SHERWOOD-Таверна

SHERWOOD-таверна. Литературно-исторический форум

Объявление

Форум Шервуд-таверна приветствует вас!


Здесь собрались люди, которые выросли на сериале "Робин из Шервуда",
которые интересуются историей средневековья, литературой и искусством,
которые не боятся задавать неожиданные вопросы и искать ответы.


Здесь вы найдете сложившееся сообщество с многолетними традициями, массу информации по сериалу "Робин из Шервуда", а также по другим фильмам робингудовской и исторической тематики, статьи и дискуссии по истории и искусству, ну и просто хорошую компанию.


Робин из Шервуда: Информация о сериале


Робин Гуд 2006


История Средних веков


Страноведение


Музыка и кино


Литература

Джордж Мартин, "Песнь Льда и Огня"


А ещё?

Остальные плюшки — после регистрации!

 

При копировании и цитировании материалов форума ссылка на источник обязательна.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Оружие

Сообщений 91 страница 120 из 170

91

История арбалета
http://www.arbalet.info/read_crossbow.php

Арбалетная стрела
АРБАЛЕТНАЯ стрела также видоизменялась с течением времени. Перед тем как проследить его эволюцию, рассмотрим силы, действующие на стрелу лука. При стрельбе из обычного лука стрела в момент прицеливания должна быть расположена между центром груди лучника и пальцами его вытянутой руки. Относительное расположение этих двух точек определяет направление полета стрелы после отпускания тетивы.

Силы, действующие на стрелу в момент ее отпускания, однако, не совсем совпадают с линией прицела. Отпущенная тетива толкает торец стрелы по направлению к центру лука, а не в сторону. Следовательно, чтобы стрела не отклонялась от заданного направления, она должна слегка прогнуться в момент пуска.

Требуемая гибкость стрелы для традиционного лука налагает ограничение на количество сообщаемой ей энергии. Например, было установлено, что стрела, предназначенная для лука с натяжением до 9 кг, при стрельбе ею из арбалета с натяжением 38 кг может изогнуться так сильно, что ее древко переломится.

В связи с этим в античную эпоху, когда стали использоваться арбалеты и катапульты, были придуманы стрелы новой конструкции. Благодаря тому, что поверхность ложи арбалета обеспечивала совпадение направления движения тетивы с первоначальным направлением полета стрелы, а специальное направляющее устройство позволяло без помощи рук удерживать ее в определенном положении, стало возможным делать арбалетные стрелы более короткими и менее упругими. Это в свою очередь облегчило их хранение и ношение.

О конструкции стрел, появившихся в то время, можно судить по двум дошедшим до наших дней основным типам. Стрела одного типа в два раза короче обычной, лучной стрелы. Она резко расширяется к заднему концу и имеет несколько лопаток, или оперение, которые слишком малы, чтобы стабилизировать стрелу в полете. Торцевая часть стрелы захватывается зацепными зубьями.

Стрелы другого типа не имеют лопаток. Их металлическая передняя часть составляет треть их длины, а деревянное древко сокращено до минимума. Эти стрелы также имеют расширяющуюся к хвостовой части форму. Общая их длина менее 15 см.

Конструктивные особенности этих стрел говорят о том, что мастерам Древнего Рима, которые первыми изобрели их, были знакомы летные качества тел различной формы. Сегодня нам понятно, что оперение, которое предотвращает вращение стрелы в полете, является основной причиной ее торможения. Уменьшение его размеров позволило бы увеличить дальность полета стрелы при условии, что она не поворачивается в сторону, что еще больше затормозило бы ее полет. Этого можно избежать, заострив древко, т. е. сделав его в передней части уже, чем в задней. Если стрела с таким древком начнет поворачивать в сторону, то давление воздуха на более широкую заднюю часть будет выше, чем на переднюю; за счет этого направление полета стрелы выравнивается.

Можно также предположить, что древко имеет центр давления (точка равновесия всех действующих на него аэродинамических сил), расположенный за центром тяжести. На цилиндрической стреле без оперения эта точка будет находиться примерно посередине древка. У расширяющейся стрелы центр давления смещается к задней части. Поскольку центр давления расположен за центром тяжести, устойчивость стрелы с расширяющимся древком выше, чем с цилиндрическим, а за счет отсутствия оперения ее лобовое сопротивление меньше. Расширяющееся древко способствует также более равномерному распределению давления воздушной массы на его поверхность. Используя терминологию современной аэродинамики, можно сказать, что пограничный слой менее подвержен разрушению. Уменьшение длины стрелы также улучшает ее летные качества, поскольку с увеличением длины турбулентность воздушного потока, параллельного цилиндрической поверхности, увеличивается, поглощая большую энергию.

ДРУГИМ фактором, от которого зависит эффективность стрельбы стрелами с расширяющимся древком, является конструкция оперения. Для удержания болта захватывающими зубьями спускового механизма в его оперении делалась специальная выемка. Как и расширяющаяся форма древка, наличие выемки способствует более равномерному обтеканию стрелы воздухом, уменьшению энергопоглощающей турбулентности позади нее.

В раннее средневековье мастерам, изготовлявшим луки и арбалеты, не были знакомы законы движения воздуха и силы, возникающие на поверхности тел при их движении в воздушной среде. Такие понятия, как воздушный поток и лобовое сопротивление, появились только во времена Леонардо да Винчи. Нет сомнения, что арбалетные стрелы были созданы главным образом методом проб и ошибок. Вероятно, их создатели руководствовались стремлением достичь максимальной дальности полета и наибольшей силы удара.

Тем не менее конструкция арбалетных стрел отличается совершенством. Испытания в аэродинамической трубе, проведенные нами в лаборатории аэродинамических исследований Университета Пардю, подтверждают это. Испытаны были обычная стрела для боевого лука, какими пользовались в средние века, относящаяся к тому же периоду арбалетная стрела и два типа стрел для катапульты. Полученные результаты следует интерпретировать с некоторой осторожностью, так как размеры исследуемых объектов, особенно самого малого, приближались к порогу чувствительности измерительной аппаратуры. Но даже при этих предельных условиях эксперимента удалось получить весьма интересные данные. Во-первых, самая маленькая стрела, которая целиком сохранилась, если не считать небольших повреждений в оперении, судя по полученным данным стабильно сохраняла свое положение при всех допустимых углах полета.

Во-вторых, сравнительный анализ отношений лобового сопротивления к массе для всех четырех типов стрел показал, что стрела для лука значительно уступала по своим летным качествам трем остальным. Массу стрелы можно рассматривать как меру ее способности сохранять кинетическую энергию. Если бы все эти стрелы были запущены с одной и той же скоростью, то масса каждой из них определяла бы запас энергии стрелы в начальный момент. Скорость расходования энергии зависит от лобового сопротивления. Малое значение отношения лобового сопротивления к массе означает вероятность того, что дальность полета стрелы будет большой.

У стрелы для лука это отношение примерно в два раза больше, чем у арбалетных стрел. Можно допустить, что если бы средневековым и более ранним мастерам в создании стрел для лука удалось преодолеть конструктивные ограничения, то они могли бы разработать более оптимальную конструкцию. Существующая же конструкция стрелы настолько хорошо соответствовала имеющимся в то время материалам, что ее геометрия не совершенствовалась на протяжении того периода, пока лук считался основным оружием.

ВСЕ ЭТИ усовершенствования диктовались острой потребностью в арбалетах. Часто в мирное время на территории замков размещались гарнизоны, состоящие в основном из стрелков, вооруженных арбалетами. На хорошо защищенных аванпостах, таких, как английский порт Кале (на северном побережье Франции), в запасе находилось 53 тыс. арбалетных стрел. Владельцы этих замков обычно закупали стрелы большими партиями – по 10-20 тыс. штук. Подсчитано, что за 70 лет с 1223 по 1293 г. одна семья на территории Англии изготовила 1 млн. арбалетных стрел.

На основании этих фактов можно сказать, что начало массовому производству было положено задолго до промышленной революции. Подтверждением этому может служить использовавшееся в то время простое приспособление из двух скрепляемых деревянных брусков, образующих нечто похожее на тиски: в имеющиеся в деревянных брусках углубления вставлялась заготовка стрелы для последующей обработки. Для изготовления лопаток оперения использовались металлические пластины с пазами, в которые вставлялись заготовки. Такое приспособление давало возможность получить нужные размеры и симметричную форму лопаток.

