SHERWOOD-Таверна

SHERWOOD-таверна. Литературно-исторический форум

Объявление

Форум Шервуд-таверна приветствует вас!


Здесь собрались люди, которые выросли на сериале "Робин из Шервуда",
которые интересуются историей средневековья, литературой и искусством,
которые не боятся задавать неожиданные вопросы и искать ответы.


Здесь вы найдете сложившееся сообщество с многолетними традициями, массу информации по сериалу "Робин из Шервуда", а также по другим фильмам робингудовской и исторической тематики, статьи и дискуссии по истории и искусству, ну и просто хорошую компанию.


Робин из Шервуда: Информация о сериале


Робин Гуд 2006


История Средних веков


Страноведение


Музыка и кино


Литература

Джордж Мартин, "Песнь Льда и Огня"


А ещё?

Остальные плюшки — после регистрации!

 

При копировании и цитировании материалов форума ссылка на источник обязательна.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Оружие

Сообщений 121 страница 150 из 170

121

Окси, огромное спасибо ! Отсканировать и выложить 700 страниц - просто подвиг ! Но с компьютера читать тяжело для глаз - купила в бумажном варианте, наслаждаюсь...

0

122

Это - тоже самое, что Эварт Окшотт " Оружие и воинские доспехи Европы с дрквних времён до конца Средневековья" ? Начало, вроде, совпало с тем, что я прочла в компьютере... Скачав с трудом и развернув...

0

123

Всегда считал кинжал оружием благородным. Но сейчас, читая Окшотта, узнаю, что это не так:

Эварт Окшотт написал(а):

По документальным свидетельствам создается впечатление, что кинжал развился из оружия пехотинцев или крестьян, защищавших свои дома. Фактически это был просто потомок короткого сакса или скольма эпохи викингов, хотя в Англии и Нормандии, где избегали использовать норвежские термины, его, как мы увидим, называли “Cultellus” или “Coustel”. То, что этими терминами обозначали именно кинжал, становится ясно после прочтения отрывка из статута Вильгельма, короля Шотландии (1165-1214 гг.).
Благодаря использованию этого оружия отряды пеших солдат стали называть “Coustillers”, и еще в середине XII века этот термин стали в абсолютно уничижительном смысле применять к бандам разбойников. Об этом говорится в статуте графа Тулузского в 1152 г. Другое указание на методику использования и форму cultellus найдено в описании некоторых императорских войск, сражавшихся при Бовиньи (Ригорд). Кинжал, возможно, не считали благородным оружием; следовательно, в мирное время он не мог служить к чести своего владельца, и потому его носили только в случае крайней необходимости.

+3

124

Wind - war horse написал(а):

Отсканировать и выложить 700 страниц - просто подвиг !

Wind - war horse, сканировала не я. Это действительно подвиг. Я на такое способна только в одном случае - если сканировать придётся портфолио Роберта Эдди.  http://www.kolobok.us/smiles/standart/mosking.gif  Но это мне не светит, поэтому могу спасть спокойно.

+1

125

Обучение стрельбе из лука. Рисунок современного художника.

+2

126

Первое достоверное упоминание о арбалете — 341 год до н. э., Китай: некий Ма-Линг использует его в сражении.
А в гробнице Ю Ванга, датируемой 228 до н. э., обнаружен и сам арбалетный механизм.
В Европе мы впервые слышим о нем от Герона Александрийского — это уже после рождества Христова, первый век (хотя есть версии, что греки придумали арбалет примерно в одно время с китайцами).
В IV веке Вегеций пишет об арбалетах в «Де ре милитариа» — и к тому моменту это уже довольно распространенное оружие. ;)

http://i032.radikal.ru/0910/a8/ec4bdc9a9109.jpg

Арбалет состоит из... лука (так называется изгибающаяся его часть), ложа (по которому «едет» стрела) и тетивы.
Могут присутствовать также натяжной механизм и приклад. На конце ложа часто крепится стремя — стальная петля, за нее стрелок придерживает арбалет ногой, пока взводит тетиву.

http://i025.radikal.ru/0910/5c/9cd2ae2c912a.jpg

Стрелу арбалета называют болтом. На самом же деле «болт» — это не обозначение арбалетной стрелы вообще, а конкретная «весовая категория» — 61-68 граммов (правда, самая распространенная). Вообще же арбалетную стрелу, если хочется иностранного термина, можно поименовать карро или куоррелом.

http://s11.radikal.ru/i183/0910/e4/246b8367c7b0.jpg

Самое, пожалуй, интересное в конструкции арбалета — это натяжные механизмы, с помощью которых удается взвести тугую тетиву.
Первые арбалеты натягивались просто двумя руками.

Шнур и блок

В XII веке появилась такая любопытная штука, как блочный механизм.
Небольшой блок держит крюк, который тянет тетиву; концы шнура присоединяются к ложу арбалета и к поясу стрелка. Разгибаясь и держа стремя арбалета ногой, стрелок взводит тетиву.

http://s45.radikal.ru/i107/0910/ee/c3fbf278212d.jpg

Коготь

В конце XIII века додумались поступить проще: закрепить коготь на поясе арбалетчика.
Казалось бы, устройство намного более примитивное, чем шнур и блок... и между тем это был изрядный шаг вперед.
Дело в том, что усилие, которым взводят арбалет при помощи когтя, приходится не на руки и не на спину, а на ногу: стрелок выпрямляет ногу и прижимает стремя к земле, натягивая тетиву. Это намного удобнее.

http://i038.radikal.ru/0910/17/b75fc8cb5137.jpg

http://s39.radikal.ru/i085/0910/f2/e40cfd281020.jpg

Первыми в Европе начали всеобщую «арбалетизацию» итальянцы: Генуя, Венеция, Флоренция, Милан...
Для этого у них были идеальные условия: с одной стороны, развитая технология, множество мастеров — с другой, в солдаты шли люди, отнюдь не готовившиеся к этому с детства. И арбалет оказался замечательным оружием наемника...

http://s58.radikal.ru/i161/0910/a8/6ae29ab8b813.jpg

До поры до времени все на это смотрели спокойно — пока не появились наборные (а там и металлические) арбалетные луки; оказалось, что пробивная сила у них делает большинство доспехов бессмысленными. И заговорили о том, что благородная, рыцарская война может сойти на нет в результате распространения арбалета.
Недостойно дворянина погибнуть от стрелы...
Вот так появился первый папский запрет на арбалеты. Впрочем, запрещалось, вопреки распространенному мнению, не само оружие, а применение его против христиан. Против турок или там берберов — сколько угодно. Вот и продолжали работать мастерские — на совершенно легальном основании.
Ну, а если впоследствии наемный полк арбалетчиков выпускал стрелы в добрых христиан — этот грех на наемниках, которые, как всем известно,состояли из безбожников.

http://i018.radikal.ru/0910/78/aa6ae443139b.jpg

При Ричарде Львиное Сердце никаких луков, кроме обычных коротких, в Англии не водилось. И этим оружием Ричард доволен не был — и не без оснований.
Незадолго до того, отец Ричарда, Генрих II, вообще запретил считать какой бы то ни было лук оружием и снял все луки с вооружения своей армии.
Поэтому Ричард рискнул нарушить папский запрет о арбалетах и создал у себя подразделения арбалетчиков. (Тем самым он, кстати, следовал традициям норманнов, которые завоевали Англию отчасти благодаря знаменитым арбалетам с луком из китового уса.)
       Это было воспринято с негодованием; и когда сам король Ричард пал именно от арбалетной стрелы, многие усмотрели в этом божью кару за нарушение христианских законов.
(Ричард Псмит)
Оружейная палата:
http://www.lki.ru/topic.php?id=Weapon&a … amp;page=1
Фотографии Brandenburg:
http://www.brandenburg1260.de/armbrust.html

+7

127

Фальшион

http://i052.radikal.ru/0911/cf/69d3a4fe1a65.jpg

Фальшионы – эти тяжелые мечи с коротким кривым лезвием и смещенным ближе к острию центром тяжести.
Эта своеобразная смесь мощи боевого топора и грациозности оружия рыцарей – оставались популярными на протяжении нескольких веков – слишком многим воинам они были по душе и подходили по складу характера.

http://i031.radikal.ru/0911/45/1495f2f427b4.jpg

http://i045.radikal.ru/0911/59/3f40a4a43bd0.jpg

http://s58.radikal.ru/i161/0911/d6/467765c098e6.jpg

«Библия Мациевского» (1250 г.) -  общепризнанный и уважаемый изобразительный источник.
Фальшион с рваным лезвием у острия. Суровое оружие, притягивающее эдакой опасной красотой. ;)

http://i023.radikal.ru/0911/8e/53c7ce267a71.jpg

фальшион святого Михаила(картина Антонио дель Палайоло нач.15в.)

http://i077.radikal.ru/0911/10/9a50c95bd6b2.jpg
"Цитадель"
http://citadelblog.ru/category/oruzhejnyj-zal/

+5

128

Темляк и его функции на клинковом оружии.

