SHERWOOD-Таверна

SHERWOOD-таверна. Литературно-исторический форум

Объявление

Форум Шервуд-таверна приветствует вас!


Здесь собрались люди, которые выросли на сериале "Робин из Шервуда",
которые интересуются историей средневековья, литературой и искусством,
которые не боятся задавать неожиданные вопросы и искать ответы.


Здесь вы найдете сложившееся сообщество с многолетними традициями, массу информации по сериалу "Робин из Шервуда", а также по другим фильмам робингудовской и исторической тематики, статьи и дискуссии по истории и искусству, ну и просто хорошую компанию.


Робин из Шервуда: Информация о сериале


Робин Гуд 2006


История Средних веков


Страноведение


Музыка и кино


Литература

Джордж Мартин, "Песнь Льда и Огня"


А ещё?

Остальные плюшки — после регистрации!

 

При копировании и цитировании материалов форума ссылка на источник обязательна.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » SHERWOOD-таверна. Литературно-исторический форум » Быт Средневековья » Одежда, обувь, аксессуары


Одежда, обувь, аксессуары

Сообщений 211 страница 229 из 229

211

Кольца дружбы, любви и веры
Небольшая подборка находок на 14-15 века.

Италия, 15 век, серебро
http://s54.radikal.ru/i144/1102/7b/cce4ada4af0c.jpg

http://s016.radikal.ru/i334/1102/b2/da3429e26364.jpg

Англия, Восточный Йоркшир, 15 век, серебро
http://i056.radikal.ru/1102/28/331298f5203b.jpg

Англия, Линкольншир, 15 век, серебро
http://i012.radikal.ru/1102/20/19ebf1017c66.jpg

Англия, Бедфорд, 15 век, золоченное серебро
http://s15.radikal.ru/i189/1102/26/c00bb6ebf39c.jpg

http://s56.radikal.ru/i153/1102/61/bdf799024881.jpg

Англия, Эссекс, Харлоу, 14 век, позолоченное серебро
http://s51.radikal.ru/i134/1102/51/44a8417e1859.jpg

Англия, Ланкашир, 15 век, серебро
http://s012.radikal.ru/i321/1102/18/c2afbd903459.jpg

Англия, 14-15 века, серебро
http://s50.radikal.ru/i127/1102/8e/3a082d33f9d7.jpg

Англия, Лестершир, 14-15 века, серебро
http://s50.radikal.ru/i128/1102/93/a573b6e0bf4b.jpg

Corskelly, Lonmay, Шотландия,15век, золоченное серебро
http://i080.radikal.ru/1102/f8/57ec4c76dc2d.jpg

Англия, Кент, Эшфорд, 15 век, серебро
http://i077.radikal.ru/1102/87/5d6780753b9e.jpg

Англия, Линкольншир, средневековье
http://i017.radikal.ru/1102/88/2b4aac58ca07.jpg

Италия, 15 век, позолоченное серебро
http://i081.radikal.ru/1102/b4/efd967da54a0.jpg

http://www.liveinternet.ru/users/tinaka … 148124372/

Отредактировано Regina (22-02-2011 04:15:19)

+8

212

Гардкорп (Gardecorps)

реконструкция
http://i080.radikal.ru/1105/e5/d8246ced825d.jpghttp://s45.radikal.ru/i108/1105/94/6a0b7bfe0236.jpg

Это верхняя одежда из шерсти на шерстяной подкладке, обязательно с капюшоном, аналог плащей. Весьма широкая, объёмная одёжа.
Возможна меховая подкладка, возможно льняная (по сезону). Длина гардкорпа должна быть такова, чтобы покрывать котту/сюрко. Застежка на гардкорпе бывает разная (по-центру, по-косой), разной длины. Рукава должны быть длинными (до колен) и широкими.
В плечах рукава должны быть присобраны на склдочки. Одновременно они имеют разрез/"Кавалерийский разрез"/ впереди и снизу по пройме.
Разрез впереди не длолжен доходить до проймы где-то на ладонь.

Скульптурное изображение группы людей в этих самых гардкорпах с Реймского собора/1225-1230/:
* прорисовка
http://i031.radikal.ru/1105/3f/27acacc8b5da.jpg

* и фото
http://i015.radikal.ru/1105/76/979c61e437bf.jpg

Крузелер - (или "крюзелер") от немецкого "krause" (название оборки, которой обрамлялось лицо).
http://i050.radikal.ru/1105/a3/f37e4317907f.jpg

В большинстве "костюмных" изданий если и упоминают крузелер, то очень скупо, как женский головной убор, особенно распространенный в середине XIV в. Крузелер носили фрау из благородных семей, он считается типичным немецким головным убором.
Из различных описаний вырисовывается как полотняный чепец (или платок?), по краю которого шел ряд оборок с частыми складками.
Он плотно облегал лицо и затылок и позволял видеть лишь небольшую часть прически.
Иногда эти оборки не упоминаются, но описываются «перекрещенные вуали»/ или это перевод такой косорукий  %-) /
Подобный прием украшения края головных уборов несколькими слоями из заложенных в мелкие складочки оборок, называется "фанфрелюш".
http://i016.radikal.ru/1105/f4/c2de36eadf57.jpg

  Общим для мужчин и женщин был aumusse —Омюс (омюз), головной убор в виде чепца с меховой пелеринкой.
Омюс носили чаще гражданские лица, чем рыцари; во Франции омюс на горностае считался знаком принадлежности к августейшему семейству и включался в выходные костюмы королей и принцев крови. https://forumupload.ru/uploads/0000/09/8a/193848-2.gif   
Найти изображение не удалось, но думаю, и так понятно как это выглядело.
/наССобирано/

+8

213

Паттен (Pattens shoe)

Деревянный башмак без задника, как  «шлёпанцы».
В полном смысле слова, это не башмак, а сабо – название французское(от sabot- деревянный башмак)
http://i040.radikal.ru/1107/98/cdd1dafdfee4.jpg

Паттены носили в Европе от Средневековья(в 12 веке уже были упомянут такой башмак) и  до начала 20 века.
Носили на улице и в общественных местах, ведь дороги были далеко не чистыми и мощение городских улиц было минимальным.
Эту защитную обувь одевали как голоши, на обычную обувку. С конца 14 века, паттены становятся все более распространенным явлением.

Паттены носили и мужчины, и женщины. Это особенно хорошо видно в искусстве с 15-го века.

фрагмент картины/1475-1480/Иеронима Босха. Музей Прадо. Мадрид.
На ногах людей как раз такие вот паттены
http://s16.radikal.ru/i190/1107/c7/dea2f23d2713.jpg

Существовали три основных вида защитной обуви:
* с высокой деревянной платформой -шопин;
Экскорт знатной дамы из Барселоны. Кристоф Вайдиц. Национальный Музей.Нюрнберг.
Здесь знатная дама передвигается на этих шопине, ведомая слугой, а сзади её плащ несут еще двое.
http://i035.radikal.ru/1107/b6/f6e67601deef.jpg

* второй выглядел так:

Деталь Портрета четы Арнольфини, 1434 год. Ван Эйк
http://i040.radikal.ru/1107/d9/69f601032436.jpg

и третий тип имел плоскую подошву, изготовленную из сложенных слоев кожи.

