SHERWOOD-Таверна

SHERWOOD-таверна. Литературно-исторический форум

Объявление

Форум Шервуд-таверна приветствует вас!


Здесь собрались люди, которые выросли на сериале "Робин из Шервуда",
которые интересуются историей средневековья, литературой и искусством,
которые не боятся задавать неожиданные вопросы и искать ответы.


Здесь вы найдете сложившееся сообщество с многолетними традициями, массу информации по сериалу "Робин из Шервуда", а также по другим фильмам робингудовской и исторической тематики, статьи и дискуссии по истории и искусству, ну и просто хорошую компанию.


Робин из Шервуда: Информация о сериале


Робин Гуд 2006


История Средних веков


Страноведение


Музыка и кино


Литература

Джордж Мартин, "Песнь Льда и Огня"


А ещё?

Остальные плюшки — после регистрации!

 

При копировании и цитировании материалов форума ссылка на источник обязательна.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Средневековые книги

Сообщений 61 страница 90 из 96

61

Bobby написал(а):

Любой мужчина, каким бы он ни был старым и седовласым, любая женщина с поблекшими или побелевшими волосами, выходят из него тридцатилетними

Это значит - тридцать лет там старостью не считалось?

Bobby написал(а):

но под вечер один юный слуга все ж изловчился

Подозреваю, что за день многочисленных попыток сало попросту стёрлось и скользкость шеста понизилась. :)

0

62

Княгиня написал(а):

Это значит - тридцать лет там старостью не считалось?

Нет, считалось оптимальным возрастом между молодостью и зрелостью.

0

63

Из истории пергамента

К XII веку города в Западной Европе начинают развиваться. Растет необходимость в пергаменте – основного писчего материала.
С этим напрямую связаны цеховые ремесленники – заниматься изготовлением пергамента становится выгодным делом. 

По реестру Парижской тальи 1292 года в городе насчитывалось 19 пергаментщиков.
До историков дошли сведения о городах, где широко развилось ремесло изготовления пергамента: Генуя, Милан, Флоренция, Рим, Равенна, Орлеан, Безансон, Трир, Льеж, Кельн, Краков, Прага.

Если до XII века пергамент изготовляли в городах и монастырях, то с появлением университетов (Болонья, 1154 г., Париж, 1200 г., Оксфорд, 1214 г., Неаполь, 1224 г.) монополия на этот материал перешла к университетам. 

http://s015.radikal.ru/i331/1106/6d/d35e6d0abbeb.jpg

Процесс изготовления пергамента очень трудоемкий.
      Пергамент обычно делали из шкур барана, козлов, телят, волов. (Шкура ослов не годилась).
Сначала шкуру барана помещали в чан с известью на несколько дней – на 2-3 дня на Востоке, до 10 дней на Западе (при повышении температуры раствора процесс идет быстрее).
Затем шкуру доставали и очищали от волос и мяса, потом снова погружали в новый чан с известью на короткое время, после чего натягивали на раму. Для очистных работ применяли самые различные ножи – скребки.
Самые разные по форме, по углу заточки ножи – скребки помогали начисто обработать поверхность шкуры.
После чего пемзой заканчивали механическую обработку, доводя поверхность шкуры до гладкого состояния.
Затем в кожу с двух сторон втирали мел или свинцовые белила. Они поглощали жир и отбеливали кожу.
Остатки отбеливателя снимались, кожа протиралась и получалась гладкой с обеих сторон.

Передача готового пергамента купцу 
http://i073.radikal.ru/1106/6e/0ba853f108e3.jpg

Самый дорогой полупрозрачный пергамент получался из кожи не родившихся ягнят, телят. Пергамент из кожи таких ягнят назывался «девичья кожа» и предназначался для книг высокопоставленным особам. 

Кроме этого, пергамент делили на «южный» и «северный».
«Южный» делали на юге Италии и Испании. Обработка велась только с одной стороны. Южный пергамент не очень ценился.
«Северный» пергамент обрабатывался с обеих сторон. Позже, Италия и Испания также стали обрабатывать кожу с обеих сторон и лучше отбеливать пергамент. 

Изготовление пергамента в современном цехе древней бумаги
http://i082.radikal.ru/1106/19/ac1c78cfac0c.jpg

Потребность в пергаменте все возрастала, а резко увеличить его производство не представлялось возможным, так как процесс изготовления пергамента был очень сложным по технологии.
Ввиду этого шли на определенные «варварские», с нашей точки зрения, действия: первоначальный текст, рисунки смывали, выскабливали, отбеливали пергамент, чтобы его использовать вторично.
Однако чернила очень впитывались в пергамент, так что ни пемза, ни нож и никакие смеси не могли полностью (добела) уничтожить то, что было написано до этого. Видимо, с тех времен, дошла до нас пословица: «что написано пером, того не вырубишь топором».

Полирование пергамента.
http://s44.radikal.ru/i104/1106/41/e0638862ea7b.jpg

Пергаментные листы обрезались по формату и укладывались друг на друга.
Кипа пергамента защищалась сверху и снизу аналогичными по размерам дощечками.
Новый материал и новые методы объединения информации в единый блок стали фундаментом для рождения книги.
Такая форма первых «книг», скрепленных к тому же, как восковые таблички,  стала называться «кодексом».
Дощечки, которые защищали кодекс сверху и снизу, стали обтягивать кожей – так появился переплет.
Выражение «прочесть книгу от доски до доски» - идет как раз с этих времен.
http://i030.radikal.ru/1106/4c/f9fa2f256add.jpg

А это вот кус пергамента,на коем стоят подписи Вильгельма I и Матильды/первые два большие креста/
Соглашение от Винчестер из 1072 г.
http://s008.radikal.ru/i303/1106/53/b06d2f007694.jpg
http://ec-dejavu.ru/h/History_paper.html

+6

64

«Развитие бумажного производства шло медленно, и история его покрыта мраком…»
(Оноре де Бальзак)

http://s009.radikal.ru/i310/1106/39/ea38da306742.jpg

Потребность в материале для письма в Европе существовала вплоть до появления бумаги.
Время изобретения бумаги точно не установлено. Считается, что она появилась в Китае во II веке н.э. и постепенно проникла на Запад.

Но передём сразу к нашей Европе.
Есть легенда о том, что один рыцарь, участник крестового похода, попал в плен и был отправлен в Дамаск, где работал в бумажной мастерской. По возвращении на родину он основал первую бумажную «фабрику».
У итальянцев существует другая легенда, как некий молодой монах в злости пережевал свою рубаху и выплюнул на кафель печи. :confused: 
Утром он заметил, что масса, приклеенная к гладкой поверхности кафеля, очень ровная и напоминает пергамент.
Попробовал монах чернила на этой поверхности и увидел, что можно писать на ней. Так была открыта бумага.…
Но все это из области человеческой фантазии.
Легенды не совпадают с фактами, что бумага попала в Европу через Испанию и Сицилию в Италию в XIII веке.
Из Италии готовую бумагу начали вывозить в Южную Францию, Германию, и далее в Польшу, Чехию, Из Испании – на север Франции, в Англию и Скандинавию.

Таким же путем шло и распространение производства бумаги.

http://s001.radikal.ru/i193/1106/1f/ecd512fd4b08.jpg

Первой в Европе (около 1150 г.) начала делать бумагу Испания, переняв технологию у арабов.
В 1154 году бумага появилась в Италии. В 1300 году бумагу начала изготавливать Венгрия, в 1390 году – Германия, в 1494 году – Англия.

Процесс изготовления бумаги требует большого количества воды для приводов мельниц. Поэтому бумажные цеха стремились строить как можно ближе к воде, а чаще – прямо на реке. Такие цеха стали называться «бумажными мельницами».
Первые бумажные мельницы появились в Италии в XIII веке (Фабриано, 1276 год, позже в Болонье и в Анконе), в Англии в середине XIV века.

Бумажная мельница  в Нюрнберге. С ксилографии 1493 г.
http://s40.radikal.ru/i087/1106/9a/f128caa92566.gif

Растет спрос на бумагу, увеличивается количество цехов, мастеров, учеников.
Растет конкуренция – крепнет желание занять свою нишу в производстве, поставке своего товара, в закреплении своего имени.
Каждый мастер имеет свои хитрости, свои секреты, которые держит под строгим контролем, хотя в целом общий принцип производства был известен.

В Европе бумагу делали из льняного тряпья. Сначала его замачивали в известковом молоке.
Потом тряпье растирали в больших ступках, и  снова замачивали в известковой воде около суток.
Затем измельченная масса доставалась, отжималась, и снова перемалывалась до получения однородной смеси в больших чанах.
Мастер определял готовность сырья – разрешал формовщикам зачерпнуть особым ситом (деревянная рама, обтянутая мелкой сеткой) специальным отработанным движением массу – заготовку бумаги.
Через некоторое время вода сцеживалась через сито, уплотнялась, после этого «откидывалась» на слой войлока.
Сверху клали лист войлока, и операция повторялась, таким образом, несколько раз. После определенного времени всю эту стопку из войлока и бумажной массы уплотняли под прессом. На следующем этапе всю эту кучу влажной бумаги, переложенной войлоком, относили в прессовочную, понятно для чего – засунуть под тяжести и, таким образом, окончательно её разровнять, сделать пригодной для писанины.
Пресс отжимал остаток влаги и после этого чуть влажные листы заготовки развешивали в тени ( обязательно под навесом) для воздушной сушки.
      Ну и, когда она уже была почти готова к употреблению, её окунали в желатин, сваренный из рогов и копыт животных, снова просушивали. И тогда уж бумага становилась твёрдой, прочной, не пропускающей влагу.
http://s53.radikal.ru/i141/1106/d4/f08892b3d7e2.gif
Старейшее изображение бумагоделательной мастерской мы находим на гравюре Иоста Аммана (1539-1591) в книге "Подлинное описание всех состояний на земле" (Франкфурт-на-Майне, 1568). Это альбом, талантливые гравюры которого сопровождены неприхотливыми стихами Ганса Сакса (1494--1576). Под гравюрой, изображающей бумагоделательного мастера, читаем:

Мне нужно тряпье для моей мельницы.
Колесо накачивает для меня много воды,
Что помогает мне размельчать тряпье.
Ткань нужно замочить в воде.
С помощью сетки тряпье становится как войлок.
Пресс отжимает бумагу, изгоняя воду.
Я развешиваю листы, чтобы подготовить их к печати.
И они становятся белоснежными и гладкими.

