Женский костюм средних веков
В средневековую эпоху (начальный период) развивается не только мужской костюм, но и происходит также модернизация и женского костюма, а именно прямой широкой рубахи.
Женщины, в отличии от мужчин, в эту эпоху носили две туники одновременно, вместо одной: нижнюю – она была длинной и широкой, рукава узкие и длинные; верхнюю – она была короче нижней, рукава были короткие, но широкие. Горловину и низ рукавов украшали декоративные цветные полосы.
В Х-XII вв. можно заметить создание облегающей одежды. Костюм должен был подчеркивать фигуру, поэтому появляются узкий жилет небольшой длинны, поддерживающий грудь. В жилете присутствуют декорационные украшения: обшивка по краям галуном и вышивкой. Пояс обшивают металлическими пластинками, повязывают на бёдрах, так что, концы свисают спереди до низа.
В отличии от мужского блио, женское - отличается большой длинной до пола. На боках были разрезы овальной формы, которые шнуровались лентами, все это делалось для того чтобы, блио прилегало к груди и талии. На верх одевали плащ-мантию, с меховой (горностай или бобер) или тканной подкладкой.
В этой эпохе пропадают совсем покрывала – это головные уборы ранних веков. Женщины не носят в этой эпохе головных уборов, вместо этого они распускают длинные волосы, или носят косы, заплетая в них парчовые ленты, обручи, венки.
Женская обувь этой эпохи очень схожа с мужской.
Вниманию представляется период позднего средневековья. Женский костюм представлен в длинном платье. Просматриваются изящные, легкие лини готической архитектуры. Именно эти линии просматривались в позднем средневековье.
Женскую одежду, так же как и мужскую, характеризуют два силуэта. Для сравнения, например, прилегающая мужская одежда подчеркивала ширину плеч и груди, сильные стройные ноги, то для женщин наоборот - показывало хрупкость, узость плеч, красоту и молодость. Одежда от талии вниз расширялась. Носили клешенные юбки, увеличилась длина юбки и ширина низа юбки. В эту эпоху характеризующая одежда знати была в том, что знать носила сразу несколько одновременно надеваемых одежд: туника, котт, сюрко, плащ. Начало новой эпохи - ХIII в.- женская одежда «сюрко» выпрямлялась и была широкой, имела большие овальные вырезы. Другая одежда – котт – была узкой, она прилегала к телу по линии груди и талии, рукава были длинные и узкие. Талия немного занижена. Носился корсет для подтягивания груди. Цвета одежды были яркими и контрастными: золотисто-желтое котт, красное, затканное золотом сюрко, ярко-синий на меховой подкладке плащ, жемчужные украшения.
Чуть позже в XV в. форма прилегающего женского костюма меняются. Талия у сюрко становится выше, и переносится под грудь. У юбки появляется задний шлейф, достигающий нескольких метров. За счет этого происходит удлинение юбки. Сюрко спереди короткая, приподнятая над талией. Это дало увидеть что носили в нижней одежде – котт. Это оригинально выглядит, и создает вид с «животом вперед» - это соответствовало женской красоте. Вырез на груди был остроугольным, имеющим воротник, отделанный шалевидной формы(к плечам имел сильное расширение). Часто этот вырез закрывали накладкой из прозрачного шелка, с декорационной вышивкой. На талию повязывали пояс, с золотыми и серебряными украшениями(пластинками). На голову одевалась конусообразная шляпа с вуалью(высота до 70 см.).
Распространены треугольные формы, их можно наблюдать в головных уборах, лифе, рукавах, юбке. Все это подчеркивает выразительность костюма. Например, длина лифа относилась к длине юбки в пропорции 1:5, а голова (учитывая высоту головного убора) к росту 1:4(иногда 1:5).
В эту эпоху, в период готического стиля одежды, находит место вытянутость форм. Линии костюма четко показывают стилевую особенность «готической кривой», поэтому фигура приобретает г-образный силуэт. Очень контрастны были короткий лиф и длинная широкая юбка. Эту контрастность можно было отчетливо в фас.
