КОМУ МЕШАЕТ РОБИН ГУД? (статья из «Советской России», конец 80-ых)
Замок-музей в Ноттингеме каким-то непостижимым образом зацепившийся за крутой склон высоченного холма, посещают ежегодно полмиллиона туристов. Привлекают в нём не только древние стены, украшенные вязью бойниц и мощными башнями, или огромные трапезные под мрачными каменными сводами, и уж, конечно, не примитивная коллекция средневекового оружия, дополненная выставкой мундиров английской колониальной армии. Нет. Сюда приходят и стар и млад, чтобы прикоснуться к древней легенде о Робин Гуде, окунуться в сказку, которая учит справедливости, учит храбрости в борьбе со злом, учит доброте к ближнему.
Всего в каких–нибудь 20 минутах езды на автомашине от замка, под стенами которого установлена внушительная металлическая фигура легендарного разбойника, облегчавшего кошельки разжиревших аббатов и зарвавшихся феодалов, начинается знаменитый Шервудский лес, где царствовал Робин Гуд. Здесь можно и по сей день увидеть большой дуб, у которого , согласно преданию, делилась добыча, одаривались бедные и обездоленные, вершился суд над лихоимцами и тиранами.
Однако, судя по всему, у воспетого в балладах и сказаньях народного героя появились непримиримые враги, не менее опасные, чем коварный шериф из Ноттингема, затевавший многочисленные козни против Робин Гуда и его вольницы. Ноттингемский муниципалитет издал и распространяет брошюру с «академическими исследованиями», в которой просто и убедительно доказывается, что Робин Гуд – это всё выдумка, чо такового в природе не могло существовать. Любопытства ради заглянем в это научное изыскание. Оказывается, «вся проблема с Робин Гудом заключается в том, что легенде уже 700 лет, а на протяжении 200 лет, пока люди были неграмотными, она передавалась из уст в уста». Поэтому, утверждает историк Грэм Блек, многие моменты народных сказаний не соответствуют историческим фактам. Какие же? Оказывается, Робин Гуд, первые упоминания о котором относятся к 13 веку, не мог повстречать свою возлюбленную Мэрион – персонаж французской поэмы того же времени. И вообще, если действовал таковой разбойник в Англии, «отбирая деньги у путешественников», то на Большой Северной дороге, в районе Йорка, но никак не в местах, которые описываются в легенде, - удивляет читателей точностью своих выводов историк Блек.
Позвольте, хочется возразить автору «изысканий», ведь речь идёт о легенде, которая сама по себе никак не претендует на историческую точность. Зачем же навязывать научный диспут народным сказаниям, кстати , столь популярны и в Англии, и во всём мире?
Ответ историка Блека, разрекламированный газетой «Дейли телеграф», поражает своей прямотой. Оказывается, эти изыскания позволяют «полностью предать проклятью традиционную социалистическую роль Робин Гуда, грабившего богатых, чтобы поделиться с бедными». Так вот в чём дело!
Купюра (слова о делах британского правительства тех лет я тогда вырезала)
….Однако дело закончилось мощным крестьянским бунтом в 1381 году, который похоронил вопиющую несправедливость. И вот её пытается эксгумировать британское правительство уже конца 20 века. А заодно кому-то очень бы хотелось и лишит жизни опасную легенду о Робин Гуде, возникшую как раз перед народным восстанием 14 века.
Не знаю, сослужат ли какую-то практическую помощь консерваторам «исторические изыскания» Грэма Блека, но пронесённую сквозь века веру народа в социальную справедливость убить таким дешёвым приёмом вряд ли удастся. Да и большой дуб, у которого герои сказаний творили добро и карали зло, поныне стоит в Шервудском лесу, вблизи Ноттингема , готовый укрыть под своими мощными ветвями память о славном разбойнике Робин Гуде, его прекрасной возлюбленной Мэрион и верной дружине весёлых лесных людей!