Другое устройство – строгальная машина, которая, вероятно, предназначалась как для обточки древка стрелы, так и для прорезания пазов, в которые вставлялись лопатки оперения. Стержни из деревянных заготовок небольшого диаметра было нелегко изготовить на примитивных токарных станках того времени, так как при обработке режущим инструментом заготовки изгибались. В строгальной машине режущий инструмент из металла закреплялся в деревянном бруске с двумя зажимами на противоположных сторонах. Брусок передвигался вдоль зажимного устройства, которое прочно удерживало заготовку стрелы. Режущий инструмент снимал стружку до тех пор, пока брусок не доходил до поверхности зажимного устройства. Таким образом достигался автоматический контроль толщины срезаемого слоя и направления резания. В результате стрелы получались почти одинакового размера.

Отредактировано анабель (23-12-2008 02:25:43)

+2

92

Средневековые метательные машины

2. Классификация и терминология.

3. Тактико-технические характеристики.

    3.1. Арбалеты.

    3.2. Одноплечевые тенсионные машины.

    3.3. Торсионный спрингалд.

    3.4. «Средневековый онагр».

    3.5. Тяговые требюше.

    3.6. Гибридные требюше.

    3.7. Требюше с противовесом.

4. Исторический очерк.

    4.1. Арбалеты.

    4.2. Проблема торсионных машин.

    4.3. Зийар.

    4.4. Требюше.

    4.5. Пороки.

    4.6. Метательные машины и пороховая артиллерия.

5. Краткий обзор средневековых трактатов.

+5

93

Меч викингов – еще один исторический тип меча, результат творчества мастеров кузнечного дела, соединивший в себе повышенные прочность, защитные качества и остроту, «красивость» и «мистичность» этого вида мечей.

http://i043.radikal.ru/0812/bc/03a7a825bff9.gif

Скандинавский меч периода IX-XII в представлял собой длинный, тяжелый обоюдоострый клинок с небольшой гардой.
Следует помнить, что в раннее средневековье, а особенно в Эпоху Викингов, особого искусства фехтования не существовало. Широкий замах, удар, в который вкладывалась вся сила воина – вот тебе и техника.
Колющих ударов у викингов практически не было, что и наложило свой отпечаток на форму лезвия.
Конкретно это выразилось в закруглении, которым нередко оканчивался скандинавский меч. Меч был достаточно длинным (до одного метра в длину). Чтобы им можно было долго, с размаху рубить, лезвие делали максимально облегченным.
Говорят, в те времена именно викинги имели значительно больше знаний процесса плавки, ковки и закалки железа, чем жители остальной Европы.

Викинги всегда славились искусством украшения своего оружия.
Ножны и рукояти мечей также украшались золотом и серебром, лезвия покрывали рунами.
Одним из самых красивых способов украшения мечей был следующий: при изготовлении клинка в рукоять вковывалась поочередно медная и серебряная проволока, отчего рукоятка, торчащая из ножен, получалась «полосатой»

http://s61.radikal.ru/i174/0812/eb/f925336f7c51.jpg

Скандинавы наделяли мечи личностью, духом, а поэтому выделяли его из всего остального оружия.
Как на Руси существовали намоленные иконы, так у викингов существовали напившиеся кровью мечи.
Им давали даже имена, вроде «Raunijar» – испытывающий, «Hunloggi» – пламя битвы... На их лезвия наносили рунные знаки.
Руны широко использовались и в магических целях, как в самой Скандинавии, так и за ее пределами.
Каждая руна имела свое значение, свой скрытый смысл, известный лишь посвященным.
Викинги верили, что с помощью рун можно было и лечить, и уничтожать врагов, придавать оружию силу и тупить вражеские мечи. Они верили, что такой меч может в трудную минуту даже указать путь заблудившимся во фьордах мореплавателям.
Такое дорогое оружие, как меч, в среде викингов было не только оружием или знаком отличия. Мечи ценились как фамильные сокровища.
Так, на барельефе изображена сцена из скандинавского героического эпоса, когда отец отказался дать сыну меч в первый его поход, но сердобольная мать тайком вынесла меч и передала его сыну.

http://i069.radikal.ru/0812/90/757ed8f4a7f4.jpg

+7

94

Средства украшения оружия.
"Когда старинные способы украшения, пришедшие в раннем средневековье в Европу с Востока через Византию, — такие, как эмаль, накладки из чеканной золотой фольги и т. д., — вышли из употребления, то понемногу возникли, в первую очередь в Италии, всевозможные эффективные методы, применявшиеся поначалу грубо и неискусно, но со временем достигшие удивительного расцвета. Нет области прикладного искусства, превышающей по количеству и многообразию требований к мастеру изготовления художественного оружия. Поэтому оценка художественной отделки требует обширных познаний в области средств и способов украшения.

В середине XV века в Италии для доспехов, щитов и т. д. стали использовать гравирование, которое с 1580-х годов нередко сочетали с золочением. Это золочение было химическим, посредством золотой амальгамы, в которую при нагреве до кипения добавляли ртуть. Позолота на всем защитном оружии, клинках и т. д. сделана именно этим способом — огневого золочения. Поскольку техника работы была примитивной, способ был небезопасен для мастера — из-за действия паров ртути. Прочной и красивой позолотой отличаются миланские доспехи работы Фиджино, сделанные в 1560-х годах.

К концу XV века доспехи, щиты и т. д. стали украшать окантовками, полосами и эмблемами, сделанными травлением. Хоть применявшийся в то время способ в целом и известен, но подробностей мы не знаем, и современные подделки пока что очень легко отличить.

Различают высокое травление и глубокое травление, в зависимости от того, является ли изображение выпуклым, а фон соответственно углубленным, или наоборот. В первом случае изображение представляет собой очень плоский рельеф, во втором — приближается к технике гравюры по меди.

По цвету мы различаем травление с чернением и травление с золочением. При травлении с чернением в углубления втирается чернь и едкое минеральное масло, после чего изделие прокаливают, чтобы масло испарилось и чернь соединилась с основой. При травлении с золочением, нередко сочетаемым с чернением, способ тот же, что и при гравировании с золочением.

В принципе способ травления состоял в том, что на поверхность железа или стали наносилась в нагретом состоянии паста, основными ингредиентами которой были воск, битум и древесная смола (однако каждый мастер имел для нее свой рецепт); потом палочкой из дерева, кости или стали либо иглой дикобраза выполнялся рисунок, переведенный с кальки в слабых линиях, причем слой воска процарапывался до металла. После этого вокруг рисунка делали утолщенную рамку из воска и в получившуюся ванночку наливали травитель.

Травитель представлял собой смесь уксусной и азотной кислот и спирта. Рецепт этой смеси каждый мастер тоже хранил в секрете. Впрочем, от нее зависела в основном едкость, а момент удаления травителя, чтобы кислота не разъедала сталь слишком глубоко или рисунок не получился нечетким, определялся по опыту. К повторному протравливанию прибегали весьма редко — только если не была достигнута нужная резкость изображения.

Для отделки немецких доспехов в начале XVI века начали применять очень своеобразные способы. Прежде всего упомянем рисунок на синем вороненом металле. Способ крайне прост. Вороненая поверхность покрывается воском и, как при гравировании на меди, деревянной палочкой на ней процарапывается рисунок — так, чтоб был виден металл. После этого достаточно окунуть обработанное изделие в крепкий уксус, чтобы с очищенных мест сошло воронение. Теперь только надо терпентинным маслом удалить грунт, и остается светлый рисунок на синем фоне. Рисунок на синем вороненом железе нередко и выскабливали. Эту технику мы встречаем еще среди работ XVII столетия.

Другой способ, украшение золотым расплавом (нем. Goldschmelz), в противоположность своему названию представляет собой не более чем вид плакировки золотой фольгой. Украшаемое изделие изготавливают из металла высокой чистоты и нагревают до температуры, когда он начинает менять цвет. Тогда накладывают на поверхность листок фольги и проглаживают полировочным инструментом из стали, благодаря чему фольга прочно сцепляется с основой. На некоторых прекрасных аугсбургских доспехах 1510-х годов мы обнаруживаем украшения, сделанные этим способом.