1)Изготовление бумаги.2)В мастерской "брифмалера".
Гравюры И. Аммана. 1568 г.
http://i080.radikal.ru/1106/d1/04edad20c8e5.gifhttp://s56.radikal.ru/i152/1106/e9/2a30555a39b9.gif

Подсушенная бумага поступала к гладильщикам: на мраморной доске лист разглаживался костяным стеком (своего рода плоский и очень гладкий нож без ручки). Проглаженная таким образом бумага поступала к проклейщику.
Почти готовая бумага относилась на стол к мастеру - резчику. Он обрезал заготовки под определенный формат и складировал их десятками.
Все это тщательно укрывалось сукном, льном, перевязывалось лентами, и сдавалось на склад готовой продукции или прямо из рук в руки заказчику. Бумага, как товар, не залеживалась на складе.

http://s46.radikal.ru/i111/1106/db/eeb12d21c4e0.jpg

Бумага занимает исключительное место в жизни людей. У нее было много предшественников.
Камень и глина, дерево и кость, кожа и береста, воск и металл, папирус и пергамент – все они в разные исторические эпохи служили людям в качестве материала для письма, для передачи столь ценимого-информации.

страница из знаменитой Библии Гуттенберга: первая печатная книга появившаяся в 1456 году.
http://i073.radikal.ru/1106/2c/41bde2025edf.jpg

Из истории книгопечатания.Технические аспекты
http://vivovoco.rsl.ru/VV/BOOKS/GUTENBE … 01.HTM#p11
Энциклопедия культур.
http://ec-dejavu.ru/h/History_paper.html

+6

65

Самые дорогие книги

http://s49.radikal.ru/i124/1103/ad/e13256ee3f8f.jpg

Речь пойдёт о книгах, признанных самыми дорогостоящими (по данным аукционов)
Хотя, по мне, так кажется странным, что люди могут давать оценку подобному.
Ведь эти книги на самом деле просто бесценны.
http://s15.radikal.ru/i189/1107/76/f270e936c28f.gif
«Кентерберийские рассказы», Джеффри Чосер (The Canterbury Tales, Geoffrey Chaucer)
$7,5 млн, 1998 год, аукцион Christie\'s ($9,9 млн в нынешних ценах)

http://s007.radikal.ru/i302/1103/9a/07e2760c22c4.jpg

Уникальный экземпляр первого издания «Кентерберийских рассказов» Джеффри Чосера, «отца английской поэзии» и одного из родоначальников английской литературы. Книга напечатана в 1477 году в типографии английского первопечатника Уильяма Кэкстона в Вестминстерском аббатстве.
До настоящего времени сохранилось всего 12 известных экземпляров первого издания, из которых лишь выставленная на Christie\'s книга находится в частной коллекции.
У книги богатая собственная история: первое ее появление на аукционных торгах относится к 1776 году, когда она была продана на Christie\'s за £6. В 1998 году книга стала собственностью группы лондонских книготорговцев.
http://s15.radikal.ru/i189/1107/76/f270e936c28f.gif
«Бестиарий герцога Нортумберлендского» (The Northumberland Bestiary)
$5,85 млн, 1990 год, аукцион Sotheby’s ($9,6 млн в нынешних ценах)

http://i081.radikal.ru/1103/f4/372a81962c20.jpg

Рукописный бестиарий — своего рода средневековая энциклопедия животного мира, содержащая 112 цветных изображений реальных и вымышленных существ и их описания на 148 страницах.
Автор рукописной книги не известен, экземпляр датирован примерно 1250-1260 годами. Подобных английских бестиариев во всем мире сохранилось не более 40, и они крайне редко попадают на рынок.
Как поясняли эксперты дома Sotheby’s в 1990 году, до этого бестиарий в последний раз выставлялся на аукцион в 1889 году.
Кроме того, экземпляр герцога Нортумберлендского — последний остававшийся в частных руках, а не в музейной коллекции.
На торгах в 1990 году его новым владельцем стал частный коллекционер из США, имя которого не разглашалось.
http://s15.radikal.ru/i189/1107/76/f270e936c28f.gif
Евангелие Генриха Льва (Das Evangeliar Heinrichs des Löwen)
$12,4 млн, 1983 год, аукцион Sotheby’s ($26,7 млн в нынешних ценах)

http://i064.radikal.ru/1103/cc/58916f052450.jpg

Рукописное издание Евангелия, изготовленное приблизительно в 1188 году по заказу Генриха Льва (1129-1195), герцога Саксонии и Баварии, представителя династии Вельфов, на протяжении нескольких веков имевшей большое влияние в Европе.
Манускрипт включает в себя четыре Евангелия, насчитывает 226 страниц, оформленных в уникальном стиле монахами и послушниками бенедиктинского аббатства Хельмарсхаузен.
После смерти Генриха Льва манускрипт долгое время считался утерянным.
В XIX веке он был обнаружен в Праге, в 1861 году его приобрел Георг V, король Ганновера, основателем которого считается Генрих Лев. Пятью годами позже Георг V был свергнут и бежал в Австрию и среди прочего увез с собой манускрипт.
Далее след реликвии вновь был утерян, но в 1983 году неизвестный продавец выставил «Евангелие Генриха Льва» на торги дома Sotheby\'s.
В ходе аукциона его собственником стала Германия — в финансировании покупки участвовало федеральное правительство, правительства Баварии и Нижней Саксонии, а также фонд «Прусское культурное наследие».
В настоящее время манускрипт хранится в библиотеке имени герцога Августа в городе Вольфенбюттель (Германия).
http://s15.radikal.ru/i189/1107/76/f270e936c28f.gif
Библия Гутенберга (The Gutenberg Bible)
$5,4 млн, 1987 год, аукцион Christie\'s ($10,2 в нынешних ценах)

http://s002.radikal.ru/i199/1103/1c/b90e04c266b0.jpg

Уникальный экземпляр Библии первопечатника Иоганна Гутенберга, старейшей из дошедших до нас книг.Библия известна среди библиофилов как «Библия Мазарини», по имени кардинала и первого министра Франции Джулио Мазарини, в бумагах которого в 1760 году был впервые обнаружен первый экземпляр такой Библии.
По данным Музея Гутенберга, всего в начале 1450-х годов было отпечатано около 180 экземпляров 42-строчной Библии, из которых до нашего времени сохранились 48, в том числе 21 — полный. Проданная на Christie\'s в 1987 году Библия — неполная, в ней лишь первый том. Покупателем стала японская Maruzen Corporation. В настоящее время этот экземпляр хранится в библиотеке университета Кейо.
http://s15.radikal.ru/i189/1107/76/f270e936c28f.gif
«География» («Космография»), Птолемей (Ptolemy’s «Geographia» (aka «Cosmographia»).
$3,99 млн, 2006 год, Sotheby’s ($4,3 млн в нынешних ценах)

http://s002.radikal.ru/i200/1103/bd/1bdedc36fa72.jpg

Редчайший экземпляр первого в мире печатного атласа, отпечатанного в 1477 году в итальянской Болонье по образцам карт древнегреческого астронома, математика и географа Клавдия Птолемея 150 года до н. э.
Атлас принадлежал известнейшему британскому собирателю лорду Вардингтону, коллекция которого насчитывала примерно 700 старинных книг и около 60 000 карт. Первое издание «Космографии» было жемчужиной этой коллекции, которая едва не была уничтожена пожаром в его загородном доме в 2004 году, но была спасена усилиями родственников и соседей коллекционера.
Однако через год после смерти лорда Вардингтона его наследники выставили «Космографию» на аукцион.
http://s15.radikal.ru/i189/1107/76/f270e936c28f.gif
«Лестерский кодекс», Леонардо да Винчи (The Codex Leicester, Leonardo da Vinci)
$30,8 млн, 1994 год, аукцион Christie\'s ($44,6 млн в нынешних ценах*)

http://s45.radikal.ru/i108/1103/e1/8d3d3ff8f991.jpg

Тетрадь записей Леонардо да Винчи, сделанных им во время жизни в Милане в 1506-1510 годах.
Манускрипт состоит из 18 листов бумаги, исписанных с обеих сторон и сложенных таким образом, что вместе они образовали 72-страничную тетрадь.
Заметки Леонардо написаны особым образом, его собственным «зеркальным» шрифтом — прочитать их можно только при помощи зеркала. 8-) 
Записи посвящены различным явлениям, о природе которых размышлял Леонардо: почему светится Луна, как и почему течет вода в реках, откуда берутся окаменелости, из чего состоят минералы и так далее.
Тетрадь также содержит большое количество математических расчетов, диаграмм и рисунков. «Лестерским» кодекс был назван в честь графа Лестера, купившего манускрипт в 1717 году.
В 1980 году тетрадь у наследников Лестера выкупил известный промышленник, коллекционер и друг советской власти Арманд Хаммер, в честь которого он в течение короткого периода назывался «Кодексом Хаммера» (Codex Hammer).
После его смерти в 1994 году кодекс был выставлен на торги, в ходе которых был приобретен основателем Microsoft Билом Гейтсом.
По его инициативе «Лестерский кодекс» постоянно выставляется в различных музеях мира.
http://www.forbes.ru/person/2207-igumenov-valerii

+7

66

Золотая легенда

http://i002.radikal.ru/1108/60/9c9e8f9f6f56.gif
«Золотая легенда» (лат. Legenda Aurea) — сочинение Иакова Ворагинского, собрание христианских легенд и занимательных житий святых, написанное около 1260 г. Одна из самых любимых книг Средневековья, в XIV—XVI вв. стоявшая на втором месте по популярности после Библии.

