору М. Капустиной…. К примеру, из экономии мы вынуждены были снимать всю натуру и интерьеры без осветительных приборов. И это на нашей некачественной пленке! В общем, вспомнить страшно.
- Скажите, а есть специфические трудности в вашем любимом жанре?
- Они в манере актёрской игры. Сам романтически- возвышенный строй рыцарского романа предопределяет некую условную открытость характеров. Поэтому в работе актёра над ролью, на мой взгляд, нужно искать золотую середину, чтобы не быть приземлено-бытовым, с одной стороны, а с другой – не впасть в иллюстративную ходульность. Мастерством точного «хождения по середине», безусловно, владеют актёры, вместе с которыми мы работаем не один фильм, - Л. Кулагин, А. Масюлис, Б. Хмельницкий, Ю. Смирнов, Б. Химичев…
Специфика приключенческого жанра требует от актёра определенной физической подготовки, умения обращаться с лошадью, владения разным оружием и т.д. несколько раз я попадал впросак с актёрами, уверявшими меня до их утверждения на роль, что они всё это умеют делать. А во время съёмок выяснялось, что они даже не знают, с какой стороны нужно садиться в седло. И начиналась мучительная для группы работа с дублёрами. Именно в этом мне не повезло с актёром И. Шавлаком, исполнявшим роль Дика Шелтона в «Чёрной стреле», отсюда и маловыразительное пластическое решение образа.
-Но это ведь ещё не главные трудности?
- Как страшный сон вспоминаю о батальных сценах в картине «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго». Тогда в последних рядах сражающихся можно было увидеть наших бессменных и беззаветных помощников во всех ратных делах – солдат! Им не хватило костюмов, амуниции, оружия, и они, сняв с гимнастёрок очень уж бросающиеся в глаза погоны, нашивки и значки, вдохновенно рубились… воображаемым оружием, совсем как студенты театральных училищ в этюдах с воображаемыми предметами.
При таких условиях у режиссёра и оператора только одна задача – снять сцену не так, чтобы она выглядела масштабно и зрелищно, а так, чтобы хоть как-нибудь скрыть нашу нищету.
Особый вопрос – комбинированные съёмки, которые сейчас находятся в ужасающем состоянии. А ведь когда-то мы в этом отношении шли впереди и были пионерами во многих разработках. И комбинированные съёмки упрощали работу над «постановочными» картинами и украшали их – вспомнить хотя бы фильмы А. Птушко. А сейчас наши комбинаторы способны в лучшем случае на то, чтобы с третьего захода сделать нормальные титры к фильму. И винить их в этом нельзя, достаточно посмотреть на состояние и уровень той техники, с которой они работают. Все понимают, что давно назрел вопрос о перевооружении наших комбинаторов, но воз и поныне там. А результат на экране.