Один из древнейших способов в отделке металлов — чернение, или ниелло (нем. Niello). Бринкман отмечает, что уже Плиний говорит о подобных египетских работах; этот способ описывает и пресвитер Теофил в своих «Diversarum artium schedula», — столь же полно и даже подробнее, чем Челлини в своих трактатах.

Под чернением (ниеллированием) понимают рисунок, выгравированный на золоте, серебре или другом металле и заполненный темной массой похожего на серу сплава металлов — чернью, «нигеллумом» древних.

Эта техника и поныне используется в крупных центрах прикладного искусства, а также, хотя, возможно, с более низким качеством, — в Туле под Москвой.

Чернь состоит из смеси самых чистых серебра, меди и свинца и пропорции 1:2:3. Этот темно-серый сплав в рисунке на светлом фоне выглядит очень впечатляюще и благородно. Техника ниелло, несомненно, пришла с Востока (где она существует и сейчас, например в Персии) в Италию, откуда в самом раннем средневековье благодаря монахам попала в Германию. Ее можно найти на рукояти и ножнах мечей, вообще на ручном оружии, реже — на защитном. Только на Востоке мы встречаем украшенные чернением шлемы и панцири. В средние века в Европе этой техникой пользовались преимущественно одни итальянцы; в XVI веке ее применение сильно сократилось.

Теперь обратимся к другой декоративной технике, заслуживающей глубокого уважения как за ее не менее древний возраст, так и за огромный художественный эффект, — к инкрустации, или таушировке.

Инкрустирование (нем. Tausia или Tauschierarbeit, ит. и лат. tausia, tarsia, англ. empaistic work) состоит в укладывании золота или серебра в железо или сталь. Некоторые авторы называют ее Damaszierung; это название, аналогичное которому уже многие века применяется во Франции (фр. damasquinage), — неверно и может привести только к путанице. В Италии она появилась в XVI веке как «lavoro all'Azzimina» или «alla Gemina» — оба понятия имеют арабское происхождение.

Техника была известна на Западе еще в античные времена и широко использовалась для колец, пряжек, застежек и т. д. Не была она неведома и германцам, и при Меровингах, у которых, правда, не было оригинального искусства, ее применяли часто и с очень большим мастерством. Позже в Европе она была забыта и существовала только у индийцев, персов и арабов; у последних ей вновь научились испанцы и итальянцы.

С начала XVI века технику инкрустации с чрезвычайным успехом разрабатывали в Толедо, Флоренции и Милане, откуда инкрустированное оружие распространялось по всей Европе, всюду вызывая восхищение.

Способ состоит в том, что на железной пластине резцом гравируется любой орнамент и в сделанные углубления молоточком с плоским бойком забивают маленькие кусочки золота или серебра. Поднутрения канавки, необходимого, как думают многие, для лучшего закрепления инкрустации, в этом случае не делают, потому что пластина с готовым рисунком впоследствии прокаливается и инкрустация прочно соединяется с основой.

Различают два вида инкрустации: плоская, находящаяся на одном уровне с поверхностью пластины, и рельефная, при которой инкрустационный материал выступает над поверхностью изображения, создавая плоский рельеф.

Последняя, встречающаяся в основном в Испании, гораздо сложней, потому что выступающие части требуют дополнительной обработки, в то время как плоскую инкрустацию достаточно отшлифовать и отполировать, прежде чем подвергать железо серой или синей окраске. Следует отметить, что применение способа инкрустирования всегда ограничивается относительно тонкими линиями и участками небольшой площади, а золочение более обширных поверхностей производится золотой фольгой, которая потом разглаживается полировочным стальным инструментом.

Во второй половине XV века в употребление входит декоративная техника, совершенно новая для оружейного дела, — чеканка по железу (нем. Treibarbeit, фр. repoussé.

Правда, чеканка по золоту существовала у разных народов, даже на Крайнем Севере, еще в бронзовом веке (миниатюры, посуда), а в эпоху расцвета Византии она была главной отраслью прикладного искусства, позже чеканные работы по серебру встречаются на шлемах, щитах и т. д. у варварских народов, находящихся под влиянием античной культуры; но характерная для железа твердость до сих пор препятствовала его пластической обработке таким способом.

Только с появлением пластинчатого доспеха искусство оружейников доросло до чеканки по железу, причем в этой технике они сумели создать самые изысканные произведения.

Чеканкой (выколоткой) в узком смысле называют сегодня создание рельефного рисунка на металлической пластине (жести) с помощью различных молотков и чеканов. Это трудная техника, когда дело касается именно железа, потому что заготовку приходится обрабатывать в более или менее нагретом состоянии. Работа всегда начинается с обратной стороны выколоткой общей пластической формы, тонкая обработка производится впоследствии то с лицевой, то с обратной стороны, откуда и французское слово «repoussé» — «противотолкание». Самые знаменитые чеканные работы дали Милан, Флоренция и Аугсбург.

Эмаль как украшение на металле появляется еще в раннем средневековье и много применяется и в ювелирном деле, и в оружейном, Ее развитие мы можем проследить на всех стадиях, от эмали «клуазонне» до совершенных живописных эмалевых полотен.

В самом раннем средневековье перегородчатая эмаль, преимущественно для мечей и щитов, выемчатая эмаль для седел и конской сбруи, а также прозрачная рельефная эмаль, впоследствии часто используемая для отделки эфесов мечей и шпаг, а также обкладки ножен, производились в основном во Франции (Лимож) и Италии (Флоренция).

Слоновая кость, резная или гравированная, в более давние времена применялась главным образом для отделки седел, эфесов мечей и кинжалов, в более новых — также для прикладов, пороховниц.

Резьбой занимались резчики по кости, многие из которых имели вкус и к украшению оружия. Особое ремесло представляло собой гравирование по слоновой кости, ибо эта техника требовала повышенного мастерства: резать поперек волокон кости — это нелегкое дело. Поэтому таким способом выполняли только мелкие работы по слоновой кости.

После завершения гравировки в нее втирали черную или какую-то другую краску, подскабливали и полировали, чтобы цветным оставался только рисунок. Инкрустацию по слоновой кости делали редко, и образцы ее не относятся к шедеврам.

Намного легче поддается обработке дерево, ведь в оружии очень часто встречаются деревянные детали. Это отличный материал и для резьбы.

Но еще более сильное впечатление производит инкрустация по дереву, интарсия (нем. Tarsia или Intarsia), в которой главным образом итальянцы, а впоследствии также немцы создали непревзойденные шедевры.

Удивительно, каких разнообразных эффектов достигает эта техника в зависимости от выбора и состава материала и насколько богатая гамма цветов может быть при этом получена.

В основу, которой здесь всегда является дерево, укладывают кусочки других сортов дерева, но чаще — слоновой кости, оленьего рога, позднее также перламутра, черепахового панциря и даже металла, чтобы они лежали на одном уровне с фоном. Слоновую кость и рог нередко искусно гравируют. Во многих случаях различные инкрустационные материалы сочетаются.

Самое пристальное внимание мастер должен уделить укладыванию частиц в основу, настолько точному, чтобы не оставалось малейшего видимого зазора. Попытки исправить некачественную работу, заполнив зазоры мастикой, видны с первого взгляда, если предмет повернуть к свету: у мастики не бывает блеска материала, она всегда матовая.

Существуют похожие работы, приблизительно 1560-х годов, встречающиеся в основном на прикладах ружей и рукоятках пистолетов, которые выглядят как интарсия на черном мореном дереве, но с таким удивительно тонким рисунком, что изготовление их в этой технике кажется невозможным.

Собственно основу у этих интарсии образует действительно не дерево, а битумная масса, в которую запрессованы кусочки слоновой кости. Самые тщательные исследования показали: эти кусочки вдавливают в черную битумную массу, когда ее в горячем состоянии укладывают на дерево. После охлаждения поверхность выскабливают, слегка полируют и наконец на слоновой кости делают гравировку. Выполненные в этой технике приклады есть во многих коллекциях, но на них до сих пор нигде не обращали внимания. Автор их встречал только на немецких изделиях.

Флоренция, город ювелиров, первой, судя по документам, прославилась как место производства парадного оружия. В начале XV века за ней последовали Милан и Брешия, где оружейный промысел процветал еще в XIII веке, а позже — Болонья и Рим."