Святой Антоний  Пьяченца. от Золотой легенде Фландрии: c.1400-1410 (библиотека Университета Глазго)
http://s03.radikal.ru/i176/1108/2b/c999bb26d214.jpg

Положа руку на сердце, всё хорошо в Библии, но больно она сложна для восприятия простого люда, которому куда как понятнее сказки, былины, легенды… Тем более для человека, 10 поколений родни которого до этого верили в языческие силы природы.
Этого не могли не сознавать средневековые проповедники, и самые продвинутые и убежденные из них, такие, например, как Иаков Врагинский (Яков-Генуэзец), решили исправить ситуацию, ну то есть адаптировать Священное писание на простой латинский лад.

«Коронация Марии»
http://i017.radikal.ru/1108/d6/b6aef5b95acd.jpg

В 1260-м году сие решение вылилось в написание «Золотой легенды» - сборника жизнеописаний 180 святых.
Книжку моментально и горячо полюбили все без исключения люди средневековья. 300 лет она не могла им надоесть.
Ну потому что всё в ней было схематизировано и правильно с точки зрения старины и убеждения.

«Святая Маргарита обращает на себя внимание римского префекта» — сюжет из «Золотой легенды», миниатюра из «Часослова Этьена Шевалье» работы Жана Фуке, Музей Конде
http://s008.radikal.ru/i305/1108/64/46005f29be1c.jpg

На каждой второй странице «Золотой легенды» пишут: «А дело, говорят, было так. Впрочем, может, врут. Много дней ведь минуло с тех пор».
И святые в «Золотой легенде» - понятные и похожие на нас с вами.
Мария-Магдалина там впервые предстаёт в роли блудницы (в раннехристианских текстах Библии об этом ведь не упоминалось).
А Георгий-Победоносец побеждает змея, как победил бы любой рыцарь Европы в былые времена.
Волхвы, приветствующие рождение Иисуса, обретают ореол таинственности, Иаков Врагинский описывает их как загадочных восточных царей Гаспара, Мельхиора и Бальтазара.То есть он обратился к 3-м основополагащим мотиваторам к прочтению книги: к плотским фантазиям, мечте о подвиге и к тайне непостижимого.

История Святого Георгия и дракона сохранилась в Золотой легенде.
http://i050.radikal.ru/1108/09/172c3e7463fd.jpg

«Золотая легенда» - это всё равно, что конспект нерадивого ученика, готовящегося к сдаче богословия.
Всё упрощено до минимума, чтобы вместилось на шпаргалку. В то же время не забыта ни одна важная формула, каждый текст написан на простом, искреннем и выразительном языке, а от прочтения – сразу возникают позитивные эмоции.
Дополнительная особенность книги вытекает из мировоззрения средневекового человека: чудесное и реальное не разделяются, чудеса ощущаются как часть повседневной жизни
В этом и секрет. «Золотую легенду» издавали тысячи раз. Ещё до появления книгопечатания, она была самой любимой после Библии рукописью.
Её читали, пересказывали и даже дополняли многие поколения благочестивых читателей. На долгое время «Золотая легенда» стала основным источником сведений о жизни святых.

Золотая легенда. «Святой Бернард и дьявол», Жан Фуке
http://s51.radikal.ru/i133/1108/4e/d8f9c7f5d3f3.jpg

Тут в общем понятно, что диавол показывает Бернарду Клервоскому что-то оскорбительное. Или быть может, он просто так показывает своё отношение к трудам этого аббата.
(Прим. Бернард Клервоский (1090-1153) - французский средневековый мистик,общественный деятель, цистерцианский монах, аббат монастыря Клерво, вдохновитель второго Крестового похода 1147)

«Золотая легенда» благодаря своей занимательности и насыщенности деталями явилась энциклопедией средневековой жизни, что дает возможность таким исследователям как Ле Гофф опираться на нее при восстановлении быта XIII—XIV вв.

Святые Primus и Felician , с рукописи "Золотой легенды"(France, Paris, XIV)
http://s42.radikal.ru/i097/1108/f0/e1cd692630b5.jpg

The golden legend.Westminster William Caxton 1483
http://i023.radikal.ru/1108/51/9118723cfce0.jpg

Удивительное дело – даже строгая церковь не ополчилась против сборника латинских рассказов, хотя он явно содержал некоторые апокрифтические сюжеты. Более того отдельные заметки из неё были рекомендованы к изображению на стенах храмов, базиликах, капеллах и проч.
Всё потому что «Золотая легенда» принесла пользы католицизму больше 100 000 христианских мечей миссионеров и проповедников. Она, словно тайный агент, достучалась до каждого сердца, пробудила в нём светлое и связала его с именем Иисуса.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Золотая_легенда
http://citadelblog.ru/
http://smu.edu/bridwell_tools/specialco … pIntro.htm

+7

67

Черный Часослов

http://s017.radikal.ru/i441/1110/03/5ec2b2b88eaf.jpg

Black Hours (Les Heures Noire)
             Этот восхитительный часослов был создан в Брюгге около 1475 г.
Он ключает всего 121 фолио, на которых мы находим всё то, что обычно включалось в часословы: календарь, молитвы согласно времени суток, фрагменты литургий, избранные пассажи Священного Писания, среди которых в обязательном порядке присутствуют Евангелия и Псалтирь и, конечно же, жития святых.
Часослов был выполнен в мастерской Виллема Вреланта (Willem Vrelant), он роскошно декорирован 14-ю миниатюрами во всю страницу.
Все буквицы выписаны на травяно-зелёном фоне с использованием листового золота, позволяющего до сих пор (!) создавать эффект зеркальной поверхности. Внутри всех больших буквиц мы обнаруживаем один и тот же мотиф - букет золотых цветов.
Миниатюры отличаются весьма ограниченным набором цветов, которого, однако, оказывается более чем достаточно для передачи потрясающей атмосферы таинства, торжественности, святости происходящего.
http://s017.radikal.ru/i443/1110/00/35d066ec60c5.jpg

На сегодняшний день это единственный чёрный манускрипт, сохранённый в форме кодекса, т.к. толстый пергамент пока ещё сопротивляется разрушению со стороны той самой смеси, которая была некогда использована для его чернения.

Кто мог позволить себе изготовление подобных сокровищ?
Бургундский двор. Всегда блестящий, отличающийся безупречным стилем, вкусом к редкому и неизменно дорогому, бургундский герцог всегда искал возможность подчеркнуть своё величие, поддерживая лучших мастеров Франции в области изящных искусств.
Кроме того, Фландрия, точнее Брюгге, к тому времени уже составлял часть подвластной герцогу территории.
Так что большой удачей для него было то, что это редкое искусство зародилось именно в этом городе и более нигде и никогда (!) уже не появлялось. Секрет ушёл в могилу с его создателем.

Black Hours (Les Heures Noires), Нью-Йорк.
Сошествие Святого Духа - Троица. Первая страница часов Святого Духа.
http://s013.radikal.ru/i322/1110/5c/c547f6fc233d.jpg

Подавляющее большинство чёрных манускриптов было создано в третьей четверти XV в.
Это была ослепительная вспышка, сверхновая, которая потрясла изощрённый вкус коллекционеров, так и оставшись загадкой для потомков! Они были выполнены по заказам Филиппа Доброго, Карла Смелого, Антуана Бургундского... О, это было весьма в их вкусе! После убийства Иоанна Бесстрашного, Филипп продолжает демонстративно носить траур в течение ещё долгого времени после обычного срока.
Чёрный входит в бургундскую моду в первую очередь благодаря отзывчивым горожанам его огромного государства.
Сильный цвет, чистый, глубокий, одним словом, благородный sable! А в сочетании с золотом и серебром... Весьма в духе монарших устремления Филиппа II!

Das Schwarze Gebetbuch (Часослов Галеас-Марии Сфорца), Вена, Osterreichische Nationalbibliothek
Большая миниатюра, изображающая церковную службу.
http://s017.radikal.ru/i406/1110/2d/94cced2b51fa.jpg

Процесс изготовления манускрипта сегодня не может быть восстановлен во всех деталях.
Известно, что пергамент чернили сложной смесью, включавшей соли железа и меди. Для этого пергамент надо было вымачивать в этом растворе в течение месяца или около того, так как осаждение сульфида железа и пропитывание кожи происходило крайне медленно. После подготовки пергамента страницу размечали серебрянными чернилами, чтобы определить положение миниатюр, орнамента, буквиц и текста.
Как это было типично для часословов того времени, для написания текста использовалась готика текстура квадрата, наиболее стогий и торжественный из применяемых в то время шрифтов. Далее миниатюрист или, чаще, целое ателье принималось за оформление буквиц, орнамента, больших миниатюр и медальонов.

Das Schwarze Gebetbuch (Часослов Галеас-Марии Сфорца), Вена.
Первая страница часов Девы Марии.Большая буквица, выполненная золотом и серебром, с малой миниатюрой внутри - Благовещение. Боковой медальон - святой-воин. Нижний медальон - искушение Евы.
http://s017.radikal.ru/i404/1110/72/89faf5816b0f.jpg

До наших дней дошло всего 7 чёрных манускриптов, из которых лишь четыре полных, ныне рассеянных по всему миру:
1. Vienna, 1856.
2. Pierpont Morgan Library, from the Hoe sale.
3. Hispanic Society, New York, New York.
4. The Vatican, Rome, Italy.