гравюра "Пара влюблённых", где на правой ноге мужчины Pattens
http://s46.radikal.ru/i111/1107/6c/3dfb4fa46c9e.jpg
http://en.wikipedia.org/wiki/Patten_(shoe)

Отредактировано иннета (05-09-2011 18:46:50)

+7

214

В течение почти всей истории человечества главной обязанностью женщин считалось рождение новой жизни. Пять, десять детей – нет, это были не многодетные, а обычные семьи. И крестьянка, и дама из высшего общества значительную часть жизни проводили, будучи беременными. Но, несмотря на это, особая одежда, предназначенная именно для женщин в положении, появилась относительно недавно. А до этого…До этого успели миновать тысячи лет.
В Средние века одежда ещё достаточно простая, не особо прилегающая к телу, а если что, шнуровку, с помощью которой так удобно подогнать одежду по фигуре, достаточно просто распустить.
http://s61.radikal.ru/i171/1109/03/0954aff64819.jpg

В XV веке, среди прочего, в моду входят платья с завышенной талией. В таком платье не просто удобно женщине в положении – любая может почувствовать себя на её месте. Беременные женщины, продолжательницы рода, пользовались почётом, так что в какой-то мере беременность была «в моде». А складки ткани, ниспадающие от линии под грудью вниз, вполне могли создать такую иллюзию.
http://s43.radikal.ru/i100/1109/34/338fa15d306a.jpg

Цвета в одежде.

Белый.

Белый цвет, заключающий в себе цвета остальные; цвет – и его отсутствие.
Самый простой и самый сложный, самый радостный – цвет жизни, "белого света", и цвет белого снега, безжизненной зимы, начала и конца.
Белый был, есть и будет всегда.
А каким он был?

Полотняный койф - белые, плотно облегающие голову шапочки - изначально мужской, а впоследствии женский и детский головной убор в виде плотного капюшона или чепчика, популярный в Англии и Шотландии со средних веков и до XVII в.
Поверх койфа часто надевали другой головной убор.
http://s010.radikal.ru/i314/1109/90/dfba0df0a303.jpg

Средневековый полотняный койф
http://s52.radikal.ru/i138/1109/41/a1d26d937ec4.jpg

Всевозможные женские головные уборы на основе покрывал.
http://i013.radikal.ru/1109/f4/4caf481b5e39.jpg

Ну и как это выглядело в одежде.
http://i029.radikal.ru/1109/67/caa53d10211c.jpg

Зелёный.

Кто не слышал старинную английскую песню "Greensleeves", воспевающую "леди Зелёные рукава"...
Романтическая версия гласит, что её написал когда-то английский король для своей возлюбленной, а менее романтические предполагают, что прекрасная дама – вовсе не будущая королева, а особа легкомысленная, и даже, возможно, лёгкого (слишком лёгкого) поведения.
Почему?
http://s55.radikal.ru/i150/1109/1e/0973ac91f9f6.jpg

В песне упоминаются не какие-нибудь другие рукава, а именно зелёные. В английском же языке есть выражение "зелёное платье", "сделать платье зелёным" – если оно таким стало, значит, его владелица лежала на траве, и, скорее всего, не одна...

Что ж, зелёный некогда считался "цветом любви". Любовь не модна, она просто вечна, как сама природа. Вечен и зелёный цвет.
Окрасить в него одежду было легко, куда легче, чем, допустим, в красный или синий.
Зелёный стал простым и повседневным, так что в него столетиями одевались и те, кто о ярких тонах мечтать не смел. Но разве это преуменьшило его красоту?.. Или сделало обыденным?
И недаром в зелёное наряжаются и сказочные существа и герои баллад, – уж они-то понимают, какой цвет самый волшебный, какой дарит надежду (или поможет укрыться в лесу, как Робин Гуду).

А мы наверное, поймём, почему автор одной из книг, вышедшей ещё в самом начале XV века, писал, что "с наступлением мая не хочется видеть никаких иных цветов, кроме зелёного"...

В ярко-зелёном платье изображена молодая женщина на знаменитом "портрете четы Арнольфини" – считается, что оно символизирует надежду, и, в частности, надежду на скорое материнство.
http://s48.radikal.ru/i119/1109/d2/117da6f246a6.jpg

Серый.

Как тусклое зимнее небо? Как асфальт? Как, простите за банальность, мышь?
Нет. Серый бывает разным...

Впрочем, любовь к серому цвету пришла не сразу.
Домотканые серые и серо-коричневые ткани были доступны всем на протяжении столетий и даже тысячелетий, а значит, не так интересны. Куда выше ценились ткани окрашенные, особенно в яркие цвета. И, тем не менее, серый цвет присутствовал не только в крестьянской одежде. Более того, он постепенно продвигается всё выше, пробираясь в костюмы аристократов.

Например, сохранилось упоминание, что король Иоанн, занявший английский трон после гибели своего брата, знаменитого Ричарда Львиное сердце, заказал для своей королевы серую, очень дорогую тунику, отделанную мехом.

А Анна Болейн, супруга короля Генриха VIII, которую тот отправил на плаху, в день казни надела поверх красной нижней юбки свободное платье тёмно-серого цвета, и как истинная королева,накинув отороченную горностаем мантию.
http://s14.radikal.ru/i187/1109/92/81181c433a30.jpg
http://eregwen.livejournal.com/?tag=fashion history

+6

215

Борясь с обычной северо-осенней непогодой,http://i038.radikal.ru/1110/9a/57465fd257ed.gif пришла мысля черкнуть чуток про этот головной убор.

Средневековый капюшон.

Худ, самый практичный головной убор средневековья.
http://i073.radikal.ru/1110/16/0a49b2201636.jpg

Худ представляет собой обычный капюшон, часто с длинным хвостом сзади, совмещенный с накидкой на плечи.
http://s45.radikal.ru/i110/1110/5b/5f10c389ab79.jpghttp://s54.radikal.ru/i144/1110/fd/8f60c974dd82.jpg

У него очень удобная конструкция, позволяющая носить один и тот же головной убор в разных жизненных ситуациях, и в разное время года.
Если допустим, обмотать хвост капюшона вокруг шеи, то можно защититься от того же дождя иль пронизывающего ветра.
Ну а если жарко, то капюшон можно просто откинуть назад.