Отредактировано Мария Мирабелла (21-02-2009 17:14:22)

+6

95

В.Бехайм. Энциклопедия оружия

Предлагаемая читателю книга «Энциклопедия оружия» является первым переводом труда выдающегося австрийского историка Венделина Бехайма «Руководство по оружиеведению. Оружейное дело в его историческом развитии от начала средних веков до конца XVIII в.» (W. Boeheim. Handbuch der Waffenkunde. Das Waffenwesen in seiner historischen Entwicklung vom Beginn des Mittelalters bis zum Ende des 18 Jahrhunders), опубликованного в Лейпциге в 1890 г. Ее автор — один из признанных в Европе создателей исторического оружиеведения как самостоятельной исторической дисциплины.

За 100 лет, истекших с момента выхода книги Бехайма, знания о военном деле древних значительно умножились. Местами труд австрийского ученого устарел, что отмечено в редакционных замечаниях. Фантазией оказалось утверждение о существовании доспеха с нашитыми кольцами. Последние непосредственно скреплялись между собой, образовывали кольчугу, а не монтировались на ткань или кожу. Ныне определены более точные даты некоторых нововведений. Так, шпоры со звездочкой появились не в конце ХIII в., а в его начале. Крюк для натягивания арбалета стал применяться, судя по находкам, не в XIV, а в начале XIII в. Не мог, естественно, знать австрийский ученый и о многих новых археологических находках, относящихся к VIII—XIII вв., которые изменили представления о развитии мечей, сабель, копий, топоров, булав, шлемов и другого вооружения.

+5

96

Стилет
Испокон веков появление и развитие того или иного вида наступательного вооружения было связано в первую очередь с совершенствованием защиты. Неудивительно, что уже в XII веке параллельно с усилением кольчужного доспеха в Европе зарождается меч колющего типа, предназначенный для его пробивания. Возможно, именно в это время появляется кинжал, явившийся предтечей стилета. Для эффективного пробивания кольчуг в ближнем бою требовалось, помимо меча, вспомогательное, более компактное оружие с достаточно узким граненым клинком. По мнению В. Бехайма, постоянное ношение таких кинжалов начинается в XIII веке. В следующем веке распространение получает и эволюционирует пластинчатый доспех. В ответ на это примерно с первой четверти XIV веке средневековые воины начинают применять массивные длинные (общей длиной до полуметра) кинжалы, форма клинка которых напоминает равнобедренный треугольник, с сечением в форме клина или, опять таки, треугольника. Наиболее известным среди этих кинжалов был т.н. рондель (rondel, нем. scheibendolch) - оружие, ограничитель и верхняя часть рукояти которого были оформлены в виде дисков различного диаметра. По мнению специалистов, такая форма рукояти позволяла провести мощный колющий удар, существенно снижая вероятность травмы кисти. Датированы дошедшие до нас рондели в основном XIV - первой половиной XV вв. Зачастую характерен был граненый клинок и для <почечного> (англ. ballock, нем. nierendolch) и <ушастого> (нем. оhrendolch) кинжалов, популярных в XV-XVI вв. соответственно в Северной Европе и Италии. В это же время многие рыцари пользуются менее габаритными (длина клинка 200-250 и ширина 10-12 мм) часто цельнометаллическими кинжалами. Иногда верхняя часть рукояти имела кольцо, с помощью которого оружие можно было носить на шее (нем. ringknaufdolch). По всей видимости, это и есть знаменитые кинжалы <милосердия> (фр. miserycorde, нем. gnadgott), которыми добивали раненного противника, избавляя его от мучений.

Прямым наследником этих типов короткоклинкового оружия и был стилет (ит. stiletto). К какому же времени относится его появление на авансцене истории? Многие исследователи утверждают, что первые стилеты появились в северо-итальянских городах (в частности, Брешии) в XV веке после выхода ряда указов, запрещавших горожанам ношение холодного оружия. Однако большинство сохранившихся стилетов относится к гораздо более позднему времени: XVII-XVIII вв. Каковы же характерные особенности стилетов? С развитием огнестрельного оружия доспех отмирает, кинжал в руках солдата заменяет пика, а затем и штык. Кинжал становиться неотъемлемым атрибутом городского жителя. Надобность в длинном и массивном клинке, выдерживавшем солидные нагрузки, исчезает. Для постоянного, в том числе и скрытого ношения в населенном пункте, нужен был относительно небольшой образец. Стилет и являлся оружием с не длинным (длина клинков образцов из запорожского музея истории оружия 198, 222 и 225 мм), очень узким клинком, не имеющем, как правило, режущих кромок. Форма поперечного сечения клинка могла быть разнообразной. Встречались эллипсовидные, шилообразные в разрезе клинки. Но наиболее распространенным было оружие с клинками трехгранного, ромбического (<кошачий глаз>) и крестообразного сечения. Например, три из четырех стилетов в экспозиции музея истории оружия снабжены трехгранными клинками без долов, с шириной граней 7, 9 и 10 мм.

Трудно выделить какие-либо национальные типы стилета. Впрочем, классический итальянский стилет начала XVII в. - первой половины XVII в. отличался изящной стальной фигурной рукоятью с небольшой шарообразной головкой и крестовиной в этом же стиле. К этому, так сказать, южно-европейскому типу можно, пожалуй, отнести и экспонаты запорожского музея.

Германскому стилету обычно присуща широкая бочковидная рукоять (обтянутая кожей или перевитая проволокой), а также массивное сферическое граненое навершие. Большинство стилетов имеет либо короткую прямую (реже изогнутую или S-образную) крестовину, либо не имеет ее вообще. Так, прямые ограничители-крестовины стилетов запорожского музея имеют длину 70-90 мм. Правда, на некоторых экземплярах конца XVI первой трети XVII вв. можно встретить развитые эфесы, характерные для даг. Стилеты редко носились открыто на поясе. Обычно это оружие пряталось в рукаве, складках одежды, сапоге.

Стилет как нельзя лучше подходил для защиты и нападения на узких улочках Генуи или Венеции. Узкий граненый клинок имел высокую проникающую способность, почти не оставлял следов на теле. Колотые раны, нанесенные им, плохо затягивались. Естественно, такое узкоспециализированное оружие было действенным в руках прежде всего профессионалов-наемников (т.н. <браво>). Однако есть сведения, что стилеты носили также и законопослушные обыватели разных сословий, представительницы прекрасного пола.

Надо отметить, что стилет был не только оружием горожан. Например, в XVII-XVIII вв. венецианские бомбардиры носили кинжал фузетто (итал. fusetto), подчеркивавший их особое положение. Фузетто XVII в. имели трехгранный клинок со шкалой Каттанео (Cattaneo), состоящей из чисел от 1 до 120 и насечек между ними. К концу века на многих кинжалах появилась упрощенная шкала, которая состояла из продольных углублений на клинке. Существует большое количество версий относительно функционального назначения этой шкалы: якобы, она использовалась для точного отмеривания порций пороха, для измерения угла наведения пушек и т.д. На самом же деле шкала Каттанео служила для определения калибра артиллерийских орудий и боеприпасов. Говорят, что кончиком фузетто пушкари чистили запальное отверстие орудий, при необходимости - прокалывали зарядный картуз. В случае опасности захвата пушек неприятелем боевой конец стилета обламывался в запальном отверстии, тем самым орудие на время выводилось из строя. Известно, что в Венеции со 2-ой половины XVIIв. право носить стилеты сохранили за собой только артиллеристы. Поэтому на многих образцах короткоклинкового оружия появляется точная копия шкалы, насекаемой на фузетто. Соответственно, численность <бомбардиров> в городе значительно возросла. Интересно, что цифровая шкала была в те времена более или менее стандартной, поэтому встречающиеся в музейных коллекциях <неуставные> фузетто являются, скорее всего, подделками XIX-XX вв.

Постоянные запреты на ношение короткоклинкового оружия в городе привели к появлению разнообразнейших маскированных кинжалов. Стилеты прятали в столовых приборах, курительных трубках, расческах, дужках очков, тростях. Последние стали в конце XIX - начале XX вв. неразлучным спутником и порой единственным защитником европейского обывателя. Трости из музея истории оружия имеют четырехгранные клинки, резные костяные рукояти с изображениями мифических героев и животных.