Das Schwarze Gebetbuch (Часослов Галеас-Марии Сфорца), Вена, Osterreichische Nationalbibliothek.  Ноябрь (Стрелец) и Октябрь (Скорпион).

http://s017.radikal.ru/i422/1110/b7/ccda80ea8888.jpghttp://s017.radikal.ru/i406/1110/b8/f3e4ced79dde.jpg

То, что сделало эти манускрипты уникальными, столь загадочными и притягательными, - чернение - стало причиной их неотвратимой гибели. Химическая обработка медленно и, естественно, непредвиденно для создателей начала убивать пергамент, разрушая самую структуру материала. Сегодня все эти часословы, за исключением Black Hours (Les Heures Noires) из Pierpont Morgan Library, Нью-Йорк, разделяют судьбу леонардовской "Тайной вечери".
Мы наблюдаем медленную и неотвратимую гибель уникальных произведений искусства и ничего не можем с этим поделать...
Чтобы как-то замедлить этот процесс и предотвратить рассыпание пергамента, все эти мансукрипты (опять же, за исключением нью-йоркского) были разделены на страницы и каждую страницу отдельно запаяли в акриловое стекло.
Единственной причиной, по которой то же не произошло с нью-йоркским вариантом, было использование для его изготовления более толстого пергамента. Но на долго ли его хватит?..

Black Hours (Les Heures Noires), Нью-Йорк, Pierpont Morgan Library, M. 493. Поклонение волхвов.
http://s005.radikal.ru/i209/1110/2f/17cf624fad6d.jpg

К счастью, современная техника факсимиле позволяет в буквальном смысле изготовить физическую копию манускрипта.
Такие известные издательства, как Austrian State Publishing House и Faksimile Verlag Luzern, издавали и продолжают издавать крайне ограниченным тиражом, предназначенным сугубо для специалистов, лучшие манскрипты в оригинальном формате и на материале, приближённом к оригинальному. Уже существуют полные факсимиле по крайней мере двух самых известных чёрных часословов.
http://vkontakte.ru/album-152333_55205135

+6

68

Не могу не показать такие дивные картинки.
1. Семейство львов. Интересно, что средневековый автор не различал льва и львицу внешне.

2. Женщина на охоте. Где киндер, кюхн и кирхн? Не порядок.

3. Ежики!

http://uploads.ru/t/2/V/H/2VHny.jpg

http://uploads.ru/t/O/J/l/OJlqd.jpg

http://uploads.ru/t/L/Z/8/LZ8WT.jpg

Отредактировано LinLis (14-10-2011 15:35:29)

+6

69

Псалтырь Луттрелла( Luttrell Psalter)
Лондон, Британская библиотека
http://s017.radikal.ru/i415/1110/4c/5bdc81aec053.jpg

Примерно в 1325 году сэр Джефри Луттрелл(1276-1345 гг) - землевладелец из Линкольншира, заказал у некого анонимного писца и художника псалтырь для своей семьи.
Откуда появился этот художник и почему ничего неизвестно о других его работах, до сих пор остается тайной. Единственное имя, четко и однозначно связанное с этим шедевром - это сэр Джефри, заказчик работы. О нём и пойдёт речь дальше.
http://s017.radikal.ru/i402/1110/8f/e46db68969ce.jpg

В начале, после обязательной хвалы Богу, помещена миниатюра, посвященная заказчику. На ней изображены проводы.
Сэр Джеффри, с жестким норманнским профилем, величественно восседает на огромном коне, принимая шлем от своей, не менее аристократичной супруги.  Рядом также дочь(или невестка?), ждущая чтобы вручить рыцарю щит.
Обе женщины одеты в геральдические платья.
На той же странице в изящном и пышном стиле, господствовавшем в каллиграфии того времени, написано: «Лорд Джеффри Луттрелл велел мне сделать это».
http://s017.radikal.ru/i437/1110/24/d2a6f73af5db.jpg

В средние века, создание великолепных манускриптов была как бы демонстрацией благочестия,была символом богатства и власти лорда, который заказал их. Сэр Джефри  Луттрелл был бароном, чье богатство, династические союзы и военные заслуги твердо укрепили его место среди английской элиты.
          Luttrell прибыл в Англию в 1066 году, с Вильгельмом Завоевателем, принимал участие в битве при Гастингсе и приобрел поместья в награду за заслуги перед короной.
Предок сэра Джефри - Жоффруа де Лутерел(1160-1222) был близким соратником короля Джона (Иоанна Плантагенета),
а во времена правления Эдуарда III, сэру Джефри принадлежали поместья в  Лестершире , Линкольншире и Ноттингемшире.
Довольно большие земельные владения были у сэра Джефри. \
Именно это и отражает в себе Luttrell Psalter, в котором сделан акцент на сельских и просто бытовых сценах.

Кузница
http://s017.radikal.ru/i408/1110/f6/55e97352b706.jpg

Пряха
http://s017.radikal.ru/i421/1110/66/6b6732047862.jpg

Овчарня. Женщина доит одну из овец, а две других относят парное молоко в бадейке и кувшине.
http://s017.radikal.ru/i424/1110/ce/230fe9a8be3d.jpg

У художника было и чувство юмора, и богатое воображение.
Здесь в очаровательных подробностях изображен сеятель, показаны его корзинка, семена, которые быстро разносит ветер и птица, залезшая головой в мешок с семенами.
Справа мы видим комичную сценку — птица взмыла вверх и с пренебрежением игнорирует попытки собаки схватить ее.
http://s017.radikal.ru/i442/1110/9f/0028df499d13.jpg

Крестьяне разбивают земляные комья на поле
http://s50.radikal.ru/i130/1110/57/a75fa1222427.jpg

Пахота
http://s56.radikal.ru/i151/1110/65/74f6409a8ec5.jpg

http://s47.radikal.ru/i115/1110/c3/a14b4298c24a.jpg

Жатва
http://s19.radikal.ru/i192/1110/1e/8353310c6c79.jpg

Крестьяне стаскивают вязанки сена в общую кучу
http://s47.radikal.ru/i118/1110/06/b4cae013f211.jpg

И отвозят его куда им надобно
http://s017.radikal.ru/i415/1110/72/48325450b503.jpg

Молотят колосья
http://s017.radikal.ru/i404/1110/32/9e54e9219a60.jpg

Короткометражный фильм по Luttrell Psalter.
Фильм идёт под замечательную средневековую музыку и даёт возможность людям,изображённым на полях рукописи,на какое-то время выйти из пергаментных страниц псалтыря. Потрясающее впечатление.

А это миниатюры на охотничью тему:

Егерь
http://s017.radikal.ru/i436/1110/fe/cded46f3589a.jpg

Всадник с соколом на руке
http://s017.radikal.ru/i429/1110/9e/a03cbcbfff38.jpg

Ещё вот такая совершенно замечательная медведя показывающая зубы.
http://s43.radikal.ru/i102/1110/1e/0905e6248894.jpg

Иллюстрации псалтыря были ещё, как память о реальных событиях.
Например,строительство сэром Джефри Луттреллом водяной мельницы на Bridgeford (?)
http://s017.radikal.ru/i437/1110/21/c34b083b9f34.jpg

Ещё одно изображение мельницы, только ветряной.
http://s008.radikal.ru/i306/1110/e0/bd1e1fe1f509.jpg

Наряду с псалмами, книга содержит календарь и антифоны(песнопение в богослужении).

Благовещение
http://s15.radikal.ru/i188/1110/05/e3f9518682f2.jpg

Псалтырь Луттрелла является одним из самых богатых источников о повседневной жизни в средневековой Англии.
Псалтырь был приобретен Британским музеем в 1929 году.

http://www.fowlerbiblecollection.com/lu … alter.html
http://www.hn.flyingheron.co.uk/5th/lut … lpics.html
http://www.bl.uk/onlinegallery/ttp/lutt … ction.html
http://www.flickriver.com/photos/284939 … 736847739/
http://www.arts4sale.ru/cgi-bin/arts.pl … 5911171107
http://www.flickr.com/photos/28493949@N … 064639196/

+8

70

Трапезундское Eвангелие

Трапезундское Eвангелие является одной из наиболее известных греческих иллюминованных рукописей в российских хранилищах. Долгое время исследователи связывали место создания Трапезундского Евангелия с восточными провинциями Византийской империи и датировали VIII, IX, X, XI вв. В настоящее время получила признание точка зрения Б. Д. Фонкича, который на основании почерковедческого анализа высказал убедительное предположение о том, что Трапезундское Евангелие создано в Константинополе. Это помогло обосновать датировку рукописи Х в. Художественный стиль миниатюр Трапезундского Евангелия выделяется на фоне византийской живописи середины и второй половины Х в. особой экспрессивностью, выразительностью погруженных в духовные переживания образов, что достигается такими художественными средствами, как искажение пропорций и нарушение пространственных связей в предметном окружении фигур.

https://lh6.googleusercontent.com/-U2vgHGIKZFc/Tq0d_yyBVtI/AAAAAAAAAhg/BUnAnIsxKs0/s640/%2525D0%2525A1%2525D0%2525BE%2525D1%252588%2525D0%2525B5%2525D1%252581%2525D1%252582%2525D0%2525B2%2525D0%2525B8%2525D0%2525B5%252520%2525D0%2525B2%252520%2525D0%2525B0%2525D0%2525B4%252520%2525D0%2525B8%252520%2525D0%252591%2525D1%252580%2525D0%2525B0%2525D0%2525BA%252520%2525D0%2525B2%252520%2525D0%25259A%2525D0%2525B0%2525D0%2525BD%2525D0%2525B5%252520%2525D0%252593%2525D0%2525B0%2525D0%2525BB%2525D0%2525B8%2525D0%2525BB%2525D0%2525B5%2525D0%2525B9%2525D1%252581%2525D0%2525BA%2525D0%2525BE%2525D0%2525B9.jpg

Миниатюра "Сошествие в ад" и двухярусная миниатюра "Брак в Кане Галилейской" (верхняя часть) и "Чудо в Кане Галилейской"