Изображение учёных мужей у братьев Лимбургов.
http://s08.radikal.ru/i181/1110/90/3231dd9edc9b.gif

Швеция .Человек из Бокстенских болот. Находка находится в составе экспозиции музея замка Варбер
http://s48.radikal.ru/i122/1110/19/31db42c57cd6.jpg

Ещё одно предназначение средневекового капюшона - это скрыть от себя мир/ например как у монашеского облачения/
монахи-францисканцы
http://s61.radikal.ru/i172/1110/45/872c22bff5fe.jpghttp://s55.radikal.ru/i147/1110/c8/e6b38ae0d189.jpg

или самому скрыться. ;)
http://s60.radikal.ru/i167/1110/bd/f99cd48b02cf.jpg

А это вот читающий лис в худе  :P
http://i062.radikal.ru/1110/cf/dfefe51d3563.jpg

+3

216

иннета написал(а):

или самому скрыться.

Кстати, классно работает. Капюшоны the best!
+1 спасибо за новые илл.

0

217

А вообще этот период, 12-й век, очень непонятен, хотя бы в плане одежды. Что, рыцари в шлоссах так, голой промежностью, на коня садились? Глупо. Источники по истории средневековой одежды начинаются с 13-го - 14-го веков, неоткуда брать информацию.
Надо будет про все про это что-нибудь сочинить. И публикнуть, возможно здесь.

0

218

Schloss написал(а):

Что, рыцари в шлоссах так, голой промежностью, на коня садились?

У них были брэ. Средневековые трусы. К которым шоссы и привязывались, как колготки. На нашем форуме есть тема про одежду, с большим количеством ссылок и иллюстраций.
А сочинить и опубликовать - это классно! Ждем!

0

219

Каль

(Было немножко, но добавим. Источник: http://mmkhraniteli.ucoz.com/publ/kal/1-1-0-5)

Эта малопонятная большинству современных людей деталь долгое время составляла неотъемлемую часть быта средневековых людей. «Нижнее белье» для головы имело отнюдь не «статусное» , но вполне практическое назначение: у крестьян оно позволяло спрятать под него волосы, чтобы не мешали во время работы, для защиты головы от солнца, а также чтобы исключить контакт верхнего головного убора (шапки) с волосами и кожей головы, что позволяло дольше сохранять чистой подкладку таких нелегко поддающихся стирке вещей.

Носили каль также люди военные, в том числе и рыцари: имея, как правило, длинные и средние волосы, тщательно ухоженные, они должны были защищать их от воздействия подкладки шлемов, а таже фиксировать волосы подальше от лица, чтобы выбившиеся пряди во время боя не закрыли обзор.

https://lh6.googleusercontent.com/-gbYvl0ApL0M/TyrSFCeLTKI/AAAAAAAAAvE/pWu3uog-xWk/s581/04803469.jpg

Та же причина заставляла дворянскую молодежь использовать каль во время тренировок и игры. Для сравнения; в последующие века каль редуцировался сперва в сетку, а затем в ночной колпак – с одной стороны, для сохранения волос от излишнего запутывания и трения о подушку, с другой стороны из-за опасения простуды, т.к. влоть до конца XIX века просторные дома зажиточных людей недостаточно хорошо отапливались.

Каль шился, как правило, из отбеленного полотна – льняного или, возможно, хлопчатобумажного. Иногда встречаются и цветные варианты – упоминаются подкрашенные шафраном или полосатые ткани (см. Манесский кодекс и др. источники). Каль идеально облегал голову, несмотря на неэластичный материал – средневековый крой всегда строился с учетом индивидуальных особенностей, что позволяло избегать «пузырения» сморщивания, стяжек. Практические эксперименты по воссозданию этой детали средневековой одежды, проведенные нами, показали, что домотканый лен, к тому же имеет способность, при надлежащем крое и отработке, «формироваться» по телу (см. нашу реконструкцию).

К сожалению, большинство наблюдаемых сегодняшних реконструкций ошибочны – или недобросовестны (как в России, так и за рубежом). Крой не позволяет облегать Глову без складок и сборок, а сам каль продолжается, как «бабушкин платочек», до середины скул и ниже затылка, тогда как средневековый каль нигде не опускается ниже затылка и заканчивается под мочкой уа, в точке верхнего края челюсти, далее следуют очень узенькие завязки. Благодаря размещению их за челюстью, они практически не нарушают контур лица (см. наши иллюстрации).

В заключение следует прибавить, что каль использовался не всегда. Появляясь в раннем средневековье к концу XIV века он исчезает – по крайней мере, из дворянской моды – возможно, из-за изменения прически. Короткая, хотя и пышная, «бургундская» стрижка XV века (подобная бытовала и на Руси и именовалась «под горшок») каля уже не требовала (любопытно, раз уж мы упомянули о Руси, что здесь роль каля исполняла неширокая головная повязка – волосник). В то же время, в крестьянской одежде он сохраняется до XVI века (встречались восточные и кожаные варианты – аналоги, стремящиеся к шапке, похожей на летный шлем XIX века), а в официальном костюме венецианского дома он сохранился чуть ли не до сегодняшнего дня.

+4

220

И ещё немножко картиночек с калем.

https://lh4.googleusercontent.com/-HViWSEuDwSA/TyrSDjkTjTI/AAAAAAAAAu0/FG6z0YtJ-JE/s100/icon_coifs.png

https://lh5.googleusercontent.com/-MYuth4vSHSM/TyrSFB--LSI/AAAAAAAAAvA/WUCUgoY48zY/s249/57901382.jpg

https://lh4.googleusercontent.com/-WGJxkiI3itQ/TyrSE4fKzWI/AAAAAAAAAu8/lR7Q0EohKsY/s580/coifs.jpg

И вот это очень интересный сюжет. :)

https://lh6.googleusercontent.com/-GKTjAByrd8I/TyrTWQl6Z8I/AAAAAAAAAvU/cdSd5wf-7I4/s1132/%D0%93%D0%B5%D1%84%D1%81%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%28%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%20%D0%98%D1%83%D0%B4%D1%8B%29.JPG

"Взятие Христа под стражу" или "Предательство Иуды". Миниатюра из The Fécamp Psalter - Франция (или Нормандия), ок. 1180 года (почти наш период :) ). Интересны тут, во-первых, шапочки, ради которых мне попалась эта картинка. Во-вторых, то, что Иуда отмечен нимбом; дело в том, что нимб - не всегда и не только признак святости, это также может быть обозначение статуса. В данном случае это указание на статус апостола, который с Иуды на момент действия не снят. (Поэтому, кстати, на старых фресках можно видеть несвятых людей - царей и князей - с нимбами; несведущих зрителей это порой шокирует.) Ну, и в-третьих, когда приглядишься, видно, что движущиеся фигуры прорисованы так изломаны, как жизни невозможно, но когда смотришь на картину целиком, этого почему-то не замечаешь.