В ХV в. появляются свободные верхние платья такого же покроя как и упелянд.
Многие художники этого времени изображали на своих портретах женщин в платьях именно этого покроя(например работы Яна ван Эйка, Роже ван дер Вейдена, Ганса Гольбейна). Одна из разновидностей Упелянда – с косым кроем, его носили часто с поясом, который выделял высокую талию.
В этот период прическа была не главной, она отбрасывалась на второй план, т.к. главный акцент делали на головные уборы - чепцы различной формы, венцы, обручи.
Ювелирные изделия и декорации получили большое распространение – это пояса, цепи, ожерелья, пряжки, бубенчики. Все эти украшения подчеркивают шикарность, изысканность, изощренность в моде: например, на каждом пальце было по кольцу, грудь украшали большие цепи, платки с золотой вышивкой – сердцем. На шее носилось ожерелье из золотых маленьких сердечек. На поясе висели четки, амулет из воска, позолоченный соколиный коготь-зубочистка, зеркало.
И немного об украшениях:
Тяга человека к украшениям уходит корнями в глубокую древность. А что любили «вешать на себя» в средние века? Как менялась мода на украшения, и не только на них, но и на камни вообще, к которым с таким серьезностью относились наши предки?
На протяжении довольно долгого времени ювелирные украшения имели прикладное значение «носителя информации». Конечно, вряд ли они могли сравниться с нынешними дизайнерскими решениями флешек, украшенных кристаллами Сваровски. И тем не менее...
Но здесь, наверно, стоит вернуться немного назад и напомнить, что украшения изготавливались уже в период неолита. Изделия выполняли из камней, костей животных, глины и других доступных материалов. Позднее, с развитием человеческих возможностей, появились украшения из драгоценных металлов — золота и серебра, которые вошли в обиход человека в ту же эпоху. В основном это были подвески. Металл обретал все большую ценность.
Однако в средние века в Европу снова вернулась тенденция носить украшения из таких материалов, как слоновая кость, кораллы, раковины. Слоновая кость вообще долгое время была практически единственным материалом, на котором с помощью резьбы можно было выполнить сложный и очень тонкий рисунок. Стоит ли говорить, насколько дорог был этот материал и сколько слонов истребили во славу красоты!
Первая средневековая гильдия ювелиров возникла в 9 веке, а первая ювелирная ассоциация — в 1327 году в Лондоне.
В эпоху средневековья почти все европейские ювелирные мастерские находились при монастырях, и изготавливали в них церковные украшения: оклады икон, киоты, лампадки, кресты, кадила.
Как и прежде, аксессуары оставались не только украшением, но и «справочником» сведений об их владельце. Так, изящные и воздушные, несмотря на массивные камни, украшения 15 века в Западной Европе призваны были, прежде всего, указывать на положение их владельца в обществе: они в основном служили свидетельством богатства и власти.
Кстати, о камнях. В ту эпоху на драгоценных камнях делался особый акцент. Изумруды, рубины, сапфиры присутствовали на всех украшениях, от корон до колец. Но такие драгоценности были привилегией лишь знати.
Однако голь на выдумки хитра. Бедные слои тоже не отказывали себе в украшениях, только из более дешевых материалов. В ход шли медь и бронза, полудрагоценные камни. Наконец, появилась бижутерия, и горожане начали носить цветное стекло.
В начале 16 века в Европу пришла мода на небольшие золотые медальоны, которые мужчины прикалывали на шляпу. Женщины же предпочитали украшать волосы нитками жемчуга. Чуть позже шляпы и прически стали дополнять перьями. Так что досталось не только слонам: общипали и павлинов со страусами. Носили и шпильки для волос, украшенные камнями, и прекрасные плюмажи — броши, прикалывавшиеся сбоку пышной прически.
Медальон — небольшое овальное украшение, подвешенное на ленте или цепочке. Обычно медальоны делали из драгоценных металлов. В них нередко носили локон возлюбленной; позднее в медальоны стали помещать фотографии близких людей.