Слово дурацкое, но именно так называется  петля, шнур или кисть на эфесе оружия, которую надевали на кисть руки, дабы предотвратить потерю оружия при его выпускании из рук.
На длинноклинковом оружии широко применяется с рыцарских времён. В общем историчная вещица. ;)

С надгробия.

http://s16.radikal.ru/i190/0912/65/c66292f2edce.jpg

Значение:
    * предотвращение утери оружия при случайном выпускании его из рук
    * возможность быстрого освобождения руки простым отпусканием оружия
    * при уколе темляк не даёт руке соскользнуть на лезвие, предотвращая руку от порезов и выполняя тем самым роль ограничителя
    * за петлю темляка оружие  можно подвесить при хранении или транспортировке

Так же эта деталь  служит украшением оружия.

http://s53.radikal.ru/i139/0912/c4/94801a8ccf54.jpg
http://ru.wikipedia.org/wiki/Темляк
http://citadelblog.ru/o-klube/

+8

129

Александр Бурьяк "Средневековые символы в культуре Запада"
(отрывки)

http://s14.radikal.ru/i187/1001/8e/59040b8c6c8f.jpg

Меч -- инструмент создания и разрушения империй.
Мечом совершают преступления -- и мечом же останавливают зло.
Меч -- это не только орудие убийства: это еще и средство угрозы, предмет для физических упражнений, украшение, ценность, знак сословной принадлежности.

  В Новом Завете:
    "Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир  пришел я принести, но меч." (Мф. 10:34)
    "Все взявшие меч, мечом погибнут." (Мф. 26:52)
    "Продай одежду свою и купи меч." (Лк. 22:36)

Чтобы выковать меч, требуется сложный навык, требуется особое знание, которым не спешат поделиться.
Меч происходит не от дубинки, а от ножа. Он рождается в кузнице и потому наследует таинство огня.
Железо меча получается из руды, а руда -- в земле, поэтому таинство земли тоже частично переходит
на меч.

http://s15.radikal.ru/i188/1001/d3/5782de3430bc.jpg

Чувствовать мистику меча дано далеко не каждому мужчине. Для этого нужен особый склад личности - героический.
Меч -- средство самоутверждения. Мечом прокладывают путь. Мечом  останавливают зарвавшегося противника. Мечом крушат то, чему не должно существовать.
Как бывают намоленные иконы, так бывают напившиеся крови мечи.
К таким мечам -- особый пиетет. На их шершавых, давно потерявших блеск гранях оставила свои отпечатки история.
О мече невозможно шутить. Никто не выбрасывает меча, не перековывает его на орало.
Обойтись небрежно с мечом -- то же, что проявить непочтительность к изображению пусть и чуждого тебе божества.
Меч -- центр притяжения. Меч -- стимул. Чтобы воспользоваться мечом, не достаточно просто взять его в руки. Нужно долго к этому  готовиться: развивать навыки фехтования, наращивать силу.
Жизнь  может строиться вокруг меча.

http://s39.radikal.ru/i084/1001/fc/79f3c72f014e.jpg

Из книги Жоржа Дюби "Европа в Средние века" (гл. "Год одна тысяча"): "Орудием, к созданию которого эпоха отнеслась с наибольшей заботливостью и чья символическая значимость оказалась наиболее весомой, был меч. Будучи знаком 'ремесла', служения,  почитавшегося благородным, и одновременно -- орудием подавления,
эксплуатации народа, меч, еще более, чем конь, выделяет своего  обладателя - рыцаря из массы других людей, символизируя его  социальное превосходство. Люди верят легендам о том, что мечи государей были выкованы в сказочные времена, задолго до принятия  христианства, волшебными мастерами-полубогами.
Сила этих мечей  таинственно связана с чудесными талисманами. У каждого меча есть имя. Меч в тысячном году почти живой человек."

http://s09.radikal.ru/i182/1001/8e/04a45de87e19.jpg

Боевой клич средневековых французов: "Монжуа и Сен Дени!".
Монжуа - это от собственного имени "Жуайёз" ("Радостный") меча  Карла Великого ("mon joie" -- "моя радость"), а Сен Дени - Святой Денис - небесный покровитель Франции. В соборе аббатства  Сен Дени погребали французских королей.
В "Песни о Роланде":
Меч Жуайёз свисает вдоль бедра,--
Он за день цвет меняет тридцать раз .
Кто не слыхал про острие копья,
Пронзившее распятого Христа?
Теперь тем острием владеет Карл.
Его он вправил в рукоять меча.
В честь столь большой святыни свой булат
Он Жуайёзом -- 'Радостным' -- назвал.
Тот меч французам памятен всегда:
Недаром клич их бранный - 'Монжуа!',
Недаром их никто не побеждал.

http://s43.radikal.ru/i101/1001/2f/56ebd8e1a455.jpg

Феномен меча

Меч -основное оружие рыцаря. В бою рыцарь действует, прежде всего, копьем, но копье легко ломается и легко заменяется на другое, тогда как меч является "долгоживущим" средством ведения  боя и даже может переходить по наследству в пределах нескольких поколений. В ближнем бою копье оказывается уже помехой, меч же только в нем и раскрывает в полной мере свои возможности.
Кроме того, в отличие, от копья, меч может всегда находиться при своем владельце. От боевого топора или булавы меч отличается тем важным качеством, что удобен не только для нанесения ударов, но и для их
отражения. Высокая стоимость хорошего меча по сравнению с другим  оружием делает его доступным лишь для состоятельных людей, и по нему можно определить, с человеком какого социального уровня имеешь дело.
Меч -- не только признак статуса, но -- в умелых
руках -- и средство его обеспечения: человек, хорошо владеющий мечом, не не может задержаться на нижних ступеньках социальной  лестницы; он "прорубит" себе путь, по крайней мере, до ее середины -- или погибнет в бою.

http://s54.radikal.ru/i145/1001/00/16e3c23e5174.jpg

Фехтование мечом

Меч - довольно нелёгкий предмет, и от непрерывного махания им человек устает.
Поэтому одна из тактик боя состоит в том, чтобы дать противнику утомиться, а потом  воспользоваться его медлительностью.
При использовании сильнозаточенного меча стараются не прикрываться мечом от удара меча противника, а уклоняться от него (когда это возможно, конечно), а еще лучше -- наносить единственный удар, обеспечивающий победу. В противном случае лезвие меча  быстро покрывается зазубринами, а при частом затачивании истирается.
Секундного замешательства противника бывает достаточно, чтобы  его победить, поэтому что-то необычное в устройстве оружия или в его использовании могло обеспечить успех.

http://i069.radikal.ru/1001/7b/32283ce6d0be.jpg

Меч как культовый предмет.

В истории Жанны д'Арк имел место такой эпизод, связанный с обретением меча, который сама Жанна посчитала еще одним знаком от Бога, возложившего на нее миссию спасения Франции.
Рассказ Жанны зафиксирован в протоколах церковного суда. Протоколы сохранились до нынешнего времени.
У  Марка Твена, строго им следовавшего в книге "Личные воспоминания  о Жанне д'Арк, сьера Луи де Конта, её пажа и секретаря", можно  прочесть следующее:
"...Бопэр заговорил о чудесном мече из Фьербуа: он надеялся обвинить Жанну в колдовстве.
- Откуда ты узнала, что во Фьербуа под алтарем церкви святой  Екатерины зарыт древний меч?
  Здесь Жанне нечего было скрывать:
- Что меч там -- мне открыли Голоса; и я послалаза ним, чтобы  вооружиться им в битву. Мне казалось, что он зарыт неглубоко.  Священники вырыли его и отчистили, и ржавчина сошла очень легко.
- Он был при тебе, когда тебя взяли в плен в Компьене?
- Нет; но он был при мне постоянно, пока я не уехала из Сен-Дени, после штурма Парижа.
Этот меч, так таинственно найденный и одержавший столько побед,
представлялся им заколдованным.
- А был этот меч освящен? Кто освятил его?
- Никто. Я любила его потому, что он был найден в церкви святой  Екатерины, а эту церковь я очень чту.
  Она чтила ее потому, что церковь была сооружена в честь одной  из являвшихся ей святых.
- Ты не возлагала его на алтарь, чтобы он приносил тебе победу? (Бопэр имел в виду алтарь в Сен-Дени.)
- Нет.
- Ты молилась, чтобы он приносил победу?
- А разве грешно призывать божье благословение на свое оружие?"
(Гл VIII "Жанна рассказывает о своих видениях")

Хороший меч, оружие знатного человека, мог иметь собственное
имя. Из "Песни о нибелунгах" (Авентюра III):
Хотя и охраняли особу королей
Двенадцать великанов, лихих богатырей,
Что толку? Поднял Зигфрид свой Бальмунг, добрый меч,
И великаньи головы в траву упали с плеч.

Меч, дарованный королю Артуру феей Нимуэ, Девой озера, назывался Эскалибур.

http://i082.radikal.ru/1001/5f/844ff79dd611.jpg

П. фон Винклер о рыцарских мечах VIII столетия: "В головку рукояти уже начинают с этого времени вделывать реликвии, например части мощей, и вот почему над ними произносятся клятвы, перед ними совершаются молитвы, а совсем не потому, что рукоять меча образует крест, как то думали раньше. Существует обычай подносить к губам рукоять меча в знак приветствия, обычай, сохранившийся до сих пор при штурмах, и начало его следует искать в древнем обычае воинов, которые перед битвой благоговейно прикладывались к мощам,
заключенным в шпажной головке." ("Оружие", гл. "Появление и развитие рыцарства")

http://i062.radikal.ru/1001/16/60be373ec770.jpg

В "Песни о Роланде" так говорится о мече, который тяжело раненный рыцарь пытается сломать, чтобы тот не достался врагам -- сарацинам:
Бьет граф Роланд теперь по глыбе серой.
Немало от нее кусков отсек он;
Сталь не щербится - лишь звенит, как прежде;
Меч, невредим, отскакивает кверху.
Граф видит - все усилья бесполезны.
И тихо восклицает в сокрушенье:
'О Дюрандаль булатный, меч мой светлый,
В чью рукоять святыни встарь я вделал:
В ней кровь Василья, зуб Петра нетленный,
Обрывок риз Марии-приснодевы.
Да не послужит сталь твоя неверным.
Пусть лишь христианин тобой владеет!
Пусть трус тебя вовеки не наденет!'