+5

221

Вот ещё немножко кальных :) изображений.

http://www.virtue.to/articles/images/1414_trh_coif.jpg

http://www.virtue.to/articles/images/1423_Doge_Foscari_med.png

А вот тут специальная огромная подборка (кликаем по ссылкам):
http://larsdatter.com/coifs.htm
Там их столько, что мне их просто не под силу все украсть. :)

Отредактировано Княгиня (03-02-2012 12:12:08)

+4

222

Вот что говорит о шоссах в своей проповеди Cв.Бернардин Сиенский-францисканский миссионер и итальянский священник.1430-е гг.
http://s018.radikal.ru/i515/1203/37/5e315b02300d.jpg

О, Юноша, позвольте мне начать с ваc! Когда вы идете с своих облегающих шоссах , с болтающимися вокруг шнурками, выставляя напоказ обнаженные ноги, когда ваши шоссы спущены или разделены, а ваш короткий дублет едва ли прикрывает живот - таким поведением вы показываете кто вы есть на самом деле.
Когда вы вернетесь домой к сестрам и родственницам и снимете дублет, они увидят непристойность, что влечет за собой вещи иного рода. Заботитесь ли вы хоть о чем-нибудь, Юноша? Знайте, что Господь не одобряет ваши шоссы и вашу манеру их носить: обнажая ноги(видимо имеется ввиду скатывание шосс до колена - прим. пер) с таким коротким дублетом, что он едва ли прикрывает то, что ниже.

Полное название трактата Бернардино Сиенского.
Le prediche volgari inedite. Firenze. 1424-1425.

Вот о чём говорилось у Св. Бернардина:

Filippino Lippi.Frescoes in the Cappella Brancacci of Santa Maria della Carmine in Florence
by.St Peter Freed from Prison.1481-82
http://i009.radikal.ru/1203/7c/e0cbe43eb74b.jpg

Giovanni di Ser Giovanni, Scheggia (dit) (atelier de) (1406-1480)
http://s52.radikal.ru/i138/1203/27/88e608e6b5e0.jpg

After Giovanni di Ser Giovanni. “The Game of Civettino.” Panel painting, ca. 1440–1450. Palazzo Davanzati, Florence, Italy
http://s018.radikal.ru/i511/1203/a6/b67e364232c1.jpg

http://i047.radikal.ru/1203/f7/cae1924552f8.jpg

+6

223

"Рогатые" головные уборы. Корнетты.

Мария, стоящая над всеми женщинами
Когда в Вефлееме разрешалась от бремени
И на свет появился младенец Христос
Не было у нее богатых одежд и голову покрывал простой платок.
На голове ее "рогов" не было
.(прим. пер.)
(This satirical production of Dan John Ljdgate, poet of the reign of Henry V(1386 – 1422)

цитата из "наставлений" сыну некого Питера Айдли(Peter Idley, Instructions to His Son):
c1475(c1450) Idley Instr.  2.A.1794:  She spareth for no cost to geve men appetite, To sett vp hir hornes with longe wires.
(...) Она возбуждает аппетит мужчин, возводя на голове "рожки" при помощи длинной проволоки.

A Goldsmith in His Shop, Possibly Saint Eligius Petrus Christus (Netherlandish, Baerle-Duc [Baarle-Hertog], active by 1444–died 1475/76 Bruges) Date1449
http://s019.radikal.ru/i608/1203/ef/33eb235354b2.jpg

Относительно проволоки - на некоторых изображениях видно, что основой корнета является каркас, видимо как раз c проволочный, который обтягивался тканью.
В более простом варианте ( это видно на некоторых изображениях), в качестве каркаса корнета могли быть волосы, уложенные рожками(причем не всегда свои), на которые сверху накручивалась ткань и прикалывалась булавками, а сверху уже крепился(в зависимости от модели) платок, сложенный в несколько раз.

Jan van Eyck, Portrait of Margareta van Eyck 1439
http://s019.radikal.ru/i637/1203/da/65bb6aebd287.jpg

Rogier van der Weyden Portrait de femme avec une cornette. 1445
http://s019.radikal.ru/i615/1203/19/6c3655c5cf59.jpg

Harley 2952 Book of Hours France, Central (Paris? or Bourges?); 1st quarter of the 15th century
http://s12.radikal.ru/i185/1203/48/2c22ae07fa0d.jpg
http://silvenka.livejournal.com/

Отредактировано иннета (22-03-2012 22:07:11)

+5

224

3-х пальцевые перчатки.

Такие рабочие перчатки появляются иногда в миниатюрах. И почти всегда на людях из простонародья.
Раздельно были большой палец, указательный и средний, ну и безымянный с мизинцом.

миниатюра в Luttrell Псалтиря (1320-1340), где на крестьянине трёхпалые перчатки.
http://s017.radikal.ru/i405/1206/73/168b3b237158.jpg

The Crucifixion from the altarpiece at St. Florian in Austria, c. 1475-1500
http://s44.radikal.ru/i104/1206/49/a617cb324c55.jpg

1)the Peterborough Psalter; 2)the Holkham Picture Bible.
http://s017.radikal.ru/i436/1206/fb/c390a1db7b33.jpghttp://s44.radikal.ru/i104/1206/fc/bbc88f1b23cd.jpg

западная реконструкция
http://i062.radikal.ru/1206/f3/dc12b3b075d8.jpg

Триптих Мерод. Рождество(деталь). приб. 1427 г.
http://i072.radikal.ru/1206/8d/35bef6cdad24.jpg
http://www.personal.utulsa.edu/~marc-ca … gloves.htm

+2

225

Уход за одеждой в Средние Века. Западная Европа.

* Прачечные.
 
В средневековом Лондоне уже существовали прачечные, расположенные в отдельных специальных
помещениях. Это было женское царство, где обменивались сплетнями и новостями. По словам британских ученых – прачки в  прачечных полоскали, чистили, выжимали и колотили белье и «кости».
В средневековой Испании любой мост, ведущий из города, должен был быть таким, чтобы по нему свободно проходили две  женщины с кувшинами. 
Мужчинам неприлично было приходить в те места, где женщины стирали белье, только женщины могли приносить белье прачкам к ручью или реке.
Процесс стирки включал: замачивание, битье, полоскание, отжимание и сушку. Замачивали белье в естественном растворе аммиака, получавшемся из настоя мочи или замоченного в воде и отстоявшегося навоза, также в качестве моющих средств использовали щелок, пропущенную сквозь золу воду, корень мыльнянки и мыло, последнее, равно как и возможность использования большого количества 
горячей воды была доступна только в богатых домохозяйствах.

A laundress on a beach, The Decameron (BNF Arsenal 5070), 1432
http://s019.radikal.ru/i637/1206/9c/3daca676845e.jpg

Известно, что управляющий Вестминстерского Аббатства в XV веке заказывал ежегодно для нужд прачечной не менее 150 фунтов мыла.
Для «выколачивания» белья  использовали специальную деревянную лопаточку с ручкой – валёк.
После полоскания и добавления ароматных трав,  белье сушили и отбеливали, расстилая на траве и развешивая на солнце.
В городе – сушили на шестах.  Богатые домохозяйства (например, монастыри) для сушки в зимнее время и непогоду строили специальные навесы и помещения для стирки и просушивания белья.