Что же касается жемчуга, то им украшали буквально все, при этом довольно смело экспериментируя: сочетали с бриллиантами, соединяли в сложные композиции с бантами и гирляндами.
Пояса того времени были настоящим произведением искусства: их заказывали у ювелиров и украшали различными фигурками, масками, орнаментом. Но пояса были не только украшением, — на них носили веера, зубочистки в форме серпа, молитвенники, зеркала, ароматические шарики во флаконах, которые сами по себе тоже представляли украшения.
Тогда же начали носить кольца-близнецы, украшавшие руки супругов. Сейчас эта традиция сохранилась и у нас в виде обручальных колец. Было принято носить одно кольцо на безымянном пальце. Кольца поначалу были достаточно простыми — с орнаментом, узорами, надписями, с одним камнем. С течением времени форма их усложнялась, оправы становились выше, прибавлялось драгоценных камней и эмали, — и к позднему средневековью перстни унизывали все пальцы рук. Носили даже по два кольца на одном пальце — по одному на каждом суставе.
Часто перстни служили печатью, которую вырезали на четырехугольных или восьмиугольных изумрудах, агатах и других камнях. Вырезали и монограммы владельцев. В 17 веке появились перстни с секретом. Секрет заключался в том, что в специальном отделении перстня хранился яд...
Считалось, что золотое кольцо (особенно венчальное) помогает при родах. Нельзя не упомянуть также обрядовую роль кольца в свадебных ритуалах еще у древних народов — германцев, англосаксов, индусов, римлян, у которых свадебный ритуал включал обмен кольцами.
читать дальше
Украшение одежды в средние века
Можно выделить несколько основных типов украшений одежды средневековой эпохи:
украшали все - горловую часть одежды, низ одежды, нижнюю часть рукава, плечи – вышивкой, мережкой, дорогой тканью, мехом и т.д.;
Цвета пошива одежды яркие, сочетание цветов контрастно – зеленые, красные, синие, желтые;
В декоративных нашивках появляются разновидные орнаменты - ленты, бахромы, кисти;
одежду украшали бубенчиками из серебра или золота. По рассказам, в те времена на рыцаре, который боролся в турнире, могло звучать сразу около 500 бубенцов, которые крепко крепились к одежде, обуви, головным уборам;
Перчатки могли быть украшены драгоценными камнями или золотом;
Выделение отделкой значение определенной детали, например, шнуровка с лентами.
Очень распространенным материалом пошива основной одежды были лен, домотканый холст, сукно, мех, кожа, восточный и византийский шелка. Прогрессивное развитие городских ремесел, привело к развитию ткачества, увеличилось разновидность и качество тканей, их декорация. Начинают изучать и использовать в пошив ткани шелк, парчу, бархат, эластичные сукна.
В Англии и Нидерландах началось производство отличной шерстяной ткани – шарлах. Основной цвет ее был красный. В Германии преобладает – бархат – это льняная ткань с хлопковым нашивом. В Венеции производился лучший сорт шелка – пурпур.
Присутствует большая разновидность цветов одежды: огненно-красный, карминовый, небесно-голубой, травянисто-зеленый. К концу этой эпохи начинают преобладать темные, мрачные цвета: фов — рыжевато-бурый
У тканей присутствовала гладкость. Чуть позже получают распространение набивные и тканые узоры, которые были украшены серебряной и золотой нитью. Орнамент был своеобразным: периметр был круг, ромб или овал, внутри отображались точки, кресты, «животные – герои», птицы с серебряным оперением. С XV преобладают рисунки растений: плоды граната, тюльпаны, гвоздики, розы. Символом молчания и любви была роза, состоящая из 7 лепестков, стебли листьев прочные, могли переплетаться с гранатами(тоже считался символом любви) и другими растениями. Фон и рисунок сильно отличались по цвету, они контрастно изображались. Начинает преобладать узор по всей одежде, а не как раньше, византийского типа – только по краям.
По материалам сайта:
http://clhi.info/Middle_Ages/woman
Отредактировано Ксения (29-01-2010 22:01:22)