Меч в скульптуре.

Каменные мечи. Норвегия.

http://s11.radikal.ru/i183/1001/56/1a6cf00b0504.jpg

Памятник близ Монсегера, поставленный на месте массового сожжения катаров.

http://i060.radikal.ru/1001/ed/4ed37c9b61b8.jpg

+7

130

Список знаменитых и легендарных мечей

Исторические мечи Европы

Грус — меч Болеслава III Кривоустого.

Драгоценный Жертвенный Меч (Jewelled Sword of Offering) — коронационный меч английских королей, изготовлен в 1820 г.

Куртана (Curtana, «Меч Милосердия») — тупой меч Эдуарда Исповедника, символ милосердия, который и сегодня торжественно носят в процессиях во время коронации британских королей.

Ликорн (Licorne) — исторический меч бургундских принцев.

Щербец - коронационный меч королей польских.

Меч св. Бориса — князь Андрей Боголюбский вывез из Киева в 1155 году вместе с иконой Владимирской Богоматери. После смерти Андрея меч хранился в одной из церквей г. Владимира.

Меч князя Довмонта, которым его благословил на битву с Тевтонским орденом игумен Исидор в 1272 году, как святыня, хранится во Пскове. Там же хранится меч Всеволода Мстиславича — оба клинка были «оберегами» города.

Тисона (Tizona) — меч Эль Сида, национальное сокровище Испании, знаменитое по «Поэме о моем Сиде». Отнят им у короля Букара (в испанском эпосе). Меч, считающийся Тизоной, экспонируется в Мадриде. Его второй меч: Колада — менее знаменитый клинок. Добыт Сидом у графа Раймонда Беренгария Братоубийцы (в испанском эпосе).
Шойс — меч Вильгельма Оранского

«Тизона» в витрине Королевской Оружейной, Паласио Реаль, Мадрид.
http://s52.radikal.ru/i138/1001/05/d5f7236fdd34.jpg

Мечи в британском мифе

Кроцеа Морс (Crocea Mors, «Желтая смерть») — меч Юлия Цезаря согласно Гальфриду Монмутскому (в Британском мифе).

Меч Грааля (The Grail Sword) — сломанный меч, соединенный сэром Персивалем, в котором все равно осталась трещина.

Меч в камне — дважды встречается в легендах Артуровского цикла. Меч, который юный Артур извлёк из каменной глыбы, доказав тем самым своё право на трон. Встречается вариант его имени — Кларент (Clarent). Не путать с Экскалибуром (см. ниже), вторым мечом Артура, полученным им из рук Владычицы Озера.
Меч, вложенный в глыбу красного мрамора, которая приплыла по воде в замок Камелот. Согласно надписи на рукояти, извлечь его мог лишь тот, кто станет славнейшим на свете рыцарем. Из всех рыцарей Круглого Стола вынуть меч смог только юный Галахад. Именно ему было суждено впоследствии найти Святой Грааль и стать его хранителем.

Филиппа — меч Марка Антония (в поздней англ. литературе, в частности «Антоний и Клеопатра» Шекспира).

Экскалибур, Калибурн — меч короля Артура. Его ножны останавливали кровотечение.

Скандинавские и германские мечи

Альдеринг (Adelring) — меч, фигурирующий в нескольких датских балладах. Его нашёл Дидерик (Diderik) в логове дракона. Также это имя меча Сиворда Снаренсвенда (Sivord Snarensvend), одолженного его братом (зятем) Хаагеном (Haagen), в «Sivord and Brynhild». Также это меч, который дала Свендалю (Svendal, Svedal, Svennendal) его мать, разговаривая с ним из могилы. Под именем Aaddellring фигурирует как оружие, о котором мечтал клеветник Раффеунгаард (Raffeuengaard), но обвиненная леди Гунер (Guner), жена герцога Хендрика, дала его Мемерингу, который сразился за неё. Обвинитель взял на поединок меч Судвинд (Sudwynd), но все равно проиграл. И, наконец, меч Гралвера, победителя драконов, в «Gralver kongesøn».

Ангурва, Энгервадель (Angurva, Angurvadel, Angurvadil, Angurvddel) — меч Фритьофа (Фритиора). Украшен магическими рунами, которые ярко разгорались в дни войны и тухли в мирное время. («Сага о Фритьофе Смелом», Frithiof’s Saga).

Атвейг — пел от счастья, когда его вынимали из ножен (вариант: пел перед битвой во имя Христа), но с него стекали капли крови от горя, если бой шёл вдалеке.

Бальмунг — меч Зигфрида (по «Песне о Нибелунгах»). В «Эдде» он называется Грам, в вагнеровском цикле — Нортунг (Nothung), также называется Мимунг (Mimung). Бальмунг был выкован Велундом для Одина, сломан и перекован Регином. До того, как этот меч стал называться Грамом, он носил имя Барншток (Barnstock, вынутый), т.к. Зигмунд (отец Зигфрида) его вынул из ствола дерева.

Бертинг (Birting, Bertinng, Bierting, Birting, Bjerting, Grundtvig) — меч, который молодой Орм получил от своего мертвого отца Сигурда, говорившего с ним из могилы. (Датская баллада Childe Orm and the Berm Giant).

Бринниг (Brinnig) — меч мастера Гильденбрандта (Hildebrand). В «Саге о Тидреке» имя его меча — Lagulf. Другой вариант — Freise.

Велсунг (Welsung) — меч Иринга (Iring). Другой вариант названия Белсунг (Belsung). Также — меч Битерольфа (Biterolf) и его сына Дитлейба (Dietleib).

Дайнслейф (Dáinsleif) — меч из легенд викингов. Выкован карликами. Не может вернуться в ножны, если никого не убил. Принадлежал королю Хогни (Hogni).

http://s05.radikal.ru/i178/1001/d9/ee7be1810c5a.jpg

Кверн-битер (Quern-biter) — меч короля Хакона I (Haakon I of Norway) и Торальфа Сколинсона (Thoralf Skolinson).

Колебранд (Kolebrand) — меч Риболта (Herr Ribolt).

Лэватейнн (Lævateinn) — меч из эддической поэмы «Fjölsvinnsmál». Мог быть выкован Велундом.

Легбитер (Legbiter) — меч Магнуса III Норвежского.

Меч Алиуса и меч Олиуса («Alíusar sverð» og «*Olíusar sverð») — парные мечи, выкованные карликами Алиусом и Олиусом для короля Будли Шведского (Budli), «Ásmundar saga kappabana».

Миммеринг (Mimmering, Mimmung, Mimming, Mimminc, Mimminge, Mîminge, Mimungr, Minnungur, Mimming) — меч Видрика Верландсона (Виттиха) (Vidrik Verlandson; Wittich), датская баллада. Выкован Вейландом. Затем принадлежал Дитриху и Хейму (Heim), который отдал его Зигфриду.

Мистелтейнн (Mistelteinn) — меч из саги «Hrómundar saga Gripssonar», никогда не мог затупиться. Был выигран Хромундом у бессмертного короля-волшебника.

Нагерлинг — меч Дитриха фон Берна (Dietrich Von Bern). Выкован великаном Гримом. Отождествляется с Наглхрингом, принадлежавшим Гриму в «Саге о Тиореке».

Рефил (Refil) — меч Регина в одной из версий «Песни о Нибелунгах».

Ридилл и Хротти (Ridill и Hrotti) — два магических меча, часть сокровищ Фафнира, найдены Зигфридом. Ридиллом Зигфрид вырезал Фафниру сердце.

Скофнунг (Skofnung) — меч Кормака, принадлежавший Скегги. В нём были заключены души двенадцати берсерков («Сага о Кормаке»).

Тюрвинг, Тюрфинг (Tyrfing, Tirfing, Tervingi) — магический меч, вылетая из ножен, ищет жертвы и не идет обратно в ножны, пока не прольется кровь. Первым владельцем был король Свафрлами («Старшая Эдда»). Согласно «Саге о Хледе» (эддическая песнь, не входящая в Codex Regius («Королевский Кодекс») и описывающая битву на Каталаунских полях и её предпосылки) это меч Ангантюра (Агантира), короля готов, которым он сражался в битве Каталауна. В этой саге он упоминается в ст. 9: «...И воинов много\ Падет на траву,\ Прежде чем Тюрвинг начну я делить...» и в прозаической вставке между ст. 29 и 30: «...что полки гуннов дрогнули. Увидев это, Ангантюр вышел из ограды щитов, стал в о главе войска и, взяв Тюрвинг в руки, начал рубить людей и коней». Его же меч в «Саге о Фритьофе Смелом». У Рихарда Вагнера — меч Одина.

Изображение Одина в исладнской саге.
http://s46.radikal.ru/i111/1001/b8/44e9210dc63c.jpg

Хвитинг («Белый») — меч Берси. Поражает врага, но исцеляет друга, если прикоснется плашмя. («Сага о Кормаке»).

Хофуд (Hofud) — меч Хеймдаля, стража Бильфроста.

Хундингсбана — волшебный меч Фрейра, который сражался сам по себе.
Хрубинг — его сталь закалена соком ядовитых трав, кровью, добытой в сражениях.
Хрутинг (Нэглинг) — меч Беовульфа (или его помощника Унферта).