Процесс «выколачивания» белья вальком.
Holkham Bible Picture Book (British Library Add. 47682, fol. 15v), c. 1327-1335
http://s003.radikal.ru/i201/1206/ba/26c449c28af4.jpg

* Чистка одежды.

Один весьма хозяйственный парижанин в летах оставил своей молодой пятнадцатилетней супруге  подробные инструкции о том, как должно себя вести и как должно вести хозяйство. Книга эта известна как «Парижский Домохозяин» (фр. Le Ménagier de Paris), написана она была в 1393 году. В ней, среди прочих рекомендаций, даже таких курьезных как заговор против укуса собаки,  есть и инструкции о том, как следует чистить одежду.

Есть мнение, что верхняя одежда не чистилась каждый раз после одевания, как и сейчас вы не стираете пальто после каждого возвращения с улицы. Теплая верхняя одежда просто чистилась щетками и слегка выбивалась.
Суконная одежда с длинным ворсом могла расчесываться, чтобы вывести уже подсохшую грязь.
Иногда суконную одежду просто перешивали внутренней стороной наверх, если ткань уже не поддавалась чистке и выцвела.
Стоимость «расчесывания» в Англии во времена Бого де Клера (кон. XIIIв) составляла 1 шиллинг, что было весьма дорого, т.к. требовало много времени и мастерства.

Для стирки белья широко использовалась мыльнянка или сапонария (лат. saponaria officinalis) – трава из семейства гвоздичных.
В Англии существовали ее народные названия – bruisewort – ««красный корень», dog clove– «собачья гвоздика», fuller's herb – «трава сукновала», latherwort – «мыльный корень».

1)прачка на помосте ("Люцернские Хроники"); 2)сапонария (лат. saponaria officinalis)
http://s018.radikal.ru/i500/1206/3c/572265f3d4fb.jpg

Изначально мыльнянка была широко распространена в северной Европе, но францисканцы и доминиканцы перенесли эту культуру на Британские острова.
К XVI  веку мыльнянка широко применялась для  стирки и мытья посуды, а также использовалась суконовалами, т.к. с ее помощью процесс заваливания поверхности шерсти идет гораздо быстрее.
Многие музеи до сих пор используют мыльнянку в качестве деликатного средства для чистки цеенных  тканей.
Стирка в домашних условиях производилась в бадье  с  горячей водой.
Нижнее белье стиралось более тщательно и сушилось затем на шесте. Зачастую в воду при стирке добавляли для аромата орегано  (лат.origanum vulgare).

* Выведение пятен.

До наших дней дошло множество занимательных рецептов о том, как и чем следует выводить пятна.
Рекомендовалась отбеливающая глина (англ.  fuller's earth – букв. «глина сукновала») c щелоком, которую следовало нанести на пятно, затем дать высохнуть и почистить.
Зола со щелоком также рекомендовалась для выведения пятен.
Для шелка, шелкового дамаска, атласа, камлота и других материалов рекомендовалось намочить пятно, а затем добавить при стирке верджус – сок незрелого винограда.
Рецепт как выводить пятна от жира и масла сложнее. Один рецепт звучит следующим образом:
«Для того чтобы вывести пятно от масла, возьмите мочу и нагрейте ее. Замочите в ней ту часть, где есть пятно на два дня.
Не  выжимая, потрите испачканное место, затем прополощите»
.
«Чтобы вывести застарелые жирные и масляные пятна,  смочите пятно нагретой мочой с добавлением
бычьей желчи, оставьте на два дня, затем потрите и прополощите».

Цыплячьи перья также рекомендовали для чистки. Сначала их следовало заварить кипятком, потом опустить в холодную воду.
Пятно затем следовало тереть пучком этих вымоченных перьев. Был ли такой метод успешным – история умалчивает. 

Errettung eines in einen Mühlbach gefallenen Kindes
1518 ; 1522 ; Graz ; Österreich ; Steiermark ; Universalmuseum Joanneum
http://s019.radikal.ru/i635/1206/28/9228d4fc09e6.jpg

Поэт Джон Лидгейт в своем стихотворении 1449 года «Советы прачкам» (Treatise for Laundresses), дает
инструкции слугам в домохозяйстве леди Сибиллы Бойз (Lady Sibille Boys) о том, как следует выводить пятна:

Дабы вывести пятна от вина следует стирать в белом молоке
Масляное пятно  бобовой щелочью промой, чтобы отстирать и освежить.
Вином выводится застарелое чернильное пятно
А прочие вещи чтобы начисто отстирать
Лучше чистой воды не сыскать. 
Но о трех средствах не забудь: вино, молоко, бобы.

* Утюжение белья

Считается,  что утюг – это современное изобретение. Это заблуждение. Средства для утюжения и разглаживания ткани существовали на протяжении многих столетий, если не сказать – тысячелетий. В Англии найден круглый «гладильный камень», предназначенный для разглаживания швов, относящийся к эпохе… Бронзового века.

Гладильный камень. Англия,
Winchester Museum Collections
http://s44.radikal.ru/i106/1206/f2/03afede40656t.jpg

В эпоху викингов существовали «гладильные камни» из стекла, имевшие грибовидную форму, перед тем, как утюжить – камень нагревали над паром. Подобные «камни» просуществовали вплоть до конца XIX века.
Специалисты по ведению домашнего хозяйства говорят, что впервые утюг узнаваемой формы появился в XIII веке.
Это был плоский кусок железа с ручкой. Такой утюг (англ. flatiron) -  нагревался над огнем или в печи и брался за ручку с помощью прихватки.

«Гладильный камень», XIIIв. Museum of Art and History - Saint-Deni
http://s009.radikal.ru/i310/1206/69/e115874ac20b.jpg

Утюжили через  ткань, чтобы утюг не прожег и не испачкал изделие.
В XV веке утюг усовершенствовали, придав ему форму жестяного ящика с ручкой, в который насыпали угли.
Таким образом, утюг мог дольше держать тепло. «Горячий ящик» (англ. hot box , slug, box iron) в таком виде
просуществовал несколько столетий.

* Уход за мехом.

Средство для того, чтобы сделать  мех, подвергшийся воздействию влаги,  снова мягким:
«Мех следует отпороть  от изделия и спрыснуть вином. Прыскать следует так, как делает портной, спрыскивая ртом ткань, для того, чтобы она разгладилась. Увлажненный мех посыпать мукой, затем оставить до полного высыхания  на день или два. После высыхания почистить от муки».

* Хранение одежды.

Одежду и прочие предметы гардероба, а также постельное белье хранили в сундуках. На полотнах средневековых художником можно видеть многочисленные изображения сундуков. 
Яркий пример – полотно 1470-х гг., «Рождение Марии» кисти неизвестного немецкого художника. На полотне рядом с кроватью изображен большой деревянный сундук для хранения белья.