В 1858 году митрополит Трапезундский Константий обратился к русскому императору с просьбой о разрешении собирать в России деньги на строительство в Трапезунде православного собора. Разрешение было дано, и в ответ на это митрополит Константий поднес императору Александру II в дар прекрасное пергаменное Евангелие. Трапезундская рукопись была присоединена к небольшой тогда, но уже первоклассной по составу коллекции греческих рукописей Императорской Публичной библиотеки под шифром Греч. 69. В ежегодном отчете директора Библиотеки министру Императорского двора отмечалось, что "пожалованное от государя императора греческое Евангелие, поднесенное его величеству требизондским митрополитом… занимает главное и самое важное место среди приобретений библиотеки за 1858 год". В кратком описании, включенном в отчет, было указано, что "эта рукопись состоит из двух частей: а) собственно Евангелия…, скорописью XI века… и б) 14-ти гораздо древнейших, чем само Евангелие, листов, вшитых уже после его переплета…". Отделенные от Евангелия XI века, они были одеты в картон, обтянутый тисненой кожей, и получили свой шифр - Греч. 21. Именно за этой рукописью укрепилось впоследствии название "Трапезундское Евангелие". В 1902 году библиотека приобрела еще один лист, который, как говорилось в отчете, "содержит в себе чтения Евангелия на праздник Крещения Господня и украшен миниатюрою, изображающею это событие".

https://lh4.googleusercontent.com/-jZhPNxOlBGE/Tq0d9s90pYI/AAAAAAAAAhA/uXdUYOcBxn0/s800/%2525D0%25259A%2525D1%252580%2525D0%2525B5%2525D1%252589%2525D0%2525B5%2525D0%2525BD%2525D0%2525B8%2525D0%2525B5.jpg

Крещение Господне

Предположительно, Трапезундское Евангелие петербургской Публичной библиотеки - фрагмент книги, упомянутой в греческой рукописи XIV века "Сказание о чудесах св. Евгения". В ней рассказывается о том, что во время войны с конийским султаном Ала аддином, к покровительнице Трапезунда Богородице Златоглавой обратился с молитвой о помощи Трапезундский император Андроник Гид. Одержав победу над султаном, он украсил икону Богородицы драгоценными камнями и жемчугом, полученным от побежденного, а также поднес в дар Богородице "Евангельский кодекс избранных чтений, превосходный, украшенный многими золотыми изображениями". Судя по обилию золота и высокому мастерству художников-миниатюристов, Трапезундское Евангелие действительно могло быть создано по заказу членов императорской семьи и храниться в библиотеке Комнинов в Константинополе, а после его падения в 1204 году перейти во владение трапезундской ветви Комнинов. Превосходная живопись Трапезундского Евангелия, а также его древний, безупречный в отношении орфографии текст ставят его в один ряд с лучшими памятниками византийского книжного искусства X века.

https://lh5.googleusercontent.com/-gR7odWLoxr8/Tq0d-yE8JCI/AAAAAAAAAhM/ITN_ONV_Fl0/s800/%2525D0%2525A1%2525D0%2525B2.%252520%2525D0%252595%2525D0%2525B2%2525D0%2525B0%2525D0%2525BD%2525D0%2525B3%2525D0%2525B5%2525D0%2525BB%2525D0%2525B8%2525D1%252581%2525D1%252582%252520%2525D0%25259C%2525D0%2525B0%2525D1%252580%2525D0%2525BA.jpg

Евангелист Марк

Рукопись состоит из двух частей: за шифром Греч. 21 и за шифром Греч. 21а. Текст в 2 столбца. Литургический унциал.

Греч. 21: 14 л. Листы 4, 11, 12 сохранились фрагментарно. 15 миниатюр, из них 6 в полный лист; 6 полихромных с золотом орнаментальных инициалов. Рукопись была подарена в 1858 г. митрополитом Трапезундским Констанцием императору Александру II (в составе хранящегося ныне под шифром Греч. 69 неиллюминованного минускульного Лекционария XI в., в который были вплетены в соответствии с литургической последовательностью листы Трапезундского Евангелия). Поступила в ИПБ в 1858 г.

Греч. 21а: 1 л. 1 миниатюра в тексте и 2 полихромных с золотом орнаментальных инициала. Фрагмент приобретен Библиотекой в 1902 г. у А. И. Пападопуло-Керамевса.

https://lh4.googleusercontent.com/-Xc8gG9URKog/Tq0d-jDYfrI/AAAAAAAAAhU/Sk1rrcP5d10/s640/%2525D0%25259E%2525D0%2525BC%2525D0%2525BE%2525D0%2525B2%2525D0%2525B5%2525D0%2525BD%2525D0%2525B8%2525D0%2525B5%252520%2525D0%2525BD%2525D0%2525BE%2525D0%2525B3.jpg

Умовение ног

https://lh6.googleusercontent.com/-nw4tpLXPIf8/Tq0d9cUzQ0I/AAAAAAAAAg8/foNEyN-kSv4/s800/%2525D0%2525AF%2525D0%2525B2%2525D0%2525BB%2525D0%2525B5%2525D0%2525BD%2525D0%2525B8%2525D0%2525B5%252520%2525D0%2525A5%2525D1%252580%2525D0%2525B8%2525D1%252581%2525D1%252582%2525D0%2525B0%252520%2525D1%252581%2525D0%2525B2%2525D1%25258F%2525D1%252582%2525D1%25258B%2525D0%2525BC%252520%2525D0%2525B6%2525D0%2525B5%2525D0%2525BD%2525D0%2525B0%2525D0%2525BC.jpg

Явление Христа святым женам

https://lh5.googleusercontent.com/-G853dTXkH4Q/Tq0eAkd9W1I/AAAAAAAAAhs/ifDuO-_IB9E/s800/%2525D0%2525A3%2525D0%2525B2%2525D0%2525B5%2525D1%252580%2525D0%2525B5%2525D0%2525BD%2525D0%2525B8%2525D0%2525B5%252520%2525D0%2525A4%2525D0%2525BE%2525D0%2525BC%2525D1%25258B.jpg

Уверение Фомы

https://lh3.googleusercontent.com/-nTGoixVeBAw/Tq0d_RZkbxI/AAAAAAAAAhQ/08w0rg10QAA/s800/%2525D0%25259E%2525D1%252582%2525D0%2525BE%2525D1%252581%2525D0%2525BB%2525D0%2525B0%2525D0%2525BD%2525D0%2525B8%2525D0%2525B5%252520%2525D0%2525B0%2525D0%2525BF%2525D0%2525BE%2525D1%252581%2525D1%252582%2525D0%2525BE%2525D0%2525BB%2525D0%2525BE%2525D0%2525B2%252520%2525D0%2525BD%2525D0%2525B0%252520%2525D0%2525BF%2525D1%252580%2525D0%2525BE%2525D0%2525BF%2525D0%2525BE%2525D0%2525B2%2525D0%2525B5%2525D0%2525B4%2525D1%25258C.jpg

Отослание апостолов на проповедь

Источники:
http://www.nlr.ru/exib/Gospel/viz/5.html
http://www.nlr.ru/fonds/best/24.php
http://www.icon-art.info/manuscript.php … folio_id=3

Отредактировано Княгиня (30-10-2011 17:01:55)

+6

71

Псалтырь Святого Олбана (St. Alban's Psalter)

Псалтырь был создан в 12 веке /между 1120 и 1145 годами/ в бенедиктинском аббатстве Святого Олбана /графство Хартфордшир/.
http://i015.radikal.ru/1111/e4/9cd7f05c5ae4.jpg

Сия книга предназначалась  для отшельницы Кристины из Маркайта, с которой настоятель аббатства Джефри был в тесной духовной дружбе.

Один из листов псалтыря
http://s017.radikal.ru/i421/1111/21/c3ba6a3a66a8.jpg

Книга, а это около четырёхсот страниц,  содержат псалмы, литургические молитвы, календарь и изумительные красочные миниатюры.

Ну вот например. Рождение Христа.
Осёл и вол облизывают новорождённого.
У Иосифа совершенно недоумевающий вид.
http://s49.radikal.ru/i126/1111/bb/8fa37cda11af.jpg

Сошествие в ад.
Христос пожимает руки грешникам.
http://i078.radikal.ru/1111/11/ba7e233715fc.jpg

В свободном доступе мало что можно найти из миниатюр, но на сайте University of Aberdeen  книга есть вся, только вот скопировать оттуда невозможно. :dontcare:
Можно посмотреть и прочитать очень толковые пояснения к миниатюрам так, по ссылям:

Бегство из Египта.  Марии и Иосифу помогает Иаков /сын Иосифа/

Крещение. Непонятно почему у рыб такие ошарашенные выражения рож лиц.

Понтий Пилат моет руки, смахивая воду на толпу народа.

Издания книги есть в продаже.Цены даже самых простых изданий довольно высоки. Вот для примера одна из версий:
http://www.books.ru/books/albani-psalter-1182139/

*           А по поводу аббатства Святого Олбана есть ещё такой факт.
Ночью 1 января 1254 года местные монахи увидели в небе над Сент-Олбансом «своего рода большой корабль изящной формы с великолепной поверхностью из удивительных цветов», о чём сделали соответствующие записи, сохранившиеся в монастыре города до наших дней. Некоторые источники считают, что это — одно из самых первых задокументированных наблюдений НЛО.
http://de.wikipedia.org/wiki/Albani-Psalter
http://www.abdn.ac.uk/stalbanspsalter/e … ndex.shtml
http://ru.wikipedia.org/wiki/Сент-Олбанс_(%D0%90%D0%BD%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D1%8F)

Отредактировано иннета (08-11-2011 21:10:59)

+4

72

Сошествие в ад.
Христос пожимает руки грешникам.

Он не пожимает руки и не грешникам, он выводит усопших из ада, взяв за руку. Я всё собираюсь в иконной теме этот сюжет описать, но под тяжестью найденных примеров руки опускаются. Мои, то есть, не грешников. :)

0

73

Княгиня написал(а):

он выводит усопших из ада, взяв за руку

Та моя версия пояснения не серьёзна.
Ведь всем наверно и так понятно, что там не рукопожатный момент показан.