Смотреть ПОЛНЫЙ СПИСОК

Отредактировано Oksi (20-02-2010 22:20:39)

+7

131

Оружейная теория
история оружия в фактах и картинках

+7

132

Понравилась статья - кратко, но содержательно.  ;)

Прямой обоюдо острый меч можно считать символом рыцарства

Любой меч состоит из следующих частей:
1. черен\рукоять
2. крестовина\гарда
3. навершие\противовес
4. клинок
5. голомень (плоская сторона клинка)
6. дол или грань
7. остриё
8. лезвие

Древнейшие бронзовые мечи (9-8 вв. до н.э). Рубящее и колющее длинноклинковое (до 1,5 м.) оружие с прямым обоюдоострым клинком. Бронзовый меч появился во 2 тысячелетии до н. э., железный - в начале первого тысячелетия до н.э. Длина их была не более 70 см. Эфес меча состоит из рукояти, гарды (обычно  типа крестовины) и головки. У некоторых мечей гарда может иметь форму круга, а головка представлять собой набалдашник. В качестве дополнительных элементов защиты руки отдельные мечи имеют дужки и  лангет (небольшой щиток для защиты большого пальца). Рукоять обычно делается из дерева и оплетается проволокой (либо выполняется целиком из металла). Головка представляет собой металлический шарик, который может иметь шляпку (расклёпанный конец хвостовика).
Крестовины меча двоякого рода: прямые и с опущенными концами. Меч с крестовинами второго типа наиболее пригодны для рубки с коня. В процессе развития, в зависимости и от оборонительного вооружения, и от приемов боя, форма меча изменялась.

Западноевропейский меч 9-14 вв.

После падения Римской империи и до выделения рыцарской конницы в главную ударную силу на поле брани, то есть в период с 6 по 10 вв., длинный меч стал массовым оружием во всем регионе. Ведущим типом меча в этот период стал каролингский, названный так в честь правящей во Франции династии Каролингов. Такие мечи, широко распространенные во всей Европе, были длиной 80 - 90 см, шириной 5-6 см и имели прямой клинок, который мог быть как обоюдоострым, так и иметь одностороннюю заточку и скошенное в одну сторону острие.
Скандинавский меч, который еще называют норманским, очень хорошо подходил рослым и физически сильным викингам. Он был достаточно толстым в поперечнике, имел очень массивный противовес (у некоторых мечей размером почти с кулак) и небольшую гарду (или вообще не имел ее). Некоторые мечи имели на навершии крюк или небольшой крюкообразный клинок, которым можно было атаковать противника, уведя в сторону его меч основным клинком.

Мечи 9 - 10 вв. имеют ровный широкий клинок, закругленный к концу, и являются только рубящим оружием. Мечи 11 - 12 вв. С заостренными концами и слегка сужающимися книзу клинками имеют значение не только рубящего оружия, но и колющего. Мечи изготовляли из железа и сварочного булата. В конце 12 в. рукоять меча удлиняется настолько, что позволяет действовать двумя руками. В этот период мечи имеют заточенные у острия клинки, способные проникать сквозь сочленения доспехов.
Ножны у меча деревянные и покрываются кожей или материей и привязываются к поясной портупее на перевязи, каждый конец которой, разрезанный на ремни, образует плетеное кожаное кольцо.
Ремни эти обычно покрыты бархатом, шелком и шиты золотом, а иногда украшены финифтью. К этому времени относится появление рыцарского оружия. Рыцарские мечи выделяются своей красотой, считаясь благородным оружием. В продолжение месяцев их оставляли лежать на алтарях, они участвовали в литургии, их благословляли священники и даже освящали. Лучшие хранились в сокровищницах монастырей под алтарями, на могилах своих бывших владетелей. Им дают имена, как это делалось еще во времена Каролингов; при инвеституре, короновании, посвящении они участвуют в церемонии в силу строго соблюдаемого завета. Их происхождению часто приписывали сверхъестественный характер; некоторые из них якобы обладали волшебными свойствами.

В первой четверти 14 в., после внедрения латного доспеха, клинок рыцарского меча стал длиннее, что увеличивало силу его удара и дистанцию. Так появился полутораручный меч, сначала в Германии, потом в Англии, затем - в остальных странах Западной Европы.

Европейский меч 14-16 вв.

Классический рыцарский длинный меч окончательно оформился к 13 в. Средняя длина его клинка составляла 75 - 80 см, максимальная - 90 см. меч был плоский, шириной 5 см и имел долы. Гардой служила простая перекладина, дужки которой могли незначительно загибаться вверх. Рукоять, рассчитанная на одну ладонь, имела в длину 10 см. Заканчивалась она навершием - противовесом, которое очень часто использовалось как тайник для хранения какой-нибудь христианской реликвии, повышающей "святость" меча и боевые качества его владельца. Поэтому рыцари навершие в бою не использовали. Вес меча составлял 1,25-1,8 кг.
В настоящее время, согласно европейской классификации, под коротким мечом понимается меч длиной до 60 см (2 фута), длинным - от 60 до 115 см (2 - 3,5 фута), полутораручным - 115 - 145 см (3,5 - 4,5 фута), двуручным - больше 5 футов, то есть 152 см. Клинок последнего был шириной 5 - 6 см. Длина его рукояти составляла около 30 см, весил он от 3,5 до 5 кг. Двуручный же "тяжелый меч" весил до 8 кг и мог доходить в длину до 2 м.

Русский меч.

На Руси меч являлся дорогостоящим предметом вооружения, часто передавался от отца к сыну. Мечи 10-12 вв. имеют клинок длиной около 100 см, шириной 4 - 6 см, толщиной средней части клинка 3 - 6 мм. Переход в 14 - 15 вв. от кольчуги к наборным доспехам повлиял и на эволюцию меча. Доспехи в бою легче было проколоть, чем разрубить. Поэтому прежнее рубящее действие меча заменяется в 14 в. на колюще-рубящее. Мечи становятся длиннее (до 120 - 140 см). Их рукоять делают большой, крестовину прямой и длинной (до 26 см). На клинке меча появляются трехрядные долы.

ВИДЫ МЕЧЕЙ:

Акинак - скифский короткий меч.
Альшпис - средневековый европейский двуручный меч с клинообразным клинком, иногда с двумя круглыми гардами, причём вторая располагалась по центру рукояти и являлась разграничителем для левой и правой рук.
Анелас - средневековый европейский меч XIV в. с клинком сужающимся к острию. Длина клинка 350 мм.

Бане - индийский прямой меч с узким клинком, имеющим на конце расширение в виде ромба.
Бастард сворд (Bastard sword, ублюдочный меч, полутораручный меч) - как следует из названия этот меч нечто среднее между длинным и двуручным мечом. За рукоять можно было браться и одной и двумя руками. Бытовал в Европе в XIV в. Длина клинка 900 -1200 мм., длина черена 180 мм., вес 2 -3.5 кг.
Бишоу - китайский обоюдоострый меч, прямой клинок которого имеет грань на каждой голомени. Навершие черена имеет вид ложки. Длина 200 -300 мм.
Брайтсакс (сакс)- древнеанглийский короткий меч, от которого саксы и получили свой имя.
Броард - европейский широкий меч.
Бхелхета - индийский прямой меч с гибким узким клинком и гардой в виде перевёрнутой чаши.

Вакидзаси - короткий поясной японский меч с цубой (небольшая гарда обычно круглая). Вошёл в обиход с XVI в. Общая длина 500 -800 мм. Клинок однолезвийный малой кривизны. Обычно носился заткнутым за пояс в паре с катаной.
Водао - уменьшенный аналог чжаньмадао. Был на вооружении в китайских частях маньчжурских войск. Общая длина 1030 -1130 мм., длина клинка 780 -860 мм.
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ>>

Холодное оружие от Средних веков до наших дней

+5

133

http://www.history-illustrated.ru/illustrations/preview/5250.jpg
Обмундирование тяжелой кавалерии армии одного из европейских государств в XIII в

http://www.history-illustrated.ru/illustrations/preview/5251.jpg
Амуниция легковооруженного война европейской армии XII-XIII вв

http://www.history-illustrated.ru/illustrations/preview/5255.jpg
Топорик европейского война XIII в

http://www.history-illustrated.ru/illustrations/preview/5256.jpg
Конная кольчуга. XIII-XIV вв

http://www.history-illustrated.ru/illustrations/preview/5262.jpg
Рыцарские топорики XII-XIV вв

http://www.history-illustrated.ru/illus … 2bfdfe3de6

+3

134

I.33

Эта  рукопись, озаглавленная, как I.33 состоит из 32 листов, содержащих более сотни рисунков чернилом и акварелью, сопровождающихся латинским текстом. В ней описана техника боя с мечем и баклером. Имя ее автора до наших дней не сохранилось и датировка документа также остается под вопросом. Официально ее датируют концом 13-го столетия, а ее владельцем был секретарь Епископа Варзбургского.

http://shipovnik.boom.ru/fencing/i33/3300.jpg

Дальше

+3

135

Секреты оружейников

Мечта о подвигах была в крови и песнях менестрелей.
Мужчину только тогда по-настоящему начинали уважать, когда он «бился как лев» за веру, за даму, за сюзерена — не важно за что, главное, что прошёл испытание огнем и мечом.

http://i076.radikal.ru/1002/f5/692975a1c897.jpg

Один из пунктов для достижения сего - найти хорошего оружейника, который бы склепал крепкую, непробиваемую броню и изготовил меч разящий, беспощадный и везучий. Оружейник, конечно, не был Господом Богом и волшебником, но от его мастерства действительно зависела жизнь воинов на поле боя, поэтому хороших умельцев ценили везде.

http://i066.radikal.ru/1002/ab/698967064b94.jpg

Поскольку производство оружия всегда и везде считалось делом первостепенной важности, оно находилось под строгим надзором властей, осуществлявших постоянный контроль работы металлургов-оружейников и содействовавших постоянному росту их квалификации.
Древние мастера тщательно скрывали секреты изготовления необыкновенного металла, часто передавая его своим преемникам, от отца к сыну, лишь на смертном одре.
Поэтому вместо способов производства лучших клинков древние манускрипты оставили нам лишь рассказы об обрядах, которые сопровождали работу мастеров.