Одним из видов замаскированного оружия стало оружие трансформируемое. Как правило, в <походном> положении кинжал маскировался под безобидный бытовой предмет (ножницы, циркуль), который не привлекал особого внимания со стороны правоохранительных органов и был всегда на виду. В критической ситуации путем несложных действий этот предмет превращался в оружие. Яркий пример трансформируемого оружия стилет-циркуль из экспозиции музея истории оружия. Экспонат общей длиной 442 мм состоит из двух половинок, шарнирно закрепленных между собой в головке рукояти. При сильном сжатии рукояти половинки образуют ромбический в сечении клинок длиной 312 мм (ширина грани 9 мм).

Последние двести лет стилет, преображаясь, то исчезал, то снова появлялся. Не обделяли вниманием его военные и в XIX в., достаточно, например, вспомнить французский абордажный кинжал 1833 года. Встречался стилет и на полях Первой мировой войны. На страницах журнала <Клинок> много внимания было уделено американскому траншейному ножу образца 1917 г., тычковым ножам фирм Robbins and Dudley, Cogswell and Harrison. К этим образцам можно добавить и французский траншейный кинжал 1916 конструкции Кутро, и многочисленные русские окопные стилеты. В Италии в 1925 г. для офицеров добровольной милиции национальной безопасности (M.V.S.N.), колониальной полиции и ряда других частей был официально введен стилет, изготовленный на основе итальянского штыка обр. 1870 г. к карабину Веттерли-Витали. Кстати, шилообразные, 3-4-гранные штыки также родственники стилета. Прошел стилет и сквозь бури Второй мировой: цельнометаллический трехгранный (<кинжал в рукаве>) был излюбленным оружием сотрудников английских и американских спецслужб. Ну, а сейчас в витринах украинских оружейных магазинов любители ножей могут созерцать стилеты от Cold Steel, выполненные из материала zytel.

Отредактировано Евгения (25-02-2009 21:11:53)

+3

97

Дага
Одной из наиболее интересных разновидностей ренессансного западноевропейского  холодного клинкового оружия стал кинжал под названием «дага». Развитие дворянской культуры и аристократического самосознания спровоцировали у представителей привилегированного сословия болезненно чувствительное понимание законов чести-свода неписанных этических правил социального поведения, диктуемых со стороны общества благородному человеку. Следствием этого стало появление традиции мщения оскорбленной или задетой чести вызовом на поединок - дуэль. Поведение дуэлянтов во время поединка регламентировалось дуэльным кодексом чести, важнейшей частью которого были правила выбора и использования дуэльного оружия.

Большинство фехтовальных школ того времени учили защищаться и парировать удары противника левой рукой. Для этого мог использоваться маленький щит-кулачник, намотанный на руку или удерживаемый в левой руке дворянский плащ-капа или вторая шпага. Но большинство школ фехтования отдавали предпочтение парированию кинжалом. С развитием дуэльного оружия и появился особый кинжал для левой руки - дага. Дага использовалась не только для пассивной защиты, парирования и отклонения ударов противника. Ее прямым обоюдоострым клинком можно было наносить весьма опасные удары на короткой дистанции, в ближнем бою. В дуэльной практике были нередки случаи, когда пронзенный насквозь шпагой соперника тяжело раненый дуэлянт успевал поразить дагой уже возомнившего себя победителем врага. Нередко, столкнувшись с искушенным в фехтовании противником, дуэлянты, отбросив шпагу и очертя голову, стремительно бросались на соперника с одной лишь дагой, рассчитывая с ее помощью одолеть противника на той дистанции, где он не может использовать свою шпагу или рапиру.

В конце XVI - начале XVII в. сначала в Испании и Италии, а затем и по всей остальной Европе распространился вид даги, гарда которая состояла из прямой крестовины с длинными концами и защитной листовидной дужки в виде выгнутого треугольного листа.

+1

98

"Моргенште́рн" (нем. Morgenstern, «утренняя звезда») — бронзовый шарик с ввинченными в него стальными шипами. Использовался в качестве навершия палиц или кистеней. Такое навершие сильно увеличивало вес оружия — сам моргенштерн весил более 1,2 кг, но оказывали сильное моральное воздействие на противника, устрашая его своим видом. Наибольшее распространение получил цепной моргенштерн, в котором шипастый шар соединялся с ручкой посредством цепи. Хотя использование моргенштерна и увеличивало тяжесть ранений, наносимых противнику, но сильно затрудняло ношение оружия, его шипы мешали точному попаданию, цепляясь за близкие предметы, и часто застревали в щитах или доспехах.

Моргенштерном также называлась шипастая дубина либо булава с шипастым навершием, описанным выше.

+4

99

http://s49.radikal.ru/i124/0902/22/b656e19237e5.jpg

Моргенштерн

Отредактировано Евгения (26-02-2009 19:25:46)

+4

100

C интересом читая здесь про тематику оружия, не могу не поделиться ссылкой на свеженайденную книжку про луки и арбалеты.
Может кому-то в оффлайне будет интересней почитать.
http://netz.ru/vaka66/67048/
Сам ее просмотрел. Сравнил с тем, что читал ранее.
Качество сканирования где-то на 3;
Иллюстраций на 3-;
Качество текста на 4- или 3+.
Интересность для неспеца на 4 или 4+.
Не все там нашел, о чем читал и ранее, но некоторые вещи показались интересными.
А хотелось найти про китайские многозарядные арбалеты.
Видел их и "в действии" как-то на канале Дискавери в сюжете про оружие древнего Китая.
Про них в этой книге не нашел нужной инфы. :(

+2

101

То, о чем говорил Bobby.
Две линии здесь, правда, только.
http://www.historic-uk.com/HistoryUK/Ke … s1-big.jpg
+
Английские лучники времен "Войны роз".
http://www.historic-uk.com/HistoryUK/Ke … s3-big.jpg

Отредактировано Marion (01-03-2009 13:42:45)

+4

102

http://s55.radikal.ru/i149/0903/55/b1e755c5874f.jpg

Просто стрелы.

+3

103

Рубить или колоть – вот в чем вопрос…: Клинок.

Это ссылка на статью из журнала "Популярная механика" за февраль 2009 года.

+8

104

Shell
Огромное спасибо! Отличная статья и особенно комментарий к ней!

+1

105

Dimuchin,  я   рада, что статья понравилась  :)

0

106

http://s41.radikal.ru/i093/0903/15/228490850852.jpg

Фотография сделана во время весенней ярмарки в Старой Риге

+6

107

Требуше - король камнеметов

Как известно, Давид поразил Голиафа камнем, выпущенным из пращи. Тысячелетняя эволюция этого простейшего оружия привела к созданию сложных гравитационных метательных машин, то есть таких, чье действие основано на использовании силы тяжести (их также называют баробаллистическими). Их королем по праву считается ТРЕБУШЕ!
http://s40.radikal.ru/i087/0905/2e/3457670c2462.jpg
Палка-пращеметалка

От внимания древних пращников не ускользнуло, что чем длиннее рука с пращой, тем дальше и сильнее летит камень. Удлиняется рычаг, сказали бы мы теперь. Вот кто-то и додумался однажды прикрепить пращу к палке – один ее конец закрепляется намертво, другой, оканчивающийся петлей, надевается на гвоздик, вбитый рядом (его называют «зубцом»). В исходном положении, когда стрелок держит пращеметалку горизонтально к земле, свободный конец свисающей пращи держится на зубце, но в процессе маха, когда палка достигает вертикального положения, захлестывающая праща обгоняет ее и соскальзывает с зубца, раскрывается – и камень вылетает из пращевой сумки в сторону противника. Кроме удлинения рычага, мах можно усилить и по-другому: например, совершать его двумя руками сразу и одним движением вместо многократной раскрутки обычной пращи. Точность убывает, зато сила и КПД значительно возрастают.

До пращеметалки додумались одновременно в разных частях света – и на Дальнем Востоке, и в Позднеримской империи, где она была известна с IV века под названием «фустибал», и даже в доколумбовой Америке. В Европе она продержалась до конца XIV века, находя особенно широкое применение при осаде крепостей и на кораблях.

http://s40.radikal.ru/i087/0905/4b/861c5ee8f7fd.jpg

Иллюстрация к Historia Major английского хрониста Матвея Парижского, ок. 1240 г. Моряки-крестоносцы используют фустибалы.