Мне больше всего рыбы понравились в миниатюре Крещение, ну их обалделый вид.
Художник был с выдумкой. ^^

0

74

А, я думала, это цитата из статьи. В наших Сетях можно такое встретить, что уже без смайла не отличишь - где автор серьёзен, а где прикалывается.

Но мне кажется, там у всех удивлённые глаза, не только у рыб и не только на этой миниатюре.

Отредактировано Княгиня (08-11-2011 21:41:31)

0

75

Часослов Дюнуа, Франция, середина XV века

Февраль:

http://i123.photobucket.com/albums/o309/quodsciam/art/dunois002.jpg

Заупокойная служба:

http://i123.photobucket.com/albums/o309/quodsciam/art/dunois02.jpg

Гордыня и зависть:

http://i123.photobucket.com/albums/o309/quodsciam/art/dunois08.jpg

Чревоугодие:

http://i123.photobucket.com/albums/o309/quodsciam/art/dunois05.jpg

Похоть:

http://i123.photobucket.com/albums/o309/quodsciam/art/dunois04.jpg

Гнев:

http://i123.photobucket.com/albums/o309/quodsciam/art/dunois06.jpg

Алчность:

http://i123.photobucket.com/albums/o309/quodsciam/art/dunois03.jpg

Праздность:

http://i123.photobucket.com/albums/o309/quodsciam/art/dunois07.jpg

Святой Георгий:

http://i123.photobucket.com/albums/o309/quodsciam/art/dunois10.jpg

Святая Екатерина Александрийская:

http://i123.photobucket.com/albums/o309/quodsciam/art/dunois09.jpg

И вот ещё много-много картинок оттуда же: http://www.bl.uk/catalogues/illuminated … p;NStart=3

+5

76

Самая древняя книга Шотландии, кельтская псалтирь, впервые выставлена в университете шотландского города Эдинбурга.
Книга псалмов датируется XI веком. Она содержит рукописные латинские тексты и иллюстрируется кельтскими и пиктскими изображениями драконов и других чудовищ. Оригинальный переплет книги утерян, но сама рукопись находится в очень хорошем состоянии. Псалтирь считается шотландской версией знаменитой Келлской книги, хранящейся в Дублине.
Согласно исследованиям, книга была создана в монастыре на шотландском острове Иона, по заказу знатной особы, возможно Св. Маргариты, королевы Шотландии.

http://blog-books.ru/wp-content/uploads/2009/12/book_1541173c.jpg

http://zstore.zman.com/images/2011/06/13/ee7fc5290ecd4b331e2a8d1b04411c6c.jpg

+5

77

Книги 14-15 веков (изображения, артефакты)

Южная Франция.
Начало 14-го века.
Материалы - пергамент, бархат.
Шестнадцать страниц (календарь, рукопись на латыни)
Хранится в Лувре, Париж.
http://s003.radikal.ru/i204/1112/37/9e82228ac5df.jpg

Книги и письменные принадлежности из лондонского музея:
http://s017.radikal.ru/i407/1112/e1/192ce0768a90.jpg

Portrait of a Young Man 1450-60, Petrus Christus
http://s017.radikal.ru/i408/1112/b2/7facce53c73f.jpg

The Magdalen Reading before 1438, Rogier van der Weyden
http://s017.radikal.ru/i431/1112/3d/4a2ec074aab2.jpg

Saints Peter and Paul probably 1470s, Carlo Crivelli
http://i007.radikal.ru/1112/af/c058f224559d.jpg

Saints Ambrose, Exuperius and Jerome about 1465-90, Circle of the Master of Liesborn
http://i006.radikal.ru/1112/cd/478ad9eb0217.jpg

Saints John the Evangelist, Scholastica and Benedict probably 1470-80, Master of Liesborn
http://s017.radikal.ru/i442/1112/9c/ab14f7a4e80c.jpg

A Young Man at Prayer mid 1470s, Hans Memling
http://s017.radikal.ru/i406/1112/b4/8aa76fbbf75d.jpg

Saints Jerome, Bernard (?), Giles and Benedict (?) probably 1485-90, Workshop of the Master of the Life of the Virgin
http://s002.radikal.ru/i198/1112/4a/18ccef8f3bdb.jpg

+5

78

Изобретение книгопечатания в середине XV столетия стало событием, которое свидетельствовало о смене эпох.
Типографский пресс коренным образом изменил систему распространения знаний и идей.
Образование получало возможность выйти из-под контроля церкви и государства.
Идейные брожения отныне было не так-то просто пресечь и подавить. Потребность в переходе к печатной книге назревала исподволь: сначала появились «блокбухи», в которых на одной доске вырезали изображения и текст;
ксилографию на рубеже XIV—XV веков широко использовали для календарей, игральных карт и изображений святых.

Игральная карта с изображением почтальона. Германия, конец XV века.
http://s017.radikal.ru/i422/1201/f2/d9bab7d247ce.jpg

Календарь, напечатанный по принципу блокбуха. Иоганн из Гмюнда. Ок. 1440.
http://s018.radikal.ru/i510/1201/01/6e49439336dbt.jpg

Заслуга Гутенберга состоит в том, что он разработал шрифт из наборных литер, позволявший составлять текст из отдельных букв.
Он стремился превзойти совершенство рукописной книги, о чем свидетельствует Библия (1455) — памятник типографского искусства, которому суждено было изменить мир.

Страница из 42-строчной Библии И. Гутенберга. Ок. 1455. Декор на полях и в инициалах выполнен от руки.
http://s018.radikal.ru/i514/1201/86/99e676e28933t.jpg

Самое раннее изображение типографии: справа представлен книготорговец, слева — работники у печатного станка, один из которых сидит за наборной кассой. Иллюстрация из «Плясок Смерти». Франция, 1499.
http://i042.radikal.ru/1201/0e/eb8413c4ba86.jpg

Демонстрация первой печатной книги. Италия 1478 год.
http://s018.radikal.ru/i500/1201/56/3ca2bef6d8c4t.jpg

+6

79

Джефри Чосер читает перед аудиторией поэму. Англия, XV век.
http://i026.radikal.ru/1201/8b/aafd85ab5ebet.jpg

Данте Алигьери представляет свою книгу «Божественная комедия».
Слева виден спуск в Ад, вверху на заднем плане — гора Чистилища и Рай: это три части его поэмы.
Справа — Флоренция, родной город Данте. Фреска во флорентийском соборе Санта-Мария дель Фьоре. 1465.
http://s018.radikal.ru/i516/1201/24/677b7a6dfc4b.jpg

Мастер лрической поэзии Гийом Машо. Стихи для для исполнения под музыку. Франция, XIV век.
http://s018.radikal.ru/i513/1201/b8/a98b14ded56f.jpg

Петрарка и Боккаччо. Нидерланды, XV век.
http://s018.radikal.ru/i507/1201/24/5625effe91c0t.jpg

Кристина Пизанская -первая профессиональная писательница Франции, первая женщина, которая зарабатывала на жизнь своим писательским трудом.Франция, 1410—1415.
http://s018.radikal.ru/i518/1201/c5/92797a504da3.jpg

Герцог бургундский Карл Смелый принимает в дар книгу.Франция, XV век.
http://radikal.ua/data/upload/4efc3/ba193/59bc25e8de.jpg

+4

80

написал(а):

Материалы - пергамент, бархат.

Похоже на футляр для фотоаппарата цифрового.  :) Такой классный календарь, прямо захотелось сделать себе нечто подобное.

0

81

Два писца в скриптории. Миниатюра в рукописи. Германия, ок. 1040.
http://s017.radikal.ru/i427/1202/4e/d71939792c50.jpg

Епископ Бернвард Хильдесхаймский (нем. Bernward von Hildesheim) преподносит к алтарю переписанную им книгу Евангелия.
Германия, начало XI века.
http://s59.radikal.ru/i164/1202/1e/38c418a1480f.jpg

Немецкая рукопись начала XII века:
1. Писец с пером за ухом.
http://s45.radikal.ru/i108/1202/4f/467c19f8f0d6.jpg
2. Переплётчик, сшивающий листы в кодекс
http://s002.radikal.ru/i199/1202/7e/964bf3f8f066.jpg

Эти люди хористы, а книга что лежит пред ними нотная рукопись. Франция, конец XIV века.
http://i045.radikal.ru/1202/ad/441304682139.jpg

+5

82

Книга Дурроу(англ. Book of Durrow)

Книга была написана в 675 году.
Своим появлением эта рукопись обязана либо монастырю Дурроу в Нортумбрии, либо скрипторию на острове Иона.
В пользу обеих версий выдвинуты весьма влиятельные гипотезы, но версия о скриптории Дурроу возникла раньше – откуда и общепринятое название кодекса.

Зверь с коврового листа Евангелия из Дурроу.
http://s005.radikal.ru/i209/1209/00/53fada25781f.jpg

Книга содержит четыре Евангелия на латинском языке с переводом (на английский) и комментариями.
Иллюстраторы Евангелия из Дурроу поддерживали кельтскую традицию "плетеной" орнаментировки.
Узор выполнен в традиции ювелирной росписи, существовавшей до 12 века, на которую повлиял стиль Ирландских крестов - с кругом вокруг центрального мотива. Позже он исчез в романском искусстве.

Страница книги (Дублин, библиотека Тринити-Колледжа).
http://s07.radikal.ru/i180/1209/2c/2baf76353fef.jpg

Любопытный исторический факт:
Магическая ценность Книги из Дурроу не подвергалась сомнению. Так, во время вспышек болезни скота, ларец с книгой погружали в поилки больных животных: считалось, что реликвия обладает огромной целительной силой.

В романе Умберто Эко "Имя розы" описаны  миниатюры, которые поразили главного героя юношу-послушника Адсона, от лица которого ведётся рассказ.