http://s15.radikal.ru/i188/1002/4c/accfcac618dd.jpg

Бывало, какой-нибудь сюзерен пригласит к себе оружейника поработать, приставит к нему пару крепостных, чтоб учились, приглядывались к работе мастера уму-разуму набирались— типа хотел сэкономить в дальнейшем и не платить баснословные деньги за хорошие доспехи.
И нифига! Крутятся-крутятся вокруг искуссного мастера эти типчики, а он им ничего не показывает, не рассказывает.
Приглашенные оружейники никогда не оставляли на чужбине школ по изготовлению защитного снаряжения.
Так сложилось исторически, истоки этого жлобства в отношении раскрытия своих достижений-изобретений восходят к временам сарацинский мастеров Византийской империи, а так же цехов мавританских оружейников наполовину мусульманской Испании.

http://s002.radikal.ru/i200/1002/66/11ad90d18b0c.jpg

Средневековые авторы говорят, что секрет прочности доспехов того или иного мастера в том, что он использует якобы воду из чудотворного источника, или когда говорят, что этот меч — супер-модный, потому что в руду при его изготовлении добавили смертельный яд, и теперь каждый, кого коснётся острие … и.т.д. %-)

Конечно, это вымыслы и предрассудки. Однако, были и объективные характеристики, позволяющие сказать, что этот оружейник — самый лучший, а тот — ээээ...не ахти!
Прежде всего, это качество ковки металла, качество стали и железа, применяемых при изготовлении защитного воружения, и другие. Что касается первого фактора - у каждого оружейника были свои технологии, уникальные методы работы с металлом, которые в силу строжайшей засекреченности, достоверно не известны и поныне.
Относительно качества металла всё немного яснее. Например, доподлинно известно, и это подтвержается множеством письменных источников, что центром металлургической промышленности средневековой Европы был город Инсбрук(Австрия)

http://s004.radikal.ru/i207/1002/42/b27200d48171.jpg

А вообще центрами всех передовых открытий в области производства доспехов и оружия были Италия и Германия.
Причем, несмотря на территориальную близость и даже соседство этих двух стран, доспешенные школы были абсолютно разные.
Итальянцы предпочитали более лёгкие латы(кстати, миланская броня была нуууу очень дорогая), а немцы, наоборот, тяжёлые доспехи, видать считали, что это соотвенствует национальному немецкому характеру — таскать толстые железяки на теле. http://s001.radikal.ru/i196/1002/5b/a90e57d2ab85.gif

http://s59.radikal.ru/i166/1002/4d/0165332b539c.jpg
http://citadelblog.ru/o-klube/

+7

136

Кинжалы Средневековья: кинжал милосердия

http://s005.radikal.ru/i212/1002/ab/a98f0d1429df.jpg

Мизерикордия, кинжал милосердия (фр. misericorde — милосердие, пощада), кинжал с узким трёхгранным либо ромбовидным сечением клинка для проникновения между сочленениями рыцарских доспехов. Небольшой кинжал с тонким узким клинком, только для колющего удара.
«Кинжал милосердия», использовался для добивания поверженного противника. Появился в Западной Европе в XII веке.
Мизерикордия в точном переводе означает - игла милосердия.

Учёные до сих пор ломают голову над загадкой, что же такое этот самый легендарный кинжал милосердия (мизерикорд, мизерикордия)
Просто литературная выдумка, или реально-существующее, но пока не найденное оружие Средневековья.

http://s003.radikal.ru/i202/1002/b0/87364646cb9d.jpg

Сторонники второй версии опираются на многочисленные упоминания авторов об этих кинжалах, как о рыцарском вооружении, предназначенном для «finish him» противника.
По их мнению, этот кинжал гипотетически должен быть очень узким и острым (почти как стилет). Как раз чтобы душевно войти в стык пластин доспехов, или между колечками кольчуги! Прорисовки с некоторых надгробий подпитывают эту теорию о существовании средневековых мизерикордов.

Интересно, что кинжалы милосердия, так детально и много описываемые в 12 веке, особенно применительно к ордену госпитальеров (у них он якобы входил в обязательном порядке в рыцарский комплект), дальше в источниках встречаются всё реже и реже.

http://s43.radikal.ru/i102/1002/4c/3121fba48a29.jpg
http://citadelblog.ru/o-klube/

+4

137

http://s53.radikal.ru/i141/1003/b0/5e091bd1e89b.jpg

Оружие древковое гораздо старше мечей. Именно оно веками служило надежным боевым инструментом как всаднику, так и пехотинцу.
И из всех его вариантов - копье, пожалуй, известно больше всего.
Это простейшее и древнейшее древковое оружие, которое со времен античности в своей форме и тактическом применении не изменялось вплоть до XII века.
Конечно, копья не овеяны тем романтическим флером, что длинные клинки.
Они редко выходили на уровень воинского символа, тем не менее средневековые рыцари почитали это оружие как основное.

http://i024.radikal.ru/1003/e1/855c8efafa9a.jpg

Наконечники копий были хорошо приспособлены для пробивания брони. Для этого они делались узкими, массивными и вытянутыми, обычно четырехгранными.
Наконечники, ромбовидные, лавроволистные или широкие клиновидные, могли использоваться против врага, не защищенного доспехами: двухметровое копье с таким наконечником наносило опасные рваные раны и вызывало быструю гибель противника или его коня.
Копейщики - сила специально созданная для нападения и завязки решительного сражения.
Таранное действие "копейного" удара при сшибке с врагом нередко предопределяло исход битвы.

http://s15.radikal.ru/i189/1003/6d/1c98133aa1f4.jpg

Стремление повысить универсальность оружия привело еще в XII веке к новым усовершенствованиям.
Копье пытались преобразовать таким образом, чтобы оно могло служить не только для укола, но и для рубки и раздробления.
Его также снабдили крюком, чтобы стаскивать противника с седла. Из этих комбинаций постепенно возникли глефы, алебарды и прочие формы древкового оружия.

Рыцарский бой. Рукопись XIII в.
Копьеносец с кулачным щитом. Рукопись 1294 г. Национальная библиотека в Париже.

http://i078.radikal.ru/1003/df/557c8b50df7e.jpg

Но копье, конечно же, не было оружием лишь пеших воинов. Всадники тоже вовсю пользовались его главной конструктивной особенностью - длиной.
Ведь вооруженному копьем человеку на лошади для того, чтобы достать врага, не нужно было наклоняться и тянуться к нему. И это было важно.

http://s16.radikal.ru/i190/1003/d3/c01e72efed3f.jpg

Впрочем, копье всадник применял не только для того, чтобы уничтожать пехоту и не только на войне.
Турнир.
Сшибка копьями - джауст была основным способом боевого столкновения рыцарей. Мощный удар выбивал противника из седла и порой решал исход всего поединка.
И только когда копья ломались, приходил черед мечей.
Для такого дела поначалу использовалось обычное копье, но впоследствии оно было изменено.
Рыцарское турнирное копье позднего времени было затуплено. Оно стало массивным, перед кистью появился специальный щиток, предохраняющий руку от скольжения по древку, а задняя часть последнего вообще атрофировалась и укоротилась.

http://s15.radikal.ru/i188/1003/1e/2718847d1c90.jpg

Копьё турнирное Лэнс (Lance) -европейское рыцарское копье, использовавшееся на рыцарских турнирах.
Состоит из корончатого наконечника и древка с нодусом. Общая длина 370 см, диаметр древка 9 см.

http://s03.radikal.ru/i176/1003/ab/0aa371c686be.jpg
http://annals.xlegio.ru/evrope/behaym/behaym10.htm

+4

138

Le Jue de la Hache (Ле жу де ля хаш)

"La Hache" (Ля хаш) - французское название топора. В XIV, XV и XVI веках оно относилось к тому, что в английском языке называется "the pole axe" или "the poll axe", что в буквальном переводе обозначает головку в виде топора ("poll" означает "голова").

http://s49.radikal.ru/i123/1003/31/8d154997f6c8t.jpg   

Термин "поллэкс" можно применить к любому оружию, имеющему следующие особенности:
головку в виде молота с задним шипом, крюком, или головку в виде топора с шипом наверху, шип на нижнем конце может присутствовать, а может и отсутствовать. Это описание можно применить к любому двустороннему древковому оружию, имеющему, как минимум, шип наверху. Под это описание могут быть включены Halberd (алебарда), Bec de Corbin, Bec de Faucon, и Lucerne Hammer. Однако поллэкс ощутимо отличается от этих типов древкового оружия.

http://s56.radikal.ru/i153/1003/9c/7b53b04b8a84t.jpg 

Есть, по существу, два типа поллэксов, которые можно разглядеть среди сохранившихся примеров и иллюстраций:

Лезвие топора, сбалансированное молотком, шипом или изогнутой лапой;
Головка в виде топора, сбалансированная шипом или изогнутой лапой.
Наверху головка оканчивается длинным металлическим шипом, либо прямоугольный в сечении, либо в форме наконечника копья или кинжального лезвия.

Нижний конец древка, пятка, мог быть защищен металлическим колпачком, который часто заострялся. Этот металлический колпачок часто имел форму шипа, который назывался "dague dessoubz" (даг десубз).

http://s58.radikal.ru/i159/1003/3e/7e8646858a2dt.jpg

Головка крепилась к древку металлическими болтами. Эти болты имели шляпки пирамидальной формы, которые могли настолько далеко выступать, что превращались в настоящие шипы. Это хорошо заметно на рис. 1. Способ соединения можно разглядеть на диаграмме из книги Тальхоффера "Alte Armateur Und Ringkunst" (1459). Здесь изображен, по-видимому, набор деталей, которые соединяются и собираются вместе с помощью винтов и болтов.

