Утрехтская псалтирь
Утрехтская псалтырь является выдающимся памятником книжного иллюстрирования эпохи Каролингского Возрождения. Она была создана около 820—835 годов в бенедиктинском монастыре Отвильер в Шампани и украшена сделанными тушью 166-ю иллюстрациями. Текст написан на латинском языке. Примерно в это же время в Отвильерском аббатстве этими же каллиграфами и художниками было изготовлено и известное Евангелие Эббона. С 1732 года Утрехтская псалтырь хранится в библиотеке университета города Утрехт.
Утрехтская псалтырь является также важным историческим памятником, характеризующим образ жизни и мышления людей каролингской эпохи — в первую очередь благодаря интерпретациям-комментариям, данным изложенным в этой рукописи псалмам.
Это единственный манускрипт в мире, выпускавшийся факсимильным изданием четыре раза; только два манускрипта опережают его по "индексу цитирования" -- знаменитые Келлc и Линдисфарне; некоторые историки считают его самым выдающимся манускриптом Средневековья. Но можно ничего этого не знать, а просто смотреть -- и следить за тем, как в очередной раз переворачиваются наши представления о Средних веках.
Первое интуитивное впечатление - это подделка. Так рисовать тогда просто не могли, не умели, это не XVI век, не XIV и даже не XII. Это 820-830 гг. Каролингское возрождение, но далеко не все манускрипты того времени производят такое впечатление.
Художественное мастерство и современная графическая манера, неожиданная для начала IX века. Исследователи насчитали 6 художников, работавших над манускриптом. По уровню они заметно отличаются, но само их число и единый стиль говорит о том, что это - не работа одинокого гения, не случайность. Была мастерская (учитель/ученики) либо школа, течение.
Ощущение, что это работа с натурщиком. В мастерскую пригласили товарища, вручили копье, и он позировал так, потом этак, потом ещё чуть повернувшись. Так ли мы представляем себе работу художника в 820 году?
Смотришь на это и вспоминается: от неподвижных, плоских фигур раннего Средневековья к робким попыткам изображения эмоций и внутреннего состояния через мимику и жесты, от золотого фона к пейзажу, и всё это тянется, тянется, пока не открывают заново греческое и римское искусство и не наступает Возрождение. А тут 820-й год на дворе... И эмоции, и мимика в каждой второй фигуре.
Интересное изображение чертей: это просто люди, античные персонажи, полуфавны. Нет ещё того характерного образа - козлоногого и волосатого, который уже вовсю скачет по страницам манускриптов XIII века. Это - раннее, незамутненное, какое-то полуримское христианство. Может быть, и неудивительно: некоторые историки дотягивают позднюю римскую империю чуть ни до VII века.