Станковый пращемет

В Китае в V-IV веках до н.э. палку с пращой значительно увеличили в размерах и установили на столб с рогаткой или кольцом наверху. К свободному концу метательного рычага прикрепили тяговую веревку. В исходном положении праща со снарядом была опущена к земле, а тяговый конец метательного рычага поднят вверх. Стрелок резко дергал за тяговую веревку, метательное плечо рычага взмывало вверх, праща захлестывала, раскрывалась, и снаряд летел вперед. Устройство из носимого превратилось в стационарное, точность не возросла, зато прибавилось силы. Особенно когда к тяговому концу стали приделывать что-то вроде щетки, а к ней не одну, а много тяговых веревок. Десять стрелков могли без особого усилия запустить увесистый камень – ведь метательная балка лежала на опорном столбе. Применялся станковый пращемет в основном при осаде и обороне укреплений.

Петробольцы

В течение почти тысячи лет это изобретение не покидало пределов Китая. В Европе, точнее – в Византии и прилегающих землях, оно впервые зафиксировано в 580-е годы под названием «петробол», то есть камнеметатель. Как оно туда проникло – не ясно. В начале VII века петроболы массово применяли уже не только византийцы, но и авары со славянами, персы, немного позже арабы и вестготы. Вскоре они оттеснили баллисты и катапульты античного образца. Теперь в Византии их называли манганами, откуда произошли арабское «аль-манджаник» и западноевропейское «мангонель».

http://s45.radikal.ru/i109/0905/64/4afa2cc5a94f.jpg
«Мангонель» из Тиффожа, совр. реконструкция

В раннем Средневековье крупным потребителем сложной осадной техники был Арабский халифат – его расширению способствовала не только легкая конница, но и машины, обрушивавшие на вражеские укрепления град камней, а с 670-х – и горшков с составами на основе нефти. Арабо-византийские войны привели в начале VIII века к очередному усовершенствованию – появлению гибридного требуше. У гибридного требуше (во Франции их называют бриколями) короткое тяговое плечо метательного рычага снабжено небольшим противовесом, уравновешивающим более длинное метательное плечо. Это облегчает работу тяговой команды и позволяет делать машины более крупного размера, стрельба становится более точной.

http://s60.radikal.ru/i170/0905/56/ffce59328036.jpg
Гибридный требюше(бриколь). Миниатюра из «библии Мацейовского» (ок. 1250 г.). Изготовлена по заказу французского короля Людовика IX.

В начале 800-х тяговые требуше у арабов переняли франки, в X веке они достигли Германии, около 1100 года – Польши, в 1134 году впервые зафиксированы в Дании, где их использовали до конца XIV века.

Тяговый требуше оказал значительное влияние на тактику обороны и осады крепостей, поскольку позволил использовать в перестрелке все гражданское население. Наступающий мог градом камней сбить деревянные укрепления вместе с защитниками со стен и валов либо горшками с горючей смесью создать пожары в городе. Обороняющие могли обескуражить идущих на штурм и поджечь их осадные сооружения. И это не теория – например, вождь альбигойского крестового похода Симон де Монфор погиб под стенами Тулузы в 1218 году от камня, пущенного из ручного требуше тулузскими женщинами.

Однако каменные укрепления, даже их зубцы и парапеты, тяговый требуше разбивать не мог. Попытки использовать по сотне тяговых веревок создавали организационные сложности, но проблему не решали – чтобы проломить каменную стену, нужно многократно бить в один и тот же участок. В результате тяговый камнемет оставался преимущественно противопехотным средством.

Франкский манджаник

Решение нашли в XII веке в Восточном Средиземноморье, скорее всего в Византии, хотя думали над этим многие. Доказательством служит трактат Мурда ат-Тарсуси, жившего в Александрии в последней трети XII века. Так называемый «персидский манджаник» ат-Тарсуси еще сохраняет пропорции тягового требуше, но тяговая команда в нем заменена сетью, наполненной камнями. Причем этот противовес должен был опускаться в глубокую яму, которую надо было выкопать заранее. Помимо метания камня весом более 100 кг противовес натягивал тяжелый арбалет. Для подъема противовеса пришлось использовать ворот.

Но наиболее быстро требуше с противовесом совершенствовался в католической Европе. При осаде Акры участниками III Крестового похода в 1189–1191 годах огромные требуше использовались обеими сторонами, причем франки смогли разрушить часть мощной городской стены после длительного обстрела.
http://i049.radikal.ru/0905/f9/954a02d0a74c.jpg
Это было нечто новое в осадной технике – прежде каменные стены разрушали только тараном. В XIII веке требуше с противовесом (его называли также фрондиболой, в Германии блидой, на Руси пороком, были и другие имена) широко использовался по всей Западной Европе и быстро достиг совершенства. В 1212 году он появился в Германии, в 1216-м – в Англии, к началу 1230-х годов – на Руси. Наконец, в 1276 году мусульманские источники зафиксировали его появление в Китае под характерным названием «франкский манджаник».

«Большая Берта» Средневековья

Некоторое время сосуществовали два типа требуше – с фиксированным и с подвешенным противовесом. Первый более прост по конструкции, что было очень важно в Средние века.
http://s40.radikal.ru/i088/0905/2c/4cae13455e73.jpg
Взведение требуше с фиксированным противовесом

Постепенно выявились недостатки фиксированного противовеса. Его приходилось делать сплошным, обычно из дорогостоящего свинца, поскольку содержимое неплотно наполненного ящика или мешка перекатывается во время падения противовеса. Кроме того, фиксированный противовес склонен долго раскачиваться после выстрела и сильно сотрясать опорную конструкцию. Оптимальной считается конструкция с подвешенным противовесом, который быстро стабилизируется после выстрела. Он представляет собой обычный ящик, наполненный любыми доступными материалами (землей, песком, камнями), причем вес его легко меняется.
http://i017.radikal.ru/0905/b2/6eccf7fa355e.jpg
требуше с подвешенным противовесом

Большой стенобитный требуше рассчитан на метание каменных ядер весом по 100–150 кг, то есть диаметром 40–50 см, на расстояние не менее 150–200 м. Такой вес ядра является оптимальным компромиссом между ударной мощью и удобством обтесывания вручную и переноски на носилках. Расстояние в 200 м все еще позволяет стрелять точно, но избавляет от необходимости помещать машину в зоне прицельной стрельбы из луков и преодолевать внешние укрепления (рвы и валы). Из этих базовых требований, известных по средневековым письменным источникам, вытекают габариты машины – метательный рычаг длиной 10-12 м, опорная стойка высотой около 7 м, противовес порядка 10-15 тонн. Команда из 40 плотников средней квалификации под началом опытного ингениатора (мастера по изготовлению и применению требуше) сооружает стенобитный требуше из дубового бруса дней за десять, опытный каменщик обтесывает одно ядро за 5-6 часов. Правильно построенная и пристрелянная машина способна устойчиво попадать в квадрат площадью 5х5 м со скорострельностью около двух выстрелов в час. В результате за несколько часов пробивается брешь в двухметровой гранитной стене, стандартной для замков XIII-XIV веков.
http://s40.radikal.ru/i090/0905/3c/22f431fca5b8.jpg
Оружие плотников

Конструкция требуше проста и очевидна – любой мастеровитый человек может соорудить небольшую модель и убедиться в ее дееспособности (этим баловались уже в позднем Средневековье)

http://s52.radikal.ru/i136/0905/02/4f1f2fde5269.jpg
Праща – это веревочная сетка, в которую укладывается тяжелый снаряд (обтесанный до круглой формы камень). Один конец пращи крепится к рычагу стационарно, второй надевается на регулируемый зубец на конце рычага
http://s55.radikal.ru/i150/0905/40/a3db88ae85b9.jpg
Опорная ось рычага – это самое нагруженное место в конструкции требуше
http://s48.radikal.ru/i120/0905/9e/8598c7a0d86f.jpg
Ящик для грузов, играющий роль противовеса, наполняли землей, песком или камнями, подбирая нужный вес и тем самым регулируя мощность требуше
http://s39.radikal.ru/i085/0905/2d/794ba0fe5371.jpg
Сложная система блоков и воротов облегчала поднятие тяжелого противовеса и взведение требуше
http://s46.radikal.ru/i111/0905/43/2d0e28474fdb.jpg
Желоб, расположенный под длинным плечом метательного рычага, на начальном этапе выстрела играет роль направляющей для снаряда