Далее

+3

139

Снаряжение рыцарей

Топор

http://s41.radikal.ru/i094/1003/15/ecb50f2f6046.jpg

Топор как оружие широко применялся человеком, начиная с каменного века. Изображения боевого топора (лат. Acha, polaxis, нем. streitaxt) встречаются во все времена и практически у всех народов.

В средневековье обычные боевые топоры были с длинной рукоятью, выпуклым лезвием и применялись как рубящее оружие ближнего боя, которое передовой воин пускал в ход, врываясь в ряды врагов. Только после того, как в строю противника топорами были «прорублены» бреши, в бой вступали воины со щитами, которые развивали успех, орудуя копьями и мечами. Помимо обычных боевых топоров, существовали еще топоры для метания. Метательные топоры были небольшого размера, их бросали в ряды врагов с расстояния в 10-12 метров.

Хотя изначально боевой топор был оружием пехоты, недостаточная эффективность копья и меча против более прочных доспехов постепенно привела к тому, что топором стали пользоваться и всадники. Такое изменение в вооружении кавалерии становится заметным уже в первом крестовом походе, сказалось влияние Востока, где кавалерийский топор появился очень рано.

Однако решающее значение топор сохранил лишь как оружие пехоты и только у северных народов.

В начале XIII века к топору добавили крюк, а в XIV веке - пику (топор стал похож на алебарду, только меньшего размера).

Усиление защитного снаряжения воинов привело к тому, что уже в XIV веке, для того чтобы увеличить силу удара топора, пришлось значительно удлинить ему рукоять. Воин, вооруженный таким топором с длинным древком, в сражении получал значительное преимущество. В пешем строю топором на длинной рукояти пользовались даже особы рыцарского сословия. Такой топор был мощным оружием, наносящим ужасные раны.

http://s005.radikal.ru/i209/1003/59/737980130b7f.jpg

Особым успехом на рыцарских турнирах пользовался топор, у которого помимо лезвия с другой стороны был молот (вместо крюка), а навершие представляло собой четырехгранную пирамиду-шип или наконечник копья. Эта форма боевого топора благодаря своим свойствам была довольно грозным оружием. Таким универсальным оружием рыцарь мог действовать по своему усмотрению: мог рубить слабозащищеные части тела лезвием, наносить сокрушительные удары молотом, если противник был закован в тяжелую броню, а также наносить колющие удары с помощью пики на конце топора.

http://s61.radikal.ru/i171/1003/16/add6f5f85415.jpg

В XV веке тяжеловооруженные рыцари, а также их оруженосцы использовали разновидность топора, рассчитанную, прежде всего, на то, чтобы разбивать доспехи противника. Такие топоры не имели острого лезвия, они были клинообразными и отличались большой прочностью и весом. У них были короткие, около 60 см, рукояти, их возили подвешенными к седлу. Знать предпочитала топорам боевой молот и чекан.

+2

140

Боевой молот

http://s61.radikal.ru/i173/1003/5b/e13e6fc4e4e1.gif

Боевой молот (нем. Streithammer, лат. molleus, англ. Polehammer) - древнейшее оружие германцев.

И только с XI века боевой молот получил широкое распространение в Европе, благодаря своей разрушительной силе. Им можно было не только разбить шлем и пластинчатый доспех, но также оглушить противника, тем самым лишить его способности к сопротивлению.

Начиная с XIV века, боевой молот становится для пехотинца тем более необходим, так как появился более крепкий пластинчатый доспех. Стремление к более эффективному оружию привело к тому, что всадники тоже стали использовать боевой молот, но с короткой рукоятью. Этот вид молота так и называли - «кавалерийским молотом». Немцы и французы возили его на передней луке седла, а итальянцы носили на поясе, поэтому итальянский кавалерийский молот имел поясной крюк.

У первых боевых молотов боек и клюв были слишком короткими. Однако вскоре в конструкцию молота добавили пику и шипы по бокам. Такие боевые молоты появились на вооружении у пехоты уже в XIV веке. Также появляется различное комбинированное оружие на базе боевого молота. В манускрипте 1459 года, который написал знаменитый мастер меча Ганс Талхоффер, подробно нарисована конструкция комбинированного молота. И наглядно показано, как им дрались рыцари в средневековье.

http://i073.radikal.ru/1003/47/029c3f02b9fe.jpg

Отредактировано Морская (08-03-2010 12:31:02)

+2

141

Чекан

http://s41.radikal.ru/i091/1003/d8/5067755a8aab.jpg

Чекан (клевец) отличается от молота формой так называемого «клюва», за это их иногда называли «клюв попугая». Клюв чекана иногда достигал в длину 48 см.

Чекан наряду с молотом был излюбленным оружием кавалерии. Его также подвешивали к поясу. Для этого чекан снабжался специальным зажимом.

В уже упомянутом трактате Ганса Талхоффера также есть иллюстрации, показывающие поединок двух воинов, один из которых вооружен чеканом, а другой - мечом. Но, видя, как воин вооруженный мечом, лихо расправляется с воином, который вооружен чеканом, необходимо знать, что трактат писал мастер меча и, естественно, он мечу отдает предпочтение. То есть автор показывает, как действовать мечом в данной ситуации. Но главное — этот рисунок подтверждает, что в XV веке применялись чеканы, имитирующие руку, держащую кинжал.

http://i067.radikal.ru/1003/09/193902375220.jpg

+2

142

Булава

http://s53.radikal.ru/i141/1003/3e/98edda7ee594.jpg

Прообразом булавы (нем. Streikolben, лат. macia, фр.mасе) является древнейшие и простейшие оружие человека - дубина. В раннем средневековье булава получает высокую оценку, и многие выдающиеся личности охотно пользуются ею, тем самым превращая булаву в жезл полководца. То есть булава была и оружием, и символом власти.

Дубину же в основном применяли крестьяне (так как могли ее сами смастерить), и она широко применялась во всех крестьянских войнах.

Также рыцари использовали палицы (лат, Baculus - палка). Это дубина длиной около 70-80 см, конец которой имеет утолщение (иногда в виде какого-либо зверя).

С XIV века булава становится любимым оружием всадника. Ею, как и боевым молотом или топором, всадник мог разбить шлем противника. Ударом булавы можно было сломать руку, даже хорошо защищенную латами. Не спасали от ударов булавы даже наплечники, только щит мог некоторое время противостоять ударам такого мощного оружия.

Для того чтобы увеличить разрушающее воздействие булавы, ее снабжают шипами.

Такая форма булавы получила название Моргенштерн - «утренняя звезда» (нем. morgenstern). На рукояти длиной не более метра с прочным кожаным темляком укреплялось цилиндрическое или шарообразное навершие из свинца или железа, оснащенное шипами.

http://i066.radikal.ru/1003/53/5d725e4e5b51.jpg

Наиболее практичным оказалось цилиндрическое навершие, и к концу XIV века именно такая форма булавы получила широкое распространение. Также в этом веке появляется булава со вставленными в навершия ребрами (так называемыми перьями) - шестопер (пернач). Это оружие отражало черты готического стиля. Рукоять делали из железа, в результате чего шестопер приобрел внушительный вес, и это существенно повысило разрушительную способность этого грозного оружия. Знатный рыцарь предпочитал шестопер другим видам оружия, он представлялся ему более благородным, чем боевой топор наемника, тем более что уже давно вошло в обычай ношение булавы военачальниками, а могущественные властители и даже императоры использовали в качестве символа своего достоинства булаву - скипетр (похожий на шестопер, только богато украшенный).

http://i081.radikal.ru/1003/49/bbc33de9af0e.jpg

Приблизительно в 1540 году булава реже используется в армии, но еще долго, вплоть до XVII века, дворян невозможно было представить без булавы или шестопера в руке.

Именно это обстоятельство побуждало мастеров богато украшать данное оружие.

На Востоке булава широко применялась с древних времен, так как хорошо подходила для борьбы с тяжеловооруженными всадниками. Турецкая булава чаще всего была изготовлена целиком из металла и имела шарообразное или грушевидное навершие. От турок и татар булаву переняли венгры, и уже в XV веке булава восточных форм встречалась у хорватов и жителей Чехии. В XVI веке венгерские дворяне появлялись при дворе только с булавой за поясом. В Венгрии и в особенности в Польше булава оставалась в употреблении вплоть до XVIII века и в итоге стала символом достоинства офицера и военачальника.

+2

143

Тренировка английских лучников:

+2

144

Можно это сюда запостить?
На первой картинке: Роланд присягает Карлу Великому и получает из его рук Дюрандаль
На второй: Фрагмент Дюрандаля в стене замка Рокамадур

+4

145

Коллекция оружия и доспехов восьмого Лорда Говарда де Уолдена

Замок  Дин (Dean Castle),  родовое поместья клана Бойд. Килмарнок, Восточный Эйршир, Шотландия.

http://i037.radikal.ru/1004/1d/06acd369b81ct.jpg
Меч. Западная Европа, XIII – XIV век.
Этот меч, вероятнее всего, был захвачен у крестоносцев и принят в качестве трофея на вооружение в Александрии, бывшей тогда главным портом мамелюкского Египта. Это типичный рыцарский меч того периода. Крестовина гарды стальная, каплевидное навершие из латуни, очевидно, добавлено позже. Клинок обоюдоострый, чуть ниже крестовины надпись по-арабски, гласящая: "Передан на хранение в Александрийский арсенал по завещанию Его Благороднейшего и Мудрейшего Высочества султана Шабана в 770 году хиджры (AD 1368-9)". На обеих сторонах клинка имеется клеймо неизвестного мастера в виде буквы "S".