" И сразу же был потрясен, увидев на первой странице, в начале, перед текстом Евангелия от апостола Марка, изображение льва.
Это несомненно был лев. Хотя львов во плоти и крови я не видал никогда.
Но миниатюрист, конечно, в точности воспроизвел его телосложение, вдохновясь созерцанием местных львов, поскольку Иберния, как мы знаем, населена чудовищными животными.
И я воочию убедился, что оный зверь (это сообщает и Физиолог) собрал в себе все самое жуткое и в то же время все самое величественное.
Поэтому его изображение наводило на мысли и о враге рода человеческого, и в то же время о Господе нашем Иисусе Христе.
И я не мог догадаться, какой символический ключ следует применять к этой миниатюре, и весь трясся – отчасти со страху, отчасти из-за ветра, проникавшего через амбразуры стен"

Лев; здесь – символ св. Иоанна.
Евангелие из Дурроу. Ок. 680 г.
Дублин, библиотека Тринити-Колледжа.
http://s017.radikal.ru/i439/1209/0c/d68fe7023e17.jpg

"От этого льва я пришел в такой ужас и так часто озирался по сторонам, будто ожидая, что подобное существо внезапно бросится из темноты, что не сразу решился заглянуть на другие страницы.
Новая открывшаяся миниатюра предваряла собою Евангелие от Матфея. Тут изображался уже не зверь, а человек.
Не могу сказать отчего, но вид его устрашил меня еще больше, нежели львиный.
У него была голова мужчины, но дальше – вниз от шеи – он был закован в некое подобие плотной ризы, покрывавшей тело до самых пяток, и этот покров, или же этот панцирь, был осыпан твердыми каменьями алой и желтой воды.
Голова, загадочно посаженная над башней из рубинов и топазов, представилась мне вдруг (вот к каким богохульствам привел меня страх!) головой того таинственного убийцы, по чьим неуловимым следам мы пытались идти"

Человек – символ св. Матфея. Евангелие из Дурроу.
Ок. 680 г. Дублин, библиотека Тринити-Колледжа.
http://s017.radikal.ru/i439/1209/f1/24d7c4dfcd9c.jpg

"Позднее я догадался, отчего так накрепко связались в моем сознании и зверь, и закованный – с лабиринтом.
Дело в том, что оба они, подобно всем остальным фигурам в этой рукописи, вырисовывались из густейшего узора, из тысячи переплетенных лабиринтов, струясь и перевиваясь, наводили на воспоминание о путанице переходов и коридоров, среди которой я находился.
Глаз плутал по странице, метался по сияющим тропам, как метался я по библиотеке, путаясь в хитром расположении комнат"

Ковровый лист. Евангелие из Дурроу.
Ок. 680 г. Дублин, библиотека Тринити-Колледжа.
http://s017.radikal.ru/i428/1209/05/a02ca2369599.jpg

http://s010.radikal.ru/i314/1209/2a/5af3cca1410e.jpg
http://www.medievalmuseum.ru/01mss/medi … _irish.htm
http://www.sunhome.ru/books/b.imya_rozy/57

+5

83

Лев; здесь – символ св. Иоанна.

Поправочка: как раз здесь лев - символ евангелиста Марка; это видно из текста, ведь лев идёт перед евангелием от Марка. Есть четыре символа, обозначающие 4-х евангелистов, и эти символы восходят к видению пророка Иезекииля: лев, телец, человек (или ангел) и орёл. И есть аж три распределения этих символов между евангелистами. Наиболее распространённый вариант, который принят и в Православной церкви: Марк - лев, Матфей - человек (ангел), Лука - телец, Иоанн - орёл. А вот старообрядцы считают этот вариант "латинской ересью" и относят льва к Иоанну, а орла - к Марку.

- Есть у меня икона хороша Марка-то Евангелиста,- сказал он.- Редкостная. За рублевскую выдавать не стану, а больно хороша. Московских старых писем. Годов сот четырех разве что без маленького.
...
- С орлом?

- Неужто со львом? - усмехнулся Чубалов.- Сказывают тебе, что икона старых московских писем. Как же ей со львом-то быть?..

Мельников-Печерский, "В лесах и на горах".

+1

84

Спасибо большое за выложенные изображения букв и заставок! Как раз занимаюсь русской и летинской палеографией и эти вещи пришлись как раз кстати! Собираюсь сама заняться оформлением своей творческой работы!))

+1

85

annanke, всегда пожалуйста.

annanke написал(а):

Собираюсь сама заняться оформлением своей творческой работы!))

Можно подробнее? :)

0

86

Теоретическое занудство. http://forum.sherwood-tavern.net/uploads/0000/09/8a/198299-2.gif 

Для того чтобы понять отличие средневековой культуры от современной, нужно помнить о ее редкости, разреженности. Как и всякое сложное изделие, предмет искусства был тогда уникален, индивидуален и дорог. Поэтому искусство стремится к концентрации, зримым воплощением которой явились книга и храм.

Храм – не только место поклонения Богу, но и модель мира, сотворенного Богом. Эта модель стремится походить на оригинал, для воссоздания которого необходимы все виды искусства.

Средневековая книга, как правило, в той или иной степени священна. Писание и предание церкви – это заветы Бога, записанные на человеческом языке. Но и научные труды язычников и мусульман являются зеркалом творения. Книги тщательно отделывались, украшались и весьма ценились. Для их вывоза из города требовалось специальное разрешение властей.

Наибольшим уважением пользовалась религиозная и научная литература. Ее содержание составляли догмы католицизма, их защита от иноверцев и еретиков, а также учения и идеи, обсуждавшиеся в школах и университетах. На форму этих произведений повлиял не раз нами отмеченный средневековый универсализм. Энциклопедии, богословские «суммы» стремятся полностью охватить материал, история разрастается во всемирную хронику, ведущуюся от сотворения мира, жития святых, поучения, легенды объединяются в циклы.

Самым древним по своему происхождению жанром светской литературы явился героический эпос. Он тесно связан с жизнью варварской эпохи, раннефеодальной военной поэзией, насыщен языческими образами и представлениями. Правда, записан эпос в поздних вариантах, подвергшихся влиянию христианства и рыцарской идеологии. Наибольшее внимание здесь уделено историческим деталям и всякого рода сказочным событиям и чудесам, так как эпос был и хранителем коллективной памяти народа, и фольклорным творчеством.

В Северной Европе (Исландия, Скандинавские страны) сказания-саги создавались и исполнялись поэтами-скальдами, использовавшими материал древнегерманской мифологии. Похоже на них англосаксонское «Сказание о Беовульфе». Реалии военной истории раннего средневековья лежат в основе французской «Песни о Роланде» и испанской «Песни о моем Сиде». Героический эпос Германии – «Песнь о Нибелунгах» совмещает в себе воспоминания о деяниях бургундских королей и сказочные приключения богатыря Зигфрида. Все эти поэмы, народные по происхождению, подверглись литературной обработке в духе рыцарства, которое, впрочем, по происхождению было тесно связано с героями эпоса – варварскими вождями и их дружинниками.

Собственно рыцарская литература представлена возникшим в середине XII в. рыцарским романом. Романы писались на национальных языках. Главным их источником стали кельтские сказания о короле Артуре и рыцарях Круглого стола, о трагической любви Тристана и Изольды, о подвигах Ланселота, Персеваля, Амадиса, популярные во всей Европе рассказы о поисках Грааля – волшебной чаши с кровью Христа. Крупнейшим представителем этого жанра был французский поэт XII в. Кретьен де Труа. Хотя роман близок эпосу, его герои живут уже в совсем другой среде – при дворах королей и крупных феодалов зрелого средневековья.

Здесь складывается особая культура поведения, общения, развлечений, служившая образцом всему рыцарству. Для ее характеристики используется термин «куртуазность», обозначающий качества идеального придворного кавалера и происходящий от французского слова куртуази (учтивость, любезность, вежливость). Куртуазная культура и куртуазная литература составляли одно целое. Историки отмечают, что в XIV– XV вв. такие важные элементы жизни феодалов, как рыцарские ордена, обеты, турниры, ориентируются на литературные образы, превращаются в искусную и изощренную игру.

Культ прекрасной дамы – необходимая часть куртуазной культуры. Любовное «служение» стало своего рода религией высшего круга. Не случайно в это же время столь сильно развивается почитание Девы Марии. Мадонна царит в небесах и сердцах верующих подобно тому, как дама царит в сердце влюбленного в нее рыцаря. Помимо рыцарского романа эта тема развивается и в поэзии. С конца XI в. в Южной Франции расцветает поэзия трубадуров, писавших на провансальском языке. Ею увлекаются и в других странах: на севере Франции появляются труверы, в Германии – миннезингеры. Куртуазная поэзия развивается в Италии и Испании. Сюжетами этой поэзии были не только любовные приключения рыцарей, но и их военные подвиги, описания турниров и праздников, восхваления сеньора. Часто устраивались состязания трубадуров с целью выявить сильнейшего в своем мастерстве. Поэтами были, как правило, мелкие феодалы, хотя не чуждалась этого искусства и знать. Так, король Ричард Львиное Сердце писал оригинальные стихи; впрочем, большая известность Ричарда объясняется скорее тем, что он был другом и покровителем многих трубадуров, прославивших его в своих песнях.

С XI в. центрами культурной жизни становятся города. Городская литература с самого своего возникновения создавалась на народных наречиях. Ее излюбленными жанрами становятся стихотворные новеллы, басни, шутки, выдвигающие нового героя – неунывающего, смышленого и ловкого типичного горожанина. Складывается городской сатирический эпос – французский «Роман о Лисе», переведенный на все европейские языки. Находчивый и дерзкий Лис Ренар (горожанин) постоянно одерживает верх над Волком Изенгрином (рыцарем), Львом Ноблем (королем), Ослом Бодуэном (священником). В XIII в. городской театр значительно удаляется от породившей его церковной мистерии и сближается с сохранившимися античными традициями разгульных карнавалов, сатурналий, вакханалий. Городские «игры» становятся сложными представлениями, состоящими помимо пьесы из выступлений жонглеров, акробатов, фокусников, певцов и т.п. Культура города была тесно связана с деревенской, они имели много общих черт и могут быть названы разными видами народной культуры.