Но есть и свои секреты. Идеальное соотношение между противовесным и метательным плечами рычага должно составлять 5,5:1. Праща должна быть как можно более длинной, но не задевать за землю после выхода из желоба, куда ее укладывают перед пуском. Очень важна прочность всей деревянной конструкции и пращи – только опытный ремесленник может найти компромисс между экономией материалов и долговечностью. Оси противовеса и метательного рычага для легкости вращения смазывают свиным жиром. Зубец должен быть достаточно прочен, но способен сгибаться или менять длину – от его наклона и длины зависит момент раскрытия пращи и, следовательно, траектория полета снаряда. Впрочем, вертикальную наводку можно менять и изменением длины пращи (для этого на ней можно сделать набор петель вместо одной), а также и весом противовеса, хотя последний метод более груб. Горизонтальную наводку осуществляют, подцепляя ломом станину. Поскольку машину тяжело передвигать таким способом (даже с разгруженным противовесом она весит тонн семь), лучше ее сразу строить на правильном месте. Важно продумать конструкцию спускового устройства (есть несколько подходящих типов замков), от этого зависит техника безопасности. Разным может быть и устройство ворота – кто-то предпочтет вертикальный ворот, кто-то горизонтальный кабестан, а для больших машин особенно популярны «беличьи колеса» (чем больше диаметр ворота, тем выше передаточное число).
http://s60.radikal.ru/i167/0905/40/af9e2e71d9ad.jpg
Невысокоточное оружие

Хотя требуше с противовесом происходит от тягового, они принципиально различаются. КПД требуше с противовесом значительно выше, поскольку он может использовать пращу максимальной длины. Он экономит и людские ресурсы. Его движитель, то есть противовес, не накладывает ограничений на мощность – можно обеспечить метание снарядов даже в тонну весом. Главное же, из требуше с противовесом возможна предсказуемая стрельба.

Заметим, что стрельба из требуше не является в строгом смысле «точной». Из большого требуше нельзя прицелиться, чтобы надежно поразить мишень первым выстрелом. Это первое в истории орудие, стреляющее «артиллерийским» способом, то есть «захватом в вилку». Первый выстрел можно рассчитать только приблизительно (для этого желательно обладать геометрическими познаниями), но грубость конструкции в любом случае вызовет большую погрешность. Затем корректируется горизонтальный угол и крутизна траектории, промахи уменьшаются, и наконец цель накрывается, после чего можно делать повторные выстрелы из найденного оптимального положения до окончательного результата.

http://s48.radikal.ru/i120/0905/09/4901d7773522.jpg
Фазы выстрела из требуше

В то же время использование ворота для подъема противовеса резко снижает скорострельность. Поэтому большой требуше выгодно использовать только против крупных, прочных, неподвижных целей – для разрушения стен, домов, вражеских метательных машин, таранов, осадных башен. Достоинством является и способность метать снаряды любого размера и формы, включая живых и мертвых пленных, разную падаль для передачи заразных болезней и т.д.

Средневековый пулемет

Главным достоинством тягового пращемета была исключительная простота изготовления и применения. С собой необходимо иметь только веревки и несколько небольших простейших металлических деталей, все остальное плотник средней квалификации может изготовить на месте за считанные часы. Для метания используются камни или горшки со смолой. Тянуть веревки способны даже женщины и старики. Минимальный навык требуется только от наводчика – воина, который висит на праще перед запуском, ориентируя ее в горизонтальной плоскости. Современные энтузиасты ухитряются метать до 1000 булыжников в час, а скорострельность 10 выстрелов в минуту считается нормальной. Это сравнимо с темпом стрельбы опытного лучника. Из этого орудия можно стрелять навесом, что позволяет перебрасывать снаряды через крепостные стены.

http://s58.radikal.ru/i161/0905/f8/c78345be8b50.jpg
Метание отрубленных голов, «Histoires d'Outremer» XIII века
http://s45.radikal.ru/i108/0905/d5/e9e9d1fd08b6.jpg
Переброска пленного, французский манускрипт XV века

В то же время ни о какой точности говорить не приходится, стрельба производится только приблизительно в сторону цели на дальность 50-100 метров. Причем эти недостатки органичны для тягового требуше – невозможно добиться, чтобы тяговая команда производила каждый выстрел с одинаковой скоростью. В Китае применялись машины со 125 тяговыми веревками на два человека каждая, запускающие 60-килограммовые камни, но и они стреляли не далее 70-80 метров.

Первые инженеры

Сегодня конструкция средневекового требуше кажется нам простой и очевидной, но для человека того времени это было не так. Надо было обуздать, расчетливо использовать такую силу, какую он прежде никогда себе не подчинял. Ни одна торсионная катапульта и близко не сравнится с мгновенно высвобождаемой энергией 20-тонного противовеса, падающего с высоты 5-10 м. Для средневековых людей это было сродни покорению ядерной энергии.

http://s50.radikal.ru/i129/0905/b3/d455512ad674.jpg

Такое тяжелое устройство было непросто изготовить, очень трудно передвинуть, тщательно отесанные и взвешенные ядра стоили недешево. Очень важен был выбор оптимальной конструкции и наиболее уязвимого места в разбиваемой стене, предварительный расчет траектории стрельбы, увязка траектории с весом снаряда, противовеса, длиной пращи, наклоном зубца. Любая ошибка стоила дорого, зато и результаты ценились по достоинству. Раньше надо было засыпать ров, сделать насыпь к стене, подтащить вплотную тяжеленный таран и долго им долбить под градом глыб, бревен и потоками горящей смолы, выливаемой сверху. Сотни и тысячи людей трудились месяцами и не всегда успешно. Теперь с той же задачей справлялись человек сто за пару недель и без большого риска.

http://s47.radikal.ru/i115/0905/51/880590a2febf.jpg
требуше разных видов. Современная реконструкция

Позже именно от слова «ингениатор» произошло слово «инженер». Изучение работы требуше с противовесом породило первые средневековые попытки задуматься над понятиями гравитации и вектора силы.

Оружие ханов

Каким бы шагом вперед ни был стенобитный требуше, уже в 1330-х годах он стал отставать от развития обороны. Стены крепостей стали толще, а главное, развилась техника контрбатарейной борьбы – легкие оборонительные требуше были более скорострельными и разбивали тяжелые осадные машины еще до того, как те успевали сделать пролом в стене. Началась эпоха пороховой артиллерии. Окончательно бомбарды взяли верх в Европе в 1420-х. Некоторое время требуше еще использовали для метания зажигательных снарядов навесом, но затем эту роль взяли на себя мортиры. Последний пример использования требушеов в Европе относится к 1487 году (осада испанцами мавританской Малаги). Но в Средней Азии в Кокандском ханстве они продержались до 1808 года!

Теперь это столь же простое, сколь и остроумное устройство тешит реконструкторов всех мастей. Трудно придумать другой способ прочувствовать все прелести артиллерии с такими малыми затратами и усилиями.
http://i042.radikal.ru/0905/b3/63475aac2527.jpg

Дмитрий Уваров
http://www.clubavalon.ru/menatarms/trebuchet/

+12

108

Боевые топоры викингов.
http://i077.radikal.ru/0906/db/cb9fb3cf85c7t.jpg

Корабль викингов же. Реконструкция.
http://s61.radikal.ru/i171/0906/18/1236cd10d460t.jpg

+5

109

Меч и доспехи

http://i011.radikal.ru/0906/07/447916c795e3.jpg

+4

110

ВОЗВРАЩЕНИЕ РОБИН ГУДА. - Наука и жизнь. - 2008. - №5
Когда именно человек впервые натянул тетиву на слегка изогнутый сук и послал в цель стрелу, точно не известно, но произошло это уж никак не меньше 15 тысяч лет назад. Фактически история стрелкового лука по протяжённости равна истории человечества. И даже потеряв свое значение как боевое и охотничье оружие, лук отнюдь не оказался забытым, подобно другому метательному устройству — праще. сегодня стрельба из лука переживает новый всплеск популярности в мире. В качестве спорта, охоты, развлечения, хобби ею занимается огромное число жителей планеты (только в США в стрелковых клубах состоит более 7 млн членов), и в последние годы оно стремительно растёт.
Читать далее:
http://www.nkj.ru/archive/articles/13940/

+5

111

Чем был меч для средневекового рыцаря.