+4

146

Кинжалы

http://i054.radikal.ru/1004/fa/c11f853ae502.jpg

Клинок надежный без порока;
Булат его хранит таинственный закал...

Наезднику в горах служил он много лет,
Не зная платы за услугу;
Не по одной груди провел он страшный след
И не одну порвал кольчугу.
(Лермонтов М.Ю.)

Кинжал - один из древнейших видов оружия в истории человечества.
Вероятно, первыми кинжалами были острия копий пещерных людей, сделанные преимущественно из камня или кости и помещавшиеся в кулаке.
Освоение человеком меди и бронзы, не изменило техники, при которой рукоять и клинок изготавливались из цельного куска материала.

http://s46.radikal.ru/i113/1004/b5/9f28b9eeb022.jpg

Длина клинка кинжалов доходит до 30 см, а в исключительных случаях и до 40.

Кинжал является укороченной версией меча и тем самым его предшественником.

Кинжалы бывают самых различных форм, как что касается рукояти, так и что касается клинка.
Но у всех у них хотя бы в зачаточном виде присутствует такой элемент как крестовина, даже если она покрыта бесполезными орнаментами (как, например, у декоративных кинжалов).
С давних пор кинжал является классическим символом людей, торговавших своим военным искусством и в связи с этим зачастую носивших свои богато украшенные кинжалы в очевидно укрепленных ременных ножнах.

http://s004.radikal.ru/i207/1004/00/890b3e679641.gif

Кинжал - это еще и полезный инструмент. Обладание острым лезвием, которое можно легко носить с собой, делает жизнь легче.
Кто будет доставать меч только для того, чтобы отрезать кусок хлеба или перерезать канат?  ;)
Большое преимущество кинжала заключается и в возможности незаметно прирезать своего врага, поскольку в этом случае вы обратите на себя значительно меньше внимания, чем, если воспользуетесь мечом.

И, конечно же, с помощью этого вида оружия любой может предательски нанести удар из-за угла.
Но чтобы выдержать настоящую схватку (даже и против более длинного вида оружия) необходимы невероятные искусность, ловкость и быстрота.

Их очень легко носить с собой, благодаря незначительному весу; да и вряд ли кинжал может помешать хоть в какой-либо деятельности своему хозяину.

Само собой разумеется, что из-за малого радиуса действия у данного вида оружия имеются и огромные недостатки, но кинжал может причинить существенный ущерб, так что обладание им в схватке с безоружным противником почти непреодолимое преимущество.

http://s60.radikal.ru/i170/1004/d3/3474750bedff.jpg

Современный обычай рукопожатия происходит от привычной для личной охраны короля процедуры: каждого посетителя они брали за руку и трясли ее, для того, чтобы могущий быть спрятанным в рукаве кинжал вывалился из него.
Рыцари и солдаты, конные и пешие воины зачастую носили с собой свои мечи, но еще чаще и, прежде всего в места скопления народа, в период Средневековья с собой брался кинжал. Практически никто не мог (или не хотел) позволить себе выйти на улицу без дополнительного и удобного в обращении оружия.

Будучи столь популярным кинжал рассматривался как символ статуса и мужественности.

Далее представлены наиболее популярные в позднем средневековье формы кинжалов:

Квилон

http://s003.radikal.ru/i203/1004/dd/8ca670cda357.jpg

Квилоны появились приблизительно в 1250 году, или немного раньше. Примерно к этому же периоду относится «Библия Мациевского», в которой мы можем наблюдать некоторые из их разновидностей. Изображения квилонов встречаются на многих нагробиях.

Очень часто изготавливались комплекты меч+кинжал с одинаковыми рукоятями, формой клинков (различались только длиной).

Характерная особенность квилонов, по которой их можно легко отличить от всех других средневековых кинжалов – это форма рукояти, а точнее  головки навершия –в виде восьмиугольника, колеса, сферы.

Орендольх (англ.: Eardagger, фр.: Oreillepoignard; кинжал с «ушками», «ушастый» кинжал)

http://s45.radikal.ru/i109/1004/07/af2b8d25c2d7.gif

Назван так не потому, что его носили за ухом, или потому, что им ковырялись в ухе и даже не потому, что им отрезали уши (хотя последнее вполне вероятно происходило).  Название свое он получил благодаря двум характерным пластинкам, прикрепленным к рукояти вместо навершия.

Родиной этого типа кинжала, вошедшего в моду на Западе в XIV веке, является мавританская часть Испании, где его носили еще в XIII столетии.

Кинжал с шайбами(рондель, шайбендольх)

http://s004.radikal.ru/i206/1004/27/bf034e708962.jpg

Эта разновидность кинжалов получает свое название благодаря двум железным дискам, укрепленным по оба конца рукояти для защиты руки.
Когда обладатель такого оружия смыкал свою руку, защищенную латной перчаткой, на рукояти, пластинки перекрывали отверстия в кулаке, и одновременно нижняя пластина становилась удобной опорой для другой руки, благодаря чему предоставлялась возможность нанести более сильный удар и пронзить доспех противника.

Такие кинжалы рыцари носили в украшенных ножнах. Он пережил все моды XIV-XV веков и остался в своей первоначальной форме.

Клинок у этой разновидности кинжала может быть разной формы: начиная с колющего четырехгранника и заканчивая ассиметричным, обоюдоострым ножом.
Кинжал с четырехгранным клинком назывался Misericordia (лат. – Милосердие), так как зачастую его использовали для «избавления» от страданий поверженных в бою рыцарей. Естественно, в схватке с еще здоровым рыцарем этот кинжал тоже был весьма полезен.
(Перевод с немецкого статьи с сайта Companie Sankt Ulrich

Trina (КИР "Берн", (СПб))
http://www.bern.ru/v2/?i=22
http://citadelblog.ru/o-klube/

+5

147

Осадные машины

Все метательные машины можно поделить на три категории по тому, какая сила используется для запуска снаряда.

Тенсионные машины работают по той же схеме, что и лук: разгибаясь, плечо машины посылает снаряд вперед. Этот метод великолепен, так сказать, «в малых формах», то есть для ручного и легкого стационарного оружия, но при увеличении размеров оказывается, что очень трудно подобрать удачные параметры лука. К тому же нередко лук в процессе ломается — с весьма и весьма неприятными последствиями.

Торсионные машины используют более хитрый метод. В пучок натянутых воловьих жил или веревок вставляется рычаг, который вращают до тех пор, пока он не дает должной силы натяжения. Потом его еще доворачивают зарядным механизмом, и, когда рычаг отпускают, сила скрученных жил посылает снаряд.

Наконец, гравитационные машины работают на обычной силе тяжести — то есть противовес запускает снаряд. Такая конструкция оправдана лишь для самых больших машин, когда добиться нужного усилия от торсионной схемы становится невозможно.

Баллиста

Баллиста мечет стрелы или камни примерно по тому же принципу, что и арбалет. Тетива, натягиваемая специальным механизмом (тут уж банальным крюком или козьей ножкой не обойтись!), изгибает плечи баллисты, затем ее отпускают, и плечи, распрямляясь, посылают вперед камень или стрелу.

Слово «баллиста» происходит от греческого глагола «баллейн» — швырять, метать.
У большинства баллист нет единого лука, как у арбалета, а есть два отдельных плеча. Нередко стрелу посылает не изгиб самого плеча, а другая сила: плечо крепится к закрученной веревке. Это называется торсионной машиной.
Но и легких тенсионных баллист тоже немало.

Взводят баллисту чаще всего обычным воротом наподобие колодезного, на который намотана веревка с крюком — крюк удерживает тетиву. Конструкции крюка бывали довольно затейливыми — попадалось даже что-то вроде карабинного замка.

Среди метательных орудий баллисты — самые легкие и мобильные. Поэтому неудивительно, что встречались они и на кораблях, и даже в «конном» варианте (подобно позднейшей конной артиллерии). Такие устройства назывались карробаллистами. (Существовали и передвижные катапульты, но их надо было тащить упряжкой из нескольких волов.)

Карробаллисты в позднейшей римской тактике стали обязательным элементом: так, Вегеций сообщает, что на каждую центурию в обязательном порядке полагается по одной такой машине, приводимой в действие 11 солдатами (стало быть, легион везет с собой 60 карробаллист).

Древние осадные орудия применялись не только при штурме. На деле еще римляне осознали, что против больших скоплений людей баллиста творит чудеса, и вовсе не брезговали применять ее даже в открытом поле.

Еще одно достоинство этого орудия — достаточно высокая прицельность. Опытные солдаты достаточно точно посылают ядра и из катапульт, но тут нужна все же приличная пристрелка. У некоторых баллист было два боевых режима — прицельный и дальнобойный; в последнем варианте вполне можно было надеяться на 500-метровый полет снаряда! Рекорд же дальности древней баллисты составляет 700 с небольшим метров. Прицельность достигалась на много меньших дистанциях — около 100 метров, максимум — 200.

Мощью выстрела баллиста, конечно, не может тягаться с катапультой или требюше. Зато стрела летит по относительно пологой траектории, и можно пытаться угодить ей прямо в ворота крепости; а ядром катапульты, летящим по высокой дуге, это едва ли получится сделать.

Катапульта
Катапульта обладает большим рычагом, один конец которого прикреплен к оси, другой свободен. Свободный конец оснащен либо ложкой, либо «корзинкой» на веревках наподобие пращи (ее часто так и называют — пращей); в эту ложку или корзинку кладут снаряд — как правило, большой камень или, реже, специальное ядро (кое-где применяли еще глиняные кувшины с греческим огнем).