«Рождение Марии», Мастер жития Марии (Meister des Marienlebens), 1470-е
http://i027.radikal.ru/1206/7e/8a0cf607e5d7.jpg

Чтобы предотвратить появление моли, а в особенности ее личинок, одежду рекомендовалось проветривать.
Проветривание «следовало  делать в сухой солнечный летний день  или в любой другой солнечный день любого сухого месяца.
Полынью перекладывали шерстяную одежду и  ткани, чтобы не заводилась моль.
Рецепт из манускрипта конца XV века гласит: «Чтобы предотвратить появление моли, возьмите руту и
горькую полынь, сделайте отвар и почистите этим отваром вашу одежду».

Италия 1437 год (ANGELICO, FraThe Story of St Nicholas c. 1437 Pinacoteca, Vatican)
http://s018.radikal.ru/i527/1206/42/91c875de3938.jpg

Для избавления от блох в «Парижском домохозяине» приводится следующая рекомендация:
«В летнее время устелите пол листьями ольхи таким образом все блохи будут пойманы. Item, также я слышал, что если положить один или два хлебных  тренчера, смазанных птичьим клеем и с воткнутыми в середину горящими свечами в середину комнаты, то  это будет хороший приманкой для блох, которые прилипнут и таким образом будут пойманы. Что касается меха и одежды в которой завелись блохи сверните и закройте в сундук и обвяжите сундук крепко-накрепко веревками, таким образом, блохи умрут без доступа света и воздуха»

Хранение и чистка ткани в средневековом  домохозяйстве  (англ. household) не обходилась без использования трав.
Травы делали белье ароматным и препятствовали возникновению паразитов. В конце XV в. для того чтобы сделать постельное белье душистым, использовали смесь аниса и ириса (лат. iris florentina).
Для тех же целей также использовалась лаванда (лат. lavendula vera,  lavendula spica)  – в белье клали
мешочки-сашэ с лавандой или прополаскивали в воде с добавлением лаванды.
В «Письмах Пастонов» кон.XVв, в инвентаризационной описи есть упоминание двух мешочков с лавандой среди перечисления постельных принадлежностей.

За основу взята статья с сайта:
http://rosaliegilbert.com/clothingcare.html
и статья
Gender & History ISSN 0953-5233
Carole Rawcliffe, ‘A Marginal Occupation? The Medieval Laundress and her Work’
Gender & History, Vol.21 No.1 April 2009, pp. 147–169.
Перевод и дополнения: Давидовская Ю.А.
https://docs.google.com/viewer?a=v&q=cache:gq8G3_K6BWEJ:www.tforum.info/forum/index.php?app=core&module=attach&section=attach&attach_id=47646 Процесс «выколачивания» белья вальком. Holkham Bible Picture Book (British+Library+Add.+47682,+fol.&hl=ru&gl=ru&pid=bl&srcid=ADGEESiAkB_qz4h8kA4yWKZHJKH0_xZb1k9LmEsxQMEP00NzZv37Nl43_u3y5mIlvTNgYqyliF8pTHRc69q7FzDgGUm6sCCkGNVhHd68WAKtINtzMTDP5xy0bynFcdqvLhzje_DKam-6&sig=AHIEtbQrlhyGyOcVARLZDBW-O1-yCh4hmA

+4

226

Атур (фр. atour — «накрученный», «навёрнутый») — сложный женский головной убор на каркасе из китового уса, проволоки, накрахмаленного льна или твёрдой бумаги. Другое название —эннен.

from King René's tournament book
http://s019.radikal.ru/i623/1207/8b/c96109f5e5b3.jpg

Наиболее распространённые варианты эннена исполнялись в виде конуса, усечённого конуса или трубы,поверх натягивали шёлк или другую дорогую ткань и прикрепляли длинную вуаль. Иногда вместо вуали применяли небольшой тканевый шлейф.
Популярным было и полное драпирование эннена вуалью.
Вуаль укрепляли также в форме сложенных крыльев бабочки при помощи металлических усиков и булавок.

is from a different version of King René's tournament book 1488-89
http://s06.radikal.ru/i179/1207/cc/385bd6c05c8f.jpg

Высота эннена зависела от степени знатности женщины.
Так, принцессы носили эннены метровой высоты, придворные дамы — до 50—60 см.
В то же время диаметр эннена диктовался модой, мог быть большим и очень малым.
         При входе в помещение дама в эннене приседала. Мужчины, чтобы не казаться малорослыми, надевали шляпы в виде «сахарных голов».
Атуры/эннены/ получили распространение в XV в. в период «бургундских мод». Это был любимый головной убор знати.
Есть версии,что "рогатые" и "однорогие" головные уборы символизируют плодородие и носились только замужними и только знатными.

from Hugo van der Goes' "Portinari triptych" (detail of Mary Portinary, right wing) 1479
http://s41.radikal.ru/i092/1207/ac/cf5ff8b57f00.jpg

is from Boccace's "de mulieribus claris" around 1490 (Verginia)
http://s018.radikal.ru/i500/1207/d0/98571ec1048a.jpg

Свинья передвигающаяся на ходулях. Маргинальная зарисовка как-бы сатирического содержания, где автор пометки издевается над придворной модой.
Голова свиньи увенчана этим самым энненом.

Jean Froissart, Chroniques, Vol. IV, part 1 (the 'Harley Froissart') 1470-72
http://s003.radikal.ru/i203/1207/59/898e8714e79d.jpg

http://ru.wikipedia.org/wiki/Атур
миниатюры отсюда:
http://cadieux.mediumaevum.com/burgundian-hennin2.html

+4

227

https://www.youtube.com/watch?v=NZmhnTz … e=youtu.be
Любопытный ролик - дефиле исторического нижнего белья. С пояснениями, на русском.

+2

228

«Серьги — это украшения, которые еврейки носят вместо обрезания, так, чтобы их можно было отличить от других женщин». Так в XV веке говорил знаменитый францисканский проповедник Джакомо делла Марка, и для современного человека это звучит довольно загадочно.

Когда сережки стали отличительным признаком еврейки, где это происходило и почему еврейских женщин то обязывали носить серьги, то совсем наоборот?