Рыцарский меч… Сколько легенд, сказаний, да и историй, похожих на правду рассказано об этом замечательном оружии.
Меч в те времена был очень дорогим оружием. Его даже передавали по наследству.

http://i080.radikal.ru/0907/1a/b49e6be19ec0.jpg

Рыцарь мог сломать копье, потерять коня, отбросить щит, но меч… «Как для рыцаря меч» – так говорят о самом дорогом для человека. Недаром идиома «сломать меч» навсегда стала синонимом поражения.

http://s59.radikal.ru/i164/0907/43/4d859973b313.jpg

Конечно, во времена короля Артура, да и много позже, наряду с мечом применялось множество видов другого оружия :секира (боевой топор),палица, булава, чекан – узкий боевой молот на длинной ручке (он же клевец), моргенштерн (шипастый шар, прикрепленный короткой цепью к деревянной рукоятке).
Копьё в ближнем, особенно пешем, бою неудобно, к тому же оно легко ломается, а все перечисленные виды оружия были в пешем бою куда надёжнее и удобнее, да и всё это оружие обходилось гораздо дешевле меча. По сравнению с ними у меча было только одно преимущество – им можно колоть.

Иное дело – конный воин. Скорость, с которой сближаются конники, не позволяет наносить множественные удары – часто один удар решал, кто победит.
Кстати, рубящий встречный удар мечом у конника гораздо сильнее, чем у стоящего пехотинца.
Удачный колющий удар в несущегося на огромной скорости противника пробивал любой доспех.
Пехотинцы могут остановить конницу только плотным копейным строем, во всех остальных случаях конный воин имеет перед пешим неоспоримое преимущество. И именно мечом удобнее пробиваться сквозь плотный строй пехоты.

http://s60.radikal.ru/i169/0907/dc/0999b88005c2.jpg

В крестовых походах рыцари-крестоносцы столкнулись с легкой конницей арабов – саррацинов, главным вооружением которых была кривая сабля.
А ведь не переняли её, как, например, древние римляне испанскую саблю.
Легкая булатная сабля, легко перерубающая гвозди, оказалась бессильна против закованных в доспехи рыцаря.
А колющий или рубящий удар острого, сужающейся к концу тяжелого полуторамерового стального лезвия легко пробивал любой арабский доспех, в том числе и щит. Да и помолиться для просьбы милости Господней легко, достаточно воткнуть меч в землю. Вот и походный алтарь с крестом…

http://s52.radikal.ru/i138/0907/7b/0cb024a900e3.jpg

А уж как символу статуса мечу просто не было равных! Высокая стоимость хорошего длинного меча (по сравнению с другим оружием) делает его доступным лишь для состоятельных людей. Меч всегда находился при своём владельце, и по нему можно легко определить, с человеком какого социального уровня имеешь дело.
Следовательно, именно меч выделял рыцаря из массы других людей, символизируя его социальное превосходство.
Человек, хорошо владеющий мечом, не задерживался долго на нижних ступеньках социальной лестницы.
Кстати, посвящение в рыцари в те времена тоже производилось мечом. Над посвящаемым делались некие «священные» манипуляции.
Приведу пример посвящение в рыцари у тевтонцев.
Своим мечом, Магистр плашмя касался плеча кандидата на рыцарство и говорил: Перенеси этот удар, а после - ни одного.

http://s58.radikal.ru/i162/0907/36/ffb60d0d3349.jpg

Из книги «Пасынок судьбы» Владислава Русанова:
"Меч для рыцаря не просто инструмент, как топор для плотника или мастерок для каменьщика. Он друг. Потому что не только защищает, но и кормит. Попробуй, не окажи ему должного внимания – подведет в трудную годину.
Застрянет в кости врага, вывернется из руки… Заклинит в ножнах… Да мало ли.
Меч надо холить и лелеять. Точить оселком, смазывать в сырую погоду. И, конечно, упражняться, упражняться, упражняться! Ведь рыцари вынуждены полагаться только на силу рук, меч, на удачу и милость Господню."

http://s59.radikal.ru/i164/0907/99/0ecb5b18c19f.jpg

+8

112

http://s50.radikal.ru/i130/0907/e2/0354a73b4773.jpg

Лук, стрелы и охотничий рог. Экспонаты исторической выставки из Турайдского замка.

http://s58.radikal.ru/i162/0907/53/ec882b08fa57.jpg

Арбалет.

http://s52.radikal.ru/i138/0907/a3/c05adc652aaf.jpg

Оружие древних ливов, первых коренных жителей территории Латвии, до прихода балтов.

http://s57.radikal.ru/i158/0907/1b/e16b1fbb8e8c.jpg

Наконечники стрел.

http://s46.radikal.ru/i112/0907/a1/d3b6586dfe2d.jpg

Ядра.

+6

113

Возможно, кому-то пригодится.
Эварт Окшотт

http://i025.radikal.ru/0907/4a/5338ad83b0ed.jpg

По ссылке лежит знаменитая книга книга Окшотта в электронном виде. Формат пока Djvu. Перегоню в DOC - напишу.  http://www.kolobok.us/smiles/standart/wink3.gif 

Эварт Окшотт - признанный во всем мире ученый, специализирующийся по истории оружия. В этой книге автор подробно описывает многие виды мечей, копий и кинжалов, особое внимание уделяя периоду Средневековья. Издание снабжено большим количеством иллюстраций, выполненных рукой автора. Книга предназначена не только для специалистов, но и для тех, кто хотел бы ближе познакомиться с историей возникновения и совершенствования оружия и доспехов.

Отредактировано Oksi (19-08-2009 15:01:05)

+6

114

Oksi написал(а):

По ссылке лежит знаменитая книга книга Окшотта в электронном виде. Формат пока Djvu.

Ура!!! Наконец-то!!! Качать всем!
Oksi  http://www.kolobok.us/smiles/artists/vishenka/l_daisy.gif

+1

115

Oksi написал(а):

Формат пока Djvu.

А какой программой его читать?

0

116

Brigita
http://sherwood.ifolder.ru/13030944
Название: WinDjView-0.4.3.exe
Размер: 501.50 кб
Доступен до: 2009-08-08 19:02:31
Вот очень хорошенькая маленькая программка, ОЧЕНЬ похожая на Акробат Ридер.
Установки не требует.

+2

117

Dimuchin, спасибо!  http://www.kolobok.us/smiles/artists/vishenka/l_hug.gif

+1

118

Dimuchin написал(а):

Ура!!! Наконец-то!!!

На здоровье!  http://www.kolobok.us/smiles/standart/thank_you.gif  Хотя "ура" будет, когда я загоню эту пакость в DOC. http://www.kolobok.us/smiles/standart/mosking.gif 
Я ещё не смотрела, как выгллядит это на компьютере, но в моей любимой Электронной Книге не удаётся увеличить шрифт настолько, чтобы он стал комфортно читаемым (при 10-ти кратном увеличении всё равно очень мелко :(). Вечно с этим DJVU одни проблемы!!!  http://www.kolobok.us/smiles/he_and_she/girl_cray2.gif

Brigita написал(а):

Название: WinDjView-0.4.3.exe

Неплохая читалка DJVU,но не очень удобная из-за отсутствия такой полезной функции, как скроллинг.
Можно попробовать STDU Viewer 1.5 (описание программы  для скачивания).
Как всегда - приятного чтения! http://www.kolobok.us/smiles/standart/wink3.gif

+3

119

Oksi написал(а):

Вечно с этим DJVU одни проблемы!!!

А мне наоборот DJVU удобнее.

Oksi написал(а):

отсутствия такой полезной функции, как скроллинг

Скроллинг там есть ;-)

0

120

Dimuchin написал(а):

Скроллинг там есть

Пардон, это я погорячилась!!!  :blush:
По ссылке http://djvu-reader.ru/format/djvu-doc.html в разделе "Актуальные программы" перечислено несколько DJVU-читалок (описания есть). Можно выбрать, что понравится!  http://www.kolobok.us/smiles/standart/wink3.gif

Отредактировано Oksi (09-07-2009 21:52:20)

+1