Большинство катапульт приводится в действие так. Ось, к которой прикреплен рычаг, крепится к пучкам жил или веревок (торсионный метод) и накручена почти до предела; ворот тянет рычаг вниз, накручивая веревки еще сильнее. Потом рычаг отпускают — и он отправляет ядро в полет.
Снаряд, естественно, летит по навесной траектории, точность — умеренная, зато его легко забросить за стену. Масса снаряда — килограммов 20-40, иногда даже до 50-60.

Слово «катапульта» — изначально однокоренное с «баллистой», хотя по нынешнему звучанию и не догадаешься. «Ката» означает «против», «для борьбы с чем-либо», а «пульт» — это то же самое искаженное «баллейн», то есть «метать».

Характерная дальнобойность катапульты — около 300-350 метров.
Иногда эти машины собирались прямо на месте из найденных тут же деревьев (с собой везли только металлические части и веревки). Римляне, впрочем, предпочитали возить катапульты с собой в качестве тяжелой артиллерии (баллисты — легкая). Но резво катать их на лошадях не получалось — впрягали быков, как в XIX веке, — в осадные пушки. И на легион полагалось всего 10 катапульт. Нередко машины транспортировали в разобранном виде.

Основное предназначение катапульты при штурме — атака на стены и башни (баллиста может выбирать более мелкие цели, но не проломит серьезную стену). На крепостной стене ее обычно ставили для борьбы с осадными башнями — лучшего средства не найдешь. Применялись катапульты и во флоте — прежде всего для метания греческого огня, пока не нашлось лучшего способа. Корабль — слишком верткая цель для медленно взводящейся и медленно наводящейся катапульты.

Стрельба из этой машины много сложнее, чем из баллисты, и квалифицированные артиллеристы ценились очень высоко.

+3

148

Таран

Простейший таран — это банальное бревно, которое несут несколько человек и бьют с размаху в створки ворот. Дешево и сердито.

Но, по правде говоря, качественные крепостные ворота таким манером можно бить долго и безо всякого результата. Ведь они и железом порой окованы, а сзади стоят подпорки, другим концом воткнутые в землю. В общем, захолустный форт или укрепленный передвижной лагерь взять так реально, а настоящую крепость — не очень.

Как можно усовершенствовать бревно для этой цели? Разнообразно.

Во-первых, хочется увеличить его, но сделать это трудно: слишком длинное застрянет по пути, слишком толстое не ухватишь. Появляются ременные петли, и оказывается, что на них можно раскачивать таран куда эффективнее, чем на руках.

Пробуют оковывать конец тарана; правда, это приходится поначалу делать прямо на месте (не тащить же с собой в походе здоровенное бревно?!), что не слишком удобно. Окованный таран, может, и ненамного быстрее ломает ворота, но, по крайней мере, не разобьется в щепки об окованные створки, что с обычным случается сплошь и рядом.

Главная трудность при взломе ворот тараном — это, разумеется, камни, смола и другие малоприятные штуки, которые обрушивают на штурмующих со стены. Хочется как-то прикрыть штурмовую команду. Римляне используют плотное построение, со всех сторон закрытое щитами — черепаху; она медленно ползает, но прикрывает от части снарядов. Впрочем, здоровенную каменюку черепаха не удержит, да и смола порой протекает насквозь. Изобретается таран с крышей, укрепленной на такой случай.

Однако такую огромную дуру уже не понесешь в руках, и таран ставят на колеса. Сперва — на обычные катки (просто круглые бревна, которые сзади из-под тарана вынимают и переносят вперед); такие системы были у Александра Македонского. Потом — на полноценные колеса. В этой конструкции ничто не мешает подвесить бревно на петли, оковать его конец и заострить, а команда неплохо защищена. Конечно, защита эта далеко не идеальна, но все же шансы выжить у пробивающих ворота куда лучше, чем были раньше... Такими таранами берут Иерусалим, а позже и Рим...

Осадная башня

Совершенствуя идею тарана под крышей, додумались и до такой штуковины, как осадная башня. Здоровенная четырехугольная штуковина, которую снизу толкают солдаты или крестьяне, а сверху сидят солдаты и укреплен перекидной мостик наподобие абордажного.

Есть у такого способа штурма и преимущества, и недостатки.

Плюсы в том, что команда башни полностью защищена от смолы и камней со стен; то есть фактически неквалифицированная часть гарнизона не принимает участия в отражении штурма. Это важно: ведь сплошь и рядом среди бойцов крепости настоящих солдат — всего процентов 20, остальные же — ополченцы, которые только на сбрасывание со стены всякой дряни и годятся. Во-вторых, не нужно ломать ворота или стену. В-третьих, ров (если он не очень большой) тоже перестает быть преградой, мостик попросту перекидывается через него. При удаче штурмующие закрепятся на стене и...
Но все же осадная башня применялась вовсе не так уж часто. Почему?

Главное: ею можно взять далеко не всякую крепость. Если она расположена на достаточно крутом холме — башня не поднимется по склону. Пытались делать башни с наклонным основанием, но обычно это себя не оправдывало. Уклон ведь редко бывает равномерным. А если еще стены достаточно высоки и башня, соответственно, тоже — то устойчивость такой конструкции оставляет желать много лучшего.

Кроме того, башня — просто великолепная мишень для катапульты и любого другого метательного орудия. А когда она-таки рухнет, мало кто из ее команды выживет. И это будут не смертники с тараном, а лучшие бойцы — иначе на стене им все равно не закрепиться.

Наконец, как ни крути, а при штурме команда башни будет в меньшинстве. И если нет реального превосходства в выучке, снаряжении, боевом духе — то все усилия и затраты, вероятно, пойдут прахом. Впрочем, есть шанс успеть поднять еще людей по уже стоящей у стены башне.

Многоэтажные осадные башни древних времен называются еще гелеполями.

+4

149

Требуше в действии. компьютерная анимация.
[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=4DKj9d6L7jY&feature=related[/youtube]
Как работает требуше. Объясняет он на английском, но есть субтитры. В принципе мне, как человеку невоенному, все оказалось довольно понятным.
[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=X8sa3llxxMI&feature=related[/youtube]
Требуше в замке Уорвик:
[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=thiTa8wfZsc&feature=related[/youtube]

И еще вопрос к специалистам: как правильно произносить и писать: Требуше или Требюше? или есть еще варианты? А то не знаю, как говорить ученикам. А в разных источниках разные варианты.

+7

150

Полуторный меч,он же Бастард (англ. bastard-sword)

http://s51.radikal.ru/i132/1005/1e/cc8a6089f024.jpg

Среди средневековых полутораручных мечей отдельного упоминания заслуживают бастарды(bastarde), или «незаконнорожденные» мечи.
Ассоциации с «полудворянином» он получил, потому что не вписывался ни в семейство одноручных мечей, ни в семейство двуручных, вследствие чего он был назван «ублюдок» (именно так переводится слово bastard).

Относительно всесторонняя типология была создана историком и иллюстратором Эвардом Окшоттом, как способ дать определение типам мечей.
Однако, эта типология не дает определения прототипа полуторного меча.

Полуторный меч, с его более длинной рукоятью и клинком, стал особо популярным в течение 14 века и продолжал широко использоваться. 
Он был мощным и универсальным оружием.
Sigmund Ringeck, влиятельный автор руководств по боевым искусствам, пишет, что молодые рыцари должны учиться «бороться хорошо, (и) умело владеть копьем, мечом, и кинжалом весьма храбро».
Очевидно, что даже искусному фехтовальщику на мече, другое оружие и методы его использования также очень важны для сражения.
Однако, для близкого боя пехоты, полуторные мечи ценили из-за их многогранности (в применении) и потенциала убивать.

http://s03.radikal.ru/i176/1005/44/d5f2b5a856d9.jpg

Первые ранние варианты полуторных мечей возникают как просто более длинные версии одноручных мечей.
Есть редкие археологические находки мечей этого типа с конца 12 века.
Искусство владения мечом постоянно совершенствовалось и усложнялось, в соответствии с этим менялся внешний облик и рукоятей мечей.
“мечи в полторы руки”, рукоять которых была приспособлена для удержания ее как одной, так и двумя руками.
Первоначально они не были широко распространены, но уже в первой половине XIV в. “полутораручные” мечи становятся характерным оружием рыцарей.
Их общая длина доходила до 125 см, из которых около 30 приходилось на рукоять. Форма перекрестия отгибается в сторону клинка.
Нередко конец такой дугообразной крестовины расширялся и уплощался. Это давало рыцарю возможность во время поединка, при известной сноровке, захватить клинок вражеского меча между клинком своего и перекрестием и отвести его в сторону и даже вырвать из руки.
Рукоять обматывалась кожаным шнуром или нарезалась поперечными рубцами, чтобы обеспечить крепкий обхват.
Этот тип меча был очень популярен, так как допускал использование как в комбинации со щитом, так отдельно, как с коня, так и пешим.

Полуторные мечи было мощным рубящим оружием и обладали лучшей, чем у нормандских мечей, пробивной силой даже без сварки и закалки.
Они уже легко пробивали кольчугу и разрубали шлем, острый же и узкий наконечник меча мог проникать между пластинами защиты.
Это оружие также точно соответствует современному разговорному выражению "полутораручный меч", как отмечает Окшотт.

http://s55.radikal.ru/i150/1005/f9/e10caa9cd760.jpg

Клинки этих  рыцарских мечей, в Шотландии вставляли в рукоять клеймора, превращая их в двуручники — о чём свидетельствуют металлургические исследования и клейма на клинках).

+7