Уши Мадонны

В 1342 году сиенский художник Амброджо Лоренцетти пишет для собора своего родного города алтарный образ «Сретение». Дева Мария, несущая младенца Иисуса в Храм, изображена на картине не так, как это было принято раньше, а в вышитом византийском или мусульманском головном уборе и в сережках. У ее прислужниц тоже есть серьги.

http://booknik.ru/static/articles/photo/25593e285644abba8a0244acedca71e5ef15b851.jpeg

Cиенцам и сиенкам XIV в. такие головные уборы казались экзотическими, старомодными, очень восточными — но еще непривычнее были украшения в ушах Девы. Они как ничто другое говорили — даже кричали — о ее еврейском происхождении. Тот же прием Лоренцетти повторяет в своем «Благовещении» 1344 года, где Мария показана в профиль. Она демонстрирует зрителю знак своего еврейского происхождения: крупную круглую сережку с кулоном.

http://booknik.ru/static/articles/photo/24e141aaf99fa6a9db21a8631749b960bd22cecf.jpeg

Через сто лет еще один сиенский художник, Джованни ди Паоло, вдохновленный работой Лоренцетти, пишет для церкви Санта Мария делла Скала свое «Сретение». Серьги пропали, пропал и экзотический головной убор. И это не случайно, так как к тому времени серьги из простого указателя на еврейское происхождение превратились в северных итальянских городах в знак грязи, заразы и распущенности. Понятно, что Мария не могла их носить — просто по определению.

http://booknik.ru/static/articles/photo/9789605afcffdc20dfae1bc37ccdc69316833202.jpeg

Однако проходит еще 60-70 лет, и в начале XVI в. серьги возвращаются в уши Мадонны, на этот раз на картине Джан Франческо Маинери — и пусть это всего лишь скромные жемчужные сережки, а не золотые круги с подвесками, как у Лоренцетти.

http://booknik.ru/static/articles/photo/9cf898e8f15a2b59816eec65eb45b97863f205c7.jpeg

Есть вариант и поинтереснее: на картине венецианца Джованни Беллини, созданной ок.1460 г. (вновь «Сретение») сережек у Марии нет, но — если присмотреться — можно увидеть в ухе Девы дырочку, отчетливый след того, что когда-то Она их носила. Дырочка сообщает нам, что Мария, еврейка по крови, отказалась от своего происхождения. Она стала христианкой и больше не принадлежит иудеям.

http://booknik.ru/static/articles/photo/e04772b22d82b4477af5470d9aa1a259288a7ab6.jpeg

Что это за странные пертурбации и как нам объяснить то исчезающие, то вновь появляющиеся серьги в ушах Мадонны? Скажем, так: мода меняется быстро, и если в конце 1980-х вареные джинсы были статусным предметом одежды, то спустя 10 лет их носили только очень бедные или невнимательные люди — зато еще через 15 они стали модным ностальгическим трендом. В позднем Средневековье происходит ровно то же самое, только мода заодно становится источником символов, изрядно насыщенных богословским и — в нашем случае — ксенофобным содержанием.

Знаки отличия

Итак, обратимся непосредственно к документам и археологическим источникам. Мы знаем, что в эпоху раннего средневековья итальянские аристократки охотно украшали свои уши серьгами. С серьгами изображаются Агнеса де Пуатье, жена Генриха III, святые Праксида, Агнесса и Пруденция в церкви Санта-Прасседе в Риме и другие аристократки и святые. Однако начиная с XII в. и святые, и донаторы серьги «снимают». Обычай носить эти украшения сохраняется в Европе только в южной Италии, связанной с Византией. В северной и центральной Италии, а также в других европейских странах, серьги исчезают. Продолжают их носить только еврейки.

Выделять евреев знаками в Западной Европе стали после решения Четвертого Латеранского собора в 1215 г., однако воплощение этого решения зависело от конкретного правителя, и далеко не все они стремились пометить своих евреев. В итальянских городах эпидемия отделения «чистых» от «нечистых», христиан от евреев, началась как раз в XV в. (до того в северной и центральной Италии только Пиза и Рим требовали, чтобы их евреи носили на себе круг, сделанный из красной ткани, или же красные плащи и верхние юбки).

Например, в Падуе в 1430 г. городской совет постановил, что позорно и оскорбительно для имени Христова, что в городе евреев не отличить от христиан, и повелел всем евреям нашивать на одежду в области груди круг из желтой веревки толщиной не меньше пальца. Как правило, круги из желтой или красной ткани предназначались лишь для мужчин старше определенного возраста (8 или 12 лет). Женщины не упоминаются в статутах в связи с подобными нашивками. Только в конце XV в. их начинают обязывать носить или желтое головное покрывало, или иные желтые головные уборы. До того знаком еврейства для женщин были серьги — как вы помните, христианки их к тому времени уже не носили.

И если вы думаете, что серьги были добровольным знаком отличия, то ошибаетесь.В феррарских законах издания 1473 года (очевидно, основывающихся на более ранних законах) мы читаем, что каждая еврейка старше 10 лет обязана носить хорошо укрепленные серьги, которые должны оставаться непокрытыми и быть видимыми всем и каждому. Мы знаем также, что в 1416 году некая Аллегра, жена Иосифа, была поймана на улице без серег и оштрафована на 10 дукатов. Похожие законы действовали и в других городах — например, с 1432 года в Перудже все еврейки, кроме вдов, обязаны были носить крупные круглые серьги в ушах.

Конечно, это раздражало, и евреи не были склонны относиться к таким законам пассивно и безответно. С 1427 по 1497 гг. евреи Анконы многократно обращались в городской совет с просьбами отменить знаки отличия, и, наконец, преуспели — в обмен на спасение города от банкротства еврейским женщинам было разрешено не носить серьги.

Подарки бессеребренников

Как произошел переход от аксессуара к обязательному знаку отличия? Здесь виноваты францисканцы (и доминиканцы). Братья-нестяжатели с успехом проповедовали в различных североитальянских городах в XIV-XV вв., пытаясь реформировать и морально оздоровить горожан. К чему такое может привести, мы хорошо знаем на примере Савонаролы: его зажигательные проповеди сделали его практически правителем Флоренции; он приобрел такой авторитет, что без труда устроил слежку всех за всеми и мог наказывать отступающих от строгих нравственных законов, сжигая слишком роскошные вещи на «кострах тщеславия». Конечно, основной массе проповедников было до него далеко, но выступления таких мастеров слова, как Бернардино из Сиены (1380 - 1444) или Джакомо делла Марка (1394 - 1476) собирали в городах толпы людей. Часто проповеди были обязательными к посещению, но многие приходили туда по доброй воле. Францисканцы особенно обличали роскошь во всех ее проявлениях, азартные игры, ростовщиков, проституцию, а также женщин, которые чрезмерно украшают себя.