Несмотря на все различия народной и «высокой» культур, нельзя не видеть и связь между ними. Далеко не все произведения духовной и богослужебной литературы были рассчитаны на интеллектуальную элиту. Сборники молитв и проповедей, жития святых распространялись среди широких масс и писались доступным для них языком. Кроме того, в XIII-XIV вв. происходит сближение и синтез ученой, рыцарской и городской литератур. Усиливаются религиозные и нравоучительные мотивы, множатся символы и иносказания. В этой атмосфере создаются литературные шедевры средневековья: французский «Роман о Розе», написанный Гильомом де Лорисом и Жаном де Меном, и «Божественная комедия» итальянца Данте Алигьери (1265-1321).

Герой «Романа о Розе» – влюбленный поэт. Он стремится к идеалу, воплощенному в символическом образе Розы, попутно встречаясь с сотнями аллегорических персонажей (Стыд, Страх, Разум, Природа и др.). Данте повествует о странствиях разочарованной и страдающей души по аду, чистилищу и раю, где она ищет ответ на мучающие ее вопросы о смысле жизни, возможности обрести вечную мудрость. В «Божественной комедии» слиты воедино гениальная лирическая поэзия, популярные в то время рассказы о видениях потустороннего мира, хроника политической борьбы сторонников папства и империи, высшие достижения схоластической учености. Сочетание всеохватности и стройного порядка делает творение Данте литературным подобием средневековых соборов.

Храмы средневековья также были своеобразными каменными энциклопедиями универсального знания – «Библиями мирян». Мастера, возводившие их, пытались показать мир в его многообразии и завершенном гармоническом единстве. Сложнейшая система архитектурных, скульптурных и живописных образов является своего рода шифром, с помощью которого записан рассказ о незримой красоте божественного надприродного бытия.

Источник

+4

87

Не по теме.

Бенджамин Харфф, студент Академии Искусств в Германии, для своего экзаменационного проекта создал такую книгу, то бишь вручную переписал, проиллюстрировал и переплёл.
Книга эта "Сильмариллион"(сборник легенд Средиземья)- произведение Дж. Р. Р. Толкина.
http://s60.radikal.ru/i169/1212/31/e619ff4e6a7e.jpg

Создание этой книги заняло у Харффа год, и он сам финансировал свой проект.
Весьма достойно получилось.

http://s019.radikal.ru/i626/1212/68/0262bfb56ae0.jpg

http://s017.radikal.ru/i407/1212/a0/9a9c207f3abf.jpg

http://s002.radikal.ru/i199/1212/22/515b955400c2.jpghttp://s018.radikal.ru/i507/1212/0e/e30854dfe230.jpg

http://s017.radikal.ru/i434/1212/ff/21e81971061a.jpghttp://s57.radikal.ru/i156/1212/31/565965e866b2.jpg

http://i070.radikal.ru/1212/32/2ae8b0d70e93.jpg

+9

88

http://s020.radikal.ru/i705/1301/b3/1a5c3a99bb6c.jpg
Книги – это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению.
/Френсис Бэкон(1561-1626)/

Подборка книжных миниатюр.

*** Миниатюра, где Св. Иоанн читает книгу. Орёл, внимающий каждому слову, встал на цыпочки.
Св.Иоанн на острове Патмос. Франция, Анже,1480 г. (St John on Patmos, Angers)
http://i051.radikal.ru/1301/2b/f450369f1141.jpg

*** Учитель. Codex of Justinian. Италия, Болонья, начало 14 века.
http://s017.radikal.ru/i439/1301/1d/38570f0d10f6.jpg

*** Читающий в темноте.
Наверно каждый хоть раз, но проделывал подобное - будучи в тёмной комнате вглядывался текст, или же читал под одеялом с фонариком.:)))
Bibliothèque de l’Arsenal, 15th century
http://s019.radikal.ru/i613/1301/1a/ff0fadd7f68b.jpg

*** Медальон на странице Библии, в котором изображены читающие молодые люди. Италия, Болонья, конец 13 века.
http://s42.radikal.ru/i097/1301/a4/267a9745da43.jpg

*** St. Gallen, Stiftsbibliothek, Cod. Sang. 542, detail of f. 552. Manfred Barbarini Lupus, Vierstimmige Gesänge zu den Hochfesten des Jahres. St. Gall, 1562.
http://s49.radikal.ru/i125/1301/8f/e297916592d6.jpg

+3

89

Кот наследил на страницах старинного манускрипта

В июле 2011 года сотрудник Сараевского университета (Босния и Герцеговина) Эмир Филипович обнаружил отпечатки кошачьих лап на рукописи XV века из хорватского Дубровника.
[реклама вместо картинки]

Он сделал фотографию, чтобы повеселить друзей, не подозревая, какое внимание она впоследствии получит.
В сентябре 2012 года снимок был отправлен через «Твиттер» историку Эрику Кваккелю, и несколько месяцев спустя сообщение стало активно «ретвититься» и «репоститься».

«На самом деле, — говорит г-н Филипович, — штудирование старинных архивов — страшная рутина. Очень редко попадается что-то интересное. Но чем дольше сидишь, тем больше замечаешь».
По его словам, с 2008 года он обнаружил множество бессмысленных закорючек, оставленных скучавшими архивариусами, нарочито вычурных инициалов и даже водяных знаков, а также странной плесени и отверстий, проделанных каким-то вредителями.

Учёный хотел бы, чтобы, наумилявшись и насмеявшись, веб-любители «котиков» задумались об истории Средиземноморья...

фото следа
[реклама вместо картинки]

Возможно, его мечта осуществится, ведь фотография включена в «Интерактивный альбом средневековой палеографии» — сборник упражнений по чтению манускриптов IX–XV веков (разобрать каракули писцов не так уж легко).

Подготовлено по материалам National Geographic.
http://news.nationalgeographic.com/news … s-history/

Книга, спасённая  от викингов

Британская библиотека приобрела самую старую уцелевшую европейскую книгу - Евангелие от Иоанна.
Приобретение раритетной рукописи обошлось в 13 миллионов долларов, сообщает BBC.

По словам исполнительного директора Британской библиотеки Дейма Линн Бриндли, книга очень хорошо сохранилась, ее переплет изысканный, а страницы хорошо прошиты и невредимы.
[реклама вместо картинки]

Это Евангелие от Иоанна также называют Кутбертовым, поскольку его еще в 1104 году нашли в гробу святого Кутберта на острове Линдисфарн на северо-востоке Англии после того, как гроб перенесли, чтобы сохранить от нападений викингов.

одна из страниц
[реклама вместо картинки]

Рукопись датируют примерно 698 годом нашей эры.
Это старейшая европейская книга, которая уцелела до наших дней.
Для того, чтобы купить старую рукопись, библиотека организовала крупнейшую в своей истории кампанию по сбору средств.

Средневековая инструкция для монашек призвала не носить украшения.

Средневековая книга "Восхваление девственности" (De Laude Virginitatis), в которой даются советы монахиням о том, как им стоит одеваться, уйдет с молотка на аукционе Sotheby's. Об этом сообщает The Daily Telegraph.

"Восхваление девственности" - трактат, написанный английским церковным деятелем Альдхельмом в 7 веке для монахинь аббатства Баркинг, основанного в 666 году.
Это первый написанный в Англии текст, ориентированный на читателей-женщин.
[реклама вместо картинки]

В трактате говорится, что для благочестивой жизни недостаточно воздержания: чистота тела должна сопровождаться безгрешностью помыслов.

Так же Альдхельм отмечает, что нельзя простить тех женщин, которые вызывающе одеваются и тем самым возбуждают интерес молодых людей. В частности, он советует не носить разноцветную одежду и изысканные украшения.

витраж Альдхельм — автор многих сочинений на латыни, его главный труд — письма к "Ацирцию" (то есть к королю Нортумбрии Элдфриту), содержащие сочинённые им латинские загадки
[реклама вместо картинки]

Четыре листа из древнейшего экземпляра книги, который датируется примерно 800 годом нашей эры, выставлены на торги 10 июля наряду с другими манускриптами из коллекции норвежца Мартина Шойена (Martin Schoyen).
Листы из "Восхваления девственности" предполагается продать за 300-500 тысяч фунтов стерлингов (470-785 тысяч долларов).
http://gazeta.ua/ru/articles/history/_g … ove/432680

+6

90

Detail from Aspertini - Female Saint Holding a Book - 1510-20. Daily reading of Books of Hours.
[реклама вместо картинки]

Книги, рекомендуемые к прочтению ангелами
Robert Campin - Mérode Altarpiece (detail). 1427.
[реклама вместо картинки]

и Святыми
Saints Matthew and Francis. Giovanni di Paolo (Giovanni di Paolo di Grazia) (Italian, Siena 1398–1482 Siena). Date: ca. 1435.
[реклама вместо картинки]

Sandro Botticelli. The Madonna of the Book (Madonna del Libro) (detail), c.1483 (Museo Poldi Pezzoli).
[реклама вместо картинки]

На первый взгляд кажется, что человек(это Св.Иероним) пишет двумя руками. Ан нет.
В одной руке у него стилус, а в другой специальный ножик для зачистки допущенных ошибок.
Antonio da Fabriano II - Saint Jerome in His Study. 1451 (Early Renaissance). Beautiful painting.
[реклама вместо картинки]

Фрагмент.Hugo Van der Goes, Death of the Virgin (ca 1472-80), oil on wood, detail.
Groeninge Museum, Bruges
[реклама вместо картинки]

Ну и итальянский манускрипт с нотами. Очень красиво!
Old italian manuscript. Author unknown. Made between 1390-1450. Wonderful work.
[реклама вместо картинки]

+5