Почти во всех городах под влиянием нищенствующих братьев появляются законы, ограничивающие использование тех или иных фасонов или материалов. Например, в Ферраре в 1434 году порядочным женщинам запретили платья со шлейфами — право носить шлейфы имели отныне только проститутки. В Терни в 1444 году бархат и шелк разрешили использовать только на рукавах, ограничили ювелирные украшения, которые можно носить на голове и установили максимальную высоту туфель в 10 см. А в Реканати в 1427 году были запрещены самые разные женские украшения, в том числе накладные волосы и туфли на высоких каблуках — вот они сгорают на костре во время проповеди Джованни ди Капистрано.

http://booknik.ru/static/articles/photo/602963036c790b97c9e14c30af898371af0ffa3b.jpeg

http://booknik.ru/static/articles/photo/a7efbccd7bd899421d6ea4ca7dfd2bc0d066adbc.jpeg

Итак, в городах регулярно устраивались «костры тщеславия», граждан призывали следить за своим поведением и за поведением своих соседей. Особое раздражение францисканцев вызывали евреи и проститутки. Монахи читали для них специальные обязательные проповеди, в надежде обратить, а не преуспев в этом, проповедовали властям необходимость оградить нравственно здоровых горожан от заразы. Способов было два: особенная одежда и особенные места обитания. В случае евреев в дело вступали еще и особенные правила покупки товаров и вообще взаимодействия: нельзя было мыться вместе с ними, продавать им вино и мясо, нужно было следить, чтобы при покупке овощей и фруктов еврей не касался их рукой. В общем и целом с евреями следовало обходиться как с заразными больными, не допуская их проникновения в христианский город.

Чтобы города могли легче обходиться без услуг евреев-ростовщиков, францисканцы организовывали отделения так называемой «горы благочестия», monte di pietà, благотворительного ломбарда. Один из организаторов отделений «горы благочестия» в городах Тосканы и Умбрии, Фортунато Копполи, называл евреев «поистине дикими и голодными псами, которые высасывали и продолжают высасывать нашу кровь», пожирающими христиан, «как ржавчина пожирает железо».

Средневековый религиозный мыслитель (и иногда политик) не уставал объяснять средневековому обывателю, что между евреями и проститутками масса общего: обе группы считались опасными, разъедающими, высасывающими из города силы и деньги, ничего не дающими взамен. На визуальном уровне и те, и другие должны были выделяться — среди модно-аскетичных горожанок сразу можно было заметить евреек с крупными серьгами в ушах, услышать проституток с их колокольчиками, прикрепленными к головным покрывалам (как во Флоренции). Иногда наряд проститутки просто-напросто совпадал с нарядом еврейки — так, в Пизе в XIV в. женщин легкого поведения обязали носить ярко-желтую ткань, обвязав ее вокруг головы. Действительно, зачем придумывать что-то новое, когда есть отличное работающее решение!

Серьги оказались вполне удобным знаком отличия, и во многих местах городские власти постарались этот знак превратить в обязательный. Кроме того, ношение сережек было связано с некоторым повреждением плоти — прокалыванием уха, — и это образовывало удобную богословскую параллель к обрезанию. Недаром в ушах Девы Марии на картине Беллини сережек нет, но дырочка остается: еврейка по плоти превратилась в христианку по духу.

Тем более не удивительно, что «еврейские» серьги появляются в ушах святой Марии Магдалины, которая по преданию была раскаявшейся проституткой. Вот серьги Магдалины на алтаре работы Анджело Пуччинелли противопоставляются кольцам на руках св.Екатерины Александрийской: «грязное», «безнравственное» украшение против чистого и благородного.

http://booknik.ru/static/articles/photo/17128b03fa05cc8086cfcd052976ff1643c6b74d.jpeg

http://booknik.ru/static/articles/photo/96ceb11ef9db40eff02f20cdb26b585eb22d7bcc.jpeg

Серьги — святым

В первой половине XVI века серьги, несмотря на свою плохую славу, все-таки проникают в высшие круги общества: соблазн слишком велик. Даже святая Екатерина, когда-то гордо противопоставленная Марии Магдалине на алтаре Пуччинелли, на картинах Лоренцо Лотто все время предстает в разного рода сережках.

http://booknik.ru/static/articles/photo/ab2d5b5860633c339d1c8fe80cc8a3efc79cc349.jpeg

Сохранялась, правда, некоторая связь серег с востоком, с экзотикой (скажем, на портрете Лауры Диянти дама в сережках стоит рядом с африканским рабом, тоже в сережках), — но в целом процесс уже необратим, и в 1534 году на портрете Тициана сама Изабелла д'Эсте, «примадонна Возрождения», демонстрирует нам крупную жемчужную серьгу.

http://booknik.ru/static/articles/photo/250a642c55dd9386648d31b3883a0c8c5a251ecb.jpeg

Круг окончательно замыкается, когда в 1531 году Гарофало пишет для монастыря Сан Бернардино (того самого святого Бернардино из Сиены, который выступал против роскоши и евреев!) картину «Брак в Кане Галилейской», и, не долго думая, вдевает невесте в уши крупные, хорошо заметные серьги. Святой Бернардино вряд ли бы это одобрил, но время аскетизма в одежде в северной Италии давно уже прошло.

Но если серьги теперь носят святые и дамы высшего света, то что же происходит с еврейками? Легко догадаться — вдевать украшения в уши им строжайше запрещено. Например, по болонскому закону 1521 года из всех украшений еврейкам дозволено носить только три кольца и три золотые булавки. Так что, если раньше еврейка, осмелившаяся не надеть серьги на улицу, могла подвергнуться даже такому унизительному наказанию, как публичное срывание одежды, то теперь наказывали, наоборот, за их ношение.

Двойник добродетели

Рассказ о сережке как символе еврейства кажется всего лишь маленьким эпизодом в истории моды и в истории иудео-христианских отношений. Однако этот символ отражает и более глубокие процессы, происходившие в то время в средневековой Европе. В XV веке практики западного христианства изменяются. Участие мирян в религиозной жизни все возрастает, и роль женщины в ней тоже становится заметнее: теперь наряду с монахинями в монастырях признаются и заслуги матери семейства, воспитывающей своих детей достойным образом, то есть, в вере. Но у добродетельной христианки должен быть темный двойник. Им, что логично, становится еврейка. Не случайно и в искусстве того времени она изображается полноправной участницей всех преступлений своих соплеменников-мужчин — и, следовательно, подвергается равному наказанию, пусть даже само зло было совершено в ее отсутствие. Вот на картине Паоло Уччелло жену еврея, надругавшегося над гостией, сжигают вместе с ним (не щадят и детей) — и, в общем, при таком раскладе не важно, в сережках она или нет.

http://booknik.ru/static/articles/photo/bc7751c184b6f42d94ec18e33f0485eb44014685.jpeg

Источник: http://booknik.ru/yesterday/ithappens/s … sli-najdu/

+3

229

Костюм женщины раннего Средневековья (IX-XII вв.). Подробная иллюстрированная история на примере прелестной Леди Ровены.  :)
Романский стиль
http://s54.radikal.ru/i146/1202/ea/88c79f496bb4.jpg

P.S. Зело полезная книга по теме. Где б её взять?... Нет даже в электронном виде.  :'(
Горбачёва Л.М. "Костюм средневекового Запада: от нательной рубахи до королевской мантии".
http://se.uploads.ru/IfxC3.jpg

+3


Вы здесь » SHERWOOD-таверна. Литературно-исторический форум » Быт Средневековья » Одежда, обувь, аксессуары